Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Нормативная база

  • Положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ);
  • Положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
  • Требований Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • Статей Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации в актуальной редакции (далее — ПДД);
  • Ведомственных нормативных актов, приказов и распоряжений.

Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.

По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.

Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.

С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.

В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.

В связи с отсутствием специальной нормы, посвященной «обоюдке», связанные с ней ситуации подлежать регулированию общими нормами, относимыми к ДТП.

В перечень нормативно-правовых актов входят:

  1. Правила дорожного движения.
  2. Закон об ОСАГО.
  3. ГК РФ.
  4. КоАП РФ.

В зависимости от того, кто что нарушил, определяется соответствующая статья ПДД и норма, содержащая санкции за административное правонарушение.

Далее в дело вступают нормы об ОСАГО, которыми следует руководствоваться при взаимодействии со страховыми компаниями. Следует также отдельно обратить внимание на процессуальные нормы ГПК РФ, применимые в случаях судебного оспаривания.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Вывод об обоюдной вине делается в том случае, когда нарушения ПДД, повлекшие ДТП совершили не один, а оба водителей.

К категории «ДТП с обоюдной виной» также относятся аварии с более чем двумя виновными участниками. Обязательным условием обоюдной вины является установленный факт нарушения правил дорожного движения, повлекшим аварию.

Важным моментом является то, что недостаточно только факта нарушения. Не все нарушения могут стать причиной аварии. Поэтому необходимым условием признания «обоюдки» выступает причинно-следственная связи такого нарушения и ДТП.

Какие последствия могут быть если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию

Обоюдная вина признается, если правила нарушили минимум несколько участников и это было зафиксировано инспекторами ДПС или участники аварии признали вину добровольно и заполнили и подписали извещение.

Нарушение ПДД могло произойти по самым разным причинам, но результат один: повреждения были получены несколькими машинами одновременно.

Определить насколько каждый из участников ДТП виновен может только суд на основании изучения:

  • схемы ДТП;
  • справки;
  • извещения;
  • фотографий;
  • видеосъемки;
  • технической экспертизы.

Если страховщик отказал в выплате, то вы вправе обжаловать его действия. Закон «Об ОСАГО» не освобождает компании от ответственности в случае обоюдной вины водителей. Это возможно только если вина вообще не установлена и не понятно, кто стал причиной ДТП.

Основанием для отказа не может быть:

  • состояние алкогольного опьянения одного из участников;
  • бегство с место ДТП страхователя;
  • техническая неисправность автомобиля.

Если вы считаете, что получили неправомерный отказ, то можете составить претензию на имя руководства компании, в которой указать дату, место, обстоятельства ДТП, номер полиса и имя страхователя, а также перечислить все полученные повреждения. Ссылаясь на нормы законодательства, можно потребовать произвести выплату по ОСАГО в размере 50%, если вы не обращались в суд. После принятия решения судом о степени вины участников страховщики обычно не отказывают.

Если страховщик проигнорирует вашу претензию, то обращайтесь в районный суд или к мировому судье (при небольшой сумме ущерба до 50 тыс. рублей). Срок исковой давности по делам ОСАГО составляет 3 года (ст. 196, п. 2 ст. 966 ГК РФ). Можно также составить жалобу регулятору – в Банк России или в Российский союз автостраховщиков (РСА).

ОСАГО введено потому, что многие водители просто не в состоянии оплатить ущерб, который могут вызвать их неверные действия на дороге. Суть страховки состоит в возмещении ущерба, причиненного третьим лицам. То есть водитель и страховая компания заключают договор страхования в пользу лиц, которые могут пострадать от действий страхователя. И выплата по ОСАГО виновнику ДТП данным договором, в общем-то, не предусмотрена.

Однако достаточно часто происходят дорожно-транспортные происшествия, в которых виновны двое, трое и более лиц. При этом виновники происшествия одновременно являются и пострадавшими в нем. Страховые компании не очень любят расставаться с деньгами и по этой причине часто стремятся отказать таким пострадавшим в возмещении ущерба. Однако подобный подход является незаконным, поэтому неправомерное решение страховщика может быть оспорено в суде.

Понятие вины предполагает наличие связи между действиями или бездействием виновного лица и дальнейшим возникновением вредных последствий. Порой неверные действия на дороге совершают сразу несколько водителей, и в результате это становится причиной ДТП и причинения ущерба. Чаще всего происходят столкновения двух автомобилей. Именно поэтому в обиход вошло понятие обоюдное нарушение.

Однако к аварии на дороге могут привести действия или бездействие неограниченного числа лиц. Классическим примером подобных происшествий является столкновение в тумане автомобилей, движущихся в одном направлении. Иногда такие аварии собирают до сотни машин. При этом каждый водитель, начиная со второго, является виновником столкновения с машиной, идущей впереди, и пострадавшим в столкновении с машиной, шедшей сзади.

Говоря о том, что такое обоюдная вина в ДТП, следует отойти от слова «обоюдная» и сформулировать ответ следующим образом: это обстоятельства, при которых виновность в дорожно-транспортном происшествии распределяется в равных или неравных пропорциях между несколькими лицами.

«Обоюдка» при ДТП не освобождает страховые компании от выплат пострадавшим в происшествии, а то, что пострадавшие одновременно являются и виновниками, ничего не меняет в этом положении. Конечно, порядок такого возмещения изменяется, но само право на него у всех пострадавших сохраняется.

Следует четко понимать, что одновременное нарушение в момент ДТП правил дорожного движения несколькими водителями не всегда говорит о наличии обоюдной вины в самом происшествии. Например, столкнулись два автомобиля. Водитель первого из них двигался по своей полосе, но не был пристегнут ремнем безопасности.

Водитель второго автомобиля совершил выезд на встречную полосу, где и произошло столкновение. Причинно-следственная связь между непристегнутым ремнем и столкновением отсутствует. Зато между выездом на встречную полосу и аварией она есть. Оба водителя будут наказаны за нарушение правил, но виновником происшествия будет признан только второй водитель.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Иногда в ДТП может отсутствовать вина всех его участников. Подобный случай является редкостью, и устанавливать этот факт, скорее всего, придется в судебной инстанции.

Никакого особого порядка для оформления ДТП такого рода законодательством не предусмотрено. После происшествия водители обязаны:

  • остановиться или не двигаться, если наезд произошел на стоящую машину;
  • выставить знаки аварийной остановки;
  • оказать помощь пострадавшим, если они есть;
  • зафиксировать обстоятельства аварии;
  • освободить проезд. Это правило следует выполнять только в том случае, если проезд по дороге перекрыт полностью;
  • заняться оформлением происшествия.

В настоящее время существуют два метода оформления ДТП:

  • классический – с вызовом к месту происшествия сотрудников ГИБДД;
  • по европротоколу – в этом случае в происшествии не должно быть физически пострадавших людей, ущерб не должен превышать максимальную, установленную законодательством сумму, участниками происшествия должно быть достигнуто обоюдное согласие относительно того, кто виновен в происшествии. Кроме того, участники ДТП должны иметь у себя бланк европротокола.

П. 22 ст. 12 Федерального Закона «Об ОСАГО» № 40-ФЗ от 25.04.2002 года вводит три важных положения, касающихся страховых выплат при обоюдной вине в ДТП:

  1. При определении размера страховых выплат страховщик должен опираться на установленную судом степень вины.
  2. Пострадавший может обращаться к любому из страховщиков гражданской ответственности.
  3. Если степень вины участников ДТП не установлена судом, страховщики несут ответственность в равных долях.

Причем закон не требует обязательного обращения в суд – третье положение можно трактовать как обязанность возмещения ущерба в равных долях независимо от того, сумел ли суд установить степень ответственности или в суд просто не обращались.

Поэтому многое зависит от позиции конкретных страховщиков: кто-то настаивает на обязательном обращении в суд для производства выплат, а кто-то, исходя из того же положения, оплачивает половину причиненного ущерба. Если решение, принятое страховой компанией, не устраивает кого-либо из участников ДТП, оно также может быть обжаловано в суде.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Купить ОСАГО в Ингосстрах в Екатеринбург или оформить онлайн

В условиях существования правовой неопределенности вопрос о том, если в ДТП обоюдная вина, оплачивает ли страховая компания ущерб, на первом этапе решается внутри самой страховой компании. Существует три противоречивых положения закона:

  • ущерб по ОСАГО возмещается пострадавшему;
  • ущерб возмещается пропорционально степени вины, установленной судом;
  • если степень вины не установлена, ущерб выплачивается в равных долях страховщиками ОСАГО всех участников происшествия.

В зависимости от позиции конкретного страховщика решается и вопрос о том, сколько и кому выплачивает страховая компания при обоюдном ДТП.

При обращении в суд страхователь его выиграет, однако некоторые компании рассчитывают на то, что часть водителей, особенно если сумма ущерба не слишком велика, просто не станет туда обращаться.

Расчет размера ущерба, причиненного каждому автомобилю, производится экспертами в этой области, исходя из стоимости новых запасных частей, необходимого времени на устранение повреждений и стоимости нормо-часа ремонтных работ. Делается и поправка на степень износа пострадавшего автомобиля. Размер имущественного ущерба определяется в денежной форме. Затраты страховщика при этом не могут превосходить предельную сумму в 400 тыс. рублей.

Последние изменения в законодательстве свидетельствуют о том, что возмещение ущерба происходит преимущественно в натуральной форме. То есть страховщик производит оплату компаниям, производящим ремонт. Выбирать, что получить – ремонт или деньги, пострадавший не может. Денежные выплаты производятся только тогда, когда страховщик не имеет возможности организовать ремонт в соответствии с требованиями закона.

Допустим, столкнулись Шевроле и Мерседес. Первой машине нанесен материальный ущерб на сумму 100 тыс. рублей, второй – на 200 тыс. рублей. Вина водителей признана обоюдной. В общем случае (без обращения в суд и определения степени вины) водитель Шевроле получит 50 тыс., а водитель Мерседеса – 100 тыс. рублей возмещения по ОСАГО.

Если же обращение в суд состоялось и он принял решение, что 20 % вины лежит на водителе Шевроле, а 80% – на водителе Мерседеса, то владелец первой машины получит больше, а второй меньше, чем в обычном случае: Шевроле – 80 тыс. рублей, а Мерседеса – 40 тыс. рублей соответственно.

Формально страховщик имеет право отказать в выплате виновнику происшествия. Неопределенность законодательства позволяет ему делать вид, что он не знает о позиции Верховного Суда. Применяется эта тактика для оттягивания выплат.

Как рассчитать полагающееся возмещение при ДТП с обоюдной виной

Пунктом 22 статьи 12 закона «Об ОСАГО» четко установлено, что если все участники ДТП виновны в аварии, то возмещение выплачивается с учетом установленной судом степени вины страхователей. Иными словами для того чтобы выплата была произведена все участники должны быть застрахованы и в отношении них должен быть составлен протокол об административном правонарушении (нарушении ПДД).

Если машина пострадала в аварии и потребуется, допустим, ремонт на 50 тыс. рублей, то страховщик заплатит с учетом процента вины своего клиента. Если он виновен наполовину, то и выплата составит 25 тыс. рублей.

Пострадавший в ДТП вправе писать заявление в любую страховую компанию из числа тех, кто выписал полисы для участников аварии. Учтите, что СК имеет право по ст.14 ФЗ-40 обратиться к виновникам с регрессным иском, чтобы компенсировать свои затраты. Это означает, что в течение полугода могут вызвать в суд и потребовать вернуть выплаченные потерпевшим деньги. Как показывает практика, регрессами страховщики почти никогда не пренебрегают.

Если виновники аварии решили не идти в суд для определения степени вины, то страховщики должны возместить ущерб в равных долях.

К примеру, при причинении вреда здоровью будет применяться специальная таблица, где будет указано какой процент от лимита выплачивается в случае того или иного заболевания.

Сумма на восстановительный ремонт автомобиля рассчитывается без учета износа. Все комплектующие требующие замены меняются только на новые, предусмотренные заводом-изготовителем или их достойные аналоги. Только денежные выплаты возможны с учетом устаревания деталей, узлов и агрегатов. Определяет сумму выплат технический эксперт на основании формул Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт. Он же рассчитывает и показатель износа, который не может быть более 50%.

Степень вины участников определяется судом в процентном выражении. Если в повреждении машины виновны, допустим, несколько автомобилистов, то их потерпевшему будет выплачена полная сумма ущерба, но с учетом вины каждого из них (например, одна компания выплатит 75% ущерба, а другая 25%).

Кто платит?

Возмещение ущерба при обоюдной вине по ОСАГО

Особенность выплат по ОСАГО в том случае, если вина обоюдна в том, что виновники ДТП одновременно являются и потерпевшими, то есть имеющими право на компенсацию своих убытков. Им необходимо будет обратиться в ту компанию, где они были застрахованы или компанию другого виновника с заявлением на выплату.

ВАЖНО! Если у водителей не оказалось вдруг ОСАГО, то платить виновникам друг другу придется из своего кармана.

Право выбора

С апреля 2017 года признание общей вины участников ДТП дает право на получение денежной вместо натуральной выплаты (оплаты ремонта на СТО). Правда выплачивается она с учетом износа деталей, что в случае с поддержанным автомобилем может стать серьезной проблемой.

Как и в случае с натуральным возмещением, деньги поступают на счет в течение 20 дней после подачи заявления на выплату. В заявлении нужно будет указать свои банковские реквизиты, а также тот вид выплаты, который для вас предпочтителен.

Для этого необходимо определиться: будете ли вы обращаться в суд для определения степени вины или нет? Если вы готовы судиться, то страховое возмещение по ОСАГО выплачивается только после рассмотрения дела и вынесения решения суда.

Если нет, то приготовьтесь к тому, что какова бы не была степень вины, компания заплатит пострадавшему только половину. И это в лучшем случае. В худшем она просто выпишет отказ в выплате в связи с тем, например, что невозможно установить виновность участников в ДТП.

Инструкция по получению выплаты ОСАГО:

  1. Пишем заявление на выплату в течение 5 дней после аварии и прилагаем к нему собранные документы (справки о ДТП, протоколы, постановления и пр.).
  2. Обращаемся в районный суд и получаем решение о признании вины (в течение 2-3 месяцев).
  3. Отдаем копию решения суда страховщику и ожидаем решения о выплате (в течение 20 дней).
  4. Получаем деньги на руки, счет или в виде оплаты восстановительного ремонта.

Вышеописанная схема получения выплаты желательна при серьезном ущербе, когда очень важно определить степень вины. Не забывайте, что компания в некоторых случаях имеет право на регрессный иск.

Но судебная процедура устраивает далеко не всех участников аварий. Ждать решения суда не всегда удобно (кстати, все это время машину нельзя будет ремонтировать) и поэтому чаще всего выбирают схему, по которой оплачивается половина ремонта. Это не противоречит ст. 1083 ГК РФ, по которой при невозможности установления вины она автоматически признается равной.

Если устраивает 50% выплаты, то просто подаются документы страховщику (заявление, копия паспорта, полис, справка о ДТП и пр.), и в течение нескольких недель вы уже сможете получить направление на ремонт. От потерпевшего требуется только собрать пакет бумаг и предоставить автомобиль для осмотра. 50% выплаты очень выгодна страховщикам и поэтому они часто уговаривают клиентов согласиться на подобную схему расчетов под угрозой отказа в выплате возмещения.

Если не устраивает 50%, то без получения решения суда, увы, не обойтись. Выгодней всего решать дело через судебный процесс, если вина одного из участников значительней другого либо вина вовсе не установлена. В последнем случае страховая компания, как правило, отказывает в выплате и обращение в суд способно исправить ситуацию. Для суда нужно составить иск об установлении степени вины в ДТП. Это можно сделать самостоятельно либо обратившись за помощью к юристам.

Доказать невиновность разрешено с помощью справок и протокола составленных и заверенных на месте происшествия сотрудниками ГАИ. Еще решая вопрос об установлении степени причастности водителя к происшествию на дороге в судебном порядке, пригодятся зафиксированные фото и видеосъемка последствий автокатастрофы.

Основной камень преткновения в урегулировании факта автокатастрофы – нежелание второй стороны признавать причастность к происшествию. Часто сами сотрудник дорожной полиции не в состоянии определить степень вреда водителя. Но в судебной практике даже предварительное решение ГАИ не играет роли, поскольку учитывается множество иных нюансов способных перевернуть все дело с ног на голову и потерпевший окажется таким же виновником.

В судебной практике тоже встречаются сложные ситуации, когда судья не способен точно определить степень причастности к катастрофе водителей. В подобных ситуациях виновность делится поровну, т.е. 50 на 50.

Но, необходимо знать, что как таковое нарушение ПДД участником дорожного движения, который попал в ДТП, не является прямым основанием для признания обоюдной вины. Так, согласно параграфа 2 ГК РФ возмещение вреда происходит пропорционально степени виновности участников. Другими словами, если нарушение к свершившемуся дорожно-транспортному происшествию не имеет отношения, то и вина не признается обоюдной. К примеру:

  • ДТП произошло из-за того, что один из водителей проехал перекресток на запрещающий сигнал. При этом второй водитель не имел право управлять транспортным средством. На лицо нарушение правил со стороны обоих. Виновным в аварии будет признан первый водитель, так как именно его нарушение стало непосредственной причиной происшествия.
  • ДТП произошло из-за того, что один водитель выехал на перекресток со второстепенной дороги, и остановился для того, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Однако, тот, кто ехал по главной дороге существенно превысил скорость движения и подъезжая к перекрестку, не успел затормозить врезался в первого. В таком случае действия обоих водителей могут квалифицироваться как действия, которые непосредственно привели к столкновению.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  О ремонте по ОСАГО в 2018 году

Такая степень возникает тогда, когда все участники дорожного движения в равной степени способствовали совершению происшествия, с учетом следующих обязательных условий:

  1. Нарушение ПДД каждым участником движения.
  2. Наличие непосредственной связи допущенного нарушения каждым участником с событием происшествия.
  1. Равная тяжесть совершенных нарушений ПДД. Для того, чтобы определить равную тяжесть учитывается количество нарушенных положений Правил дорожного движения и строгость наказания за них, которая предусмотрена в КоАП. Если они примерно равны, то судья выносит решение о равной обоюдности вины в ДТП при наличии первых двух пунктов.

Данная степень определяется в тех случаях, когда один из участников нарушил правила как и второй, и оба нарушения стали причинами аварии, но действия первого менее грубее, чем второго. При принятии решения судья опирается на условия, что и при определении равной вины. Дело в том, что другой методики просто не существует, а в некоторых случаях определить степень виновности в ДТП того или иного водителя не сможет и высокопрофессиональный эксперт.

Столкновение авто

Ярким примером ДТП с различной степенью вины является тот случай, когда водитель неисправного автомобиля, остановившись на обочине, не выставил предупреждающего знака и не включил аварийную световую сигнализацию. Другой водитель, двигаясь в попутном направлении существенно превысив установленную скорость движения, не заметив сломавшийся автомобиль на дороге, въезжает в него. При этом:

  1. Правила дорожного движения, которые спровоцировали аварию, нарушили оба водителя: один не установил положенный знак остановки и не включил аварийную сигнализацию, а второй превысил скорость, не убедился в том, что ему ничто не препятствует и не сумел избежать ДТП.
  2. Нарушения первого водителя менее тяжкие. Ведь если бы другой участник аварии не превышал бы скорость, то скорее всего он смог бы избежать столкновения.

Равная

Что такое обоюдная вина в ДТП и в каких случаях признается?

Обоюдная вина в дорожно-транспортных происшествиях возникает в следующих случаях:

  1. Событие ДТП является следствием таких обстоятельств, при которых точно определить степень виновности участников не представляется возможным. Чаще всего это случается в зонах движения с нерегулируемыми условиями, например ДТП на парковках, стоянках и т.п.
  2. Результатом ДТП является такое стечение обстоятельств, при котором вина участников определена в точности, при этом именно их обоюдные действия стали причиной происшествия.
  3. Случаи, когда все стороны при оформлении ДТП согласились со своею обоюдной виновностью.

Целесообразно говорить об обоюдке когда:

  • Обстоятельства аварии делают невозможным определение ответственного лица. Зачастую это мелкие ДТП (например, машины задевают друг друга на парковке);
  • Очевидно, что определенные маневры каждого водителя поспособствовали случившемуся.
  • Согласно статье 12 п. 22 ФЗ-№40 обоюдная вина при ДТП и степень ответственности каждого водителя назначается судом. Не исключены ситуации, при которых:
  • По представленным доказательствам судья не может определить, кто и в какой степени поспособствовал случившемуся, а стороны процесса также не смогли решить этот вопрос;
  • Водители решили, что сумма ущерба по ОСАГО окажется невелика, и не стали инициировать разбирательство.

В описанных ситуациях возможность получить страховое возмещение минимальна.

Как рассчитать полагающееся возмещение при ДТП с обоюдной виной

Если степень виновности невозможно определить даже в суде, то страховые компании, которые страховали ответственность водителей, возмещают имущественный ущерб в случае ДТП в равных размерах.

Таким образом, выплата ущерба при ДТП с обоюдной виной производится в обычном порядке без предоставления дополнительных документов и доказательств. При назначении выплат учитываются следующие обстоятельства:

  • для того, чтобы рассчитать правильно выплаты принимается во внимание степень виновности участников аварии;
  • основанием для производства выплат является решение суда;
  • если судья не смог определить степень вины участников происшествия, то выплаты производятся в равных долях.

Процедура обжалования обоюдной вины при ДТП актуальна в следующих случаях:

  1. Несогласие участника ДТП с актом, который содержит выводы по нарушению правил.
  2. Отсутствие четкой причинно-следственной связи между нарушением ПДД и ДТП.
  3. Нарушение процессуальных правил и требований лицом, которое выносит постановление по делу.

Само по себе обжалование может происходить в следующем порядке:

  • Досудебное – посредством жалобы вышестоящим органам управления ГИБДД.
  • Через суд.
  • В гражданском процессе.

Процесс это весьма сложный и трудоемкий, поэтому следует предпринять все меры для установления правильных выводов еще на месте аварии, пока «гаишники» оценивают ситуацию. Пошагово процесс выглядит следующим образом.

Закрепление на материальных носителях обстоятельств дорожно-транспортного происшествия производиться различными способами. Для статической картинки можно запечатлеть важные моменты на фотокамеру. Панорамная видеозапись позволит зафиксировать те детали, которые не попали в объектив фотоаппарата.

На данном этапе важно отразить не только расположение ТС относительно друг друга и дороги. Кроме того, необходимо зафиксировать также светофоры, дорожные знаки, условия освещения, погодные факторы (дождь, снег, гололед). Любая мелочь в окружении места происшествия может сыграть важную роль при определении степени вины.

Стражи порядка сами знают, как правильно все делается, но не лишним будет за ними проследить и проконтролировать – все ли они заметили и зафиксировали.

Официальным документом, фиксирующим схематическое изображение ТС и места аварии является Схема ДТП. Водитель должны поставить свои подписи в данной бумаге, поэтому необходимо внимательно проверить все содержащиеся в ней данные.

Ранее оформлялась Справка о ДТП. В данный момент она не составляется. Это нововведение является нормативным, поэтому страховщики не вправе требовать предоставления Справки от страхователей.

Водители заполняют извещение о ДТП, в котором описывают, в том числе, факт признания вины, а также свои пояснения относительно обстоятельств аварии. Инспектор же по результатам анализа ситуации оформляет протоколы на нарушителей.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Если протокол оформлен сразу на обоих водителей, то речь идет об обоюдной вине. Далее выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Следует отметить, что не все нарушения ПДД влекут административную ответственность. По этой причине может возникнуть ситуация, когда нарушения правил допустили оба водителя, а протокол составлен только на одного.

Отчаиваться в данной ситуации не стоит. В отношении второго нарушителя будет составлено Определение об отказе в привлечении к административной ответственности. Данный документ будет основанием для утверждения при обращении к страховщику об обоюдной вине.

Существует различные виды страхования (ОСАГО, КАСКО), процедура получения страховки по которым различается. Тем не менее, обоюдные нарушения не препятствуют получению выплаты, независимо от вида страхового продукта.

А также не имеет значения – признана ли виновность водителем, или установлена правоохранительными органами.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Обоюдка при ДТП оформляется легче, если оба водителя с этим согласятся. По этой причине важное значение придается отсутствию разногласий между участниками аварии относительно ее обстоятельств, виновности, повреждений.

Такой «мир» и взаимопонимание принято считать поводом для оформления «европротокола». По сути, это самое обыкновенное Извещение о ДТП, по которому нет разногласий между участниками.

Условием отнесения такого документа к категории европротокола является соответствие лимиту размера ущерба (не более 100 тысяч рублей), отсутствие вреда жизни и здоровью, количество участников аварии (два).

Возмещение по ОСАГО

ОСАГО при обоюдной вине работает (аб. 4  п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО), несмотря на бытующее ошибочное мнение, что выплату не получить при таких обстоятельствах.

Важно понимать лишь нюансы:

  • априори выплата будет разделена пропорционально 50/50;
  • если степень не равная, о чем есть решение суда, то выплата будет в соответствующих долях;
  • если участников несколько, выплата делится на всех.

При правильном оформлении документов, с получением страхового возмещения не должно возникнуть проблем.

Выплаты КАСКО

Выплату по КАСКО при обоюдной вине вполне реально получить. Тем более, что данная система страхования вообще не привязана к вине страхователя. Следует только учитывать ограничения, имеющиеся и при обычных ситуациях.

В частности, ДТП не должно быть спровоцировано специально. Не получит страховое возмещение и водитель, лишенный права управления транспортным средством. Что касается алкогольного, наркотического опьянения, передачи управления лицу, не имеющему права вождения – тут и так все ясно.

В соответствии с действующим законодательством, владелец автомобиля должен возместить вред, им причиненный. Соответственно, не имеет значение количество виновников с точки зрения пострадавшего третьего лица. Возмещение такой невиновный человек должен получить в любом случае.

Тем не менее, обоюдная вина при ДТП с пострадавшими усложняет определенным образом саму процедуру получения выплаты. Так, при одном виновнике потерпевший обращается в одну страховую компанию. В ситуации же с несколькими виновниками, человеку придется заявлять свои требования страховщикам каждого виноватого водителя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Обучение на права от военкомата

Если нет страховки

https://www.youtube.com/watch?v=3D4detWmrVw

Виновность в аварии играет важную роль не только при урегулировании страховой выплаты. По закону виновник возмещает вред. Страхование же лишь покрывает частично сумму ущерба в пределах страхового лимита, не отменяет ответственности, а только уменьшает сумму, относящуюся непосредственно «на карму» нарушителя.

Если ответственность водителя не застрахована, он несет всю ответственность за причиненный вред собственными деньгами. Таким образом, вина при ДТП, если нет страховки дает пострадавшему право взыскать сумму убытков непосредственно с лица, нарушившего ПДД.

Помимо суда существует также возможность оспорить обоюдную вину путем подачи кляузы в вышестоящий орган. Если этот способ не принесет результата, то тогда уже следует обращаться в судебную инстанцию.

Только в этом случае придется обжаловать не только протокол и постановление, но и решение вышестоящего органа. Суд может пригодиться не только для установления обоюдной вины, но и для установления ее степени. Если не разбираться с этим вопросом в суде, то степень будет априори считаться раной.

Помимо оспаривания самого факта обоюдной вины, может возникнуть необходимость не согласиться с распределением ее степени. Априори она признается равно, но это не всегда так. Поэтому, при обоюдной вине в ДТП часто пользуются спросом различные экспертизы, как средства определения степени вины.

Виды экспертиз:

  • трассологическая;
  • автотехническая;
  • на алкогольное/наркотическое опьянение;
  • психоневрологическая;
  • метеорологическая.

Помимо экспертиз, для доказывания степени вины можно также использовать свидетельские показания. Данные, полученные от очевидцев или с видеокамер позволяют восстановить обстоятельства происшествия и понять кто больше виноват.

Основой судебной практики являются не отдельные судебные акты, а их обобщения. Главным органом, резюмирующим практику разрешения судебных споров является Пленум Верховного суда Российской Федерации.

Данный блюститель закона анализирует судебные прецеденты, рассматривает их законность и формирует позицию, которой руководствуются нижестоящие суды.

К примеру, в Постановлении № 2 от 29.01.15 г., ВС РФ указал, что если не ясно – кто виноват или на сколько виноват, это не является поводом для отказа в страховом возмещении.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Существует, однако, и интересные примеры в районных судах, которые служат впоследствии негласным шаблоном решений для судов данного региона.

К примеру, Ленинский районный суд города Нижнего Новгорода вынес решение по делу № 2-3037/2017, которым снизил размер взыскиваемого морального вреда учитывая, в том числе, наличие обоюдной вины.

Другой пример из судебной практики показывает, что обоюдная вина может быть не только у водителей, но также у водителя, с одной стороны, и коммунальных служб – с другой стороны.

Так в решении Рыбинского городского суда Ярославской области по делу № 2-2052/2017 установлена ответственность Администрации за выбоину (степень вины – 80%), а также вина водителя (20%), за его невнимательность.

Равная

  • Несоблюдение требований ПДД совершено каждым автомобилистом;
  • Совершенные нарушения имеют непосредственное отношение к аварии;
  • Правонарушения, спровоцировавшие ДТП, имеют примерно равную степень тяжести.

При оценке степени вины суды принимают во внимание не только оценку тяжести нарушений, но и их общее количество и сумма штрафов за них. В процессе заседания судья изучает все доказательства и экспертное заключение. Если по результатам представленных материалов определить вину каждого водителя затруднительно, то во внимание берутся совершенные нарушения и наказания за них. Если количество нарушений и размеры штрафов совпадают – вина признается равной.

Обоюдная вина при ДТП с пострадавшими

Если в дорожно-транспортном происшествии, которое произошло по обоюдной вине есть пострадавшие или даже погибшие, то в зависимости от тяжести вреда здоровью, для водителей, виновных в происшествии наступает административная или уголовная ответственность.

В соответствии с положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года административную или уголовную ответственность, в том числе и лишение свободы, будут нести оба участника дорожного происшествия.

  • За вред, который причинён самому себе, наказание нести не придётся, а вот другой виновник ДТП будет отвечать в зависимости от степени вины.
  • За вред, причинённый постороннему участнику движения или пассажиру при обоюдном ДТП отвечать будут оба водителя, виновных в аварии.

Заключение

Обоюдная вина в ДТП приводит к иной процедуре урегулирования убытков по ОСАГО, чем мы привыкли. Потребуется установить степень вины каждого из участников аварии через суд, а это займет минимум несколько месяцев. В этом случае возможны споры между водителями и оспаривание результатов судебного процесса.

Без обращения в суд страховщик заплатит только половину суммы и её может не хватить для оплаты ремонта. Если вина в ДТП вообще не будет установлена, то получить возмещение по ОСАГО не удастся. Такие случаи хоть и редко, но все же случаются, например, если суд не смог принять решение о том, какова степень вины каждого из-за отсутствия справок и схем аварии

Если степень виновности водителей в ДТП с обоюдной виной не установлена судом, то каждый из них должен получить по ОСАГО возмещение половины нанесенного ему ущерба. Если же степень вины судом установлена, возмещение происходит соразмерно ей. Однако многие страховщики не желают признавать справедливость этого правила, поэтому довольно часто противоречия между страховщиком и страхователем приходится разрешать в судебных органах.

Кто может рассчитывать на страховку при обоюдной вине

Согласно требованиям статьи 3 ФЗ «Об ОСАГО» на территории Российской Федерации запрещается пользоваться транспортным средством без предварительной страховки гражданской ответственности.

В случаях, когда происходит ДТП по обоюдной вине и один или все участники происшествия не имеют страховки, то выплаты пропорциональные вине каждого водителя производятся из собственных средств.

Примеры судебной практики

Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  • В апреле 2017 года Волжским районным судом г. Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
  • В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге. Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался. После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.

Подводные камни нюансы оформления обоюдки

  • Оформление европротокола.

Часто возникает вопрос, можно ли оформить европротокол, если оба участника ДТП являются виновниками? В соответствии со статьей 12 Закона «Об ОСАГО» и положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если судом не установлено пропорциональное соотношение вины. Кроме того, для осуществления страховых выплат документов от ГИБДД не требуется.

В соответствии с ПДД РФ оставить место дорожного происшествия можно в тех случаях, когда составлен европротокол или тогда, когда составлена схема ДТП и оба водителя направились на ближайший пункт ДПС для дальнейшего оформления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector