Сроки давности за оставление места ДТП

Как классифицировать

Прежде всего, следует отметить, что столкновение автомобилей на парковке является дорожно — транспортным происшествием (далее — ДТП), если причинен какой — либо материальный ущерб владельцам участвующих в столкновении автомобилей.

Участникам столкновения принесен материальный ущерб. В правилах оговаривается, что движение ТС может происходит как по дороге, так и по прилегающей территории.

К прилегающей территории относится:

  • двор;
  • автостоянка;
  • жилой квартал;
  • территория предприятия.

 Парковкой называют специально оборудованную площадку, предназначенную для временного размещения автомобилей.

Если во время постановки автомобиля на парковочное место был случайно задет другой транспорт, данное событие классифицируется как ДТП.

Согласно правил дорожного движения, после столкновения автомобилей водители должны выполнить следующее:

  • немедленно остановиться и заглушить двигатель авто;
  • включить сигнал аварийной остановки;
  • выставить специальный знак;
  • вызвать дорожную полицию.

Пострадавшим нужно оказать необходимую помощь, вызвать бригаду скорой помощи. Поскольку происшествие на парковке при участии автомобилей расценивается как ДТП, его участникам нельзя покидать до приезда полиции.

Согласно статье 12.27 КОАП РФ оставление места столкновения является административным правонарушением. Независимо от причин, побудивших водителя скрыться с места аварии, ему неминуемо грозит наказание.

Это арест на пятнадцать суток или лишение водительского удостоверения.

Штраф за бегство от дорожного происшествия не предусмотрен. Водителя могут оштрафовать дополнительно за иные правонарушения, которые могут быть в данной ситуации.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Варианты происшествий

Далеко не все ситуации, произошедшие на парковке, можно отнести к разряду аварий. Припаркованный автомобиль могут поцарапать при оставлении места ДТП открывшейся дверью соседнего автомобиля, на транспорт может случайно упасть рекламный щит и т.д.

Независимо от того, где произошло столкновение, оно расценивается как ДТП при следующих условиях:

  • в столкновении принимали участия два и более транспортных средства;
  • владельцам авто причинен материальный ущерб;
  • ситуация произошла во время движения одного и более автомобилей.

Если на парковке был совершен наезд на неподвижный объект, к примеру, рекламный или заградительный щит, пострадал пешеход, данное происшествие также расценивается как ДТП.

Когда водитель несет ответственность?

Сроки давности за оставление места ДТП

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении.

Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль.

И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения, согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Сроки давности за оставление места ДТП

Согласно российскому законодательству, за покидание места ДТП понесет наказание как виновник происшествия, так и потерпевший. Бегство влечет за собой наказание.

Сбежавшего с происшествия водителя по суду могут лишить права вождения автомобиля либо арестовать на 15 суток.

Поэтому лучше не уезжать, за исключением случаев, когда между участниками аварии достигнуто согласие либо существует острая необходимость доставить пострадавших в медучреждение.

Если человек, управляющий автомобилем, который попал в дорожно-транспортное происшествие, уехал с места события по причинам, которые не перечислены в ПДД, его деяния расцениваются, как преступление. За оставление места ДТП в 2018 году лица, скрывшиеся на авто в таких ситуациях, даже если они не являются владельцами транспортного средства, несут полную ответственность.

Не оправдывается уезд с места ДТП и в том случае, если водитель торопится на рейс, совещание или другие мероприятия, даже если он остановился и оставил свои данные, координаты, контактные телефоны, визитку.

Бывают ситуации, когда водитель не несет ответственность за то, что не совершил остановку, уехал с места происшествия. К таким ситуациям можно отнести следующие ситуации.

Когда произошло ДТП, но водители смогли договориться, не имеют друг к другу претензий по случившимся обстоятельствам. С места аварии можно уехать, если при случившемся нет пострадавших. В такой ситуации желательно на месте ДТП составить схему расстановки автомобилей после аварии, указать на схеме разметку дороги, название улиц, номера домов, дорожные знаки и другую важную информацию.

Когда на месте аварии водители обоюдно приняли решение оформлять ДТП по европротоколу (заполнение извещения о ДТП, на которое будет опираться страховщик). По ОСАГО разрешена такая процедура, когда на месте ДТП пострадало всего 2 автомобиля, владельцы которых имеют действующий ОСАГО полис. На месте происшествия не должно быть людей, которые получили увечья, травмы. В этом случае уезд с места ДТП возможен, при этом водители не должны иметь друг к другу претензий, а характер повреждений согласован.

Часто в суде водителя оправдывает факт, когда он вынужденно уехал с места ДТП, чтобы доставить пострадавшего при аварии или наезде в больницу. Уехав в этом случае с места происшествия, водитель обязан вернуться после того, как человек доставлен в медицинское учреждение для оказания экстренной помощи.

Важно перед отъездом зафиксировать документально (указать на схеме), на видео- или фотокамеру положение автомобиля. На месте ДТП следует оставить предметы в том положении, в котором они находились после аварии. Чтобы они не мешали остальным участникам движения, согласно п. 2.5 ПДД, необходимо обеспечить объезд транспорта.

Не считается преступлением, на которое распространяется наказание по ст. 12.27 КоАП РФ, когда транспортное средство, виновное или участвующее в ДТП, убрано с дороги с целью освободить проезжую часть для транспортного потока, но при этом сам водитель остается на месте. Перед тем как убрать авто, его местоположение нужно описать в документе или зафиксировать любым другим способом.

Уехав с места ДТП в иных ситуациях, водителю будет предъявлено обвинение за оставление места и соответствующее законодательству наказание. Когда водитель уехал с места ДТП, только после следствия определяется наличие состава преступления или его отсутствие по причинам, предусмотренным Правилами дорожного движения.

Зная, можно ли уезжать в случае аварии и в каких конкретно случаях ответственность не наступает за самовольное покидание места происшествия, можно избежать наказаний и лишения прав.

В каких случаях допустимо покинуть место ДТП

Сроки давности за оставление места ДТП

Вызвать сотрудников ГИБДД следует в таких случаях:

  • если припаркованную машину задел другой автомобиль;
  • если был совершен наезд на пешехода или неподвижный объект;
  • в случаях, когда транспортное средство было повреждено другим способом. Например, кто-то из хулиганских побуждений поцарапал острым предметом капот автомобиля, нужно вызвать милицию.

Избежать ответственности после оставления места ДТП как правило можно, если:

  1. В аварии не пострадали люди, а водители пришли к решению, что ДТП недостаточно серьезное, чтобы вызывать инспекторов ГИБДД. Участники самостоятельно составляют описание происшествия, схему ДТП и ставят подписи о согласии в изложении произошедшего. После, водители совместно посещают ближайшее отделение ГИБДД, где составляется протокол.
  2. Водители составили после ДТП европейский протокол, доступный при незначительных авариях – сумма ущерба менее 50 тыс. руб., участники обладают действующими полисами обязательного страхования, в ДТП участвовало не более 2-х автомобилей (в этом случае, прицеп к авто определяется как отдельная единица дорожного движения).
  3. После самостоятельного составления схемы ДТП, водители перемещают автомобили к обочине дороги, чтобы не создавать препятствий к проезду других участников дорожного движения. Фактически, такие случаи не считаются покиданием места ДТП.
  4. При ДТП пострадал человек, в достаточной степени, чтобы нуждаться в неотложной медицинской помощи. В такой ситуации водитель обязан доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, после чего, вернуться к месту аварии. В ходе оформления обстоятельств ДТП сотрудники ГИБДД привлекут свидетелей.

Водитель, имеющий весомые причины к оставлению места ДТП, имеет возможность избежать, либо смягчить наказание за этот проступок перед законом. Доказать свою невиновность достаточно трудно, делать это необходимо в суде, имея задокументированные доказательства объективных причин действий. К причинам, по которым отменяется наказание за оставление места ДТП, относятся:

  • Пассажир нуждался в срочной медицинской помощи. Простой пример такой ситуации случай, когда водитель уже ехал в больницу с пассажиром, получившим травмы. К той же практике относятся случаи, когда в машине водителя присутствовала женщина в предродовом состоянии, либо с уже начавшимися родами.
  • Сроки давности за оставление места ДТП

  • При несерьезном ДТП, водитель уехал с места дтп не заметив, что задел чей-то транспорт в движении. Такая ситуация распространена на дорогах с высоким уровнем шума – виновник не догадывается о произошедшем, вплоть до получения повестки из суда.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как рассчитать страховку ОСАГО на авто?

В каких случаях допустимо покинуть место ДТП

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ, и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента.

Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

Сроки давности за оставление места ДТП

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ.

Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Подробно об обстоятельствах дела

И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Я виноват

Большинство водителей уезжают по определенным причинам. В некоторых случаях это происходит преднамеренно, когда виновник аварии в надежде избежать наказания пытается скрыться.

Иногда водитель не понимает, что произошло. Чаще всего это происходит с автолюбителями, имеющими небольшой стаж вождения.

Допустимо покинуть место столкновения автомобилей в следующих случаях:

  • при обоюдном согласии обеих сторон;
  • при наличии пострадавших, нуждающихся в госпитализации.

При этом водитель должен отвезти пострадавшего в медицинское учреждение и вернуться на место аварии. Если пострадавших нет и между участниками аварии нет каких-либо разногласий, можно составить европротокол.

Данный документ составляют участники ДТП самостоятельно без участия инспекторов ГИБДД, если повреждено не более двух автомобилей и нет пострадавших.

При этом оба автомобиля должны быть застрахованы по полису ОСАГО. Иногда наблюдается ситуация, когда виновник происшествия оставляет место аварии, находясь в полном неведении того, что произошло.

Чаще всего это происходит по следующим причинам:

  • недостаточное освещение;
  • темное время суток;
  • ненастная погода.

Во время движения при плохой видимости водитель может ненароком задеть чужое авто и спокойно уехать. Пострадавший владелец поврежденного автомобиля находит доказательства совершенного ДТП, просматривая камеры видеонаблюдения и опрашивая свидетелей.

В данном случае водитель, не заметивший столкновения, будет обязан явится в ГИБДД и дать показания, после чего его автомобиль будет отправлен на экспертизу. Если во время слушания дела на судебном заседании виновнику удастся доказать непредумышленность своих действий, он сможет сохранить право управления автомобилем.

Распространена ситуация, когда автолюбителя несправедливо обвиняют в оставлении места ДТП. Предлогом для этого может стать мошенничество.

Обычно злоумышленники тщательно изучают мелкие повреждения на чужом автомобиле, после чего оставляют записку, что некому авто был нанесен ущерб, виновный скрылся. Чаще всего мошенники вымогают небольшую сумму денег на ремонт, угрожая обратиться в ГИБДД.

Необходимо собрать доказательства своей невиновности.

Это могут быть:

  • документы, подтверждающие факт, что вовремя якобы совершенного ДТП водитель находился в другом месте.;
  • помогут восстановить справедливость записи с камер видеонаблюдения;
  • отчет о независимой экспертизе.

Виновник скрылся

В этом случае нужно незамедлительно вызвать сотрудников ГИБД, чтобы они зафиксировали происшествие. В ожидании экипажа следует самостоятельно поискать свидетелей происшествия.

Рядом с парковкой могут работать камеры видеонаблюдения, заснявшие аварию. Чтобы записи не потерялись, необходимо попросить начальника службы охраны сохранить видеозапись на время расследования. Следует внимательно осмотреть рядом припаркованные автомобили, переговорить с их владельцами.

Включенные видеорегистраторы могли зафиксировать происшествие.

Следует написать заявление, чтобы запись видеорегистратора была прикреплена к делу. Необходимо поискать случайных свидетелей.

Сотрудники парковки, случайные прохожие могли запомнить номера скрывшегося с места ДТП автомобиля. Скорее всего, случайные очевидцы не станут дожидаться приезда экипажа ДПС.

Следует опросить их самостоятельно, при этом постараться выяснить следующие:

  • цвет скрывшегося автомобиля;
  • госномер;
  • модель;
  • пол и возраст водителя.

Поискать свидетелей можно на следующий день после аварии. Для этого достаточно дать объявление в СМИ. Полезно осмотреться и поискать улики на месте происшествия.

Это могут быть какие либо детали автомобиля, отвалившийся номерной знак. Трогать и переставлять улики не следует, достаточно сфотографировать до приезда сотрудников Госавтоинспекции.

Как быть водителю в ситуации, когда его обвиняют в том, что при движении на парковке его автомобиль задел чужое авто. Хозяин ранее поврежденного авто утверждает, что царапины свежие. В данном случае не стоит паниковать.

Доказать свою непричастность к ДТП можно при помощи алиби. Если стоянка расположена рядом с торговым центром, можно снят показатели с камер наблюдения внутри помещений, установить порядок действий водителя поминутно.

Обвиняемой стороне следует сделать следующее:

  • сделать фотографии происшествия;
  • найти свидетелей, записать их контакты;
  • подать встречный иск о возмещении морального вреда;
  • провести техническую экспертизу.

Доказать невиновность поможет автотехническая экспертиза. Водитель должен потребовать ее проведение. Только таким образом можно доказать свою полную невиновность.

Что является основанием для несения наказания?

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как записаться в ГИБДД через портал Госуслуги

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2018 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2018 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики».

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом.

И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ, но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ, но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Мера ответственности определяется в судебном порядке. Основанием для рассмотрения дела в суде является протокол, который составляется сотрудниками ГИБДД. Доказательствами вины могут быть показания свидетелей, очевидцев, видео с цифровых носителей (видеорегистраторов, дорожных камер). В 95% уезд с ДТП раскрывается следователями, и виновник находится.

Нередко в состоянии шока, когда человек уехал с места ДТП, он выпивает. Пункт 2.7 ПДД указывает на запрет приема алкогольных напитков, наркотических, психотропных или любых других препаратов до того момента, пока не будет выполнено освидетельствование. Подобные нарушения лишь усугубляют положение и могут стать причиной дополнительного взыскания в виде штрафа за нетрезвое управление ТС.

В случаях, когда человек уехал с места ДТП безвозвратно, скрывается от ответственности, есть исключения из правил, остающиеся безнаказанными. К таким исключениям относится истекший срок давности. Совершенный уезд с места ДТП фиксируется сотрудниками ГИБДД, после чего начинается опрос свидетелей для поиска нарушителя.

Совесть заставила вернуться, а меня уже разыскивают

Если участник аварии уезжает с места столкновения авто, пострадавший вправе вызвать сотрудников ГИБДД, которые объявляют в розыск скрывшееся авто. Что делать, если виновник аварии, замученный раскаянием, возвращается, когда его уже объявили скрывшимся? Понести наказание за бегство все же придется.

В данном случае при разбирательстве в суде явка с повинной будет зафиксирована как смягчающее обстоятельство.

Если по возращении виновник происшествия обнаруживает возле поврежденного авто хозяина и сотрудников ГИББД, дальше ему нужно действовать по обстоятельствам. Если оформление ДТП уже началось, следует сослаться на безотлагательные обстоятельства, вынудившие покинуть место происшествия.

За несоблюдение правил поведения во время происшествия виновного могут оштрафовать, но отказать в участии в оформлении не вправе.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина).

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины, из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими.

Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования, чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Нет времени и оставил записку

Если автомобиль был поврежден на парковке, а виновник происшествия, скрылся, оставив записку, пострадавший имеет полное право вызвать представителей ГИБДД для составления протокола и поиска виновника.

Совершивший нарушение должен помнить, что уезжать с парковки нельзя! Оставление записки не освобождает от ответственности за содеянное. Данное обстоятельство лишь может послужить смягчающим обстоятельством в суде.

Если уехал

Правила дорожного движения предписывают водителям оставаться на месте совершенного ДТП. Преднамеренно скрываясь, водитель усугубляет свое положение.

Здесь могли быть свидетели, которые запомнили номер скрывшегося ТС. На парковке работают видеокамеры. Как правило, объявленный в розыск автомобиль обнаруживается без труда.

Самое лучшее, что может сделать сбежавший водитель, это как можно скорее вернуться.

Возможно, туда еще не успел подъехать экипаж ГИБДД, даже если он уже и здесь, добровольное возвращение послужит смягчающим обстоятельством при вынесении судебного приговора.

По возвращении следует действовать по обстоятельствам. Если хозяин поврежденного автомобиля еще не появился, следует спокойно дождаться его на месте происшествия. Если же здесь уже работают сотрудники ГИБДД, необходимо включится в процесс оформления протокола.

Правдоподобная причина, вынудившая водителя покинуть место аварии, не освобождает от наказания, но может послужить смягчающим обстоятельством.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП: сроки и размер выплат от страховой в 2019 году

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля.

Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Сумма денежного взыскания за оставление места ДТП на парковке

Согласно ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ за бегство с места происшествия водителя ожидает лишение права вождения либо административный арест. Штраф за это не предусмотрен.

При сопутствующем невыполнении обязательств, предписанных ПДД, виновнику могут быть выписаны некоторые штрафы.

Таблица 1. Штрафы за нарушение правил дорожного движения при ДТП на парковке.

Статья КОАП РФ Правонарушение Сумма штрафа (руб)
ст. 12.27  Не выполнение обязанностей в связи с ДТП  1 000
ст. 12.18  Не уступил ТС, имеющему преимущество  1 500
ст. 12.19  Нарушение правил стоянки или остановки  500-5 000
ст. 12.14  Нарушение правил маневрирования  500
ст. 12.5  Управление неисправным ТС  500
ст. 12.8  Состояние опьянения при управлении ТС  30000 лишение прав на срок до 2 лет
 ст. 12.2  Отсутствует свидетельство о регистрации автотранспорта  От 500 до 5000 лишение прав на срок до 3 мес.

Срок давности по нарушению

Глава 12 ГК РФ, ст. 195 указывает, что под сроком исковой давности следует понимать срок, отведенный законодательством для защиты гражданами своих нарушенных прав. По 4.5 КОАП РФ скрывшиеся авто будет числиться в розыске в течение двух месяцев.

Еще 30 дней выделено на избрание судьей меры пресечения, если сбежавшего с места ДТП водителя удалось обнаружить. По истечение трех месяцев выносится постановление о прекращении розыска, даже если виновника не нашли.

Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП дело прекращается по истечение срока давности.

ДТП на парковке оформляется точно так же, как и любое другое дорожное происшествие. Автолюбителю следует запомнить, что оформлять аварию без участия сотрудников дорожной полиции можно.

Но только, если при столкновении автомобилям причинен незначительный материальный ущерб и при обоюдном согласии обеих сторон.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector