Страховые выплаты при обоюдной вине

Нормативная база

  • Положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ);
  • Положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
  • Требований Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • Статей Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации в актуальной редакции (далее — ПДД);
  • Ведомственных нормативных актов, приказов и распоряжений.

Что значит несколько виновников в дорожно-транспортном происшествии?

Чаще всего ДТП происходит по вине одного из участников дорожного движения. Но бывают и такие ситуации, когда виновником аварии признается не одно лицо, а несколько. То есть в отношении нескольких лиц выноситься постановление об административном правонарушении. Именно такая ситуация называется «обоюдкой», т.е. вина у водителей попавших в ДТП в данном случае обоюдная.

ВАЖНО! В законодательстве РФ определения понятия «обоюдной вины водителей» нет.

Также бывает, что сотрудники ГИБДД в силу противоречивых показаний участников аварии не могут определить виновность кого-то конкретно (чаще всего это происходит при мелких авариях во дворах).В такой ситуации считается, что виновника ДТП нет, следовательно, и обоюдной вины нет.

Сотрудники ГИБДД не могут установить того, кто виновен в аварии. Автоинспекторы в данном случае могут только зафиксировать нарушение ПДД. Виновного же в ДТП будет устанавливать суд. Если же виновен в ДТП был один водитель, то соответственно его и признают виновным, но и в этом случае свою виновность данный гражданин может оспорить через суд.

В том случае если ПДД нарушили оба водителя, то соответственно считается, что они виновны в данной ситуации в равной мере. Однако, для того чтобы определить конкретную степень виновности каждого из участников дорожного движения им придется обратиться в суд.

Ведь например, один из водителей может быть виновным в нарушении ПДД, но не виноват в самом ДТП.

Яркий пример такой ситуации – это когда машина, шофер которой был пьян или же у него не было действующего полиса автогражданской ответственности, но при этом данный водитель не нарушал другие пункты ПДД, и, к примеру, он стоял на светофоре, а в него врезалась другая машина из-за несоблюдения дистанции.

Казалось бы оба водителя нарушили правила, однако первый не был виновен в аварии, так как его машина стояла. В данном примере говорить об обоюдной вине нельзя, ведь в самом ДТП виновен второй водитель, который не соблюдал дистанцию и врезался в стоящее авто.

Страховые выплаты при обоюдной вине

Именно поэтому очень важно установить причинно-следственную связь с конкретным ДТП, а не только сам факт нарушения ПДД. Только если оба водителя из-за нарушения ПДД виновны в ДТП можно говорить об обоюдной виновности.

Застрахованный водитель имеет право на возмещение ущерба по ОСАГО. Но такое право распространяется исключительно на невиновного страхователя. Значит, самым распространенным случаем считается автокатастрофа, в которой одно лицо является потерпевшим, а второе виновным.

Естественно потерпевшие должны обращаться в страховую компанию и ждать возмещения ущерба. Но иногда, оба водителя считают себя потерпевшими, а значит и в равной мере считаются виновниками. Следовательно, когда оба участника ДТП и сотрудник ГИБДД не способны установить виновность сторон, то она станет обоюдной.

https://www.youtube.com/watch?v=3D4detWmrVw

Но даже здесь стоит различать степень виновности, поскольку в законе об ОСАГО и КоАП РФ подобных случаев не предусмотрено. Значит, по закону участники ДТП бывают виновны оба, но степень их причастности к происшествию разная.

Порядок выплаты возмещения при наличии обоюдной вины

Действующее законодательство предусматривает различные формы вины в совершении действия или бездействия: с умыслом или по неосторожности. Случайное причинение ущерба, которое сопровождалось неосторожностью, также порождает отрицательные правовые последствия для виновника.

Если при совершении дорожно-транспортного происшествия будет установлена любая форма вины в действиях только одного водителя, то условия оформления страхового случая и возмещение ущерба не будет составлять особой сложности (кроме случаев возникновения спора относительно суммы такого ущерба). Если же материалами о ДТП будет установлена вина обоих водителей, то, формально, рассчитывать на получение страхового возмещения не получит права ни один из участников аварии, даже при условии действующего полиса ОСАГО.

Однако возможность добиться получения страхового возмещения в этом случае регламентирована ст. 12 Федерального закона № 40-ФЗ. При определении такого права существенное значение приобретает степень вины каждого из участников ДТП. Существует две возможных степени вины:

  • равная для обоих участников конфликта;
  • большая или меньшая степень вины для каждого из водителей.

Определить конкретную степень виновности страховая компания не в состоянии, такая процедура законодательством не детализирована. Поэтому единственным возможным вариантом действий является обращение в судебные органы.

Далеко не всегда ДТП происходит по обоюдной вине, даже если оба водителя формально нарушили Правила дорожного движения. В этом случае суд обязан будет применять принципы разумности и объективности при рассмотрении дела, поэтому будет оценивать вину каждого из участников конфликта исходя из совокупности представленных доказательств.

Для оформления ДТП, в котором присутствует вина обоих водителей, используется стандартная схема с составлением протокола, схемой места происшествия и выдачей справки о дорожно-транспортном происшествии сотрудником ГИБДД. Для возникновения права на непосредственное обращение с заявлением к страховой компании необходимо соблюдение одного из двух условий:

  • в происшествии отсутствует вина обоих водителей;
  • каждый из участников аварии признается виновным.

С указанным распределением степени виновности могут не согласиться как стороны происшествия, так и страховые компании, обязанные возместить ущерб. В этом случае рассмотрение возникшего спора осуществляется в ходе судебного разбирательства, инициированного по заявлению указанных лиц.

При рассмотрении представленных материалов на страховое возмещение по условиям ОСАГО у страховой компании есть право вынести мотивированный отказ в выплате, который также может быть оспорен путем подачи искового заявления.

В ходе судебного заседания суд установит пропорциональную степень вины каждого из водителей, которая будет являться основанием для страховых компаний по возмещению суммы ущерба исходя из установленного соотношения.

К примеру, в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух водителей, автомобилю УАЗ причинен ущерб на сумму 20 000 рублей, а автомобилю КИА – 100 000 рублей. Материалами расследования установлено, что в действиях обоих субъектов присутствуют признаки вины.

При рассмотрении спора суд установил, что степень вины водителя машины УАЗ составила 80%, тогда как аналогичное значения для водителя КИА составило 20%. В результате такого пропорционального соотношения степени виновности, водитель УАЗ будет обязан возместить ущерб второй стороне ДТП на сумму 80 000 рублей, а водитель КИА – 4 000 рублей. Именно указанное соотношение вины и размера ущерба будет использовано для определения размера страховых выплат по действующим полисам ОСАГО.

Ремонт машин после ДТП в случае вины обеих сторон, осуществляется в равной степени, а также соразмерно степени участия в катастрофе. Следовательно, ОСАГО выплачиваться по обоюдке будет лишь в случае доказанности факта равной причастности к происшествию.

Доказать невиновность разрешено с помощью справок и протокола составленных и заверенных на месте происшествия сотрудниками ГАИ. Еще решая вопрос об установлении степени причастности водителя к происшествию на дороге в судебном порядке, пригодятся зафиксированные фото и видеосъемка последствий автокатастрофы.

Страховые выплаты при обоюдной вине

При оформлении страховки каждый водитель знает, что если он попадет в ДТП, то полис ОСАГО обеспечит полную или частичную выплату финансовых средств пострадавшему водителю. Законодательство дает право на получение денег по ущербу для обоих участников ДТП.

Существует две степени вины:

  1. Равная вина.
  2. Различная вина.

Степень вины может установить только суд, страховая компания этим вопросом не занимается. Поэтому страховщик будет возмещать ущерб только по решению судебного органа. Чтобы в последующем не было проблем при судебном разбирательстве, нужно правильно себя вести во время дорожного происшествия, и грамотно оформить все бумаги.

Не все нарушения закона признаются основанием для обоюдной вины при судебном разбирательстве. Если один водитель не включил ходовые огни, а другой вылетел на встречную полосу, то виноват будет только второй водитель. Суд при разбирательстве всегда следует разумному принципу.

Обоюдная вина при ДТП – термин во многом спорный и не имеющий четкого определения, которое было бы закреплено в Гражданском или Административном кодексах. Однако, как показывает практика, сотрудники ГИБДД и страховые компании часто используют данную форму вины при оценке аварийной ситуации. Итак, исходя из судебной практики, обоюдная вина в аварии – это такой результат происшествия, при котором каждый его участник тем или иным образом нарушил ПДД и подлежит привлечению к юридической ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Но, необходимо знать, что как таковое нарушение ПДД участником дорожного движения, который попал в ДТП, не является прямым основанием для признания обоюдной вины. Так, согласно параграфа 2 ГК РФ возмещение вреда происходит пропорционально степени виновности участников. Другими словами, если нарушение к свершившемуся дорожно-транспортному происшествию не имеет отношения, то и вина не признается обоюдной. К примеру:

  • ДТП произошло из-за того, что один из водителей проехал перекресток на запрещающий сигнал. При этом второй водитель не имел право управлять транспортным средством. На лицо нарушение правил со стороны обоих. Виновным в аварии будет признан первый водитель, так как именно его нарушение стало непосредственной причиной происшествия.
  • ДТП произошло из-за того, что один водитель выехал на перекресток со второстепенной дороги, и остановился для того, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Однако, тот, кто ехал по главной дороге существенно превысил скорость движения и подъезжая к перекрестку, не успел затормозить врезался в первого. В таком случае действия обоих водителей могут квалифицироваться как действия, которые непосредственно привели к столкновению.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Где лучше застраховать ОСАГО в 2019 году – в какой страховой выгоднее и дешевле оформить полис ОСАГО на машину

Такая степень возникает тогда, когда все участники дорожного движения в равной степени способствовали совершению происшествия, с учетом следующих обязательных условий:

  1. Нарушение ПДД каждым участником движения.
  2. Наличие непосредственной связи допущенного нарушения каждым участником с событием происшествия.
  1. Равная тяжесть совершенных нарушений ПДД. Для того, чтобы определить равную тяжесть учитывается количество нарушенных положений Правил дорожного движения и строгость наказания за них, которая предусмотрена в КоАП. Если они примерно равны, то судья выносит решение о равной обоюдности вины в ДТП при наличии первых двух пунктов.

Страховые выплаты при обоюдной вине

Данная степень определяется в тех случаях, когда один из участников нарушил правила как и второй, и оба нарушения стали причинами аварии, но действия первого менее грубее, чем второго. При принятии решения судья опирается на условия, что и при определении равной вины. Дело в том, что другой методики просто не существует, а в некоторых случаях определить степень виновности в ДТП того или иного водителя не сможет и высокопрофессиональный эксперт.

Ярким примером ДТП с различной степенью вины является тот случай, когда водитель неисправного автомобиля, остановившись на обочине, не выставил предупреждающего знака и не включил аварийную световую сигнализацию. Другой водитель, двигаясь в попутном направлении существенно превысив установленную скорость движения, не заметив сломавшийся автомобиль на дороге, въезжает в него. При этом:

  1. Правила дорожного движения, которые спровоцировали аварию, нарушили оба водителя: один не установил положенный знак остановки и не включил аварийную сигнализацию, а второй превысил скорость, не убедился в том, что ему ничто не препятствует и не сумел избежать ДТП.
  2. Нарушения первого водителя менее тяжкие. Ведь если бы другой участник аварии не превышал бы скорость, то скорее всего он смог бы избежать столкновения.

Таким образом, любой суд примет решение о различной обоюдной вине при ДТП.

Как оформлять ДТП при обоюдке

Отметим, что действующее законодательство не содержит данного термина. Однако, сотрудники ГИБДД и страховых компаний под ним понимают ситуации, когда все участники ДТП виновны в нем в большей или меньшей степени. Причем говорить об обоюдной вине при ДТП можно лишь тогда, когда сотрудники ГИБДД выпишут протокол об административном правонарушении всем лицам, участвовавшим в ДТП.

В случае ситуации на дороге, где оба автовладельца признаны виновными в ДТП, обоим водителям независимо от того, считают ли они себя инициаторами происшествия, необходимо действовать по правилам.

Следовательно, даже в случае обоюдной виновности, автокатастрофу нужно оформлять по стандарту, за одним маленьким исключением. То есть, во время составления протоколов и постановлений ГИБДД, надо настаивать на невиновности, даже если это не так. Поскольку после, в момент административного разбора, получится что не оба виноваты, а только один.

Вообще, чтобы выплата ОСАГО при обоюдной вине полагалась каждому из водителей в равной доле, надо:

  • Остановиться и не убирать машину до момента прибытия сотрудников дорожной полиции, выставив аварийные знаки и включив сигналы по правилам;
  • Для подтверждения невиновности в суде, зафиксируйте повреждения самостоятельно. Обязательно сохраните запись видеорегистратора, а без него сфотографируйте место происшествия и поврежденные автомобили на телефон;
  • Вызывая сотрудников Госавтоинспекции, не забудьте оповестить о ДТП и страховую компанию;
  • В случае выписки сотрудником ГАИ штрафов ГИБДД только вам, нельзя соглашаться с этим. Подобные действия сотрудников дорожной полиции автоматически лишают вас права на получение выплаты по ОСАГО.

Основной камень преткновения в урегулировании факта автокатастрофы – нежелание второй стороны признавать причастность к происшествию. Часто сами сотрудник дорожной полиции не в состоянии определить степень вреда водителя. Но в судебной практике даже предварительное решение ГАИ не играет роли, поскольку учитывается множество иных нюансов способных перевернуть все дело с ног на голову и потерпевший окажется таким же виновником.

В судебной практике тоже встречаются сложные ситуации, когда судья не способен точно определить степень причастности к катастрофе водителей. В подобных ситуациях виновность делится поровну, т.е. 50 на 50.

Когда вина при ДТП признается обоюдной?

Обоюдная вина в дорожно-транспортных происшествиях возникает в следующих случаях:

  1. Событие ДТП является следствием таких обстоятельств, при которых точно определить степень виновности участников не представляется возможным. Чаще всего это случается в зонах движения с нерегулируемыми условиями, например ДТП на парковках, стоянках и т.п.
  2. Результатом ДТП является такое стечение обстоятельств, при котором вина участников определена в точности, при этом именно их обоюдные действия стали причиной происшествия.
  3. Случаи, когда все стороны при оформлении ДТП согласились со своею обоюдной виновностью.

Порядок выплаты возмещения при наличии обоюдной вины

Если посмотреть в «Закон об ОСАГО», то можно увидеть, что там есть позиция, которая призвана регламентировать данные случаи (ст.12 п.22). В данной статье говориться о том, что компенсационные выплаты при обоюдной вине водителей производятся с учетом степени вины лиц установленной судом.

Казалось бы все понятно, но в данной же статье говориться и о том, что если степень вины участников не установлена, то выплату СК выплачивают в равных долях.

ВНИМАНИЕ! Данная формулировка очень часто вызывает разночтение.

Ведь степень виновности каждого из участников дорожного происшествия может быть не установлена судебными органами при различных обстоятельствах, например:

  1. Если в процессе разбирательства суд не смог по каким-либо причинам определить какая степень виновности у каждой из сторон в данном ДТП.
  2. Водители не стали обращаться в суд и поэтому степень их вины не установлена.

Казалось бы обе данные позиции подходят под отраженную в «Законе об ОСАГО» фразу, но у каждой из них есть свои сторонники. Некоторые утверждают, что не обращение в судебные инстанции в этом контексте предполагают слова «судом не устанавливалась».

А вот формулировка «судом не установлена», говорит о том, что судебные органы пытались установить степень виновности. При обоюдной виновности сторон, законом предусмотрены судебные разбирательства, так как в законе иные варианты не рассматриваются.

Но многие автолюбители, трактуют данную статью по своему и говорят о том, что данная статья говорит о том, что СК обязаны возместить 50% ущерба каждой из сторон и для этого вовсе не обязательно обращаться в судебные органы. Свою позицию автолюбители аргументируют, в том числе и перечнем необходимых для выплаты компенсации документов.

Данный перечень установлен Правилами и СК не имеют права требовать с автолюбителя какие-либо дополнительные документы.

В перечне документов, требуемых для выплаты компенсации, не фигурирует судебное решение, а следовательно и предоставлять его водитель не обязан.

Хотя степень вины может установить только суд, автовладельцы обязаны уведомить страховщика о факте аварии и зафиксировать размер ущерба. Уведомление происходит в письменной форме или путем устного сообщения по телефону. После оформления всех процессуальных документов, нужно подать заявление в свою страховую компанию.

Процедура взаимодействия со страховщиком будет выглядеть следующим образом:

  1. устное или письменное уведомление об аварии фиксируется страховой компанией;
  2. на основании извещения о ДТП и иных представленных документов назначается осмотр автомобиля – каждая страховая компания может направить автомобиль для осмотра к своему эксперту;
  3. в результате осмотра фиксируется характер и степень повреждений, определяется стоимость ремонтно-восстановительных работ;
  4. даже при наличии обоюдной вины, страховщик должен подтвердить признание аварии страховым случаем – если по данному вопросу вынесен отказ, автовладелец имеет право оспорить его в суде;
  5. если страховая компания признала столкновение страховым случаем, она все равно должна вынести отказ в выплатах – одновременно разъясняется право на обращение в суд для установления степени вины.

Отказ страховщика является официальным основанием для подачи иска в суд. Обратиться в судебные инстанции может любой из автовладельцев, а страховая компания будет привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.

По итогам судебного процесса будет вынесено решение. В этом документе суд укажет пропорциональное соотношение вины каждого из граждан. Допускается и полное возложение вины только на одного автовладельца, даже если изначально в процессуальных документах было указанно иное.

Рассмотрим, как происходит разграничение вины в судебном процессе, и как будет рассчитываться выплата по ОСАГО при обоюдной вине.

Как мы уже отметили, действующим законодательством никак не регулируется вопрос с обоюдной виной при ДТП, поэтому страховщики данную проблему решают двумя кардинально противоположными способами.

Первый способ заключается в оплате всем виновникам-потерпевшим 50% ущерба. Не очень правильная позиция, но, как показывает судебная практика в настоящее время, именно так поступают большинство судов, основываясь на ст.1083 ГК РФ. Данная норма гласит, что в случае невозможности установления степени вины каждого лица, вина признается равной.

Одновременно с этим п.2 данной нормы гласит, что выплаты должны производиться исходя из степени вины. Получается юридическая коллизия, так как доказать степень вины бывает зачастую очень сложно, практически невозможно, поэтому суды в силу своей загруженности идут по пути наименьшего сопротивления. Одновременно с этим заметим, что если будет доказана определенная степень вины того или иного участника ДТП, то суд вправе при «обоюдке» решить вопрос с выплатой в совершенно различных долях (90 на 10 или 60 на 40 и т.п.). Однако, далеко не каждый водитель будет идти до конца.

Второй способ, которым пользуются страховые компании, заключается в отказе в выплате страхового возмещения всем участникам ДТП, ввиду невозможности определения степени вины. Незаконность и необоснованность таких действий страховщики вполне осознают, однако им гораздо проще отказать с расчетом на то, что заявители пойдут в суд, тот в свою очередь определит, кому и сколько следует выплатить, а страховая компания просто произведет выплату.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Найти полис ОСАГО по гос. номеру автомобиля

Страховые выплаты при обоюдной вине

Как мы видим обоюдная вина при ДТП весьма выгодна страховщикам, так как отсутствие достаточной правовой базы дает возможность избежать полноценного и правильного разбирательства и выплаты реальной суммы ущерба.

Как мы уже говорили, выплаты по автогражданской ответственности при обоюдной вине водителей встречаются равные и разные, соразмерно степени причастности. Так, водителю, причинившему вред и тому, кто его причинил выплатят 50 положенных процентов по полису страхования, а также в зависимости от того насколько велика доля виновности второго водителя.

Пример, когда владелец автомобиля марки BMW выехал на встречную полосу из-за большой рытвины на дорожном покрытии своей полосы и врезался в автомобиль марки ВАЗ, еще не значит, что вина лежит полностью на первом водителе. Здесь рассматриваются обстоятельства причастности в автокатастрофе со стороны каждого участника.

Так, водитель ВАЗа мог не пристегнуться, превышал скоростной режим, находился в алкогольном опьянении или намеренно не предотвратил ДТП нажав на педаль газа вместо тормоза.

По всем страховым случаям (оба участника застрахованы), ответственность за выплату берет на себя страховая компания. Но сумма ущерба для восстановления измеряется не 100% а на основе постановления суда, в зависимости от степени.

Максимально возможная выплата по автогражданке на 2018 год, составляет 400 тысяч российских рублей. Если пострадали люди, то выплата не больше 500 тысяч. Но гражданская обоюдка при транспортном происшествии подразумевает лишь половину выплаты от этих сумм, а поскольку в суде разрешено установить степень причастности к аварии, то возмещение может стать совсем маленьким.

К примеру, на основании нарушенных пунктов ПДД, водителю ВАЗа присвоили вину равную 20%, а ущерб причинен на сумму 176 000 рублей. Владельцу BMW соответственно оценили урон и насчитали 320 000 рублей. Страховая компания, защищающая водителя BMW обязана выплатить владельцу отечественного авто 80% от страховой суммы, т.е. 140 800 р. Второй участник происшествия, а точнее компания где он застрахован должна выплатить иномарке 20% от суммы, т.е. 64 000 р.

В случае постановления суда о равной причастности к происшествию, то ВАЗу выплатят – 88 тыс., а BMW – 160 тыс. рублей.

Получить деньги при обоюдной вине допускается только пропорционально установленной степени вины двух человек. Если водитель виноват на 60%, то ему заплатят 40% от величины ущерба, а другому водителю – 60%.

Если рассматривать судебную практику, то компенсации обычно делятся поровну между двумя водителями. Суды при этом ссылаются на то, что если невозможно определить степень виновности, то вина считается равной. Если нет судебного решения, то вина считается также равной. Если вина вообще не установлена, то компенсация выплачиваться никому не будет.

С 2017 года согласно поправкам в законодательстве водители могут получить компенсацию деньгами вместо ремонта.

Если участники дорожного происшествия согласны с равной выплатой, то в суд можно не подавать заявление. Необходимо сразу идти к страховщику, после получения документов из ГИБДД. Если вы не согласны с половиной суммы, то нужно:

  1. уведомить об этом страховую компанию;
  2. получить решение суда о вине всех участников;
  3. получить выплату.

Судебный процесс чаще всего происходит несколько месяцев. В суд рекомендуется обращаться, если:

  • ГИБДД не выявила виновника;
  • очевидна вина одной стороны;
  • ущерб от аварии значительный, поэтому важным является получение наибольшей возможной компенсации по страховке.

Страховые выплаты при обоюдной вине

В соответствии со статьей 12 так называемого закона «Об ОСАГО» выплаты потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии производятся пропорционально степени вины. А степень вины рассчитывается в двух значениях:

  1. Равная.

Наиболее часто встречающийся вариант обоюдной вины при ДТП. Он устанавливается либо в суде, либо в тех случаях, когда расследование происшествия не дошло до суда. В таких случаях каждый участник аварии получает выплату, которая равна 50% ущерба ему причиненного.

Кто платит за причинённый ущерб?

Давайте разберем ситуацию когда оба водителя виноваты в ДТП в равной степени. В данном случае оба участника ДТП подают заявления на выплату в свои страховые компании (каковы правила обращения в СК после ДТП?). А уже далее начинаются «юридические нюансы».

Каждый из участников ДТП в данном случае имеет право лишь на 50% от суммы ущерба.

Таким образом получается, что если ремонт вашего авто стоит 50000 рублей, то СК заплатит вам всего лишь 25000 рублей. Бытует мнение о том, что оставшуюся часть денег на ремонт вы имеете право потребовать с другого участника аварии, но данное мнение неверно.

Ведь как мы уже знаем при обоюдке вы имеете право только на половину компенсационной выплаты и не более. Бывают и более сложные случаи, например, если при обоюдке пострадали две машины, но ремонт первого обойдется в 200 тыс.руб., а второго в 1 200 тыс.руб. В данном случае водители могут рассчитывать на выплату компенсации первый на 100 тыс.руб., а второй на 600 тыс.руб. Однако на сегодняшний день сумма компенсации не может быть выше 500 тыс.руб.

Все подробности о том, от чего зависит сумма компенсаций, вы найдете в этой статье.

После того как водители получат выплату по полису автогражданской ответственности они имеют право подать в суд на другого участника ДТП, затем чтобы получить оставшуюся сумму ущерба. Но в этом случае возмещение получит лишь второй водитель и сумма подлежащая возмещению в данном случае будет равна 50% за минусом той выплаты, которую участник ДТП получил от СК, т.е. 1200000*50%-500000=100000.

Как показывает практика чаще всего данные дела решаются в досудебном порядке, но иногда водители вынуждены судиться.

Особенности распределения вины различных участников дорожно-транспортного происшествия следуют из ст. 12 Федерального закона № 40-ФЗ. С учетом изложенных выше обстоятельств конфликта, у страховых компаний возникают разные основания для осуществления выплат заявителям:

  • если в дорожно-транспортном происшествии установлена одна из возможных форм виновности каждого лица – выплата будет осуществляться исходя из установленного судом пропорционального соотношения вины каждого из них;
  • если транспортному средству гражданина причинен ущерб сразу от нескольких субъектов ДТП, каждый из которых виновен в аварии – выплаты подлежат пропорциональному распределению между страховыми компаниями таких лиц;
  • если при расследовании дорожно-транспортного происшествия не была установлена вина ни одного из водителей – выплата осуществляется в равных пропорциях каждой страховой компанией данных лиц.

При возникновении аварии на дороге водитель должен выполнить следующее:

  1. Остановить автомобиль и не покидать место происшествия до прибытия сотрудников полиции или работников страховой компании.
  2. Постараться самостоятельно зафиксировать наибольшее число признаков вины второго водителя: фотоснимки, записать данные свидетелей, сохранить видеозапись, если имеется видеорегистратор и другие доказательства.
  3. Вызвать сотрудников ГИБДД и позвонить в страховую фирму.
  4. Проконтролировать правильность внесения инспектором информации в протокол.
  5. Не принимайте сразу на себя всю вину.
  6. При заполнении протокола четко формулируйте свою позицию, добивайтесь, чтобы ваши объяснения были внесены в протокол. Показывайте сотруднику доказательства вины другого водителя.

Если вы точно знаете, что виноват полностью второй водитель, то обязательно подавайте заявление в суд, и добивайтесь, чтобы была признана вина другого водителя. В противном случае страховая фирма выплатит обоим участникам половину суммы.

Если повреждения автомобилей небольшие, жертв и разногласий нет, то вызывайте только страховщиков, заполните бланки для них и оформите «Европротокол».

Такой метод оформления также позволяет получить компенсацию. В 2018 году наибольший размер компенсации при таком способе равен 50 тыс. рублей. При обоюдной вине водители получат по 25 тысяч рублей.

Если дорожное происшествие оформляет инспектор, составляются документы:

  1. Справка о ДТП.
  2. Протокол.
  3. Постановление о нарушении.

Правовые коллизии

В протоколе должна быть информация:

  • Расположение автомобилей после ДТП со схемой.
  • Результаты измерений от автомобилей до контрольных мест.
  • Описание повреждений транспортных средств.
  • Объяснения водителей.

При возникновении дорожной аварии с обоюдной виной водителям необходимо подать заявление в свою страховую фирму, где был оформлен полис ОСАГО. По старому закону можно было получить компенсацию от своего страховщика или от страховой компании другого участника. Сегодня такого нет, компенсация выплачивается только в своей компании.

Документы подаются не позднее 10 рабочих дней после ДТП.

Если этот срок вышел, то получить деньги будет сложнее. Если страховщик не согласен с суммой компенсации, назначается судебное разбирательство, и выплаты производятся согласно решению. Если эти деньги не будут вовремя оплачены клиенту, то на компанию налагается большой штраф.

Пошаговая инструкция оформления обоюдного ДТП:

  1. Заглушите двигатель, поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.

    В темное время суток на проезжей части или обочине необходимо быть одетым в куртку или жилет-накидку с элементами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014. (ПДД пункт 2.3.4)

  2. Позвоните в ГИБДД, сделать это можно по горячей линии.
  3. Попробуйте самостоятельно отыскать свидетелей происшествия, зафиксируйте повреждения и расположение машин на фотоаппарат, по возможности спросите у других участников движение записи с видеорегистраторов.
  4. По прибытии сотрудников ГИБДД максимально полно расскажите им о событии и проследите за тем, чтобы ваши слова были в точности занесены в протокол.
  5. Исходя из обстоятельств аварии, настаивайте на своей невиновности.

Если есть уверенность в том, что столкновение спровоцировано другим участником, то придется обращаться в суд, где необходимо будет отстаивать свою позицию.

При незначительных повреждениях автомобилей и отсутствии пострадавших можно будет составить «Европротокол» не вызывая сотрудников ГИБДД.

В тех случаях, когда оформлением результата аварии занимается инспектор ГИБДД, необходимо ненавязчиво проследить за его работой, в особенности обратить внимание на составление следующих документов:

  1. Справка о дорожно-транспортном происшествии для каждого участника.
  2. Протокол, в котором должны быть отражены:
  • схема расположения автомобилей;
  • расстояния от отсчетных точек;
  • описание повреждений;
  • объяснения водителей, очевидцев.
  1. Постановление о правонарушении с указанием конкретной статьи КоАП РФ.

Непосвященному человеку может показаться, что если совершено ДТП по обоюдной вине, то участники аварии друг другу ничего не выплачивают, а виновность и затраты на ремонт как бы уравновешиваются. Однако это в корне неправильное мнение. Пункт 22 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» говорит о том, что выплачивать деньги за нанесенный вред должны страховые компании в точном соответствии с выясненной судебными органами степенью вины каждого из участников дорожно-транспортного происшествия.

транспортное средство

Если степень виновности невозможно определить даже в суде, то страховые компании, которые страховали ответственность водителей, возмещают имущественный ущерб в случае ДТП в равных размерах.

Таким образом, выплата ущерба при ДТП с обоюдной виной производится в обычном порядке без предоставления дополнительных документов и доказательств. При назначении выплат учитываются следующие обстоятельства:

  • для того, чтобы рассчитать правильно выплаты принимается во внимание степень виновности участников аварии;
  • основанием для производства выплат является решение суда;
  • если судья не смог определить степень вины участников происшествия, то выплаты производятся в равных долях.
  • Оформление европротокола.

Часто возникает вопрос, можно ли оформить европротокол, если оба участника ДТП являются виновниками? В соответствии со статьей 12 Закона «Об ОСАГО» и положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если судом не установлено пропорциональное соотношение вины. Кроме того, для осуществления страховых выплат документов от ГИБДД не требуется.

В соответствии с ПДД РФ оставить место дорожного происшествия можно в тех случаях, когда составлен европротокол или тогда, когда составлена схема ДТП и оба водителя направились на ближайший пункт ДПС для дальнейшего оформления.

Какие последствия могут быть, если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию?

Если в результате аварии не пострадали люди, а вина одного из водителей не является предметом споров, то водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД. В данном случае есть три варианта развития событий, а именно оформление Европротокола (какие выплаты предусмотрены при ДТП по Европротоколу можно узнать здесь), не оформление протокола или его оформление в ближайшем отделении ГИБДД.

В том случае если у вас обоюдка, то оформление протокола вам не подойдет, ведь его оформление производиться лишь в случае если виновником является одна из сторон участвующих в ДТП. В ближайшем ГИБДД вы можете оформить происшествие лишь в случае если у вас нет споров относительно виновного в ДТП.

Столкновение авто

Если же участники ДТП решили ничего не оформлять и просто разъехаться, то никакого наказания за данное деяние они не получат, главное в данном случае оформить расписки о том, что вы не имеете претензий друг к другу.

ВНИМАНИЕ! Если вы не оформите такие расписки, то рискуете стать виновным в данном ДТП да еще и прав лишиться за оставление места аварии.

Но и в данном случае есть свои нюансы, если в аварии пострадали люди, тогда вы не имеете права покидать место ДТП, в противном случае вам грозит либо уголовная, либо административная ответственность. Наказание зависит от тяжести вины и тяжести повреждений, которые получил пострадавший.

В данном случае ответственность будут нести оба участника ДТП. А в том случае, если при ДТП погиб человек, то можно и срок за решеткой получить.

Получив судебный акт, вступивший в силу, гражданин должен представить его в страховую компанию. Расчет выплат проходит по общим правилам:

  1. страховая компания использует заключение эксперта, материалы медицинского освидетельствования граждан;
  2. на основании расчета эксперта автовладельцу выплачивается сумма страховки, пропорционально установленной вине в ДТП (например, если суд признал вину гражданина в размере 30%, он сможет получить только 70% от общей суммы ущерба);
  3. в случае возникновения спора о стоимости ремонтно-восстановительных работ, гражданин может обратиться к независимому оценщику и оспорить заключение страховщика через суд;
  4. при отказе страховой компании выплатить компенсацию по ОСАГО, гражданин обращается в службу ФССП для принудительного исполнения.

Отказать в выплатах по причине обоюдной вины водителей страховая компания не сможет, если ее степень уже была определена судом.

Страховые выплаты при обоюдной вине

Для расчета суммы компенсации учитывается и максимально возможный размер, зафиксированный в законодательных актах:

  • для повреждений автомашины – не более 400 тыс. руб.;
  • для ущерба иному имуществу – не более 400 тыс. руб.;
  • для возмещения вреда здоровью и жизни – не более 500 тыс. руб.

Установление степени вины может повлиять и на возмещение морального вреда от ДТП. Такие споры проходят только в судебном порядке без участия страховой компании. Иск предъявляется одним из водителей ко второй стороне ДТП, поэтому допускается одновременное рассмотрение двух встречных заявлений.

Исходя из примера, выплата компенсации положена обоим участникам автокатастрофы и ее размер определяет лишь суд. Стоит заметить, в случае нехватки размера выплаченного возмещения на осуществление качественного ремонта, владелец поврежденного авто не вправе требовать ни со страховой, ни с другого участника ДТП доплаты. Значит, завершить ремонт придется на собственные средства.

В целях доказать невиновность, водитель должен собрать необходимые документы и регистрационные материалы о происшествии. Попав в серьезное ДТП, где один или оба водителя покинули место катастрофы, не дождавшись сотрудников Госавтоинспекции, за подобное правонарушение последует административное наказание независимо от степени причастности в катастрофе водителя.

Избежать наказания возможно только в случае небольшого дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях владельцы машин вправе разойтись по мирному, а еще просто оформить Европротокол составив схему ДТП, а затем покинуть место происшествия не вызывая ГИБДД.

Страховые выплаты при обоюдной вине

Согласно требованиям статьи 3 ФЗ «Об ОСАГО» на территории Российской Федерации запрещается пользоваться транспортным средством без предварительной страховки гражданской ответственности.

В случаях, когда происходит ДТП по обоюдной вине и один или все участники происшествия не имеют страховки, то выплаты пропорциональные вине каждого водителя производятся из собственных средств.

Случаи с пострадавшими

Если в результате ДТП пострадал человек, который не является виновником данной аварийной ситуации, к примеру пассажир авто, то за причинение травм или же смерти ответственность понесут все виновники ДТП.

Однако не стоит забывать о том, что наказание грозит лишь в случае если ДТП произошло в результате нарушения ПДД.

Только в данном случае виновному грозит наказание. Данное положение закреплено в постановлении Пленума Верховного Совета РФ No 25.

Если в дорожно-транспортном происшествии, которое произошло по обоюдной вине есть пострадавшие или даже погибшие, то в зависимости от тяжести вреда здоровью, для водителей, виновных в происшествии наступает административная или уголовная ответственность.

В соответствии с положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года административную или уголовную ответственность, в том числе и лишение свободы, будут нести оба участника дорожного происшествия.

  • За вред, который причинён самому себе, наказание нести не придётся, а вот другой виновник ДТП будет отвечать в зависимости от степени вины.
  • За вред, причинённый постороннему участнику движения или пассажиру при обоюдном ДТП отвечать будут оба водителя, виновных в аварии.

Примеры судебной практики

Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  • В апреле 2017 года Волжским районным судом г. Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
  • В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге. Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался. После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector