Оставление места ДТП (статья 12.27 КОАП РФ)

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Можно ли не понести ответственность за оставление места ДТП?

Есть ли ситуации, при которых допустимо скрываться с места аварии? Да, подобные случаи предусматриваются законодательством. С места ДТП возможно уехать в следующих ситуациях:

  • при ДТП пострадали люди, и им требуется неотложная медицинская помощь. Тогда водитель может уехать, чтобы доставить пострадавшего в ближайшее медучреждение. Наказания он не понесет, так как это уважительная причина. Правда, нужно учитывать, что затем требуется вернуться. Кроме того, потребуется свидетель, который сможет подтвердить, места расположения транспортных средств в момент аварии;
  • участниками ДТП были 2 автомобиля, у водителей которых имеются страховые полисы ОСАГО. Если в результате ДТП никто не пострадал и участники аварии не имеют друг к другу претензий, они могут договориться на месте и оформить европротокол. Соответственно, они могут не оставаться (об этом случае более подробно будет рассказано ниже);
  • водитель может уехать с места аварии, доехать самого близкого поста ГИБДД и самостоятельно оформить документы. Однако необходимо знать, что не оставаться можно лишь в том случае, если участники не имеют претензий друг к другу, составили схему происшествия и подписали ее. Если пострадали люди, таким образом поступить нельзя – законодательно будет считаться, что водитель совершил правонарушение.

Оставление места ДТП может быть переквалифицированно судом. Согласно КОАП (ст. 12.27 часть 2) есть исключения, при которых водитель не несет ответственности за то, что покинул место ДТП. В судебной практике широко применяется понятие крайней необходимости, когда водителю разрешается уехать, осознавая, что он произвел наезд, столкновение или совершил аварию.

Например, поцарапанный при обгоне чужой автомобиль является меньшим вредом, чем транспортируемая в родильное отделение рожающая женщина или человек с приступом болезни, чреватым фатальным исходом. Если действия водителя осуществлены при крайней необходимости, за оставление места ДТП статья 12.27 Кодекса об административных правонарушениях не предусматривает наказаний.

Обратившись к нам, опытные юристы сделают все возможное для того, чтобы доказать:

  • непричастность водителя к ДТП или его незнание о происшествии из-за малозначительности причиненного ущерба;
  • незначительную степень самого происшествия, что может уменьшить меру наказания;
  • отсутствие факта нарушения по КОАП РФ.

При изучении доказательств юристы могут опровергнуть объективность, достоверность данных, на которых строится обвинение в суде. Очень важно, как скоро будет осуществлено обращение к юристам после совершения ДТП. Обращаем ваше внимание на то, что после уезда с места ДТП шансы на то, что вас лишат прав, увеличиваются с каждым пройденным часом.

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении.

Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль.

И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения, согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Законодательная база

Как уже указывалось, основанием для установления ответственности является:

  • КОАП РФ, а именно часть первая, статья 12.27;
  • ПДД, пункты 2.5, 2.6 и 2.6.1.

Во второй части в статье 12.27 предусмотрены случаи, исключающие установление ответственности по делу правонарушения из-за оставления места на дороге, где была совершена авария. Состав правонарушения признается, если действия водителя противоречат пункту 2.5 ПДД. В 2007 году 24 июля Законом РФ были внесены дополнения к статье 12.

Оставление места ДТП (статья 12.27 КОАП РФ)

На практике чаще всего водители -участники происшествия стараются договориться, так как после возбуждения дела после обращения в дорожную полицию сделать это будет невозможно. Даже с учетом смягчающих обстоятельств, когда виновное лицо оплатит ремонт по нанесенному ущербу, это не отменит факта лишения прав или ареста, так как по закону после подачи заявления потерпевшей стороной, возбуждается административное расследование и возникает ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях.

Статья 27.5 часть 1 указывает, что на месте происшествия необходимо оставаться 3 часа. Если после звонка в ГИБДД прошло 3 часа, можно смело уезжать, предварительно сделав еще один звонок и указав на тот факт, что инспектор не прибыл. В таком случае обвинения могут быть полностью сняты, но желательно прийти к обоюдному согласию с пострадавшей или виновной стороной в письменном виде.

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ, и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

Оставление места ДТП (статья 12.27 КОАП РФ)

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента.

Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ.

Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Подробно об обстоятельствах дела

И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

ПОДРОБНЕЕ:  Можно ли оформить машину без прописки

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Что делать, если лишают прав

Каждый гражданин вправе защищать свои интересы законными методами. Оспорить факт правонарушения, если он доказан показаниями очевидцев и рапортами сотрудников полиции, сложно, но всегда остается вероятность технических ошибок при заполнении значимых для дела документов. Участие защитника повышает шанс минимизации наказания.

В пункте 2.6 ПДД утверждены действия, которые должен выполнить водитель, если произошел наезд на пешехода. К этим действиям относится вызов полиции и скорой медицинской помощи. В экстренном случае требуется доставка раненного человека в больницу. И хотя Правилами указано, что отправка может быть выполнена попутным транспортом, чаще это происходит транспортом, который участвовал в дорожном происшествия.

По КОАП РФ, такое оставление расценивается не как нарушение, если после оставления пострадавшего водитель на этом транспортном средстве вернулся к месту происшествия. Важно! В момент регистрации раненного человека в больнице на посту необходимо оставить свои данные:

  • ФИО;
  • регистрационный номер автомобиля;
  • данные с удостоверения водительского или с паспорта.

При фиксировании личных данных в медицинском учреждении вместе с временем прибытия в дальнейшем во время судебного разбирательства будет исключен факт злоумышленного покидания места ДТП.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Итак, несмотря на все предписания, водитель по какой-либо причине все-таки совершил это нарушение. Какое за то, что скрылся с места ДТП, наказание предусмотрено законом? В данной ситуации законодательном для правонарушителя предусматривается одна из двух разновидностей наказания:

  • лишение водительских прав. Лишиться прав можно на 1-1,5 года;
  • административный арест. Его срок составляет 15 суток (не более 5% постановлений).

Поскольку наказание может быть разным, немало водителей ошибается в этом месте, и считает, что выбрать его могут сами. За правонарушение водитель понесет наказание, которое будет избираться судом.

Существует ряд ситуаций, при которых следует наказание исключительно в виде лишения водительского удостоверения. Это ситуации, при которых законом запрещается применять как меру наказания административный арест. Арестовать за сокрытие с места ДТП не имеют права следующих лиц:

  • женщин — беременных и тех, у которых имеются дети младше 14-ти лет;
  • несовершеннолетних;
  • граждан, несущих военную службу либо призванных на военные сборы;
  • сотрудников ОВД, пенитенциарной системы, ФСКН, таможни, государственной пожарной службы (если они имеют специальные звания);
  • инвалидов 1 и 2 группы.

Если гражданин, который скрылся с места ДТП, относится к одной из вышеперечисленных категорий, вариантов просто не существует. Гражданина лишат водительских прав на установленный судом срок.

Выбрать административный арест человек, который скрылся с места ДТП, как наказание желает достаточно часто. Это вполне логичное желание для тех, чей род деятельности непосредственно связан с вождением автомобиля. В такой ситуации для многих лишиться водительского удостоверения просто недопустимо. Правда, выбора не существует.

Иногда бывают ситуации, когда в сопроводительном письме для суда делается заметка руководителям ответственного подразделения ГИБДД. Она содержит рекомендации относительно вида наказания, в частности, целесообразности применения ареста. Нужно сказать, что это не более чем рекомендация. В суде ее чаще всего не учитывают.

Другой сложностью является то, что если после аварии следует наказание в виде ареста, судье потребуется тратить немало дополнительного времени, чтобы вызвать сотрудников правоохранительных органов, оформить передачу правонарушителя. После этого на содержание правонарушителя, отбывающего наказание, необходимо тратить деньги из государственной казны. Исходя из вышеизложенного, если человек скрылся с места ДТП, наказание, скорее всего, будет заключаться в лишении его водительского удостоверения.

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2020 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2020 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики».

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом.

Оставление места аварии

И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ, но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ, но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Действия водителя после совершения ДТП регламентированы пп. 2.5 и 2.6 Правил дорожного движения, а наказание за их нарушение прописано в КоАП и УК Российской Федерации. Применение санкций того или иного кодекса зависит от степени тяжести наступивших последствий.

Привлечь к ответственности можно и водителя, который спровоцировал ДТП маневром и уехал, невзирая на то что авария с участием других машин произошла по его вине.

При нанесении тяжкого вреда здоровью в соответствии с п. «б» ч. 2 максимальное основное наказание назначается в виде лишения свободы до 7 лет, дополнительно подсудимого могут лишить права на получение некоторых должностей и занятие определенной деятельностью, как правило, суд лишает возможности работать водителем.

За смерть одного человека и оставление места аварии предусмотрено наказание по п. «б» ч. 4 с основным наказанием до 12 лет лишения свободы и специальным наказанием до 3 лет.За смерть нескольких людей водитель, покинувший место ДТП, наказывается на основании п. «б» ч. 6, где максимальный срок — 15 лет лишения свободы и до трех лет запрет на занятие определенной судом деятельностью.

Если в ДТП люди пострадали по собственной вине, а в действиях скрывшегося водителя иных нарушений ПДД, кроме оставления места происшествия, не выявлено, он не подлежит привлечению к ответственности по ст. 264 УК РФ. Тем не менее побег с места аварии наказуем. Если пострадавшие получили незначительные травмы, а в действиях водителя не усматривается состава преступления, предусмотренного ст.

Довольно сложно квалифицировать действия скрывшегося водителя по ст. 125 УК РФ. Оставление в опасности можно вменить лишь в том случае, если водитель, причастный к ДТП, был единственным, кто мог вызвать неотложную помощь. При мгновенной смерти потерпевшего ст. 125 неприменима, т. к. объект преступления отсутствует: человек уже мертв. Максимальное наказание за оставление в опасности — до года лишения свободы.

Совершив ДТП, в результате которого вред причинен только имуществу, причастный водитель должен дождаться прибытия сотрудника ГИБДД. Обязанность оставаться на месте происшествия распространяется на всех водителей, чьи транспортные средства участвовали в аварии. Степень виновности каждого определяется сотрудником ДПС.

Покинув место аварии, даже невиновный в ее совершении водитель будет привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 Административного кодекса. Штраф по этой статье не предусмотрен, на усмотрение судьи в отношении скрывшегося водителя применяется административный арест до 15 суток либо лишение права управления транспортным средством на срок от 12 до 18 месяцев.

При аварии, совершенной в населенном пункте, есть возможность вызвать медиков или отправить пострадавших в медучреждение попутным транспортом. В отдаленной и малонаселенной местности время прибытия экстренных служб может исчисляться часами. При отсутствии других автомобилей закон обязывает причастного к ДТП водителя самостоятельно доставить раненых в лечебное учреждение.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина).

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины, из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими.

Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования, чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.
ПОДРОБНЕЕ:  Образ дуни в преступлении и наказании Советник

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Срок давности за побег с места аварии

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд.

Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Даже если по каким-то причинам было скрытие с места происшествия, ответственность по КОАП РФ все равно придется понести. Для этого постараются сотрудники полиции, которые, согласно своих должностных инструкций, будут вести административное расследование, пока не будет найдено виновное лицо.

КРФоАП устанавливает срок исковой давности 1 год. Часть 1 пункт 6 КОАП РФ (статья 24.5) гласит, что не может быть начато производство по делу о нарушении дорожных правил и оставлении места, где произошло ДТП, если истек срок давности. Также, согласно этому Кодексу, производство по этому делу должно быть прекращено, если наступил срок давности. НО!

«Оставление места ДТП» найдет способ, как избежать лишения свободы или водительских прав, больших штрафных санкций, ели вы предпочли скрыться в состоянии паники с места происшествия.

Исключения из правил

К оставлению места происшествия могут привести следующие ситуации:

  • В случае если экстренно нужно доставить пострадавшего человека в больницу, не дожидаясь приезда скорой помощи.
  • В случае если при аварийной остановке полностью перекрыта проезжая часть и невозможно движение других транспортных средств.

Статья 12.27 в перечисленных выше случаях оправдывает водителя, но только тогда, когда соблюдены все правила поведения в данных ситуациях.

Перед тем как уехать, на месте оставления необходимо найти несколько человек (очевидцев), у которых взять контактные данные и адрес. Свидетели должны своими подписями зафиксировать факт ДТП на бумаге, где предварительно следует нарисовать схему расположения транспорта до того, как автомобиль будет убран с дороги. Нелишним будет сделать несколько фото, снять видео. Прежде чем уехать с места ДТП, нужно обязательно вызвать сотрудников ДПС ГИБДД.

Также законодательно допускается оставление места ДТП тогда, когда оба водителя смогли договориться. В данной ситуации обязательным является фиксирование факта происшествия. При этом важно правильно начертить схему расположения автомобилей в момент ДТП на дороге с разметкой, указать расположение домов или других построек. После этого оба или более участников дорожного происшествия должны обратиться в пост ДПС, чтобы проинформировать службу о случившемся.

Уехать с места оставления ДТП разрешается, если водители, причастные к происшествию, смогли урегулировать спор самостоятельно. В этом случае допускается покинуть место, если ущерб незначительный и не превышает 25000 рублей. На таком месте ДТП статья имеет исключение, не требует штрафов и административных взысканий с лиц-участников дорожно-транспортного происшествия.

Чтобы избежать судебных споров в будущем, нелишним будет обоим водителям составить два экземпляра схемы места ДТП, подписать расписку о возмещении ущерба с указанием его предварительной оценки. Далее следует ремонт транспортных средств, оплата за который осуществляется либо с личных средств водителей, либо страховой компанией по европротоколу.

Исключением из КОАП РФ 12.27 считается, если при действиях водителя был нанесен материальный ущерб (порча государственного или частного имущества, другого автомобиля, грузов), при этом самого происшествия водитель не заметил. За оставление места ДТП ответственное лицо не несет наказания, если доказан факт его неумышленного оставления.

КОАП РФ имеет множество исключений, которыми можно воспользоваться, строя защиту виновного лица или ходатайствуя о прекращении судебного производства по делу оставления места ДТП.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Оставление места ДТП (статья 12.27 КОАП РФ)

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Отсутствие умысла

судебная практика по оставлению места дтп всеми водителями

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля.

Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

ПОДРОБНЕЕ:  Штраф за оставление места ДТП. Какой наказание за скрытие в места ДТП?

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

судебная практика по оставлению места дтп всеми водителями - 2

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Что значит «оставил место ДТП»

Для понимания термина нужно дать определение дорожно-транспортному происшествию. ДТП — это событие, произошедшее с участием одного или нескольких транспортных средств в момент их движения по дороге, обочине, тротуару и иным территориям, включая парковки, пешеходные и велосипедные дорожки. Неотъемлемым признаком ДТП является наличие:

  • пострадавших или погибших людей;
  • повреждения транспортных средств;
  • иного материального ущерба, причиненного сооружениям, грузам, дорожному полотну и т. д.

Если в событии присутствует один или несколько перечисленных признаков, человек, причастный к происшествию, обязан остаться на месте до прибытия инспектора ГИБДД. Не имеет значения, каким образом причастное лицо покинуло место аварии:

  • на своем автомобиле;
  • пешком;
  • на такси или попутном транспорте.

Его деяние считается оставлением места ДТП. Отсутствие участника ДТП документируется, после чего сотрудники ГИБДД принимают меры к установлению личности и местонахождения скрывшегося водителя. Сотрудники полиции вправе объявить план «Перехват», разыскивая скрывшийся автомобиль.

Основные причины, побуждающие человека скрыться с места аварии:

  1. Стресс, помешавший принять верное решение.
  2. Страх перед ответственностью.
  3. Состояние алкогольного или иного опьянения.

Находясь в стрессовой ситуации или будучи пьяным, водитель переоценивает степень своей виновности в дорожном происшествии, хотя причиной наездов на велосипедистов, роллеров и пешеходов может стать их собственная беспечность, что исключает вину водителя в ДТП.

Происшествия, которые подразумевают нарушение со стороны водителя:

  • столкновение на встречной полосе;
  • наезд на пешехода на тротуаре или остановке общественного транспорта;
  • столкновение со стоящим на обочине автомобилем.

Но и здесь степень его вины будет определена в ходе проверки. Если авария вызвана внезапным отказом какой-либо системы автомобиля, обвинения с водителя будут сняты, но если он скрылся с места ДТП, ему грозит административное или уголовное наказание.

судебная практика по оставлению места дтп всеми водителями - 3

Отсутствие умысла при оставлении места дорожного происшествия исключает наказание, но доказать, что деяние было неумышленным, довольно сложно. Не заметить малозначительную аварию может водитель большегруза или автопоезда с ограниченным обзором из-за высоты или габаритов транспортного средства.

Водитель пострадавшей машины, записав номерной знак второго участника ДТП, сообщил в ГИБДД о случившемся. Инспектор примет меры для остановки грузовика, составит протокол осмотра ТС. При отсутствии значительных повреждений большегруза напрашивается вывод о том, что его водитель действительно не заметил ДТП, и если он уехал, не имея умысла на побег, то избежать административной ответственности вполне реально. Дальнейшим урегулированием дорожного конфликта займутся страховые компании.

Как доказывается правонарушение?

Если произошло столкновение, наезд, авария или нанесен незначительный ущерб во время движения транспорта на дороге или прилегающим к ним участкам, при этом водитель продолжил движение, не отреагировав на ситуацию, действия сотрудников дорожной службы следующие (если их вызвала пострадавшая сторона):

  1. На месте ДТП проводятся работы по сбору информации о происшествии с уст очевидцев, изъятию фото и видеоданных у свидетелей, снявших ситуацию на телефон или другой информационный носитель (камеру, регистратор).
  2. Заполняется документ, в котором пострадавшие описывают сложившуюся ситуацию во всех подробностях, зарисовываются схемы и указываются другие данные, касающиеся ДТП;
  3. Заполняется протокол о правонарушении.

После проделанной работы сотрудниками дорожной полиции непосредственно на месте ДТП статья 12.27 Кодекса может быть применена к правонарушителю после того, как возбуждено административное дело. После этого начинаются розыскные работы, устанавливается виновное лицо, определяется его фактическое место проживания. При наличии данных о транспортном средстве автомобиль или другой вид транспорта объявляется в оперативный розыск.

Поданное заявление о правонарушении со стороны пострадавшего и оставленное место ДТП виновником – предпосылки, которые вскоре перерастут в задержание, судебное разбирательство и наказание. Чтобы этого не случилось, при покидании мест происшествий лучше заручиться поддержкой опытного автоюриста, который сможет грамотно создать защитную стратегию и представить интересы в суде.

Смягчающие обстоятельства

Если место аварии было оставлено, но вовремя спохватившийся водитель быстро принял меры и обратился к автоадвокату, можно при правильной стратегии защиты рассчитывать на смягчающие обстоятельства. К ним, согласно ст. 4.2 ч.1 КОАП РФ относятся:

  • раскаяние, признание;
  • добровольное обращение в дорожно-патрульную службу;
  • содействие при производстве расследования по делу об административном нарушении;
  • предотвращение последствий аварии;
  • добровольное возмещение ущерба;

Также смягчающим является состояние аффекта и несовершеннолетие.

Лишить прав за побег с места аварии можно лишь тогда, когда установлены все обстоятельства административного дела и есть достоверные доказательства участия в ДТП именно этого транспортного средства под управлением конкретного водителя.

Доказательством участия скрывшегося автомобиля в столкновении станут следующие обстоятельства:

  • показания очевидцев, записавших марку и номер авто;
  • записи регистратора или уличных камер;
  • наличие и соизмеримость механических повреждений на машинах;
  • следы лакокрасочного покрытия в месте контакта;
  • соответствие ЛКП на автомобиле, подозреваемом в столкновении.

В спорных случаях дознаватель вправе назначить трасологическое или химическое исследование, по результатам которого будет дан однозначный ответ, имел ли место контакт этих ТС.

При обнаружении брошенной машины с признаками участия в ДТП органы дознания ГИБДД проверяют ее на причастность к аварии и определяют лицо, управлявшее автомобилем. Первые подозрения падают на собственника авто и лиц, вписанных в ОСАГО. Определить, кто конкретно управлял машиной и скрылся с места происшествия, поможет биллинг телефонного номера, записи наружных камер и показания очевидцев.

Если владелец машины заявляет об угоне ТС, с участием которого совершено ДТП с тяжкими последствиями, на место обнаружения машины выезжает криминалист для снятия отпечатков пальцев и потожировых выделений. Отсутствие признаков угона ТС и чужих отпечатков на элементах управления машиной позволяет сделать вывод о намерении водителя уйти от ответственности.

Одним из признаков ДТП является наличие финансового ущерба. Для определения его размера проводится оценка повреждений силами страховой компании либо независимым учреждением, имеющим на это право. Отсутствие ущерба либо его незначительность исключают состав правонарушения.

Вывод о неумышленности оставления места ДТП делает дознаватель на основании материалов проверки. Доказанные обстоятельства, которые исключают умышленное правонарушение, квалифицирующееся по ст. 12.27 Административного кодекса:

  • законность оставления места происшествия;
  • неочевидность ДТП для водителя;
  • оформление европротокола.

Особенности работы наших юристов

Оставленное место ДТП – повод для судебного производства по делу о дорожно-транспортном происшествии и оставлении места, где оно произошло. При обращении в нашу компанию, начинается тщательное изучение административного материала, который получен органами дорожной службы в ходе расследования и процессуальных действий при фиксировании ДТП.

Не всегда имеющийся материал может в полной мере отобразить состав нарушения, события и повлекшие к нему обстоятельства. Для этого в пакете документов должны иметься грамотно составленные:

  • рапорт;
  • показания свидетелей;
  • протокол осмотра места ДТП;
  • акт осмотра транспортных средств;
  • фотоматериалы и видеоматериалы;

Фактическая и доказательная база часто имеет пробелы, которые в руках профессиональных автоадвокатов смогут стать вашим спасением и сохранением прав на вождение транспорта.

При тщательной проверке нередко на положительный исход влияет указанное время, фиксированное в документах, относящихся к материалам дела. Также построить эффективную защиту можно при отсутствии технической экспертизы, судебно-медицинской экспертизы лиц, пострадавших и выдвинувших обвинение. В случаях порчи транспорта (царапин или вмятин) только техническая экспертиза может быть объективным материалом, на который должен полагаться суд.

Бывают ситуации, когда полностью оправдать виновника ДТП, скрывшегося с места происшествия, невозможно. В таких случаях целью работы адвоката является минимизация наказания. Квалифицированный специалист поможет определить адекватность оценки нанесенного ущерба другому автомобилю, грузу или сооружениям, здоровью человека.

судебная практика по оставлению места дтп всеми водителями - 4

Зачем это нужно? Даже если иск удовлетворен в пользу истца и страховая компания полностью покроет возмещение по материальному ущербу, в практике страховых компаний не редки случаи требования компенсации этих выплат у виновника-правонарушителя. С 2002 года стала законной компенсация страховых выплат у водителя, скрывшегося с места дорожно-транспортного происшествия.

Если вы скрылись по незнанию или умышленно, не хотите серьезных последствий, предусмотренных КОАП РФ, звоните нам, и мы сможем решить возникшую проблему с минимальным ущербом для вас.

Ход дела в суде

В ходе проверки факта оставления места ДТП дознаватель ГИБДД выявляет нарушителя путем использования технических средств фиксации (регистраторы, камеры) и опроса очевидцев. После установления личности нарушителя материал направляется в суд. По умолчанию дело о нарушении ст. 12.27 КоАП рассматривается мировым судьей той территории, где было совершено ДТП.

  • направить дело по подсудности;
  • вернуть в отдел ГИБДД для устранения недостатков;
  • прекратить производство;
  • назначить заседание.

Привлекаемый к ответственности извещается о месте, дате и времени заседания. Явка в суд осуществляется без опозданий. При себе нужно иметь удостоверение личности. Суд состоится и без участия привлекаемого, если он был должным образом извещен. Заседание является открытым, разрешается присутствие всех желающих. Привлекаемый вправе воспользоваться услугами защитника в любой момент после возбуждения дела об административном нарушении.

Судья рассматривает дело единолично, предварительно разъяснив участникам их права. До начала слушания участники вправе подать письменное ходатайство. Присутствие сотрудников ГИБДД необязательно, но по ходатайству привлекаемого либо его защитника судья может обязать инспектора явиться в суд.

В ходе слушания судья:

  • оглашает протокол о правонарушении;
  • заслушивает показания водителя, привлекаемого к ответственности;
  • выслушивает показания очевидцев;
  • знакомится с иными материалами проверки.

Удалившись в совещательную комнату, судья готовит определение, оглашает и вручает его заинтересованному лицу. Варианты выносимых решений таковы:

  • назначение наказания;
  • прекращение административного дела;
  • направление материалов по подсудности.

Гражданин имеет десятидневный срок, чтобы обжаловать судебное решение. Постановление второй судебной инстанции окончательно, ее вердикт вступает в силу незамедлительно и подлежит обжалованию исключительно в порядке надзора.

Вопросы читателей

Ответ: Формально в ваших действиях присутствуют признаки правонарушения, предусмотренного п. 2.6 ПДД РФ. Вы должны были вызвать сотрудников ГИБДД либо оформить Европротокол. Не выполнив обязанности водителя при ДТП, вы подпадаете под санкции ст. 12.27 КоАП, где предусмотрено лишение прав на управление транспортными средствами.

Ответ: Не перемещая автомобиля, обратитесь в ГИБДД с сообщением о произошедшем. Инспектор осмотрит автомобиль, составит схему происшествия и протокол осмотра места ДТП, запросит запись видеокамеры. В том случае, если на записи будут различимы марка и госномер автомобиля, который повредил ваш автомобиль и оставил место ДТП, его объявят в розыск. Водитель будет привлечен к ответственности, а его страховая компания возместит вам ущерб.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector