Как чаще всего компенсируется утрата товарной стоимости автомобиля по КАСКО

Общая информация

Утрата товарной стоимости (УТС) автомобиля — это снижение конечной цены транспортного средства вследствие ДТП. Например, произошло ДТП, автомобиль был поврежден.

Он потерял хороший внешний вид или же его технические характеристики снизились. Владелец машины продает её, но сумма оказывается меньше ожидаемой.

Покупатель готов предложить лишь 70-80% запрошенной суммы. Аргументация покупателя тоже понятна — машина находится в поврежденном состоянии, платить за неё сверх необходимого никто не хочет.

Из-за этого возникает разница между желаемой и реальной ценой, точным термином будет словосочетание «упущенная прибыль». Именно эта упущенная прибыль является зачастую камнем преткновения между автовладельцем и страховой компанией. Даже сама возможность получить компенсацию совсем недавно возникла в общественном сознании. В 2007 году о такой возможности знали лишь около 3% автовладельцев (подробнее об УТС по КАСКО можно узнать тут).

Страховые фирмы долгое время активно сопротивлялись УТС-выплатам. Они настаивали, что УТС не является реальным ущербом для транспортного средства. Но в 2013 году в данном споре была поставлена точка. Верховный суд постановил, что утрату товарной стоимости автомобиля следует относить к реальному ущербу (Обзор ВС от 31.01.2013). УТС должен стоять в одном ряду со стоимостью ремонта, затрат на запасные части.

Таким образом, автовладельцы с 2013 года получили веские юридические основания требовать компенсации утери товарной стоимости автомобиля по КАСКО. В постановлении ВС подчеркивается, что ущерб такого рода входит в общее поле страхования — УТС не является отдельным риском.

Возмещение доступно не для всех транспортных средств, существуют некоторые ограничения:

  • Возраст транспортного средства не должен превышать пяти лет для иномарок, трёх для отечественных машин и двух лет для грузовиков;
  • Износ автомобиля не может быть более 40%;
  • Сумма ремонта по УТС не превышает 10% от рыночной цены автомобиля. За исходную сумму берут цену до ДТП;
  • Максимальный размер УТС составляет 20% страховой суммы.

Учитывают также степень сложности. Получить компенсацию возможно при первой степени сложности:

  • Перекос кузова;
  • Замена частей кузова — может быть полная и частичная замена;
  • Повреждения частей кузова.

Если для выполнения ремонта производилась разборка салона, и процедура привела к повреждениям, то ущерб такого рода подлежит возмещению.

Внимание: владелец автомобиля не должен быть признан виновником ДТП, иначе добиться УТС-выплат не выйдет.

Чтобы произвести расчеты УТС, будет необходимо воспользоваться услугами специалиста-оценщика. В отчёте он указывает сумму ущерба деталей и частей машины. Специалист производит оценки лишь тех запчастей, которые напрямую влияют на технические характеристики и внешний вид автомобиля.

Существует несколько способов расчёта ущерба:

  • Способ Минюста России — он считается официальным, пользуется «популярностью» в судебной практике;
  • Способ РД (Руководящий Документ) — применяют значительно реже;
  • Способ Хальбгевакса — самый простой расчёт, приблизительные вычисления может сделать даже обычный автовладелец, не эксперт. Очень помогает в предварительной оценке.

Обратите внимание, что существуют определенные временные рамки. Возмещения можно добиваться, если с момента аварии прошло не более трёх лет для ОСАГО. Для КАСКО максимальный срок составляет два года.

Что значит УТС?

УТС — это утрата товарной стоимости автомобиля, которая представляет собой разницу рыночной цены между транспортом с высоким уровнем износа (в результате полученного ущерба) и с неимением таковых. То есть это преждевременное снижение цены транспортного средства, которое является следствием ухудшения его эксплуатационных характеристик и внешнего вида. Автомобиль может утратить свою стоимость в результате ДТП (самая частая причина), пожара, подтопления, стихийных бедствий и иных случаев.

Процедура взыскания

Довольно распространенной ситуацией среди автолюбителей является утрата товарной стоимости автомобиля по КАСКО.

Как чаще всего компенсируется утрата товарной стоимости автомобиля по КАСКО

Процедура взыскания, как было сказано выше, представляет собой довольно-таки трудоемкий сложный продолжительный процесс. Даже после принятия постановления ВС от 2013 года различные страховые агентства стараются не уплачивать УТС по КАСКО.

В большинстве случаев действительно владельцам автомобилей приходится обращаться в судебные инстанции за помощью. Именно поэтому правильно составленное заявление имеет большую значимость. Откланяются такие заявления при обнаружении любой допущенной ошибки.

Компенсация УТС

Чтобы избежать ненужных неприятностей, рекомендуется при оформлении полиса КАСКО моментально обсудить со страховщиками возможность возмещения УТС.

Организации предоставляют страховые полисы с возможностью выплаты суммы, соответствующей УТС, в которых данный раздел не прописан напрямую.

В подобных действиях не наблюдается никаких противоречий с действующим постановлением ВС.

С применением подобных программ некоторые страховые компании могут гарантировать своим клиентам избежание необходимости инициации каких-либо судебных разбирательств.

Другими словами, проще будет составить разновидность договора, учитывающее возможность компенсации УТС.

Подобные условия устраивают далеко не всех автовладельцев. Нередко возникают ситуации, когда договор уже заключен, и возникает необходимость добиться справедливой компенсации УТС.

Заявление всегда необходимо составлять в нескольких экземплярах. Один остается у владельца транспортного средства, а второй должен находиться у страховщиков.

Некоторые страховые довольно часто предпринимают попытки манипуляции своими клиентами и выдумывать различные правдоподобные оговорки, в соответствии с которыми утрату товарной стоимости компенсировать не удастся. Однако отказываться от принятия предоставленного заявления эти ребята не имеют никакого права.

Как было сказано выше, нежелательно позволять выполнять эту процедуру страховщикам, поскольку они обязательно предпримут попытку уменьшить стоимость нанесенного ущерба. Только после проведения этой немаловажной процедуры можно отправлять документы в соответствующую судебную инстанцию.

Перечислим разделы информации, которые должны быть включены в содержание заявления:

  • Описание ситуации.
  • Марка машины и номер государственной регистрации.
  • Место и дата.
  • Контактные данные, номер телефона, адрес, ФИО и т. п.

Если страховом полисе предусмотрена возможность ремонта на каких-нибудь СТО, вероятность получения компенсации в результате УТС будет существенно снижена. Чаще всего возмещение страховые компании выполняют, если можно так выразиться, «натурально», т. е. машина ремонтируется, но получить какие-либо выплаты в такой ситуации не представляется возможным.

Процедура взыскания потери товарной стоимости автомобиля по КАСКО — очень трудоемкий процесс. Даже после постановления ВС от 2013 года страховые компании неохотно идут на выплаты УТС по КАСКО.

В деле придется проявить настойчивость, скорее всего, понадобится обращаться в суд. Всего лишь треть грамотных заявок, страховщики удовлетворяют в досудебном порядке.

Более детально о составлении досудебной претензии по КАСКО можно узнать здесь.

При этом речь идет именно о хорошо составленных заявках. Если в заявке будет найдена явная ошибка, то она со стопроцентной вероятностью будет отклонена.

Самым лучшим лечением является профилактика. Так и здесь. Если вы хотите избежать лишних хлопот, то лучше при оформлении КАСКО сразу же обговорить возмещение потери товарной стоимости автомобиля. Компании предлагают страховые полисы с компенсацией УТС и полисы, в которые этот пункт не включен напрямую.

Но подобное подходит не всем. Иногда соглашение уже заключено, и требуется добиваться компенсаций утраты товарной стоимости вашего автомобиля.

Первым делом следует заявить о своем намерении в офисе страховой фирмы (подробнее о том, какие документы необходимы для оформления и получения страховых выплат, можно узнать тут). Учитывайте при этом правила, касающиеся необходимых характеристик автомобиля.

Заявление необходимо подавать в двух экземплярах. Один остается у автовладельца, второй получают сотрудники фирмы. Сотрудники могут пытаться запутать, манипулировать клиентом, придумывать отговорки. Но факт остается фактом — принять заявление они обязаны.

После этого понадобится экспертиза транспортного средства. Лучше всего обращаться к независимым специалистам (больше нюансов о том, куда и как лучше обратиться за возмещением ущерба, читайте в нашей статье). Пользоваться услугами страховой в данном вопросе не рекомендуется. Обычно они пробуют занизить размер ущерба.

Затем заявление и отчёт экспертизы подают в суд.

В заявление необходимо включить:

  • Описание ситуации;
  • Номер и марку транспортного средства;
  • Место, дату;
  • Контактные данные — телефон, ФИО и так далее.

Теперь ответим на распространенный вопрос: «Возможно ли возмещение УТС по КАСКО при условии ремонта на СТО?».В случае если в полисе КАСКО предусмотрен ремонт на станции техобслуживания, получение УТС-выплаты будет маловероятным. Обычно возмещение происходит «натурально», транспортное средство ремонтируют, но взыскать деньги — сложная задача (о том, как быть, если СК не платит по КАСКО читайте в нашей статье).

Законодательная база

Как чаще всего компенсируется утрата товарной стоимости автомобиля по КАСКО

Компенсация утраты товарной стоимости по полису каско не регулируется законодательными актами, когда само добровольное страхование должно осуществляться в соответствии с положениями Закона РФ №4015-1 от 27.11.1992 «Об организации страхового дела в РФ», а также с положениями Гражданского кодекса РФ. Согласно закону добровольное страхование осуществляется на основании заключенного договора и правил страхования, которые утверждаются страховщиком.

Пункт 1 статьи 929 ГК РФ определяет, что выплата страхового возмещения по добровольному страхованию осуществляется после наступления страхового случая, от риска которого и был заключен договор страхования. То есть нормы законодательства можно трактовать таким образом, что если утрата товарной стоимости автомобиля не была застрахована отдельным риском по полису каско или страховка по этому риску не включена в риск «повреждения» по правилам страхования, то страховая компания не обязана осуществлять выплату пострадавшему за утраченную стоимость транспорта по полису каско. Об этом говорит и Определение Верховного Суда РФ № 16-КГ17-38 от 28.11.2017.

Противоположное мнение у Верховного суда сложилось относительно обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Своим Постановлением №2 от 25 января 2015 года суд обязал страховые компании выплачивать возмещение за утраченную товарную стоимость автомобиля, поскольку посчитал УТС частью реального ущерба, полученного в ДТП наряду с повреждениями, ценой ремонта и деталей.

Примеры из судебной практики

Разберем два реальных дела из судебной практики — один с отрицательным исходом, другой с положительным.

Отрицательный

В 2004 году, в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа была подана заявка. Заявку подало ООО «Вологдапромсоль», с целью получить УТС-возмещение от ЗАО «Вологодская птицефабрика». В ходе судебного процесса была привлечена к участию страховая компания — ОАО «Железнодорожная страховая компания». ОАО было страховщиком «Вологодской Птицефабрики».

Как чаще всего компенсируется утрата товарной стоимости автомобиля по КАСКО

Автомобиль «Toyota Corolla» пострадал в дорожно-транспортном происшествии. Судебным решением было постановлено, что страховая компания обязана выплатить 48 000 рублей на проведение ремонта.

ООО «Вологдапромсоль» требовало также взыскать около 24 000 рублей, основывая свое требование на утрате товарной стоимости автомобиля. Но это требование удовлетворено не было.

Суд пришел к решению, что только выплаты на восстановительный ремонт можно признать реальным ущербом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Зеленая карта на автомобиль - что это такое

Таким образом, добиться УТС-выплаты у ООО «Вологдапромсоль» не получилось.

Положительный

В 2015 году Арбитражный суд Свердловской области вынес положительное решение, касающиеся утраты товарной стоимости автомобиля. В марте, дело N A60-6977/2015 было решено в пользу владельца. В постановлении суда ясно указано, что УТС является реальным ущербом, так как в конечном счёте это привело к нарушению прав владельца машины.

Страховая компания была обязана выплатить пострадавшему положенную сумму. Веским основанием для такого решения послужил Обзор Верховного суда, изданный в 2013 году.

Нередко возникают конфликты по выплатам у Росгосстраха, ВСК и Ингосстраха. Если утерян товарный вид, то автострахование должно покрыть ущерб владельца. В ином случае, страховой компании придется оплатить неустойку при отказе в выплате в оговоренные сроки. Штраф для юридических лиц превышает в несколько раз неуплаченную сумму. Также у гражданина имеется возможность затребовать сумму и за моральный вред.

Страховка Тотал также позволяет взыскать необходимую сумму от страховщика. Особенно, если автомобиль находится в кредите, а человек корректно погашает ссуду.

дефекты после ремонта

В 2015 году Арбитражный суд в Свердловской области постановил оплатить компенсацию клиенту страховщика. Дело А60–6977/2015 закрыли с положительным решением по спору для автолюбителя. Компания выплатила УТС по КАСКО реального ущерба.

В последние годы ситуация с правомерностью взыскания УТС прояснилась, а мнение судей в данном вопросе едино. В случае, если факт утраты товарной стоимости очевиден, а автомобиль соответствует предъявляемым требованиям, судебные разбирательства заканчиваются в пользу истца. Основанием для этого служит постановление Верховного Суда о признании недействительным включенного в договор страхования пункта об исключении выплаты УТС.

Как правило, страховая компания будет чинить препятствия и замалчивать вопрос выплаты по УТС ввиду невыгодности для себя. Тем не менее вопрос легко разрешается через суд, всегда принимающий сторону застрахованного автовладельца. Потраченные на проведение экспертизы и уплату государственной пошлины денежные средства вернутся владельцу поврежденного автомобиля, с дополнительным назначением компенсации по УТС и возможной компенсации морального ущерба. А значит, риск по данному судебному разбирательству минимален.

Утрата товарной стоимости по каско является одной из часто рассматриваемых ситуаций в суде. Практика рассмотрения таких дел довольно противоречива и иногда чтобы добиться справедливого решения и клиент и его страховая компания вынуждены обращаться в Верховный суд для урегулирования такого вопроса. Решения ВС РФ также нельзя назвать однозначными, поскольку в одних случаях судьи придерживаются мнения, что утраченную стоимость нужно отнести к размеру реального ущерба и выплатить полную сумму компенсации, в других — остаются на стороне страховых компаний, поскольку правилами добровольного страхования возмещение за УТС не предусмотрено.

Пример решения суда по делу о взыскании выплаты по УТС

Клиент СК обратился с иском в компании «Альфастрахование» о взыскании утери товарной стоимости машины и дополнительных расходов (в том числе на юриста) в сумме 17 600 рублей. В обосновании исковых требований он заявил, что в ноябре 2015 года его транспортное средство попало в дорожно-транспортное происшествие и получило значительный ущерб. Страховщик направил транспорт на ремонт, но возместить УТС отказался. Суд первой инстанции требования истца удовлетворил, апелляция также не повлияла на решение.

В 2018 году страховщик обратился с иском в Президиум областного суда с просьбой отменить предыдущие решения и взыскать с клиента сумму госпошлины. В обосновании своего иска страховая компания отметила, что по условиям договора УТС является отдельным риском по полису каско, от которого истец застраховать свою машину отказался. Поэтому у компании нет оснований выплачивать ему возмещение.

По материалам дела стало известно, что между истцом и ответчиком в 2014 году был заключен договор страхования по программе «Полное каско» с рисками «ущерб» и «угон». Размер страховой суммы составил 363 000 рублей. В мае 2016 года истец обратился в компанию с заявлением о выплате возмещения по страховому случаю (дорожно-транспортное происшествие). Страховщик в установленный срок направил машину на ремонт и выполнил свои обязательства в рамках заключенного договора.

Суд первой инстанции посчитал утраченную стоимость реальным ущербом и постановил взыскать со страховой компании требуемые средства. Президиум с этим решением по иску не согласился, опираясь на положения Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» и Гражданского кодекса. Согласно им правоотношения при добровольном страховании между страхователем и страховой компанией регулируются условиями договора, которые утверждаются сторонами в равной степени. Поскольку договором в этой ситуации не предусмотрена выплата возмещения по УТС, страховщик не обязан ее производить. Суд своим постановлением № 44г-25/2018 отменил решения первой судебной инстанции и постановил взыскать с истца госпошлину в размере 3000 рублей.

Более ранние случаи из судебной практики в основном содержат положительные решения судов, поскольку еще в 2013 году Верховный суд своим Постановлением №20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» назвал утрату стоимости автомобиля реальным ущербом. Это демонстрирует и пример выше, согласно которому суд первой инстанции назвал УТС ущербом.

В каких случаях положено возмещение утраты товарной стоимости автомобиля?

Однако не любой потерпевший может получить возмещение по этой категории, ведь отыскать такую страховую компанию, которая согласилась бы уплачивать размер УТС, непросто.

Как чаще всего компенсируется утрата товарной стоимости автомобиля по КАСКО

Прежде всего, следует учесть те случаи и условия, при которых практикуется расчет УТС по полису КАСКО:

  • если транспорт пострадал в ДТП, а при других обстоятельствах – погодные катаклизмы, упало дерево, случайный пожар, затронувший авто и другие подобные варианты;
  • автомоторное транспортное средство иностранного производства не должно быть старше 5 лет;
  • автотранспорт отечественного производителя не должно быть старше, чем 3 года;
  • износ авто не должен превышать 35% для отечественных автомобилей, 40% для иностранных машин;
  • пробег отечественного авто не должен превышать 50 тыс. км, а пробег иностранного авто – 100 тыс. км;
  • когда не требуется ремонта автомобиля 1 степени сложности;
  • транспортное средство понесло повреждения не по страховому случаю;
  • транспортному средству нанесен ущерб в результате определенных видов ремонтных услуг, допущения разнотона при окрашивании, а также нарушения заводской сборки.

Однако самым главным правоустанавливающим для страховой компании поводом начать начисление УТС в дополнение к страховым выплатам является лишь решение этого вопроса через суд.

Вне судебных решений страховщики будут опираться на правила страхования, которые прописываются в договоре страхования.

Несмотря на очевидность зависимости суммы УТС с полученным в ДТП ущербом, некоторые автомобили не подлежат истребованию УТС. Компенсацию такого рода вправе требовать владельцы в следующих ситуациях:

  1. Возраст модели ТС отечественного производства не превышает 3-х лет, и 5-ти лет для машин иностранного производства.
  2. Износ по эксплуатации к моменту ДТП не превышал 35%.
  3. В ДТП произошло повреждение с перекосом кузовных деталей автомобиля.
  4. Потребовалась замена кузова (полная или частичная, включающая замену несъемных частей).
  5. Необходим ремонт съемных кузовных деталей.
  6. Нарушено качество заводской сборки после полной разборки салона.

Основанием для назначения выплаты УТС может стать только такое повреждение автомобиля, которое компания признала страховым случаем, а степень их сложности должна быть выше первой. Первый уровень сложности включает устранение повреждений и ремонт небольших повреждений с заменой деталей автомобиля.

Начиная с 2015 г. страхователь имеет полное право подать обращение на полное восстановление по полису автогражданки. Страховые компании идут навстречу таким заявкам, но взыскание УТС по КАСКО мало практикуется у представителей СК, в результате чего потерпевшие обращаются в суды.

Взыскание УТС по КАСКО

Утрата товарной стоимости по КАСКО в свете закона предусматривает компенсацию для восстановления рыночной цены авто. Суд РФ часто руководствуется «Законом об ОСАГО» п.2 ст. 15 и п. 2 ст. 12, где прослеживается аналогия со страхованием наземных транспортных средств. Когда аргументов недостаточно, тогда вступает в защиту судебная статья 929 Гражданского кодекса РФ.

Утрата товарной стоимости транспортного средства представляет собой разницу в цене между автомобилем, который никогда не был в дорожно-транспортном происшествии и автомобилем, который получил повреждения в ДТП и был восстановлен. Если пунктами договора предусмотрено страхование от такого риска, то страхователь получить возмещение ущерба по нему.

  • Возраст автомобиля отечественного производства не должен превышать более 3 лет, а возраст иностранного авто — не более 5 лет;
  • Износ отечественного автомобиля не должен превышать 35%, а износ иностранного авто — не более 40%;
  • Пробег отечественного автомобиля не должен превышать более 50 000 км, а пробег иностранного авто — не более 100 000 км.

Также возмещение утраты товарной стоимости допустимо при таких видах ремонтных работ, как устранение перекоса кузова, замена конструкционных частей кузова, покраска внешних деталей, любого ремонта, требующего демонтажа салона с нарушением качества промышленной сборки. Возмещение утраченной стоимости транспортного средства по каско не предусматривается, если повреждения автомобиля не были связаны со страховым случаем или же их можно устранить при помощи ремонта 1 степени сложности.

Возмещение УТС возможно в том случае, если у вас есть полис КАСКО, в котором УТС считается одной из составляющих риска «Ущерб».

Если этого пункта в договоре нет, то пострадавший автовладелец вполне может обратиться к виновнику ДТП с гражданским иском и потребовать возмещения ущерба в частном порядке согласно ст. 1064 ГК РФ.

Статья 1064 ГК РФ. Общие основания ответственности за причинение вреда

  1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

    Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

  2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
  3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Что надо знать водителю у которого закончился срок действия водительских прав

Возмещение возможно, если:

  • риск предусмотрен полисом или вы намерены судиться с СК;
  • виновником аварии было другое лицо;
  • затраты на ремонт не менее 5% стоимости машины;
  • автомобиль новый и отвечает параметрам для подсчета УТС.

Как чаще всего компенсируется утрата товарной стоимости автомобиля по КАСКО

Впрочем, уже были прецеденты, когда страхователи добивались возмещения УТС от страховой компании даже, если компенсация УТС вообще не была предусмотрена договором. Но делается это только в судебном порядке, поскольку страховщик не признавал УТС страховым случаем по КАСКО.

По риску утраты стоимости не могут страховаться старые автомобили (иномарки старше пяти-семи лет, а отечественные – старше трех лет) либо те, которые очень активно используются (например, в качестве такси или для перевоза грузов). Величина износа транспортного средства не должна превышать 35-40%, в зависимости от страны, где был выпущен автомобиль.

Вряд ли компания согласиться взять на страхование по этому риску и машину с уже имеющимися серьезными повреждениями (коррозией, деформированными элементами и пр.). УТС не рассчитывается при совсем незначительных ремонтных работах, так называемый ремонт первой категории сложности. Не будет оцениваться УТС, если машина уже перекрашивалась в том месте, которое требует замены.

Во всех остальных случаях УТС может быть рассчитана в денежном эквиваленте. Для оценки УТС приглашается независимый эксперт, который готовит свое заключение и определяет величину выплаты.

Страховые компании могут рассмотреть вопрос о компенсации по факту утери товарной стоимости автомобиля по КАСКО после восстановительного ремонта в следующих случаях:

  • транспортное средство получило повреждения при дорожном происшествии;
  • кузов, узлы и агрегаты не имели ранее полученных повреждений, восстановительный ремонт их не производился;
  • автомобиль пострадал при природных явлениях (падение дерева, пожар, град и подобное;
  • возраст не превышает пяти лет для авто иностранных производителей и трёх – отечественных;
  • эксплуатационный износ не превышает 40% для иностранных машин, 35% в отношении отечественных автомобилей;
  • автомобилю нанесен ущерб в результате некачественных работ (несоответствие колера окрашиваемых деталей, нарушение технологических процессов, просчёты при восстановлении геометрических форм и т.д.);
  • пробег автотранспорта не превышает 50 тысяч километров для автомобилей отечественных производителей и 100 тысяч километров машин иностранных марок;
  • возмещения по автострахованию соотносится с размером УТС;
  • цена восстановительных работ не превышает рыночной стоимости автомобиля на момент экспертной оценки.

Как получить выплату?

При подсчете суммы возмещения показатель износа автомобиля, деталей может играть очень существенное значение. Исключения составляют полисы КАСКО, где изначально оговаривается, что выплаты производятся без учета износа.

Показатели износа в каждой компании разные, но у лидеров рынка это обычно 20% за первый год, 12% за второй и последующие годы. От размера износа зависит и подсчет УТС: если машина сильно изношена, то этот показатель вообще не рассчитывается.

Расчет стоимости по реальному урону проводится комплексно, поскольку для полного взыскания берутся все поломки и повреждения, которые есть (испорченные запчасти, поврежденные поверхности, детали кузова и прочие элементы). В страховании на поверку принимаются исключительно задокументированные подсчеты эксперта. Размер выплат напрямую зависит от показателей экспертизы, в которую включены следующие моменты:

  • Работоспособность деталей после ДТП;
  • Количество поврежденных участков лакокрасочного покрытия;
  • Наличие восстановленных и замененных запчастей.

Можно взыскать УТС при нескольких методах расчета:

  1. Формула Минюста (основная);
  2. Формула РД (может применяться);
  3. Формула Хальбгевакса (упрощенная).

Для того, чтобы получить УТС, вам необходимо обратиться в страховую компанию, куда вы обращались по страховому случаю с простым заявлением в свободной форме (либо спросите бланк) с просьбой рассчитать и выплатить вам на ваш расчетный счет (реквизиты прикладываете, если ваше авто было отремонтировано по направлению страховщика). Все остальные документы у них уже имеются.

Если страховая компания просит вас принести свой отчет УТС (что бывает в большинстве случаев и что лучше изначально делать) то вам необходимы следующие документы для того, чтобы обратиться к оценщикам для его расчета:

  1. Справка о ДТП (достаточно копии).
  2. Акт осмотра вашего ТС или калькуляция расчета стоимости ремонта (копии достаточно).
  3. Документы на авто (Копия ПТС или Свидетельства о регистрации ТС).

Эти документы вам выдадут в страховой компании по вашему письменному заявлению. Вы получаете документы, идете в оценочную организацию, по истечении примерно нескольких дней вам сделают расчет.

После этого идете в страховую компанию и предоставляете:

  1. Заявление с просьбой выплаты УТС (пишите в двух экземплярах либо вам снимут копию и поставят отметку о получении).
  2. Отчет о стоимости УТС.
  3. Квитанцию об оплате Отчета (эту сумму уплаченную вами оценщикам страховая компания вам оплатит).

Дальше ждете выплаты. Если вам отказывают в выплате, смело идете в суд.

Один из самых распространенных методик расчета и в основном он применяется для оценки автозарубежного производства. Сложный порядок расчета, но попробуем упростить.

Следует помнить – любой расчет, произведенный вами, а не дипломированным оценщиком, носит ознакомительный характер. Как официальный документ, в страховой компании, либо в суде, примут только от специалиста в данной области.

Итак, подсчет по данной методике начинается с суммирования конечной утери товарной цены по формуле: У.общ.=У.эл. У.кар. У.окр. У.куз, где:

  1. У.общ. – конечная стоимость вашего УТС;
  2. У.эл. – стоимость ремонта всех съёмных деталей кузова авто;
  3. У.кар. – стоимость ремонта всех несъёмных деталей кузова авто;
  4. У.окр. – это цена окраски кузова;
  5. У.куз. – цена работ по замене кузова или отдельных его частей, или по его ремонту.

В зависимости от повреждений автомобиля и производится расчёт каждой из указанных формул.

Порядок подсчета при восстановлении поврежденного авто (замена также включена) всех деталей кузова: Уэл.=К2•ΣK1•Цi, где:

  1. К1 – показатель изменения размера УТС в зависимости от способа или характера ремонта;
  2. Цi – это розничная стоимость детали, которая подверглась ремонтным воздействиям;
  3. К2 – показатель изменения стоимости в зависимости от износа деталей.
  4. m – количество съемных деталей, которые будут ремонтироваться.

Взыскание УТС по КАСКО

Это не сложная методика подсчёта. При помощи её вы можете легко рассчитать утрату товарной стоимости, естественно, примерно. Этот метод расчета широко распространён в Европе. Реже применяется и в России.

Конечная формула подсчета по методике Хальбгевакса не сложная и выглядит так: УТС = (K÷100)•(Ц Р С О), где:

  1. К – показатель максимальной величины утрата товарной стоимости, высчитанный по таблице Хальбгевакса;
  2. Ц Р – розничная стоимость автомобиля в регионе;
  3. С О – общая цена ремонта.

Таблицу Хальбгевакса вы можете найти в интернете.

Существует несколько методик для расчета. Центробанк в сентябре 2014 года выпустил собственную методику оценки для экспертов на основании действия положения закона об ОСАГО (ст.12.1 п.3). До этого наибольшей популярностью пользовались методики Минюста и Хальбгевакса. Если первые две методики направлены на расчет утраченной стоимости как отечественных, так и иностранных легковых автомобилей, то по методике Хальбгевакса можно рассчитать только УТС иномарки.

Эта методика также имеет ряд ограничений, касающихся характеристики автомобиля, в том числе возраста авто. Расчет проводится только для транспортных средств не старше 5 лет. Для расчета необходимо определить коэффициент относительной цены ремонта и коэффициент соотношения цены за работу и стоимости деталей. Формулы и таблицу коэффициентов можно найти здесь. Для расчета по этой методике также необходимо знать:

  • Стоимость нового транспортного средства;
  • Стоимость подержанного аналога;
  • Возраст авто;
  • Цена деталей и иных материалов для ремонтных работ;
  • Общая цена за ремонт;
  • Размер оплаты работ.

Порядок взыскания УТС по каско

первый — для владельца автомобиля, второй — для страховой компании. Распространенными остаются ситуации, когда страховщики убеждают владельцев авто в том, что не принимают заявления такого рода. В этих случаях целесообразно воспользоваться услугами опытного юриста, который в рамках закона сможет помочь решить этот вопрос.

После подачи заявления о возмещении утраты товарной стоимости нужно предоставить автомобиль на экспертизу в сертифицированный автосервис для объективной оценки рыночной цены, а также, при возможности, оценки степени ущерба и внешнего вида машины. Основным правоустанавливающим этапом для компенсации УТС по каско является урегулирование вопроса через суд.

Мужчина у разбитого авто

При подаче заявления в страховую компанию владельцу полиса необходимо предоставить ряд документов, в число которых входит полис каско, паспорт страхователя, водительское удостоверение и документы на машину (ПТС, СТС). Если машина пострадала в результате ДТП, нужно предоставить справку из ГИБДД, копию протокола и иные документы по запросу страховщика. Если страхователь проводит независимую экспертизу машины, то ее результаты также нужно включить в общий пакет документов.

Заявление

Ввиду крайнего нежелания страховщика осуществлять данные выплаты, и несмотря на ясные указания со стороны законодательства, процедура возмещения утраты товарной стоимости, как правило, сопряжена с судебным разбирательством со страховой компанией и необходимостью обращения в суд. Общая процедура взыскания состоит из следующих этапов:

  1. Владелец поврежденного автомобиля оповещает о своем намерении получить возмещение по УТС, если транспортное средство соответствует предъявляемым в таких случаях требованиям. Оповещение происходит письменно, в виде заявления, один экземпляр которого вручается страховщику, а второй остается у клиента. На данном этапе страховая компания не вправе отказать в получении данного заявления.
  2. Проведение экспертной оценки по определению размера УТС. Ввиду возможных препятствий со стороны компании, лучше воспользоваться услугами независимых оценщиков, не являющихся партнерами компании.
  3. При отсутствии удовлетворения требований страхователя и получении письменного отказа в возмещении от компании, подается иск в суд с уплатой госпошлины.

Требуемые документы

В ходе взыскания страхового возмещения по КАСКО от страхователя потребуется подготовить следующие документы:

  1. Документы, подтверждающие права собственности на автомобиль.
  2. Договор, регламентирующий процесс и условия добровольного страхования КАСКО.
  3. Для страховой компании — составляется заявление, описывающее ситуацию страхового случая, с указанием всех обстоятельств, повлекших утрату транспортным средством товарной стоимости.
  4. Для подачи в суд — потребуется еще одно заявление, в котором будет описана текущая ситуация с отказом в выплате со стороны страховщика, а также приведена подробная информация об обстоятельствах, повлекших ущерб автомобилю и УТС.

Исковое заявление о взыскании УТС со страховой компании должно быть составлено по следующим правилам:

  1. Иск должен быть адресован на имя мирового судьи с указанием номера участка и города.
  2. Истцом указывают владельца автомобиля, подающего заявление.
  3. Ответчиком выступает компания, выдавшая полис.
  4. В описании ситуации страхового случая необходимо указать номер гос.регистрации транспортного средства, его марку, дату ДТП, адрес, а также все стороны-участники происшествия. Для подтверждения слов истца прикладывают протокол, составленный на месте ДТП, со схемой и отметкой всех его участников.
  5. При описании причины возникновения иска указывают информацию по имеющемуся полису, договору и название организации, его выдавшей, а также размер определенного страховщиком возмещения и стадию исполнения принятого страховщиком решения.
  6. В описании сути претензии указывают факт отсутствия выплаты по УТС, несмотря на признание реального ущерба. Для обоснования суммы претензии к возмещению, указывают размер, в который оценен ущерб по УТС независимой экспертизой и поясняют, в чем конкретно выразилась утрата товарной стоимости (снижение прочности узлов, агрегатов, систем автомобиля, ухудшение внешнего вида и эксплуатационных свойств).
  7. В заключительной части заявления указывают требуемый размер компенсации с пояснением ее составляющих (непосредственно УТС, расходы на оценочную экспертизу, госпошлину).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Нужно ли делать КАСКО - плюсы и минусы

Как происходит процесс взыскания?

Только крупные российские страховщики включают УТС в перечень рисков по ущербу автомобиля. Большинство не торопятся возмещать утрату стоимости, и если страхователь не инициирует дело в суде, то выплаты обычно не происходит.

Как чаще всего компенсируется утрата товарной стоимости автомобиля по КАСКО

Если же компания признает утрату страховым событием, то нужно будет соблюсти процедуру информирования компании о страховом случае и подать все требующиеся документы для подтверждения ущерба.

  1. Составление заявления о страховом событии и подача документов в страховую компанию.
  2. Получение от страховщика направления на ремонт.
  3. Оценка УТС у независимого оценщика (срок подготовки заключения или отчета может составить 1-2 недели).
  4. Подача заявления в СК с просьбой возместить УТС с приложением отчета оценщика.
  5. В течение месяца получает ответ от страховой компании о выплате или об отказе в возмещении убытков.

Обращаем внимание: соблюдаются все сроки привычной процедуры получения выплаты по риску «Ущерб», но уже после восстановительного ремонта страхователь подает дополнительное заявление и просит компенсировать ему УТС в добровольном порядке.

УТС при ремонте на станции ТО

По правилам страхования после наступления страхового случая страховщик обязан возместить страхователю полученный ущерб в установленный срок. Каким будет это возмещение — денежным или натуральным — определяют уже условия договора. Если компенсация должна осуществляться путем ремонта на СТО, то получение выплаты окажется под вопросом.

  • Замена частей кузова или их восстановление;
  • Замена внутренней отделки салона;
  • Лакокрасочное покрытие частей кузова или иных деталей;
  • Восстановление формы кузова;
  • Внесение изменений в заводскую сборку в ходе восстановительных работ.

Проблемы с получением выплаты связаны с тем, что страховая компания должна вернуть клиенту машину в том же состоянии, в каком она была до дорожно-транспортного происшествия или иного страхового случая. После проведения ремонта рабочие характеристики машины будут восстановлены, но восстановить стоимость авто страховщику не под силу.

Вернуть затраты возможно только после проведения конкретных работ:

  1. восстановление геометрии;
  2. восстановление деталей кузова;
  3. окраска внешних деталей;
  4. восстановление;
  5. демонтаж салона.

Все представленные работы значительно снижают стоимость ТС. Именно поэтому, владелец вправе потребовать компенсацию.

Как правильно рассчитать

Ответственность страховщика по утрате товарной стоимости автомобиля определяется одной из трёх существующих методик:

  • Министерства Юстиции (официальная и сложная, применяемая в судебной экспертной практике);
  • руководящего документа (необходимы глубокие знания материальной части и математики);
  • таблица Хальбгевакса (наиболее простой способ предварительной оценки).

дефекты после ремонта

Состоятельность последней методики определения размера выплаты УТС при страховании многими экспертами подвергается справедливой критике. Она учитывает лишь общие финансовые показатели, поэтому точность конечной суммы вызывает определённые сомнения. Суды к такой оценке относятся сдержано.

При решении вопроса как мирным, так и судебным путём, предпочтительнее обратиться к официальным независимым экспертным организациям. Они должны иметь опыт проведения товарно-транспортных исследований и работать на рынке услуг значительное время.

Есть несколько способов расчета УТС. Когда вы обратитесь к профессиональным оценщикам они выполнят правильный расчет и тот который будет выгоден клиенту. Проведут тщательный осмотр авто и составят полный перечень поврежденных элементов, которые впоследствии и повлияют на конечную цену.

Рассмотрим автомобиль примерной стоимостью 600 тыс. руб., у которого требуется заменить заднюю дверь, заменить задний бампер и отремонтировать заднюю панель:

  1. Заменить и покрасить заднюю дверь – 0,5%
  2. Заменить и покрасить задний бампер – 0,35%
  3. Отремонтировать и покрасить заднюю панель – 0,3% 0,35%

Итого УТС = 600000 * (0,5 0,35 0,3 0,35) = 11025 рублей.

Для определения можно также применять Методику Министерства Юстиции PФЦCЭ от 24 октября 2007г. под названием: «Исследование автотранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки». Здесь вы можете отыскать значения, по которым определяют утрату товарной стоимости.

Еще экспертные организации используют методику Р.Д 37.009.015-98. Этот документ основан на методике Хальбгевакса, который широко используется в Европе, и не всегда учитывает российский рынок страхования. Если применять данную методику, стоимость получается намного выше.

УТС рассчитывается по разным методикам с учетом целого ряда коэффициентов и значений. Размер коэффициентов зависит от объема восстановительных работ и стоимости машины. Наиболее популярные формулы для расчета предлагает Минюст. Но сами оценщики предпочитают ему формулу Хальбгевакса, которую используют только для машин, попадавших максимум в два ДТП, но не более. В среднем УТС составляет от 4 до 15% стоимости машины.

Методика Минюста

Эта методика применяется в основном для ОСАГО, а не КАСКО. Называется документ: Методические рекомендации «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки». В нем есть целая таблица коэффициентов, которые используются для определения УТС. Показатели, предусмотренные государством, не превышают 0,1–0,5%. Они складываются, а УТС определяется как суммарный коэффициент, умноженный на стоимость ТС.

Стоимость

УТС= С × Σ К утс / 100% (руб.)

, где:

  • С – стоимость машины на момент повреждения, руб.
  • К утс – коэффициент УТС по элементу, ремонтному воздействию, %.

Величина УТС зависит от вида, характера и объема повреждений (ремонтных воздействий).

Значение коэффициента по позиции «Перекос кузова» не должно превышать 50% установленного значения, если при осмотре машины в поврежденной части кузова были обнаружены следы устранения перекоса (документально установлен факт устранения перекоса), не относящегося к данному происшествию.

Формула методики Минюста довольно сложная и ее используют в основном судебные эксперты.

Онлайн калькулятора подсчета УТС по этой методике пока не предусмотрено.

Это несложная формула, с которой справится любой автовладелец. Для того, чтобы ей воспользоваться нужно знать стоимость ремонта, деталей, всего автомобиля на момент ДТП.

Без проблем можно рассчитать показатель УТС в онлайн калькуляторе, которые есть на сайтах профессиональных оценщиков.

УТС=(К:100) х (ЦР=СО)

, где:

  • СО – это стоимость ремонта.
  • ЦР – рыночная цена.
  • К – коэффициент УТС.

Величину расчета УТС принято считать условной. При расчете и возмещении утраты товарной стоимости учитывают следующие нюансы:

  • добровольно страховщик не будет возмещать величину, на которую снижен товарный вид автомобиля, поэтому следует им дать правомочность на такие действия путем решения суда;
  • объем расчета УТС всегда будет зависеть от количества испорченных деталей и участков, элементов поверхности для окрашивания;
  • фундаментом для начислений УТС на страховку всегда будет являться рыночная стоимость самого авто – другими словами, чем дороже будет ваш автомобиль, тем больше будет объем начислений УТС (специалисты подтверждают, что в их практике были такие случаи, когда стоимость ремонта была около 250 тысяч рублей, тогда УТС начислялась 200 тысяч рублей. Согласитесь, такие деньги на дороге не валяются);
  • в случае если уже ваш автомобиль отремонтирован по направлению вашего страховщика на СТОА, вы все равно можете получить возмещение УТС;
  • утрату товарной стоимости рассчитывают при помощи нескольких методик, однако, право выбора способа расчета величины принадлежит специалисту вашей страховой компании.

Расчеты утраты оценочной стоимости обычно проводят оценочные фирмы или компании, где специалисты занимаются проведение экспертиз и оценок состояния транспортных средств. Максимально объективный результат оценки можно считать у независимых экспертов.

 методика Минюста РФ  ее принято считать «официальной» поэтому судебные эксперты обращаются так часто на нее внимание
 методика РД или руководящего документа  применяется иногда
  методика Хальбгевакса  считается самым простым методом расчета, которым может пользоваться любой водитель, обладающий базовыми знаниями школьной алгебры

Простота последней методики позволяет производить расчеты самостоятельно. Используя при этом формулу и специальную таблицу.

 К  коэффициент наибольшей (макс.) величины утраты товарной стоимости автомобиля, который берется из таблицы Хальбгевакс
 ЦР  рыночная стоимость автомобильного транспорта, учитывается с износом;
 СО  общая стоимость ремонтных работ.

Для примера можно вкратце описать еще один из способов расчета УТС для авто без ДТП или после ДТП – методику Руководящего Документа, чтобы иметь представление о сложности таких расчетов.

 Уэл.  цена ремонта съемных элементов кузова
 Укар.  цена ремонта несъемных элементов кузова или каркаса кузова
 Уокр.  цена окрашивания кузова
 Укуз.  цена ремонтных работ кузова, которые могут нарушить его геометрию, или его полной замены
 К1  коэффициент, который показывает, что размер УТС менялся по мере изменений ремонтных работ
 К2  коэффициент, показывающий степень износа деталей
 Цi  стоимость детали в розницу в рублях, которая подверглась ремонтным работам
 m  количество съемных элементов, что требуют ремонта

Благодаря тому, что Верховный Суд позаботился о клиентах страховых компаний, у каждого водителя, на руках которого имеется страховой полис КАСКО, теперь может в судебном порядке получить возмещение утраты товарной стоимости своего транспортного средства.

Если бы не вмешательство законодательных органов в этот нюанс, то до сих пор страховики спокойно могли бы ничего не доплачивать потерпевшим. Ведь они же действуют строго в рамках договора страхования, который они заключают со своими клиентами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector