Сша основные законы

Оригинальный экземпляр Конституции

В 1783 годуВерсальским мирным договором завершилась Война за независимость США. Ещё в 1777 году, в разгар войны, Второй континентальный конгресс принял Статьи Конфедерации, документ конституционного характера, который определял Соединённые штаты как конфедерацию и закреплял полномочия центральных органов.

В 1781 году Статьи были ратифицированы последним, тринадцатым, штатом и официально вступили в силу. Многие отмечали слабость этого союза: во-первых, Статьи Конфедерации предоставляли центральным органам минимальные полномочия, а во-вторых, при голосовании в Конгрессе Конфедерации (высший орган власти) по любому вопросу требовалось единогласное решение всех штатов, так что один штат мог заблокировать любую инициативу.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В сентябре 1786 года представители пяти штатов (Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пенсильвания, Делавэр, Виргиния) собрались в Аннаполисе для того, чтобы обсудить поправки к Статьям Конфедерации, касавшиеся отмены таможенных барьеров между штатами. Конференция оказалась недостаточно представительной (делегаты из ещё нескольких штатов не успели добраться в Аннаполис вовремя, часть штатов проигнорировали конференцию), поэтому делегаты обратились к Конгрессу Конфедерации с просьбой созвать в мае следующего (1787) года в Филадельфии конференцию, в которой участвовали бы представители всех штатов и которая имела бы достаточно полномочий для пересмотра Статей Конфедерации.

21 февраля1787 года Конгресс Конфедерации принял резолюцию о созыве Конвента «с единственной и выраженной целью пересмотра Статей Конфедерации» (англ. for the sole and express purpose of revising the Articles of Confederation)[2]. Двенадцать штатов (за исключением Род-Айленда) утвердили в общей сложности 70 делегатов, которые должны были участвовать в Конвенте[2].

Хотя первоначальной целью Конвента был именно пересмотр Статей Конфедерации и вопрос о выработке нового документа не ставился, постепенно делегаты пришли к заключению о необходимости создания новой Конституции, которая бы утвердила территориальное устройство федерации и систему органов власти, принципиально отличающиеся от существовавших на тот момент[3].

Сша основные законы
Сша основные законы

Основной идеолог «Плана Виргиния» Джеймс Мэдисон

Основной спор на Филадельфийском конвенте развернулся между сторонниками двух конституционных моделей, которые получили названия «План Виргиния» и «План Нью-Джерси» (по названиям штатов, которые представляли делегаты — авторы моделей). В «Плане Виргиния» (его авторство принадлежало в основном Мэдисону[4]) основной упор делался на создание системы федеральных органов, которые обладали бы значительными полномочиями.

В частности, федеральное правительство предлагалось наделить правом вето на законы, принимаемые легислатурами (законодательными органами) штатов[5], в случае необходимости применять военную силу против отдельных штатов[6]. Согласно «Плану Виргиния», на федеральном уровне должны были быть созданы двухпалатный законодательный орган (причём верхняя палата легислатуры должна была избираться членами нижней палаты), правительство, избираемое законодательным органом на семь лет, и судебная система, основанная на принципе несменяемости судей[7]. «План» был официально представлен губернатором Виргинии Эдмундом Рэндолфом 29 мая1787 года.

Сша основные законы
Сша основные законы

Конституционный конвент в Филадельфии: подписание Конституции

«План Нью-Джерси», предложенный Уильямом Патерсоном, отражал интересы мелких штатов. Патерсон предлагал внести некоторые изменения в Статьи Конфедерации, в том числе закрепить верховенство федерального законодательства, не изменяя сути документа[5]. Права штатов предлагалось обеспечить, закрепив равное представительство от каждого штата в законодательном органе[8].

Сша основные законы

Таким образом, отдельные штаты сохраняли бы большую самостоятельность. Дебаты по «Плану Нью-Джерси» длились с 13 по 16 июня 1787 года и закончились его отклонением. Свой «План» выдвинул Александр Гамильтон, делегат от Нью-Йорка, сторонник британской модели парламентаризма и монархической формы правления.

«План Гамильтона» имел много общего с существовавшей на тот момент в Великобритании формой правления, хотя Гамильтон формально не выдвигал предложения об учреждении монархии[5]. Большинство делегатов были настроены на кардинальный разрыв с колониальным наследием, поэтому предложение Гамильтона не нашло поддержки.

Хотя «План Виргиния» уже был взят за основу будущей Конституции, долгое время не было разрешено принципиальное противоречие о порядке формирования законодательного органа (Конгресса). Делегаты от крупных штатов настаивали на пропорциональном представительстве в зависимости от населения каждого штата, делегаты от мелких — на равном представительстве независимо от населения.

Компромисс (часто называемый Коннектикутским, или Великим, компромиссом, англ. The Great Compromise) был предложен делегатом от Коннектикута Роджером Шерманом, который вероятно являлся и одним из авторов «Плана Нью-Джерси»[9]. Палата представителей избиралась по территориальному принципу, а в Сенате штаты были представлены на равной основе[5].

На Конституционном конгрессе остро стоял и вопрос о рабстве. В результате было принято решение сохранить рабовладение на ближайшие двадцать лет, чтобы этот вопрос решали будущие поколения[10]. В тексте Конституции этот вопрос затрагивался в четырёх статьях: раздел 9 статьи I разрешал ввоз рабов, раздел 2 статьи IV запрещал способствование побегу рабов и устанавливал обязанность их возврата, раздел 2 статьи I устанавливал, что при определении численности населения каждого штата учитывалось только три пятых от общего числа рабов в каждом штате (в этом разделе вместо слова «рабы» использовался термин «другие люди» — англ.

ПОДРОБНЕЕ:  Закон 223-ФЗ последняя редакция от 1 ноября 2019 г.

Ратификация

  Дата Штат Голоса Процент «за»
За Против
1 7 декабря1787 Flag of Delaware.svgДелавэр 30 100 %
2 12 декабря1787 Flag of Pennsylvania.svgПенсильвания 46 23 67 %
3 18 декабря1787 Flag of New Jersey.svgНью-Джерси 38 100 %
4 2 января1788 Flag of Georgia (U.S. state).svgДжорджия 26 100 %
5 9 января1788 Flag of Connecticut.svgКоннектикут 128 40 76 %
6 6 февраля1788 Flag of Massachusetts.svgМассачусетс 187 168 53 %
7 28 апреля1788 Flag of Maryland.svgМэриленд 63 11 85 %
8 23 мая1788 Flag of South Carolina.svgЮжная Каролина 149 73 67 %
9 21 июня1788 Flag of New Hampshire.svgНью-Гемпшир 57 47 55 %
10 25 июня1788 Flag of Virginia.svgВиргиния 89 79 53 %
11 26 июля1788 Flag of New York.svgНью-Йорк 30 27 53 %
12 21 ноября1789 Flag of North Carolina.svgСеверная Каролина 194 77 72 %
13 29 мая1790 Flag of Rhode Island.svgРод-Айленд 34 32 52 %

17 сентября проект Конституции был готов, и возник вопрос о ратификации Конституции штатами. В своей заключительной речи Бенджамин Франклин настаивал на том, чтобы Конституция вступала в силу только после ратификации всеми тринадцатью штатами. Статья 13 Статей Конфедерации также предусматривала, что для изменения Статей требовались принятие соответствующего решения Конгрессом Конфедерации и последующая ратификация всеми штатами.

Тем не менее, в статью VII Конституции было внесено положение о том, что Конституция вступает в силу после ратификации конвентами девяти штатов, но только для тех штатов, которые её ратифицировали. Эта норма фактически означала, что в случае отказа какого-либо штата ратифицировать Конституцию этот штат выходит из состава федерации.

Проект Конституции был направлен Конгрессу Конфедерации. Одновременно на сессию Конгресса вернулись делегаты Конвента Мэдисон, Руфус Кинг и Натаниэль Горэм, которые выступили в поддержку проекта[11]. В результате Конгресс одобрил проект и передал его штатам для ратификации.

Во время дискуссий, сопровождавших ратификацию Конституции, сложились две «партии» — «Федералисты» (выступали за ратификацию) и «Антифедералисты». Антифедералисты утверждали, что после принятия Конституции и утверждения централизованного правительства будут ущемляться права штатов и права личности, а президент получит власть, сопоставимую с тиранической властью британского короля перед Войной за независимость.

Мэдисон, Гамильтон и Джон Джей под коллективным псевдонимом Публий (в честь римскогоконсула периода республики Публия Валерия Публиколы) начали издавать журнал Федералист (англ. Federalist Papers), в котором они обосновывали необходимость принятия новой Конституции и новой системы органов власти. Федералист (всего вышло 85 выпусков) считается ценнейшим источником для толкования Конституции, поскольку в Федералисте значение положений Конституции разъясняется самими её авторами[12].

Первым Конституцию ратифицировал Делавэр (7 декабря1787 г.), девятым штатом стал Нью-Гемпшир (21 июня1788 г.). При этом в одних штатах ратификация проходила единогласно, в то время как в других шла упорная борьба вплоть до момента голосования в конвенте. В Нью-Йорке первоначально против ратификации выступали две трети конвента;

Гамильтон лично сумел переубедить многих депутатов, и 27 июля 1788 года конвент Нью-Йорка ратифицировал Конституцию с преимуществом в три голоса и с рекомендацией принять Билль о правах. Аналогичная рекомендация была принята в Массачусетсе и некоторых других штатах. 13 сентября1788 года Континентальный Конгресс принял резолюцию о введении Конституции в действие.

Первая страница оригинального текста Конституции

Конституция США состоит из преамбулы, семи статей и двадцати семи поправок (в том числе десять поправок, составляющие Билль о правах).

Преамбула

Преамбула к конституции США содержит единственное предложение. Сама по себе преамбула не является источником прямого действия, а только разъясняет основное назначение конституции. Преамбула, особенно первые слова («Мы, народ» — «We the people»), является одним из часто цитируемых разделов конституции.

Источники

Сша основные законы
Сша основные законы

Шарль де Секонда, барон де Монтескьё

Некоторые идеи, которые легли в основу конституции, были новым словом отцов-основателей в политической истории, в то время как некоторые были взяты из работ философов XVII—XVIII веков и существовавших в то время конституционных документов. Огромное влияние на Конституцию США оказали работы французского просветителяМонтескьё, в первую очередь его произведение «О духе законов»[13], в котором Монтескьё изложил свои взгляды на разделение властей.

https://www.youtube.com/watch?v=userpoznavatelnoeTV

Монтескьё считал, что любой человек, сосредоточив в своих руках неограниченную власть, начнёт злоупотреблять ей. При этом он допускал реализацию разделения властей и в монархическом государстве[13]. В рамках концепции разделения властей Монтескьё предлагал сделать установление и взимание налогов исключительным полномочием законодательного органа, который через финансирование исполнительной власти мог бы влиять на её деятельность, а исполнительной власти предоставить право вето на принятые законодательным органом законы.

президент лишён возможности распустить конгресс или какую-либо из его палат, в свою очередь должностные лица исполнительной власти не несут политической ответственности за свои действия перед конгрессом (конгресс может отрешить любое должностное лицо за преступления в порядке импичмента, но не за несогласие с проводимой политикой).

ПОДРОБНЕЕ:  Порядок усыновления детей. Что говорит закон об ыновлении

Важную роль сыграла теория общественного договора, разработанная ещё в XVII веке Томасом Гоббсом и получившая развитие в трудах Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Монтескьё и других философов Просвещения. Согласно этой теории, люди до возникновения государства находились в состоянии первобытной («естественной») свободы, но пришли к необходимости создания государства, которому они бы отдавали часть свобод, получая взамен защиту, правосудие и гарантию соблюдения своих прав.

Младший современник Гоббса Джон Локк является автором сразу нескольких идей, нашедших своё отражение в Конституции. Во-первых, Локк является создателем теории естественных прав, которые даны людям Богом, принадлежат всем людям с рождения и не могут быть ущемлены монархом. К естественным правам Локк относил права на жизнь, свободу, здоровье и собственность[14].

Таким образом, подчёркивалось, что в компетенцию федеральных органов будут попадать вопросы общегосударственного значения, а внутренние дела штатов остаются в ведении штатов.

Конституционализм возник в британских колониях ещё в XVII веке: первой конституцией (документом, в котором устанавливалась система управления колонией) считаются Основные законы Коннектикута (англ. Fundamental Orders of Connecticut), принятые в 1639 году[17]. После принятия Декларации независимости (1776) все 13 колоний в период с 1776 по 1787 год приняли свои конституции, наиболее важными из которых считаются конституции Виргинии (в ней впервые было использовано само слово «конституция») и Пенсильвании[17].

Джон Куинси Адамс называл в числе предшественников Конституции Мейфлауэрское соглашение 1620 года[19]. Существует точка зрения, что определённое влияние на Конституцию оказал Великий закон мира — неписаный закон ирокезов, якобы дарованный им полулегендарным вождём Гайаватой[20], однако она не является общепризнанной.

Многие положения британских конституционных актов, таких как Хабеас корпус акт и Билль о правах, которые обеспечивали различные гарантии прав личности, были включены в Конституцию и в Билль о правах.

Влияние на последующие конституции

Преамбула

  • Обеспечение лучшей кооперации между штатами
  • Гарантия справедливости и общественного порядка
  • Обеспечение защиты от внешних врагов
  • Обеспечение процветания населения
  • Защита свобод в настоящем и в будущем

Логотип Викитеки

Преамбула содержит исключительно важное положение о том, что Конституция принимается народом Соединённых Штатов в целом. В Конституции США отсутствует отдельная глава о правах и свободах граждан, которая есть в большинстве современных конституций (отчасти этот недостаток был устранён после принятия Билля о правах), поскольку создатели Конституции считали, что основные права указаны в преамбуле.

Упоминание о «более совершенном Союзе» связано с тем, что Конституция США справедливо считалась более совершенным документом, чем Статьи Конфедерации, поскольку предусматривала создание сильного федерального правительства, которое имело достаточно полномочий для проведения собственной политики и обеспечения единства государства.

Сша основные законы
Сша основные законы

Здание конгресса США

Статья I посвящена законодательной власти, которую олицетворяет Конгресс США, включающий в себя Палату представителей (нижнюю палату) и Сенат (верхнюю палату). В статье описаны процедура выборов в каждую из палат, требования к кандидатам, полномочия Конгресса и законодательный процесс. Статья гарантирует иммунитет сенаторов и представителей от преследования за мнения, высказанные в ходе дебатов, и заработную плату на весь срок мандата.

В 1819 году верховный суд США под председательством Джона Маршалла рассмотрел дело Маккаллох против Мэриленда[22] и постановил, что конгресс вправе принимать законы и по вопросам, которые прямо не отнесены к его ведению Статьёй I, если это необходимо для того, чтобы осуществлять указанные в Конституции полномочия.

В 1913 году Семнадцатой поправкой в Статью I было внесено важное изменение, которое устанавливало прямые выборы сенаторов. До этого сенаторы избирались легислатурами штатов. Конституция закрепила основные процедуры работы парламента. Кворум установлен на уровне большинства от избранного числа членов палаты.

При этом четко указано, что в отсутствие кворума палата может принимать решения лишь об объявлении перерыва или принятию мер по обеспечению кворума. Закреплено право одной пятой присутствующих членов палаты потребовать проведения любого голосования в поименном режиме, а также право каждой палаты самостоятельно принимать регламент своей работы.

Сша основные законы
Сша основные законы

Белый дом, резиденция Президента США

Статья II гласит, что исполнительная власть предоставляется президенту Соединенных Штатов.

В статье описаны порядок выборов, требования к кандидату в президенты, клятва, которую президент приносит при вступлении в должность, полномочия президента. Также статья вводит институт вице-президента США, который избирается одновременно с президентом. Двадцать пятая поправка закрепила правило, согласно которому вице-президент занимает пост президента в случае досрочного прекращения его полномочий.

Первоначальный текст был неудачно сформулирован и оставлял возможность различного толкования того, становится ли вице-президент президентом или просто исполняет его обязанности до следующих выборов. Первый прецедент случился в 1841 году, когда девятый президент Уильям Генри Гаррисон умер спустя месяц после избрания и вице-президент Джон Тайлер стал десятым президентом.

ПОДРОБНЕЕ:  Закон о запрете курения в последней редакции

Сша основные законы

Таким образом Двадцать пятая поправка закрепила сложившееся правило. В 1951 году была ратифицирована Двадцать вторая поправка, которая установила, что никто не может занимать пост президента более двух сроков. Кроме того, в этой же статье предусмотрена возможность отрешения от должности всех гражданских должностных лиц, включая президента (импичмент).

Судебная власть

Сша основные законы
Сша основные законы

Здание Верховного суда США

Статья III описывает судебную систему США, которая состоит из Верховного суда и нижестоящих судов, которые должны быть учреждены конгрессом. Верховный суд является судом первой инстанции по очень небольшому перечню дел, все остальные дела могут рассматриваться верховным судом в порядке пересмотра. Судьи всех судов несменяемы. В этой же статье установлено обязательное рассмотрение всех уголовных делсудами присяжных и дано определение государственной измены.

Равенство штатов

Статья IV касается взаимоотношений между штатами и федерацией. Она предусматривает обязанность должностных лиц штатов оказывать «полное доверие и уважение» (англ. full faith and credit) официальным актам (в том числе судебным актам) и документам других штатов и запрещает дискриминацию граждан других штатов.

Устанавливается принцип судебной юрисдикции по месту совершения преступления и корреспондирующая ему обязанность штата, в котором находится обвиняемый, выдать его властям штата, в котором он должен предстать перед судом. Раздел 3 устанавливает порядок принятия нового штата (решение принимается конгрессом) и образования нового штата на территории существующих штатов (дополнительно требуется согласие законодательных органов заинтересованных штатов).

Статья V описывает процесс изменения конституции — принятия поправок. Поправки могут быть приняты конгрессом (двумя третями присутствующих членов каждой из палат) или Национальным конвентом — специальным органом, который созывается конгрессом по требованию не менее двух третей легислатур штатов. До настоящего момента поправки принимались только конгрессом; Национальный конвент ни разу не созывался, в связи с чем порядок избрания его членов и регламент работы остаётся неизвестным.

После того, как поправки были приняты конгрессом либо национальным конвентом, они должны быть ратифицированы тремя четвертями штатов. Конгресс сам определяет один из двух возможных способов: ратификация легислатурами штатов или созываемыми в каждом штате специально для принятия этого решения конвентами.

Для того чтобы принять поправку, которая уменьшает число сенаторов от данного штата по сравнению с другими штатами, в обязательном порядке требуется согласие заинтересованного штата.

Статья VI закрепляет приоритет правовых актов федерации: Конституции, принимаемых во исполнение её законов и международных договоров США, перед законодательством штатов. В случае конфликта Конституции США или федеральных нормативных актов с актами штатов суды обязаны применять федеральные акты. В той же статье содержится обязанность сенаторов, членов Палаты представителей, членов легислатур штатов, государственных служащих и судей при вступлении в должность приносить клятву или делать заявление о том, что данное лицо будет «поддерживать» (англ. support) Конституцию.

Эта же статья предусматривает, что все долги и обязательства, существовавшие до принятия Конституции (то есть во время действия Статей Конфедерации) сохраняют силу, и что наличие или отсутствие определённых религиозных убеждений не может быть условием для занятия какой-либо государственной должности.

Ратификация

Статья VII устанавливает, что для вступления конституции в силу достаточно, чтобы её ратифицировали специально созванные конвенты девяти штатов. Таким образом, теоретически была возможна ситуация, при которой часть штатов откажется от ратификации, и государство распадётся на две части: штаты, ратифицировавшие Конституцию, и штаты, отказавшиеся сделать это.

Первым штатом, ратифицировавшим конституцию, стал Делавэр (7 декабря1787 г.), девятым — Нью-Гэмпшир (21 июня1788 г.). Северная Каролина и Род-Айленд ратифицировали конституцию последними, существенно позже остальных штатов (21 ноября1789 г. и 29 мая1790 г. соответственно).

В отличие от конституций многих других стран содержащиеся в поправке к Конституции США изменения не вносятся в основной текст, и поэтому положения Конституции, которые изменяются или отменяются поправкой, остаются в тексте, хотя и утрачивают силу.

Билль о правах

В

Викитеке

есть тексты по теме

Билль о правах

Сша основные законы

Сша основные законы

Оригинальный текст Билля о правах, хранящийся в

Национальных архивах США

Судебное толкование

https://www.youtube.com/watch?v=upload

После решения по делу Мэрбери против Мэдисона право судов на рассмотрение законов на предмет соответствия Конституции не подвергалось сомнению, хотя следующее решение о несоответствии закона Конституции было принято только через полстолетия в деле Дред Скотт против Сэндфорда[26][27]. Тогда же окончательно сложилась доктрина о том, что толкование Конституции, которое даёт верховный суд в ходе рассмотрения дел, является обязательным для нижестоящих судов и других государственных органов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector