Срок службы, срок годности и гарантийный срок — сроки ответственности

Законодательство

В правовое поле сроки сохранности годности реализуемых вещей введены федеральным законом № 2300-1 от 07.02.1992. Статья 19 акта описывает периоды, в течение которых покупатель может предъявлять претензии реализатору изделия. Таковые зависят от нескольких факторов:

  • вида товара;
  • сложности производства;
  • соблюдения условий хранения;
  • соответствия ГОСТам.

Внимание: претензия может быть адресована как производителю, так и продавцу негодного изделия.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 О защите прав потребителей

Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

Статья 16. Требования к обеспечению качества и безопасности новых пищевых продуктов, материалов и изделий при их разработке и постановке на производство

Хранение

Производитель обязан изготавливать товар с учетом требований законодательства. На каждый вид продукции установлены государственные стандарты (ГОСТы). Соблюдение таковых позволяет гарантировать безопасное использование товара в течение определенного срока. Таковой признается гарантийным периодом хранения.

Однако используется предмет покупателем. То есть, последний имеет возможность самостоятельно повредить купленную вещь. Фактор учитывается законодательством. Гарантия не действует в таких ситуациях:

  • нарушение условий хранения гражданином;
  • несоблюдение правил эксплуатации;
  • применение не по назначению.

Срок службы, срок годности и гарантийный срок - сроки ответственности

Пример. Человек приобрел сливочное масло, на которое поставщик дал гарантию безопасного хранения в течение недели. Если покупатель оставил продукт рядом с обогревательным прибором на сутки, то претензию за испорченное масло у него не примут. И решение будет признано законным, так как не были соблюдены условия правильного хранения продукта.

Годность

Некоторые виды товаров приходят в негодность в течение определенного периода. На таковые устанавливается годность. Конкретная дата окончания реализации указывается на упаковке. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 закона № 29-ФЗ от 02.01.2000 такая отметка в обязательном порядке должна наноситься на тару:

  • продуктов питания;
  • парфюмерии;
  • медикаментов;
  • бытовой химии;
  • других подобных товаров.

Исчисление начинается с момента изготовления изделия. Срок годности говорит о том, что продукт можно применять по назначению без опасности для здоровья и жизни. После его истечения реализация и использование запрещены.

Гарантийный период

Закон «О защите прав потребителей» требует от производителя осуществления следующих мероприятий:

  • установления конкретного времени нормального функционирования механизмов;
  • обеспечения покупателю стабильности качества изделия.

Гражданин получил право требовать в период обозначенной гарантии:

  • ремонта механизма силами производителя или уполномоченного предприятия;
  • замены изделия;
  • возврата средств.

Отсчет начинается с даты приобретения (заключения договора купли-продажи). Исчисление производится в днях, месяцах, годах. Срок, в течение которого гарантируется качество, обозначается в соответствующем документе (договоре, талоне или другом).

Назначение гарантии производится с целью установления в правовом поле виновного в поломке лица.

Закон регламентирует и время гарантийного обслуживания. Таковое должно ограничиваться 45-ю днями. Однако позволено продлить обслуживание, если его невозможно было окончить за указанный срок. Но для этого требуется письменное соглашение сторон.

Службы

Эксплуатация некачественного изделия невозможна. Однако большая часть механизмов и иной продукции приобретается для долгосрочного использования. Потому на производителя закон накладывает обязанность обеспечить сохранение технических параметров в течение определенного времени. Таковое называется периодом службы.

garantijnyj-srok-i-srok-sluzhby

Предприятие обязано делать следующее:

  • изготавливать изделия надлежащего качества;
  • информировать потребителя:
    • об условиях нормальной эксплуатации;
    • о дате, после наступления которой продукция выходит из строя или становится небезопасной;
  • обеспечивать замену или ремонт.
ПОДРОБНЕЕ:  Когда выплатят первое пособие по уходу за ребенком

Что такое период использования изделия?

Согласно закону «О защите прав потребителей», срок службы товара или период использования изделия — это временной промежуток, в течение которого изготовитель обязан:

  • Обеспечить потребителю возможность применять объект по назначению.
  • Нести ответственность за весомые дефекты, которые возникли по его вине.

В рамках действия этого периода потребитель имеет право:

  • Требовать бесплатного устранения всех изъянов и проведения технического обслуживания.
  • Запрашивать возмещение ущерба в случае обнаружения брака.

Определять период использования может только изготовитель, так как именно он имеет прямое отношение к процессу производства.

Единицы измерения

Период ответственности производителя устанавливается в единицах времени и прочих показателях измерения (километры, метры и др. в зависимости от назначения).

Временной отрезок обязательств изготовителя исчисляется со дня приобретения объекта покупателем. В случае, когда день покупки определить невозможно, даты устанавливаются со дня производства продукции. Исключения составляют следующие случаи:

  • День покупки не совпадает с датой начала использования объекта.
  • Время заключения договора и момент передачи товара потребителю разнятся. При этом временной отрезок исчисляется со дня получения изделия.
  • Потребитель не имеет возможности использовать предмет по назначению по вине производителя или продавца. Период ответственности не устанавливается до устранения всех препятствующих факторов.
  • Невозможно определить точную дату доставки или установки изделия. При этом фаза устанавливается от даты заключения договора между покупателем и продавцом.

Средний срок службы — это математическое ожидание периода службы и один из показателей долговечности.

Эксплуатационный период и срок разрешенного использования не идентичные понятия. Определение срока эксплуатации: это время, на протяжении которого производитель даёт потребителю гарантию стабильного качества продукции при соблюдении покупателем требуемых норм.

Единицы измерения

Учитывая то, что законом не определен обязательный гарантийный срок, для решения спорных вопросов покупатель может применять конкретный ГОСТ для любого товара либо услуги, указывающий наименьший и наибольший гарантийный период.

По закону (ст. 19 ЗоЗПП) и примерам из судебной практики, на претензии по качеству товара либо услуг у потребителя есть от 14 дней до 24 мес.

Кем определяется срок службы изделия

Исходя из определения, представленного в п. 1 ст. 5 закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 230-I (далее — закон «О ЗПП»), срок службы товара (далее — ССТ) — отрезок времени, в течение которого изготовитель несет обязанность по обеспечению для потребителя возможности эксплуатации изделия в соответствии с его назначением и ответственность за существенные недостатки такого товара.

Изготовитель обязан определять ССТ не на все, а на отдельные категории товаров и изделий, к которым отнесены законодателем т. н. товары длительного пользования (см. перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 720).

Установление ССТ в отношении других групп изделий осуществляется по усмотрению изготовителя. В том числе изготовитель правомочен определить ССТ для товаров длительного пользования, не включенных в указанный выше перечень.

В Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ) определение срока службы товара не содержится, однако данный термин упомянут в ст. 1097 кодекса при указании правил исчисления срока возмещения вреда вследствие недостатка товара. При этом в ГК РФ содержится термин «срок годности» (ст. 472 ГК РФ). О том, каким образом соотносятся эти понятия, расскажем далее.

ПОДРОБНЕЕ:  Сроки сдачи отчетности в 2019 году. Календарь бухгалтера и таблица

Итак, мы рассмотрели, кем определяется срок службы товара. Далее перейдем к сравнению содержания данного термина с содержанием других, часто по ошибке отождествляемых с ним.

Время гарантийного обслуживания — это одно и то же или нет, и в чём разница

К основным отличиям срока службы от гарантийного периода относятся следующие показатели:

  • В гарантийном периоде времени потребитель имеет больше прав на предъявление требований к качеству изделий при обнаружении дефектов. В ином случае удовлетворение претензий возможно только при наличии существенных изъянов продукции.
  • Обязанность подтверждения недостатков в течение гарантийных рамок лежит на производителе или продавце, доказательство изъянов во время периода службы – на потребителе.
  • Гарантию устанавливают для всех групп товаров, во втором варианте – для объектов длительного пользования.
  • Гарантийный отрезок исчисляется в единицах времени, период службы — в других единицах измерения, помимо временных величин.

Гарантийный период – право изготовителя или продавца. В свою очередь, установление допустимого времени применения на отдельные категории товаров – обязательство производителя.

Срок службы, срок годности и гарантийный срок – в чем отличия

Срок службы товара надлежит отличать от срока годности и гарантийного срока. Основные отличия приведены в нашей таблице.

Резюмируем: в отличие от срока годности, истечение срока службы товара в подавляющем большинстве случаев еще не служит само по себе основанием признавать такой товар непригодным к использованию по предназначению, однако в существенной мере может снизить его потребительские качества. Также по его завершении изготовитель уже не несет ответственности за выявленные в товаре дефекты существенного характера.

Определение срока службы изделия по ГОСТ

Определение ССТ для тех или иных видов товаров производится на основании специальной нормативно-технической документации (ГОСТов и технических регламентов). Например:

  • ГОСТ 33272-2015 «Безопасность машин и оборудования. Порядок установления и продления назначенных ресурса, срока службы и срока хранения. Основные положения»;
  • ГОСТ 19245-93 «Коляски детские. Общие технические условия»;
  • ГОСТ 16317-87 «Приборы холодильные электрические бытовые. Общие технические условия» (с изменениями № 1, 2, 3);
  • ГОСТ 20790-93 «Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия» и др.

Несмотря на тот факт, что в каждом из соответствующих технических документов приведено определение термина ССТ с учетом специфики производства и использования того или иного вида изделий, в целом его содержание сводится к закрепленному в законе «О ЗПП».

Обязанности и ответственность производителя и продавца

В рамках действия гарантийного промежутка использования изделий и услуг у производителя и продавца есть установленные законом обязательства.

Обязанности изготовителя:

  1. Устанавливать период службы изделий, которые включены в законодательный перечень.
  2. Обеспечивать покупателя возможностью безопасного пользования продукцией во время установленных сроков.
  3. Гарантировать ремонт и техническое обслуживание изделий в случае выявления брака.

Обязанности продавца:

  1. Владеть информацией об установленных производителем сроках ответственности.
  2. Информировать потребителей об утвержденных нормах на продукцию и услуги.

Продавец вправе реализовывать изделия без информации о сроке службы (если изготовитель находится за пределами Российской юрисдикции). В этом случае продавец должен знать, что в соответствии с законодательством РФ, ответственность за ущерб, причинённый изъянами таких товаров, наступает независимо от даты его причинения.

Производитель и продавец ответственны за дефекты продукции, которые были обнаружены в течение действия срока службы.

ПОДРОБНЕЕ:  Срок исковой давности по суброгации со дня дтп

Бракованная продукция и некачественные услуги – распространенные явления. Для того, чтобы грамотно отстаивать свои права, покупатель должен знать все о периодах обязательств производителя.

Только во время их длительности, потребитель вправе проявлять недовольство в отношении качества изделий или работ, а также требовать возмещения убытков. Когда этот промежуток истек, ответственность исполнителя (производителя) аннулируется.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Правила установления

Обязанность по назначению сроков описанных видов возлагается на производителя. При этом следует учитывать такие моменты:

  • годность относится к пищевым продуктам и некоторым иным видам продукции;
  • время службы определяется для товаров длительного использования;
  • хранение относится к тем и другим.

Например, поставщики колбасы и зимней обуви должны указать в технической документации, в течение какого времени продукция сохранит потребительские характеристики. Но суть таковой работы различается. Колбасу необходимо сохранять при определенных условиях: в холодильнике, с сохранением оболочки. А сапоги можно хранить на складе. Но производитель обязан использовать такие материалы, чтобы обувь не пришла в негодность до даты потенциальной реализации.

Поставщики указывают на упаковочной таре каждый из описанных сроков, если таковые установлены законодательством.

Законодательство дает возможность гражданам предъявлять претензию за некачественный товар. Она может адресоваться:

  • производителю;
  • поставщику;
  • импортеру;
  • реализатору.

В законодательстве приведены такие нормы предъявления претензии:

  • в течение гарантийного времени;
  • до окончания годности, указанной на таре;
  • в пределах двух лет с даты приобретения, если гарантия меньше этого периода.

Подсказка: отсчет начинается со дня покупки. Если таковой определить невозможно, то с даты изготовления.

Недовольный покупатель может вернуть изделие в магазин. Но делать это следует с соблюдением всех формальностей. Они таковы:

  1. Претензия составляется в двух экземплярах. Один передается продавцу, на втором последний ставит отметку о приеме:
  2. дату;
  3. должность;
  4. фамилию и инициалы;
  5. подпись.
  6. К заявлению прилагается чек о покупке. Если такового нет, то нужны показания свидетелей.
  7. Негодная продукция возвращается в магазин в том же виде, в котором приобретена:
    • с упаковочной тарой;
    • с цельными заводскими пломбами;
    • в полной комплектации.
  8. Если продавец отказывается принять заявление, его можно отправить почтой с уведомлением о получении.

Обязанность поставщика негодной продукции:

  • провести проверку качества;
  • устранить дефект за свои деньги, если это возможно;
  • вернуть человеку средства;
  • обменять изделие на новое соответствующего качества;
  • компенсировать траты на ремонт, если его делал покупатель.

Для сведения: товары, годность которых истекла, принимают в торговых точках без проблем. Продавцы предъявляют претензию на них поставщикам, а последние — производителям. Потери несет только изготовитель.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector