Учебно-методическое пособие по написанию итогового сочинения в 11 м классе

Как написать экзаменационное сочинение по литературе

  1. Во вступлении обычно пишутся 2-3 предложения об авторе: его имя, годы жизни, в каком жанре работал.

Например, «И. Грабарь — великий русский художник. В картинах он удивительно точно и очень своеобразно живописал русскую природу.

  1. В основной части должны присутствовать три пункта:
  • Что изображено на переднем плане.
  • Что изображено на заднем плане (фон, мелкие детали).
  • Особенности картины (палитра, точность изображения деталей и пр. Как эти особенности влияют на восприятие картины).

      3) В заключении — вывод: понравилась картина/не понравилась, и почему. 

Для написания такого вида сочинения нужно сформулировать тезис. Например, тема «Как я провел каникулы». Тезис: «Мне было интересно/ весело/скучно/великолепно» Все остальное в таком сочинении — пояснение тезиса. Почему было весело? Здесь можно описать какой-то случай, который запомнился.

Это совершенно особый вид сочинений, которые подразумевают свою структуру.

  • Вступление. Здесь приводится заданный тезис и пишется сразу ответ на поставленный вопрос: согласен или не согласен ребенок с приведенным текстом, темой и т.д.
  • В основной части следует изложение аргументов (2-3). Хорошо, если аргументы в доказательство своей правоты будут подобраны не только из литературы, но и из обычной жизни.
  • В заключении пишется вывод — итог всего размышления. Важно! Вывод не должен противоречить вступлению.

skachat

Самое главное условие — знать содержание произведения. Невозможно описать Базарова, не прочитав роман «Отцы и дети».

Этот вид сочинений — один из самых сложных. Для него требуется составить подробный, развернутый план (обычно это делают на уроке). Но, по сути, общая схема останется прежней.

1) Во вступлении обозначают тему сочинения.

2) В основной части — излагаются примеры, доказательства, как эта тема раскрыта в произведении, в творчестве. Например, «Любовная лирика А. Пушкина». Можно подобрать 3-4 стихотворения, в которых поэт по-разному описывает чувство любви. Обратить внимание на годы создания этих стихотворений и связать их с фактами из биографии.

3) В конце сочинения подводится итог всему рассуждению, ответ на главный вопрос или подтверждение основной мысли, главной темы.

В заключении хотелось напомнить родителям, что ваш ребенок не научится писать сочинения, если он не будет читать и работать над совершенствованием своей речи. На нашем сайте вы можете подобрать список литературы для ребенка, исходя из его возраста и интересов.

  • Любая работа начинается с изучения того,  каковы требования к ней. В данном случае это критерии. Внимательно изучите их, пишите сочинение с их учётом.
  • Объём сочиненияне менее 250 слов. Ни в коем случае не пишите меньше, иначе работа просто не будет зачтена. Но и слишком много тоже не пишите — можете допустить лишние ошибки, отойти от теме. Самый оптимальный объём— 300- 450 слов. Заранее посмотрите, сколько слов умещается на листе А4, чтобы примерно знать, каким должен быть ваш объём внешне.
  • Вам было предложено 5 направлений тем. Это, ребята, НЕ ТЕМЫ, а лишь, НАПРАВЛЕНИЯ. Какими будут темы, вы не знаете. На то это и экзамен, что сами темы прозвучат лишь на нём.
  • Давайте на примере одной из тем разберём, как же надо писать сочинение, что учитывать при его написании.
ПОДРОБНЕЕ:  Компенсация при смерти работника: расчет, пример расчета

Рекомендации по написанию сочинения

Какими могут быть темы.

  • Тема, сформулированная на основе данного направления. Пример: «Сложный выбор между сердцем и разумом – одна из проблем художественной литературы»
  • Может быть дана цитата по теме. Пример: «Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г.Белинский).

1.Внимательно вдумайтесь в тему, поймите смысл каждого слова в ней.

Данные темы вроде похожи, но в то же время они  и различны.

Давайте вдумаемся в эти темы.

  • В первой речь идёт об одной из проблем в литературе. Поэтому во вступлении это обязательно надо будет отметить.
  • Во второй — слова «литература» нет вообще. Поэтому аргументы будут лишь средством раскрытия проблемы, отражающейся в теме.

2.Вступление. Основные требования:

  • Во вступлении необходимо показать , как вы поняли тему сочинения, какова её проблема, основная мысль
  • Обязательно сузьте тему ВОПРОСАМИ, на которые вы будете отвечать в сочинении
  • Запомните принцип написания вступления, который никогда вас не подведёт: «От общего к частному». Это значит, что начать рассуждать необходимо с общих мыслей, постепенно переходя к теме.

Примеры

Вступление к теме №1.

Художественная литература не случайно называется «учебником жизни». Много различных актуальных тем и проблем поднимают в ней авторы (это общее) .Одна из них- как соотносятся разум и чувств в жизни человека.  ( переход к частному). Людям  свойственно в определённые минуты выбирать между голосом разума и велением сердца,  а иногда  именно их гармония позволяет достичь желаемого. Рассмотрим на примерах,  как авторы освещают эту проблему, какой выбор делают их герои и почему (ставим вопросы, которые определят круг ваших рассуждений)

Всего  63 слова.

Вступление к теме № 2

Разум и чувства — две огромные силы, которые влияют на ход событий в жизни человека. Гармония или противостояние этих чувств должны определять действия людей ( общее)? Данная проблема не раз находила отражение в произведениях художественной литературы (переход к частному). Как поступить в той или иной ситуации, следовать велению сердца или полностью отдаться разуму (вопросами ограничиваем ход наших рассуждений)?Герои литературы делают свой выбор. Какой и почему? Рассмотрим это на примерах .

Всего 59 слов

  1. Основная часть. Рекомендации
  • В основной части должно быть два аргумента. Не пишите больше, лишние аргументы не будут засчитываться.
  • Приводите примеры, в которых показана борьба разума и чувств вдуше одного героя. Не нужно приводить такие примеры, чтобы в одном произведении было показано, как преобладают чувства, а в другом — разум. Это худший из вариантов ваших рассуждений.
  • Постарайтесь привести примеры, разные по своей сути. Например, в одном покажите , как в герое победило чувство, затмив разум, а в другом- как и разум , и чувство были в гармонии, помогая друг другу.
  • Ни в коем случае не переходите на пересказ содержания. Приводите только свои мысли по поводу произведения.
  • Важным является ещё одно. Помните, ваша задача — это не анализпроизведения ( вы не литературоведы, да и до вас многие учёные уже давно это сделали).Вы должны показать своё видение проблемы, подтверждая это примерами из произведений. Чётко должна прослеживаться ваша позиция. Просто стороннее комментирование текста, где нет вашей оценки, — это тоже самый худший вариант аргументирования проблемы. В таких случаях я всегда спрашиваю своих учеников: «А где же здесь вы?»
ПОДРОБНЕЕ:  Размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет в 2019 году

Приведу примеры, используя аргументы, которые я вам предложила в своей статье. Кстати, аргументы могут быть одинаковыми по обеим предложенным темам.

Аргумент № 1

Татьяна Ларина и Евгений Онегин — герои знаменитого романа А.С.Пушкина. Почему они не смогли быть счастливы друг с другом, что помешало этому? Татьяна . Сколько в ней желания любить, как она тянется в Онегину! Преодолевая стыд, переходя границы установленных в обществе принципов, она первая признаётся  в любви, ждёт ответного чувства. Любовь затмила разум героини. В конце же романа, наоборот, побеждает разум. Замужняя женщина, Татьяна не смеет переходить границы дозволенного, она верна мужу, сумела подчинить свои чувства разуму, хотя по-прежнему так сильно любит Онегина. Евгений же   показан слишком рассчётливым.  Он, как ему кажется, хорошо познал свет, не верит в настоящую любовь, не способен сам к сильному чувству. В конце же романа, во время объяснения с Татьяной, чувства переполняют героя. Но уже поздно. Татьяна «другому отдана». Да, « счастье было так возможно, так близко».Читая строки романа, задумываешься над тем, как важно осознавать последствия своих поступков, но в то же время как грустно и обидно, когда чувства не находят отклика в душе другого, или это происходит тогда, когда вернуть уже ничего нельзя.

Всего 167 слов

Аргумент № 2

Пытается жить в согласии с разумом и чувствами героиня романа М.Булгакова Маргарита. Она  ради любви оставила свою внешне благополучную жизнь. Всё у неё было вроде бы хорошо: муж, занимающий престижную должность, большая квартира, в то время, когда множество людей ютилось в коммуналках.  Но не было главного — любви, было одно одиночество. И когда любовь  пришла, Маргарита ушла к любимому. Что здесь сыграло главную роль? Чувства? Конечно, да. Разум? Наверное, и он, ведь Маргарита сознательно отказалась от благополучной внешне жизни. И ей уже не важно, что живёт она в маленькой квартирке. Главное, что рядом он — её Мастер. Так что и разум, и чувства были в душе Маргариты в согласии. Осуждаем ли мы героиню? Здесь каждый ответит по-своему. Но всё же жизнь с нелюбимым человеком — это тоже неправильно. Так что героиня сделала выбор , избрав дорогу любви- сильнейшего чувства, которое может испытывать человек.

Всего 138

3. Заключение. Рекомендации

  • В заключении необходимо подвести итоги всему тому, что было сказано во вступлении: ответить на поставленные вопросы, подытожить мысли по проблеме.
  • Здесь тоже важен принцип, но уже другой: « от частного к общему».
  • Здесь обязательно «должны быть вы», то есть чётко должна звучать именно  ваша позиция.
ПОДРОБНЕЕ:  Мать одиночка - льготы и пособия в 2019 году
Заключение № 1

Таким образом, проблема соответствия разума и чувства достаточно широко освещена в художественной литературе. Авторы  пытаются показать, как важно жить  в гармонии с самим собой, уметь руководить разумом и подчинять чувства( это частое) . Быть хозяином своих поступков, понимать и предугадывать последствия слов, действий — это так важно. Не сразу человек приходит к такому выводу, допускает ошибки, обуреваемый эмоциями и страстями. Но сила каждого в том-то и заключена, насколько он может жить , прислушиваясь к разуму и сердцу( это общее) Я уверена, что такое согласие возможно, нужно только стремиться к самосовершенствованию (а это – «я»)

Всего 83 слова

Заключение № 2

Таким образом, человек должен сам сделать свой выбор: подчиниться разуму или  отдаться во власть чувствам  и эмоциям. Герои произведений сделали свой выбор. Авторы обозначили проблему( это частное) Читатель же делает уже свои выводы. Лучше пытаться прислушиваться к разуму, уметь руководить чувствами. Как правильно отметил В.Г.Белинский, « это две силы, рано нуждающиеся друг в друге»( это общее).Я полностью с ним согласна. Только самосовершенствование, стремление работать над собой, размышления  и анализ слов и  поступков приведёт к гармонии разума и чувств ( это «я»).

Всего 74 слова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector