Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения

Введенные изменения: сложности переходного периода

Пока по-старому проходит аттестация педагогических работников в 2018 году, последние изменения, которые еще готовятся, внесут некоторые перемены в процесс. В настоящее время обсуждаются дополнения в национальный проект «Образование». Например, предлагают отказаться от действующей системы аттестации и перейти на единый профессиональный экзамен.

В будущем, например, если проводится аттестация воспитателя на 1 категорию в 2018 году, портфолио предъявлять уже будет не нужно. А также не понадобятся грамоты и дополнительные материалы, доказывающие компетентность педагога.

Предполагается, что проверки по новым правилам начнут проводить с 2020 года. При этом сохранится ее периодичность и разделение на обязательную и добровольную.

Пилотная модель, запущенная в 18 регионах, вызвала неоднозначную реакцию учителей, потому что предусматривала тестирование из трех этапов: профессиональной задачи, кейса и видеоурока. Если первые два хорошему специалисту давались легко, то видеосъемка и монтаж демонстрационного ролика требуют наличия определенных навыков, и совсем не учительских. В 2019 году эта часть требований исключена, последние изменения коснулись и мнения учеников.

Новая система аттестации

Три основных новшества в аттестации педагогических работников состоят в следующем:

  1. Появятся новые должности – они будут введены после принятия уже подготовленного постановления Правительства. Учитель-методист (старший учитель) и учитель-наставник (ведущий учитель) – возможности для вертикального роста. В РК уже введены должности педагогов – эксперта, модератора, исследователя и мастера. Будут разработаны специальные коррекционные программы и они будут заниматься координацией работы не только своих коллег-учителей, но и школьных психологов и дефектологов.
  2. Последние изменения коснутся и горизонтальной плоскости профпригодности. Вторая категория будет отменена (и, судя по всему, уже в 2019 году), присваиваться будет только первая и высшая категории. В СПб и в Москве произошли некоторые изменения на региональном уровне. Но в основном процедура будет проходить еще по старым критериям. После проведения трансформаций в кадровом составе будет значительно отличаться зарплата тех, кто успешно прошел апробацию на профпригодность, и тех, кому не удалось это сделать, по причине недостаточного опыта или небольшого отработанного стажа.
  3. Теперь аттестация педагогических работников будет делиться на обязательную и добровольную. Первая проходит через два года и является экзаменом на профпригодность (такая практика давно введена для российских медиков). После этого придется просто каждое пятилетие подтверждать свою профпригодность. Добровольная будет проводиться исключительно по желанию работника сферы образования. Если он считает, что заслуживает карьерного роста, можно сдать аттестацию на повышение категории. Вторая категория отменяется, значит, тестирование будет проводиться только для получения первой или высшей категории.

Отмена второй категории означает и преференции, которые автоматически получали работники ДОУ со стажем в 20 лет. Теперь педагоги с любым стажем должны будут подтверждать свое соответствие занимаемой должности каждое пятилетие.

Категории педагогов

Цели проведения аттестации

Основное назначение проводимых тестов – проверка педагогических навыков и оценивание сотрудников на предмет их должностного соответствия. Проверяющие члены комиссии обнаруживают значения показателей улучшения профнавыков учителей, настраивают их на повышение своего текущего уровня образования. В настоящее время применяют два аттестационных рубежа – должностное соответствие как таковое и зачисление в более вышестоящую квалификационную группу.

Последнее пролонгируется само собой, без дополнительного подтверждения. Ограничения для педагогов, настроенных на самостоятельное (по собственной инициативе) прохождение переаттестации, влекущее в случае успеха повышения рейтинга. Для доступа к такой «внеочередной» процедуре необходимо отправить заявку директору школы, где они и работают.

Механизм проверки регулируется «Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Это – распоряжение со стороны Минобрнауки от 07.04.2014 No 276. Условия и положения, перечисленные в данном документе, устанавливают лишь порядок аттестации учителей. У преподавателей вузов – несколько иные требования, согласно указу Минобрнауки от 30.03.2015 No 293.

В 2019 году не стоит вопрос об отмене аттестации, поскольку ее проведение для педагогических работников имеет под собой разумные основания. Педагог, работающий в ДОУ при проведении тестирования, может продемонстрировать уровень профессиональных знаний, совершенствование мастерства, и качества, позволяющие занимать определенную должность.

Аттестация

Однако действовавшая модель не столько помогала работнику сферы образования в его карьерном и профессиональном росте, сколько создавала определенные неудобства и вынуждала собирать документы и справки:

  1. Последние изменения направлены на создание Единой федеративной модели, которая позволит унифицировать процедуру, сделать ее одинаковой для всех регионов. Речь идет о единых федеральных оценочных материалах. Ранее она была отдана на рассмотрение местных властей и проводились в произвольной форме – открытым уроком или созданием портфолио, к педагогическим работникам применялись разные критерии оценки, существовали вариабельные региональные нормы.
  2. После апробации пилотного проекта, на специально созданном сайте, педагогическая общественность получила возможность участия в создании единых требований в целом по стране, обсуждения ЕФОМ, разработки отдельных документов.
  3. В 2019 году и на протяжении всех пяти лет, отведенных Правительством для постепенного введения единого норматива, аттестация в Российской Федерации будет проходить по существующей, и по новой форме, по желанию педагога. Это предусмотрено для облегчения переходного периода и возможности плавной и комфортной адаптации к новым требованиям.
  4. Последние изменения в стандартизации оценочных критериев направлены на устранение существующих недостатков сегодняшней реальности. Разные по степени тяжести условия прохождения в отдельных регионах, способны искажать реальную профессиональную пригодность в лучшую или худшую сторону.
  5. Трансформации, которые планируются в 2019 году, направлены и на практическую реализацию полученных результатов аттестации учителей: предоставление вариантов карьерного роста и повышения уровня доходов от профессиональной деятельности.
ПОДРОБНЕЕ:  Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в 2019 году
Аттестация педагогических работников

Именно для такой категории работников ДОУ и оставлен пятилетний переходный период. На протяжении 5 лет можно будет делать осознанный выбор между старой и новой моделями аттестации на профпригодность.

Принципы проведения аттестации

Когда проводится аттестация

В настоящее время существуют два вида аттестации:

  1. Обязательная. Проводится для подтверждения соответствия занимаемой должности не реже одного раза в пять лет. Согласно Порядку проведения аттестации, от нее освобождаются некоторые работники. О них мы расскажем далее.
  2. Добровольная. Такая проверка проводится для установления квалификационной категории. Обычно назначается по просьбе самого воспитателя, желающего повысить свою квалификацию. Проводить ее можно по истечении двух лет с момента присвоения предыдущей квалификации. Если в проверке будет отказано, повторную заявку можно подать через год после отказа.

Если квалификация не будет подтверждена в положенные сроки, она аннулируется. В таком случае педагог, имеющий первую категорию, должен подать заявку на аттестацию для получения первой категории. Если у сотрудника была высшая, то станет первая.

Ранее принятое правило, по которому за сотрудником, отработавшим 20 лет по профессии, закреплялась высшая категория пожизненно, было отменено. Теперь подтверждать свою квалификацию и проходить проверку нужно каждые пять лет.

Список необходимых документов

Для прохождения проверки необходимо предоставить следующие документы:

  1. Заявление на аттестацию воспитателя, на высшую категорию (2018 год) например.
  2. Копия результата прохождения предыдущей проверки (если она была).
  3. Копии дипломов, подтверждающих профильное образование (среднее и высшее педагогическое образование).
  4. Документы, подтверждающие наличие первой или высшей категории.
  5. Если менялась фамилия, копии сопутствующих документов (свидетельство о браке, например).
  6. Представление с места работы, которое может служить подтверждением профессиональной компетенции работника.
  7. Если аттестация педагога проводится в 2018 году, может понадобиться портфолио.

Кроме того, педагог может предоставить аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации 2018. Этот документ не только описывает проделанную работу, но и представляет собой некий самоанализ педагогической деятельности педагога ДОУ для аттестации.

Образцы вы найдете в конце статьи, а сейчас рассмотрим, как правильно их составить.

Как происходит аттестация?

Для участия в аттестации необходимы следующие документы:

  • Заявление от конкретного работника.
  • Информация о ранее проводимых переучётах.
  • Документы, удостоверяющие должностное и профессиональное соответствие педработника.

Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения

Затем формируется представление о педагоге как таковом, подаётся уведомление о дате и месте прохождения переаттестации. В случае, когда сама аттестация осуществляется в целях прояснения должностного соответствия, то такой документ передаёт директор школы (или ректор/декан вуза).

Заявку на присвоение определённой квалификационной категории учитель школы вправе предоставить и самостоятельно. Данное мероприятие осуществляется в заочной форме – по предоставленной информации, однако педагог вправе присутствовать на нём и лично. Оценочная группа проверяет предоставленные сведения и на общем голосовании принимает решение, соответствует ли данный педработник своему месту работы или присвоенному квалификационному разряду.

Часть педработников могут обойти данную проверку:

  • Сотрудники, которым же была присвоена определённая категория.
  • Не набравшие двухлетнего стажа в рамках отдельно взятой школы.
  • Сотрудницы, готовящиеся стать матерями или уже ставшие ими, находящиеся в декретном отпуске, а также пребывающие назатянувшемся больничном отпуске (более 4 месяцев).

Как составить заявление

Зачастую основанием для проведения аттестации является заявление на высшую категорию воспитателя ДОУ (2018 год) по ФГОС (или на первую). Документ составляется по установленному образцу. В правом верхнем углу указываются аттестационная комиссия, в которую направляется заявка, и ее адрес. Далее вписываются данные заявителя: Ф.И.О., должность, адрес, телефон, адрес электронной почты. Желательно указать все контактные данные.

Далее посередине строки пишется название документа и цель. Например: «Заявление о проведении аттестации в целях установления квалификационной категории».

Далее идет сам текст заявки, в которой нужно указать, желательно поэтапно:

  • просьбу об аттестации на выбранную категорию;
  • информацию о квалификации в данный момент и сроке ее действия;
  • основания для присвоения квалификационной категории;
  • сведения о заявителе. Данные об образовании, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если работник имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, их все желательно отразить, приложив подтверждающие документы.
ПОДРОБНЕЕ:  Госпошлина за развод в 2019 году

Составляя заявление, особое внимание нужно уделить педагогическим достижениям воспитателя. Например, использование инноваций на занятиях, методические разработки, использование мультимедийных презентаций. К заявлению можно приложить примеры таких разработок. Они будут показывать уровень компетентности педагога.

Аналитическая справка для аттестации, на высшую категорию воспитателя например, является документом, показывающим уровень квалификации педагога. В ней нужно указать все достижения за время работы или время, пройденное между аттестациями на квалификацию.

В аналитический отчет воспитателя на первую категорию (образец) по ФГОС входят следующие разделы:

  • аннотация;
  • аналитическая часть;
  • проектная часть;
  • заключение;
  • приложения.

В шапке аналитическая справка для аттестации, на первую категорию воспитателя например, содержит данные о заявителе:

  • Ф.И.О.;
  • данные об образовании;
  • общий стаж;
  • стаж работы воспитателем;
  • стаж в учреждении, которое направило на аттестацию;
  • уровень квалификации (категория) в настоящее время.

Аттестация на соответствие занимаемой должности в 2019 году

Всякая школа или вуз использует местные нормы, регулирующие подобную переаттестацию.

https://www.youtube.com/watch?v=4vvuJo168Uc

Особое внимание учителей следует обратить на новую модель аттестации, не меняющей сам порядок процедуры получение «зачёта» на соответствие занимаемого поста. Как и прежде, этот процесс будет руководствоваться существующими нормативами и регламентами. Переходной период законодательства РФ на новые правила аттестации установлен до 1 января 2020 года.

На данный момент политики разбирают вопрос о возможном исключении из стандартов оценивания учителей некоторых пунктов, ранее использующихся при процедуре.

Благодаря модернизации процесса аттестации педагогов удастся сократить дистанцию между теми, у кого есть достаточный стаж и начинающим профессионалом. Это совершенно не означает, что кто-то пытается приуменьшить заслуги учителя старшего поколения. Просто, почему молодые кадры не могут получать больше, если их профессиональные качества это позволяют.

Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения

В новой модели аттестации подтверждение квалификации педагога должно осуществляться на основании объективной, независимой оценки, с помощью аттестационной формы ЕФОМ.

Поменяется и само содержание проверки. Контрольные материалы должны быть разделены на 3 основных блока:

  • педагогический предмет;
  • уровень знаний той науки, что преподаётся;
  • коммуникативные навыки.

По отмеченным направлениям в дальнейшем будет расширяться профессиональная оценка представителей общеобразовательной сферы.

Очень важно запомнить, что оценка знаний учеников, обучающихся по методике тестируемого педагога, должна проводиться не по пиковым результатам, а в динамике «что знал и чему научился».

Мнение учителей о новой форме аттестации

Педагогическое сообщество единодушно и категорично в своём отношении к нововведениям. Многие сомневаются, что к их мнению по важным вопросам действительно прислушиваются, проводится много параллелей с ЕГЭ и его сомнительным успехом. Большинство педагогов довольны существующей моделью аттестации, есть и те, кто вообще против аттестации в любой её форме.

Помимо критики есть и конструктивные предложения, например, вместо разработки ЕФОМ использовать уже существующую эффективную модель, которая сейчас применяется в Москве и в самом деле является аттестацией «в два клика». По этой модели результаты работы учителя определяются успехами его учеников и динамикой этих успехов.

Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения

Руководитель департамента образования Москвы Исаак Иосифович Калина считает, что новая модель аттестации хороша для студентов, потому что поможет им доказать, что они смогут стать хорошими учителями, а вот по отношению к опытным учителям она неуважительна, потому что ставит их в один ряд с выпускниками вузов.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Чтобы иметь возможность и дальше преподавать в отдельно взятой школе, педработник подвергается переаттестации – но при отказе конкретный учитель нарушает трудовое законодательство России по 21-й статье. Директор школы и завуч обязательно применяют к такому учителю дисциплинарное воздействие на основании 192-й статье – от замечания или выговора до увольнения.

ПОДРОБНЕЕ:  Пособия матерям одиночкам в 2019 году: какие положены выплаты и льготы?

Однако повышать добровольно свой профессионализм пока ещё не обязательно – никакой дополнительной ответственности за это не будет. Вместе с тем последнее не сочетается с интересами самого педработника: не пройдя своевременную переаттестацию, то присвоенная квалификационная группа будет для него отменена, что также приведёт к уменьшению его зарплаты.

Как проходит добровольная аттестация

Отныне желание сотрудника и его стаж не влияют на необходимость обязательной оценки. Если он по каким-либо причинам не прошел ее в установленный срок, то квалификационная категория понижается, а вместе с ней снимаются стимулирующие выплаты. Например, если работник утратил высшую категорию, то ему присваивается первая.

Программы Министерства образования РФ по аттестации воспитателей (тестирование 2017) нет в свободном доступе. Поэтому подготовку следует вести, опираясь на литературу, опыт коллег и свой собственный.

Существуют работники, которые освобождаются от прохождения обязательной проверки и оценки знаний. Среди них:

  • сотрудники, проработавшие на занимаемой должности менее двух лет;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • сотрудники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, не достигшим трехлетнего возраста;
  • лица, отсутствовавшие на рабочем месте белее четырех месяцев по причине заболевания.

Проверка знаний первых четырех категорий сотрудников производится спустя два года после выхода на работу.

Ранее двадцатилетний педагогический стаж являлся гарантией пожизненного сохранения второй категории, то теперь такая норма неактуальна.

Обязательная оценка знаний включает в себя следующие этапы:

  1. Формирование комиссии. Она должна состоять из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии. В нее могут входить представители федеральных органов власти, региональных органов власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, научных организаций, учебных учреждений и т. д. Принятие решения происходит в отсутствии экзаменуемого путем открытого голосования.
  2. Подготовка списка работников, подлежащих проверке, и составление графика оценивания.
  3. Подготовка представления на каждого экзаменуемого работника.
  4. Проведение проверки.
  5. Оформление результатов аттестации.

Все воспитатели могут проходить добровольную оценку. Такая возможность может заинтересовать специалистов, настроенных на профессиональный рост и развитие.

Срок действия полученной категории составляет пять лет. Если в прошлый раз кандидату было отказано в подтверждении квалификации, то проверить свои знания в следующий раз он сможет через год.

Каждый сотрудник имеет право самостоятельно инициировать проверку своих знаний. Для этого достаточно подать заявление директору образовательного учреждения. В документе необходимо указать мотивы желания участвовать в испытаниях.

Порядок проведения добровольной проверки на соответствие квалификации и оценки знаний включает следующие этапы:

  1. Проверка заявления.
  2. Установление срока проверки. Ее продолжительность должна составлять не более 60 календарных дней от момента начала проведения до принятия решения.
  3. Письменное уведомление экзаменуемого о месте и времени проверки — производится в течение 30 дней после получения заявления.
  4. Оценка.
  5. Оформление результатов.

Примеры тестовых заданий

Тестовые задания формируются Министерством образования РФ. В каждом наборе тестов определяется его назначение, структура и содержание. То есть все вопросы тематически разделены на разделы, которым дается краткое описание и указано количество вопросов с указанием максимального количества баллов, которое возможно набрать.

По итогам тестирования на руки кандидату выдается справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования на высшую категорию нужно набрать не менее 90 баллов.

Готовиться к процедуре желательно заранее. Для этого нужно изучить требования, предъявляемые для квалификационной категории, на которую претендует воспитатель. После этого собрать соответствующий материал: грамоты, дипломы, сертификаты, разработанные методические программы и так далее. Ну и желательно аналитический отчет писать не в последний день перед днем проверки квалификации.

Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения

Приведем примеры вопросов, которые могут содержаться в тесте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector