Какой огнетушитель нужен для техосмотра автомобиля в 2020 году

Типы, виды, стандарты огнетушителей.

Чаще всего автолюбители, приобретая устройство для тушения возгорания, не вникают в его специфику. Огнетушитель он и есть огнетушитель. И значительная доля правды в таком рассуждении присутствует. Уж лучше, чтобы в ответственный момент под рукой был хоть какой-нибудь пламегаситель, чем никакого. Тем не менее стоит иметь ввиду, что эти красные баллоны различаются по нескольким критериям:

  • способ срабатывания. Понятно,что использование какого-то иного варианта, кроме ручного, в обычном автомобиле пока не придумали;
  • принцип воздействия на очаг огня. Вот здесь самое сложное, ибо знания химии у большинства владельцев транспортных средств таковы, что разумнее поверить на слово продавцам магазина, которые утверждают – в автомобиле лучше иметь углекислотный или порошковый огнетушитель;
  • объем корпуса. Понятно, что чем габаритнее автомобиль или он имеет какую-то специфику (например, бензовоз), то и объем должен быть больше. Для комплектации легкового автомобиля обычно используют переносные, с массой вещества для огнетушения до 4 килограмм;
  • вид пускового устройства. Самый удобный и распространенный вариант – рычажного типа;
  • сроки службы и возможность заправки. Углекислотные сохраняют свои свойства до 5 лет (потом возможна дозаправка). Временные рамки годности порошкового – 10 лет, с дополнительной заправкой не реже, чем раз в 5 лет. Но как показывает практика, разумнее купить через 5 лет новый, чем заправлять старый.

Какой огнетушитель нужен для техосмотра?

Как уже отмечалось, очень часто автовладельцы при выборе средства пожаротушения ориентируются только на один параметр – стоимость изделия. В порядке вещей было приобретение заведомо контрафактного товара, лишь бы пройти технический осмотр. Да и сотрудники ГИБДД, при проведении ТО, зачастую ограничивались визуальным подтверждением наличия огнетушителя.

На сегодняшний день требования более четкие:

  • огнетушители для автомобилей должны соответствовать ГОСТам. Допускается два варианта НПБ 155-2002 и Р 51057-2001. Вовсе не обязательно изучать положения о стандартах, а вот буквы и цифры стоит запомнить;
  • утверждены два вида огнетушащего вещества, используемого производителем: углекислотный и порошковый. Тем самым, дан однозначный ответ на вопрос: какой огнетушитель должен быть в автомобиле;
  • большое внимание уделено информационной составляющей наносимой маркировки. На емкости противопожарного изделия должны быть все характеристики, сведения о веществе, содержащимся в нем и инструкция с правилами пользования при пожаре;
  • к сожалению, понятие «срок годности» для многих россиян – пустой звук. Да и документы, подтверждающие это, за пять лет могут пропасть. По новым требованиям, все сведения о сроках годности и нормативах для проверок должны наноситься непосредственно на изделие;
  • жестко обозначены допустимые вес и объем огнетушителей. Для легкового автомобиля – 2 кг/2 л – соответственно. Теперь у недобросовестных водителей уже не будет возможности предоставлять на ТО аэрозольные (воздушно-пенные) образцы. Они удобные, компактные, дешевые, но малоэффективные;
  • неизменным остается требование о регулярной ежегодной проверке (осмотр на предмет деформации, взвешивание) и перезарядке (не реже одного раза в 5 лет) огнетушителей.

Конструкция автомобиля – это сочетание металла, топлива и электропроводки. Если одна из систем выйдет из строя, может легко возникнуть пожар, поэтому чрезвычайно важно иметь огнетушитель в авто. Проверка этого прибора – обязательный пункт при прохождении ТО, поэтому следует знать, какой огнетушитель нужен для техосмотра в 2020 году.

Для успешного прохождения техосмотра в 2020 году ваш автомобильный огнетушитель должен соответствовать ряду требований. При осмотре огнетушителя сотрудник пункта ТО обращает внимание на:

  • вид устройства (для того, чтобы огнетушитель смог потушить пожар в автомобиле, он должен быть предназначен именно для этого);
  • объем баллона;
  • массу (уровень наполнения емкости);
  • состояние прибора (проверка корпуса, запорной арматуры, манометра и т.д.);
  • срок годности.

Еще два важных требования к огнетушителю при техосмотре в 2020 году – это соответствие ГОСТу и наличие маркировки (дата заправки, адрес предприятия для обслуживания).

Чтобы понять, какой тип подходит для автомобиля, разделим огнетушители по веществам внутри баллона на 4 вида:

  1. Порошковый (ОП). Внутри емкости находится порошкообразная смесь, изготовленная на основе минеральных солей.
  2. Воздушно-пенный (ОВП). В баллоне раздельно находятся пенообразователь и рабочий газ, которые на выходе образуют пену.
  3. Газовый (ОУ, ВВПА). Тушащее вещество в данном случае – углекислота или аэрозоль.
  4. Жидкостный или водный (ОВ). В баллон закачана вода или другая жидкость.

Чтобы выбрать огнетушитель для автомобиля, рассмотрим, что вообще может в нем загореться. Зачастую виновники воспламенения – проводка и топливная система. Такие тушащие вещества, как вода и пена, не смогут их потушить. Почему?

Если горит ГСМ, жидкость не поможет потушить пожар в силу химической стойкости горючего. Заливая водой (пеной) горящую проводку, вы испортите ее окончательно и повысите вероятность еще одного короткого замыкания.

ПОДРОБНЕЕ:  Льготы по растаможке автомобилей Советник

Даже когда причина воспламенения не в топливе или проводах, жидкость категорически нельзя применять, поскольку повредите электрику.

Порошок мгновенно накрывает источник воспламенения и перекрывает кислород. Качественный порошковый огнетушитель тушит «все, что горит» – от категории А (твердые горючие вещества) до Е (электрооборудование).

Существует 2 вида таких огнетушителей:

  1. С уже закачанным газом. Такой прибор при использовании сразу выдает порошок.
  2. Устройство, внутри которого происходит химическая реакция и образуется нужный газ.

Скорость действия первого варианта выше.

Углекислотные устройства выпускают CO2, температура которого минус 70– 90 о С, под большим давлением. Углекислый газ моментально вытесняет кислород, и горение прекращается.

Когда тушите пожар с помощью ОУ, следует:

  1. Позаботиться, чтобы газ не попадал на кожу, поскольку это может привести к обморожению.
  2. Не вдыхать углекислоту.

Эффективность ОУ выше, чем у порошковых устройств.

Стандарты по объему

Для успешного прохождения техосмотра объем вашего огнетушителя должен соответствовать требованиям. В 2020 году стандарт объема для легковых автомобилей – не менее 1 л, для грузовых – не менее 2 л (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 25.12.18).

Даже при соответствии по объему инспектор проверит массу устройства во время ТО. Это поможет выяснить, заполнен ли огнетушитель на 100%. Допустимая масса прибора 1 кг для на каждый литр объема.

Для автомобильного огнетушителя существует срок годности, который проверяется при техосмотре. Ведь со временем в баллоне снижается давление, а огнетушащие вещества теряют свои свойства.

Номинальный срок годности – это предусмотренный заводом-изготовителем период, когда ОУ или ОП является рабочим при правильной эксплуатации.

Реальный срок формируется с учетом фактических условий использования и обслуживания.

По нормам безопасности ОП разрешается эксплуатировать не более 10 лет. Углекислотный прибор ОУ имеет номинальный срок 10–15 лет.

После истечения нормативного срока годности приборы подлежат утилизации. Если сам баллон и арматура в порядке, то огнетушитель можно перезарядить и использовать в личных целях. Но для автомобиля придется приобрести новый.

Один раз в квартал проверяется правильность расположения ОП (ОУ). Должен быть обеспечен быстрый доступ к устройству, а также надежная фиксация огнетушителя. Сотрудник пункта техосмотра проверяет соответствие правилам безопасности.

Более тщательный осмотр проводится ежегодно. Инспектор измеряет величину давления в емкости, а также проверяет, в каком состоянии находятся пломба, защитное покрытие, фильтр, клеймо, манометр. Далее огнетушитель взвешивают, осматривают степень загрязнения гибкого шланга и распылителя.

Порошковое устройство требует обязательной перезарядки раз в 5 лет, углекислотный баллон перезаряжается с таким же интервалом. В случае с ОП выгоднее купить новый огнетушитель, поскольку стоимость перезарядки и покупки практически одинакова.

Новые углекислотные устройства стоят дороже, поэтому перезарядка ОУ более целесообразна.

Чтобы перезарядить огнетушитель, автовладелец приезжает на пункт ТО, где:

  1. ОУ (ОП) осматривают.
  2. Проверяют и испытывают.
  3. Когда сотрудник убедился, что огнетушитель можно перезаряжать, в баллон закачивают новый порошок (газ).

Стоимость автомобильных огнетушителей для прохождения техосмотра в 2020 году зависит от вида:

  • углекислотные устройства – от 700 до 1900 руб.;
  • порошковый огнетушитель – от 500 до 1200 руб.

Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.

В принципе, на протяжении нескольких лет требования особо не меняются к огнетушителям, но про срок годности помнить нужно. Не считаю это лишними тратами, так как уже однажды он мне пригодился.

ПОДРОБНЕЕ:  Страховка автомобиля по без страхования жизни

В принципе может для новичков водителей статья будет информативной, но мне это известно уже давно. Огнетушитель для автомобиля уже долгое время одного вида, главное не забывать периодически обновлять его.

Требования к автомобилю при прохождении регулярного технического осмотра становятся все жестче. Не секрет, что аптечка и огнетушитель – обязательные объекты для проверки. Эта статья о том, какие предъявлены требования к автомобильному огнетушителю для техосмотра в 2020 году, как его хранить и что делать с просроченным устройством.

ОУ огнетушители работают на принципе охлаждения горящего вещества углекислотой вплоть до прекращения возгорания.

Такие устройства не теряют свойств при хранении и позволяют прекращать возгорания даже в труднодоступных местах. К сожалению, при его использовании возможны токсические поражения, ожоги рук при соприкосновении с раструбом, небольшие поражения током из-за накопления статического электричества.

Аэрозольные баллоны малоэффективны при крупных возгораниях, однако допустимы к использованию. Пено-воздушная смесь таких устройств содержит углеводороды.

ОП огнетушитель действуют на принципе прекращения доступа кислорода к месту горения. Для этого используется специальная пена. Они не только тушат все классы пожаров, но и препятствуют вторичному возгоранию. В отличие от углекислотных они сильно загрязняют поверхности, и уборка после тушения становится сложной задачей.

По типу устройства огнетушители делятся на:

  • Оснащенные газогенерирующим патроном;
  • С баллоном высокого давления;
  • Закачные.

Газогенерирующий элемент служит «спусковым механизмом». Благодаря ему начинается химическая реакция между компонентами смеси в баллоне.

Это не самый надежный тип устройств. В его основе прокол капсулы, после чего начинается реакция, и вытесняется вещество для тушения пожара. Зафиксированы случаи отказа в срабатывании. Да и использовать его можно лишь через несколько секунд, а при пожаре важна каждая.

Еще менее надежный огнетушитель работает на основе баллона со сжатым воздухом. При нажатии рычага он прокалывается, как и капсула газогенерирующего элемента. Так же нужно подождать несколько секунд, но в поспешности нередко пользователь спешит и в итоге спускает воздух. В итоге устройство бесполезен.

Какой огнетушитель должен быть в автомобиле для ТО?

В общих чертах, ответ на этот вопрос уже прозвучал в ходе обсуждения средств пожаротушения. А концентрированном виде это выглядит следующим образом:

  • в каждом автомобиле должен быть исправный огнетушитель, а в идеале –два порошковый и углекислотный;
  • для легковых автомобилей рекомендуются огнетушители объемом 2 литра. Средняя стоимость порошкового — 250-300, углекислого – 450-500 рублей.
  • приобретать огнетушитель надо только в специализированных магазинах. При покупке особое внимание следует уделить заводским маркировкам, сведениям о сроках годности и внешнему виду изделия. Можно также приобрести «Набор автолюбителя», в комплектацию которого еще входят аптечка, аварийный знак и буксировочный трос;
  • вряд ли кто скажет однозначно, какому из предприятий, поставляющих средства пожаротушения на рынок, стоит отдать предпочтение. Но судя по отзывам, наиболее востребованной является продукция компаний «Пожавтоматика» (Москва), «АПТВ» (Ярославль), «Эгида» (Казахстан), «Пожтехника» (Беларусь);
  • несмотря на очевидную необходимость иметь в машине автомобильный огнетушитель, некоторые водители нарушают этот постулат. Сотрудники ГИБДД имеют право указать на это, потребовав устранить недостаток или выписать штраф до 500 рублей. Причем закончившийся срок годности огнетушителя расценивается и наказывается также как его отсутствие.

Ошибочно полагать, что присутствие огнетушителя в авто — это формальная необходимость для технического контроля. Правильно выбранный огнегаситель в экстремальной ситуации спасет личное имущество, жизнь водителя и пассажиров. Надежное средство гарантирует своевременную ликвидацию очага возгорания. Для прохождения технического осмотра автомобили должны быть оборудованы средствами пожарной безопасности. Важно знать, по каким критериям проверяют огнетушители, какие виды наиболее эффективны для тушения транспорта.

Обязанность водителя иметь огнетушитель в авто прописана в Федеральном законе № 170-ФЗ от 01.07.2011 «О техническом осмотре ТС», а также в Постановлении № 1008 от 05.12.2011 г. «О порядке прохождения ТО». Легковые машины должны быть снабжены средством тушения пожара, объемом не менее 2 литров, грузовые автомобили, автобусы оснащаются одним аппаратом в кабине, вторым — в салоне или кузове.

  • Замыкание электричества;
  • Утечки в топливной системы;
  • Намеренный поджог.
ПОДРОБНЕЕ:  Как снять с учета для утилизации автомобиль

Огнетушители остаются самыми востребованными средствами пожаротушения и зачастую еще до приезда МЧС с их помощью удается устранить очаг возгорания. Их размещают согласно нормам ГОСТа 12.4.009 «Пожарная техника для защиты объектов» вне зоны попадания прямых солнечных лучей, на виду и в легкой доступности. Подходящее место в салоне автомобиля — около входной двери водителя.

Зачастую эффективность данного средства тушения пожара зависит от его характеристик и правильного выбора для определенной ситуации и объекта возгорания. Требования к эксплуатации огнетушителей утверждены Сводом Правил 9.13130.2009 МЧС РФ. Так, в документе приведены основные критерии соответствия огнетушителей, к которым относятся:

  • ГОСТ (Р 51057-2001, НПБ 155-2002) — определяет применимость переносного противопожарного средства;
  • Объем — соответствие размерам объекта тушения. Для легкового транспорта используют 2-литровые аппараты, для грузового — 5-литровые;
  • Масса — вес заправленного аппарата свидетельствует об исправном состоянии (не менее 2 кг и 5 кг для легковых и грузовых ТС соответственно);
  • Маркировка — на аппарате указывают наличие тушащей смеси, условия хранения, подробную инструкцию, адреса обслуживающих компаний;
  • Активное вещество — химический порошок, углекислотный газ;
  • Срок годности — со временем падает давление в баллоне, улетучиваются свойства смеси, поэтому на корпусе маркируется дата поверки.

Давление внутри баллонов замеряется по манометру, не реже 1 раза в год. Период использования порошковых огнетушителей составляет полтора года, углекислотных — 5 лет. По истечении срока, они перезаряжаются. Утвержденные нормативы распространяются на все аппараты, классифицируемые по очагам возгорания. Автовладелец самостоятельно выбирает модель средства пожаротушения, исходя из специфики его использования.

Выделяют несколько разновидностей огнетушителей для защиты транспорта. Огнетушители на пенной и водной основе не применяются в автомобилях, последствия их воздействия губительны для электроники. Для гашения пожаров в ТС используются порошковые и углекислотные модели. Порошковые огнетушители (ОП) воздействуют на пламя смесью из порошка с особым химическим составом. Плотный образованный слой препятствует доступу кислорода. К недостаткам порошковых огнетушителей относятся:

  • Отсутствие охлаждающего эффекта — возможно повторное возгорание;
  • Загрязнение объекта тушения — порошок трудно выводится с оборудования, ценных предметов, салонной обивки сидений;
  • Запыленность — образуется порошковое облако, снижается видимость;,
  • Затрудненность выхода порошка — огнетушащие частицы при длительном хранении образовывают комки. Несвоевременная перезарядка приводит огнетушитель в непригодность.

Углекислотные огнетушители (ОУ) подходят для тушения пожаров категории B, C, E. Они потоком активного вещества (диоксида углерода в жидком состоянии) уничтожают огонь и производят охлаждение внешнего покрытия. Они не загрязняют поверхность объекта, поэтому зачастую такие средства пожаротушения используют там, где много компьютерной техники, электрических приборов и т.д. Среди недостатков углекислотных огнетушителей выделяют:

  • Невозможность применения для ликвидации пожаров щелочных и щелочно-земельных металлов, электрооборудования, под напряжением более 10 кВ;
  • Токсичность воздействия углекислоты на человека (удушения, обморожение);
  • Переохлаждение объекта тушения;
  • Неэффективность при низких температурах (уменьшением давления внутри баллона).

Углекислотные огнетушители безвредны для деталей автомобиля, перекрывают доступ кислорода к источнику возгорания. Их можно приобрести в специализированном магазине, а стоимость будет зависеть от комплекции и вида средства тушения, в среднем цена составляет 700-1500 рублей. Порошковые огнетушители более легкие, успешно справляются с воспламенениями в салоне машины и под капотом. Цены на них несколько ниже, так переносное средство тушения можно приобрести в среднем за 400-700 рублей.

Заключение

Автовладелец обязан оборудовать транспортное средство соответственно предписаниям пожарной безопасности. К средствам пожаротушения предъявляются особые требования. Необходимо выбирать модель аппарата, подходящую габаритам транспортного средства. Не стоит забывать, что соблюдение норм, своевременная диагностика и перезарядка аппарата для тушения пожара сохранит не одну жизнь и поможет спасти имущество, в данном случае транспортное средство.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector