Утеря товарной стоимости автомобиля по КАСКО

  1. опг комсомольска на амуре
  2. как проверить баланс тройки через nfc
  3. как узнать баланс тройки через интернет

Что значит УТС?

УТС — это утрата товарной стоимости автомобиля, которая представляет собой разницу рыночной цены между транспортом с высоким уровнем износа (в результате полученного ущерба) и с неимением таковых. То есть это преждевременное снижение цены транспортного средства, которое является следствием ухудшения его эксплуатационных характеристик и внешнего вида. Автомобиль может утратить свою стоимость в результате ДТП (самая частая причина), пожара, подтопления, стихийных бедствий и иных случаев.

Что такое утеря товарной стоимости автомобиля?

Возмещение УТС возможно в том случае, если у вас есть полис КАСКО, в котором УТС считается одной из составляющих риска «Ущерб».

Если этого пункта в договоре нет, то пострадавший автовладелец вполне может обратиться к виновнику ДТП с гражданским иском и потребовать возмещения ущерба в частном порядке согласно ст. 1064 ГК РФ.

Статья 1064 ГК РФ. Общие основания ответственности за причинение вреда

  1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

    Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

  2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
  3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Возмещение возможно, если:

  • риск предусмотрен полисом или вы намерены судиться с СК;
  • виновником аварии было другое лицо;
  • затраты на ремонт не менее 5% стоимости машины;
  • автомобиль новый и отвечает параметрам для подсчета УТС.

Впрочем, уже были прецеденты, когда страхователи добивались возмещения УТС от страховой компании даже, если компенсация УТС вообще не была предусмотрена договором. Но делается это только в судебном порядке, поскольку страховщик не признавал УТС страховым случаем по КАСКО.

По риску утраты стоимости не могут страховаться старые автомобили (иномарки старше пяти-семи лет, а отечественные – старше трех лет) либо те, которые очень активно используются (например, в качестве такси или для перевоза грузов). Величина износа транспортного средства не должна превышать 35-40%, в зависимости от страны, где был выпущен автомобиль.

Вряд ли компания согласиться взять на страхование по этому риску и машину с уже имеющимися серьезными повреждениями (коррозией, деформированными элементами и пр.). УТС не рассчитывается при совсем незначительных ремонтных работах, так называемый ремонт первой категории сложности. Не будет оцениваться УТС, если машина уже перекрашивалась в том месте, которое требует замены.

Во всех остальных случаях УТС может быть рассчитана в денежном эквиваленте. Для оценки УТС приглашается независимый эксперт, который готовит свое заключение и определяет величину выплаты.

Утерей товарной стоимости (УТС) называется вред, причиненный элементам и узлам транспорта, а также поверхностям во время проведения ремонта, техосмотра или при дорожно-транспортном происшествии, в результате которого у автомобиля снижается продажная цена и портиться внешний вид.

Другими словами, УТС – уменьшение качества и порча внешнего авто.

ВАЖНО! При снижении рыночной стоимости ТС, а также в случае аварии или при отсутствии ее виновника, страховщикам в суде предлагается включить расчеты потери товарной стоимости в компенсацию по страховке КАСКО.

После того, как произошла утеря товарной стоимости в результате ДТП или же ремонтных работ, владелец транспортного средства может рассчитывать только на восстановление рабочих показателей объекта движимого имущества. Возмещения имущественной собственности не будет.

Такое возмещение доступно только при условии определенных ремонтных работ:

  • если менялась или возобновлялась изначальная форма кузова, а также его геометрии после сильных повреждений.
  • Замена прикрепленных частей кузова в полном или частичном размере.
  • Ремонт частей кузова, являющихся съемными или несъемными.
  • Полная или частичная покраска частей кузова, либо деталей, плюс покрасочные работы в отношении неметаллических деталей. Сюда относится тюнинг и прочие украшения.
  • Если была повреждена заводская сборка ТС после того, как конструкцию разобрали для проведения ремонта.

Согласно статистике указанные выше работы грозят УТС для ремонтируемого автомобиля, поэтому работы подобного типа назначаются первоначально для транспорта, побывавшего в ДТП.

В случае, когда транспортное средство не попадало в ДТП, но в его отношении имели место ремонтные работы из списка выше, для этой машины автоматически в расчет включается утрата товарной стоимости.

Законодательная база

Компенсация утраты товарной стоимости по полису каско не регулируется законодательными актами, когда само добровольное страхование должно осуществляться в соответствии с положениями Закона РФ №4015-1 от 27.11.1992 «Об организации страхового дела в РФ», а также с положениями Гражданского кодекса РФ. Согласно закону добровольное страхование осуществляется на основании заключенного договора и правил страхования, которые утверждаются страховщиком.

Пункт 1 статьи 929 ГК РФ определяет, что выплата страхового возмещения по добровольному страхованию осуществляется после наступления страхового случая, от риска которого и был заключен договор страхования. То есть нормы законодательства можно трактовать таким образом, что если утрата товарной стоимости автомобиля не была застрахована отдельным риском по полису каско или страховка по этому риску не включена в риск «повреждения» по правилам страхования, то страховая компания не обязана осуществлять выплату пострадавшему за утраченную стоимость транспорта по полису каско. Об этом говорит и Определение Верховного Суда РФ № 16-КГ17-38 от 28.11.2017.

Противоположное мнение у Верховного суда сложилось относительно обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Своим Постановлением №2 от 25 января 2015 года суд обязал страховые компании выплачивать возмещение за утраченную товарную стоимость автомобиля, поскольку посчитал УТС частью реального ущерба, полученного в ДТП наряду с повреждениями, ценой ремонта и деталей.

Как влияет износ на страховые выплаты?

На практике можно заметить, как часто страховые компании уклоняются от выплаты упущенной прибыли клиента, мотивируя это тем, что УТС, якобы, не относится к страховому делу.

Но Постановлением Верховного Суда уже определено, чтобы этот критерий должен причисляться теперь всегда к стоимости ремонтных работ, а также запасных деталей и материалов, которые при этом должны быть затрачены.

Поэтому у автовладельцев есть правовые основания требовать доплату к своей страховке или ремонту авто. Но нужно отметить, что утраченная стоимость авто не рассматривается отдельным страховым риском.

Поэтому следует отметить некоторые ограничения, при которых нельзя получить УТС по КАСКО:

  1. Водитель сам является виновником автодорожного происшествия.
  2. Возраст иностранного авто более 5 лет, отечественного – более 3-х, грузового – больше 2-х.
  3. Износ машины уже составляет 40% для иномарок и 35% для продукции отечественного Автопрома.
  4. Если на деталях металлического корпуса (кузова), что следует менять, видны следы коррозии.
  5. Детали, которые подлежат ремонту (замене), уже были ранее повреждены из-за предыдущего аварийного случая.
  6. Стоимость ремонтных работ при назначении УТС не должна быть преувеличена более 10%, если брать в расчет рыночную цену машины.
  7. Пробег машины уже превысил 50 000 км для отечественных машин и 100 000 км для иностранного производства машин.
  8. Максимальный размер утраченной стоимости авто оказался более 20% от всей максимальной страховой суммы.

При определении рыночной стоимости автомобиля обычно страховщики принимают те исходные показатели, которые были зафиксированы по ценам на авторынке в день столкновения машин на дороге.

Утеря товарной стоимости автомобиля по КАСКО

Вот почему так важно фиксировать все до мельчайших деталей, даже время аварийного случая на автотрассе.

Обращается внимание на степени сложности ремонта и выплачивается утраченная стоимость автомобиля только тогда, когда фиксируется первая степень:

  1. Случай при перекосе кузова – нарушении геометрии.
  2. Необходимость полной либо частичной замены некоторых деталей кузова, когда они не превышают по цене ремонтных работ лимит страхового возмещения.
  3. Случаи, когда повреждены некоторые части кузова и их можно восстановить без замены.
  4. Замена или ремонт деталей других конструктивов техники.

Помимо этого в тех ситуациях, когда ремонтники разбирали кузов, салон и повредили что-то, тогда и в этом случае будет обязательно учтен УТС.

Есть еще страховые случаи, при наступлении которых выплата утраченного размера цены за машину возможна.

К таким случаям относятся:

  • столкновения в ДТП;
  • столкновения во дворе;
  • столкновения при временной остановке авто на проезжей части (например, во время запрещающего сигнала светофора);
  • столкновения на парковочной площадке или автостоянке;
  • повреждения машины при случившихся природных катаклизмах;
  • упавшее на машину дерево;
  • случаи внезапного возгорания авто;
  • противоправные действия хулиганов в отношении авто, повлекшие за собой его повреждения и другое.

Но нужно понимать, что выплата поступит клиенту только тогда, если что-то из вышеперечисленного действительно произошло в отношении его имущества – автомобиля, и было предварительно прописано в договоре.

Потому что в договоре будут указываться только эти риски – ДТП и хищение (угон), а про случаи падающих на авто деревьев ничего не сказано. Вот почему перед подачей заявлений на КУТС в страховую так важно обращать внимание на сам договор.

Расчетами УТС могут занимать как сами страховые компании, имея в своем штате нужных специалистов, так и автоюристы, аварийные комиссары или экспертные оценщики.

Утраченная прибыль, стоимость машины может быть рассчитана несколькими способами:

  1. Методом Минюста РФ.
  2. По схеме РД (Руководящего Документа).
  3. Простой схемой Хальбгевакса.

Первым методом ведутся расчеты чаще всего, и он считается популярным и официальным даже в судебной практике. Второй случай применяется уже реже.

И третий – является наиболее простой схемой расчета, но дает приблизительные результаты, поэтому применяется для предварительных вычислений.

Расчеты утраченной стоимости ведутся на основании следующей документации:

  • заключения экспертного оценщика;
  • акта о страховом случае;
  • сведения о стоимости автомобиля на момент аварии и после нее;
  • сведения о реальной стоимости поврежденных деталей и ремонтных работ.

Кроме этого обязательно будет обращаться внимание еще и на износ автомобиля, его возраст и пробег. При расчетах специалисты используют специальные таблицы коэффициентов, если это нужно, а также формулы для точных вычислений.

Прежде чем подавать в страховую организацию на возмещение УТС по полису КАСКО, следует выяснить в каких ситуациях это возможно. Как правило, данная категория выплат может быть возмещена, если:

  • повреждение автомобиля произошло в аварии, а также при других обстоятельствах, связанных с природными ЧП, упавшими деревьями, случайными пожарами, которые нанесли вред транспортному средству;
  • машина импортного производства находится в постоянном пользовании меньше пяти лет;
  • авто отечественного производства эксплуатируется менее 3-х лет;
  • общий износ транспорта составляет меньше 35% для российских машин и не больше 40% для импортных;
  • пробег ТС не должен превышать 50 тыс. км и 100 тыс. км (для отечественной и импортной машины соответственно);
  • транспортному средству не требуется проводить ремонт высокой сложности;
  • полученные повреждения не относятся к страховым случаям;
  • ущерб или потеря первоначального внешнего вида машины произошла в процессе ремонта.

ВАЖНО! Главным фактором, влияющим на решение страховой организации при рассмотрении заявления и принятии решения о выплате УТС по КАСКО, считается постановление суда.

При судебном разбирательстве адвокат пострадавшей стороны, как правило, опирается на ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ст. 12 п. 2 и ст. 15 п.2), и ст. 929 ГК РФ, где разъясняется, что потеря товарной стоимости является реальным ущербом и должна быть выплачена.

При подсчете суммы возмещения показатель износа автомобиля, деталей может играть очень существенное значение. Исключения составляют полисы КАСКО, где изначально оговаривается, что выплаты производятся без учета износа.

Показатели износа в каждой компании разные, но у лидеров рынка это обычно 20% за первый год, 12% за второй и последующие годы. От размера износа зависит и подсчет УТС: если машина сильно изношена, то этот показатель вообще не рассчитывается.

Для того, чтобы получить УТС, вам необходимо обратиться в страховую компанию, куда вы обращались по страховому случаю с простым заявлением в свободной форме (либо спросите бланк) с просьбой рассчитать и выплатить вам на ваш расчетный счет (реквизиты прикладываете, если ваше авто было отремонтировано по направлению страховщика). Все остальные документы у них уже имеются.

Если страховая компания просит вас принести свой отчет УТС (что бывает в большинстве случаев и что лучше изначально делать) то вам необходимы следующие документы для того, чтобы обратиться к оценщикам для его расчета:

  1. Справка о ДТП (достаточно копии).
  2. Акт осмотра вашего ТС или калькуляция расчета стоимости ремонта (копии достаточно).
  3. Документы на авто (Копия ПТС или Свидетельства о регистрации ТС).

Эти документы вам выдадут в страховой компании по вашему письменному заявлению. Вы получаете документы, идете в оценочную организацию, по истечении примерно нескольких дней вам сделают расчет.

После этого идете в страховую компанию и предоставляете:

  1. Заявление с просьбой выплаты УТС (пишите в двух экземплярах либо вам снимут копию и поставят отметку о получении).
  2. Отчет о стоимости УТС.
  3. Квитанцию об оплате Отчета (эту сумму уплаченную вами оценщикам страховая компания вам оплатит).

Дальше ждете выплаты. Если вам отказывают в выплате, смело идете в суд.

Один из самых распространенных методик расчета и в основном он применяется для оценки автозарубежного производства. Сложный порядок расчета, но попробуем упростить.

Следует помнить – любой расчет, произведенный вами, а не дипломированным оценщиком, носит ознакомительный характер. Как официальный документ, в страховой компании, либо в суде, примут только от специалиста в данной области.

Итак, подсчет по данной методике начинается с суммирования конечной утери товарной цены по формуле: У.общ.=У.эл. У.кар. У.окр. У.куз, где:

  1. У.общ. – конечная стоимость вашего УТС;
  2. У.эл. – стоимость ремонта всех съёмных деталей кузова авто;
  3. У.кар. – стоимость ремонта всех несъёмных деталей кузова авто;
  4. У.окр. – это цена окраски кузова;
  5. У.куз. – цена работ по замене кузова или отдельных его частей, или по его ремонту.

В зависимости от повреждений автомобиля и производится расчёт каждой из указанных формул.

Порядок подсчета при восстановлении поврежденного авто (замена также включена) всех деталей кузова: Уэл.=К2•ΣK1•Цi, где:

  1. К1 – показатель изменения размера УТС в зависимости от способа или характера ремонта;
  2. Цi – это розничная стоимость детали, которая подверглась ремонтным воздействиям;
  3. К2 – показатель изменения стоимости в зависимости от износа деталей.
  4. m – количество съемных деталей, которые будут ремонтироваться.

Это не сложная методика подсчёта. При помощи её вы можете легко рассчитать утрату товарной стоимости, естественно, примерно. Этот метод расчета широко распространён в Европе. Реже применяется и в России.

Конечная формула подсчета по методике Хальбгевакса не сложная и выглядит так: УТС = (K÷100)•(Ц Р С О), где:

  1. К – показатель максимальной величины утрата товарной стоимости, высчитанный по таблице Хальбгевакса;
  2. Ц Р – розничная стоимость автомобиля в регионе;
  3. С О – общая цена ремонта.

Таблицу Хальбгевакса вы можете найти в интернете.

Существует несколько методик для расчета. Центробанк в сентябре 2014 года выпустил собственную методику оценки для экспертов на основании действия положения закона об ОСАГО (ст.12.1 п.3). До этого наибольшей популярностью пользовались методики Минюста и Хальбгевакса. Если первые две методики направлены на расчет утраченной стоимости как отечественных, так и иностранных легковых автомобилей, то по методике Хальбгевакса можно рассчитать только УТС иномарки.

Утеря товарной стоимости при условии ремонта на СТО

Если происходит снижение рыночной стоимости автомобиля, далеко не каждая страховая компания соглашается с взысканием компенсации клиентом. В таких случаях страховщику удается развернуть действие договора страхования в свою пользу. Чтобы этого не происходило, клиенту недобросовестной страховой компании потребуется обратиться в суд для решения проблемы.

Согласно практике, судебные постановления обычно составляются в пользу страхователей. Компанию-страховщика вынуждают выплачивать компенсацию клиенту, поскольку утрата товарной стоимости официально является ущербом, который потребуется покрыть. Особенно, если в договоре данный риск указан. Узнать, что делать автовладельцу, если СК отказывается платить по договору, можно тут.

ПОДРОБНЕЕ:  Купили машину класса люкс? Вы под прицелом у налоговиков!

Адвокаты клиентов, подающих подобные иски, в подавляющем большинстве случаев используют

статьи 12 и 15 ФЗ об ОСАГО

, а также 

статью 929 ГК РФ

. Исходя из этого набора законодательных актов можно сделать вывод, что утеря товарной стоимости в полной мере является ущербом. Следовательно, в страховые выплаты должна входить и сумма, покрывающая этот недостаток.

Самостоятельно провести оценку понесенного ущерба подавляющее большинство водителей не сможет. Для этого потребуется обратиться за профессиональной оценкой.

Сумма, потраченная на восстановление автотранспорта, определяется в зависимости от нескольких факторов:

  • имеются ли повреждения защитных покрытий;
  • долговечность элементов конструкции после происшествия;
  • сколько деталей было восстановлено и заменено.

Для получения страховых выплат по утере товарной стоимости автомобиля его владельцу потребуется предоставить страховой компании определенный пакет документов (о том, какие документы обычно требуются для получения выплаты по КАСКО, мы уже рассказывали тут). В подтверждающую документацию входят:

  • заявление, составленное пострадавшим клиентом или его доверенным лицом в двух экземплярах в письменной форме. При содействии третьего лица потребуется оформить нотариально заверенную доверенность. Заявление подается в организацию, которая ранее выдавала страховой полис КАСКО клиенту. Подаются оба экземпляра, и оба должны быть зарегистрированы.

    В заявлении к компании страховщику потребуется внести непосредственно само требование о предоставлении компенсации, место и дату происшествия, причину, номера ТС и марку, ФИО заявителя и контактную информацию.

  • Получить заключение от независимого оценщика. К нему потребуется обратиться для определения величины УТС и, соответственно, ущерба. В случае, когда имеется достаточный уровень доверия к своей компании, можно пренебречь этим пунктом.
  • Подать заявление в судебный орган, где описать все свои претензии к страховщику. Дело не примет должного оборота, если в исковом заявлении не были указаны конкретные статьи законов.
  • Подготовить полис страхования КАСКО.
  • Документы, подтверждающие право собственности на автомобиль, либо доверенность от владельца.
  • Бумаги из СТО или от мастера, где указываются требуемые детали и их цена.
  • Если объект движимого имущества пострадал при ДТП, предоставить копии всех справок, выданных в ГИБДД (о том, как можно получить выплату по КАСКО без справок, мы рассказывали в нашей статье).

Утрата товарной стоимости транспортного средства представляет собой разницу в цене между автомобилем, который никогда не был в дорожно-транспортном происшествии и автомобилем, который получил повреждения в ДТП и был восстановлен. Если пунктами договора предусмотрено страхование от такого риска, то страхователь получить возмещение ущерба по нему.

  • Возраст автомобиля отечественного производства не должен превышать более 3 лет, а возраст иностранного авто — не более 5 лет;
  • Износ отечественного автомобиля не должен превышать 35%, а износ иностранного авто — не более 40%;
  • Пробег отечественного автомобиля не должен превышать более 50 000 км, а пробег иностранного авто — не более 100 000 км.

Также возмещение утраты товарной стоимости допустимо при таких видах ремонтных работ, как устранение перекоса кузова, замена конструкционных частей кузова, покраска внешних деталей, любого ремонта, требующего демонтажа салона с нарушением качества промышленной сборки. Возмещение утраченной стоимости транспортного средства по каско не предусматривается, если повреждения автомобиля не были связаны со страховым случаем или же их можно устранить при помощи ремонта 1 степени сложности.

Утеря товарной стоимости автомобиля по КАСКО

Однако не любой потерпевший может получить возмещение по этой категории, ведь отыскать такую страховую компанию, которая согласилась бы уплачивать размер УТС, непросто.

Прежде всего, следует учесть те случаи и условия, при которых практикуется расчет УТС по полису КАСКО:

  • если транспорт пострадал в ДТП, а при других обстоятельствах – погодные катаклизмы, упало дерево, случайный пожар, затронувший авто и другие подобные варианты;
  • автомоторное транспортное средство иностранного производства не должно быть старше 5 лет;
  • автотранспорт отечественного производителя не должно быть старше, чем 3 года;
  • износ авто не должен превышать 35% для отечественных автомобилей, 40% для иностранных машин;
  • пробег отечественного авто не должен превышать 50 тыс. км, а пробег иностранного авто – 100 тыс. км;
  • когда не требуется ремонта автомобиля 1 степени сложности;
  • транспортное средство понесло повреждения не по страховому случаю;
  • транспортному средству нанесен ущерб в результате определенных видов ремонтных услуг, допущения разнотона при окрашивании, а также нарушения заводской сборки.

Однако самым главным правоустанавливающим для страховой компании поводом начать начисление УТС в дополнение к страховым выплатам является лишь решение этого вопроса через суд.

Вне судебных решений страховщики будут опираться на правила страхования, которые прописываются в договоре страхования.

Страховые компании могут рассмотреть вопрос о компенсации по факту утери товарной стоимости автомобиля по КАСКО после восстановительного ремонта в следующих случаях:

  • транспортное средство получило повреждения при дорожном происшествии;
  • кузов, узлы и агрегаты не имели ранее полученных повреждений, восстановительный ремонт их не производился;
  • автомобиль пострадал при природных явлениях (падение дерева, пожар, град и подобное;
  • возраст не превышает пяти лет для авто иностранных производителей и трёх – отечественных;
  • эксплуатационный износ не превышает 40% для иностранных машин, 35% в отношении отечественных автомобилей;
  • автомобилю нанесен ущерб в результате некачественных работ (несоответствие колера окрашиваемых деталей, нарушение технологических процессов, просчёты при восстановлении геометрических форм и т.д.);
  • пробег автотранспорта не превышает 50 тысяч километров для автомобилей отечественных производителей и 100 тысяч километров машин иностранных марок;
  • возмещения по автострахованию соотносится с размером УТС;
  • цена восстановительных работ не превышает рыночной стоимости автомобиля на момент экспертной оценки.

Несмотря на очевидность зависимости суммы УТС с полученным в ДТП ущербом, некоторые автомобили не подлежат истребованию УТС. Компенсацию такого рода вправе требовать владельцы в следующих ситуациях:

  1. Возраст модели ТС отечественного производства не превышает 3-х лет, и 5-ти лет для машин иностранного производства.
  2. Износ по эксплуатации к моменту ДТП не превышал 35%.
  3. В ДТП произошло повреждение с перекосом кузовных деталей автомобиля.
  4. Потребовалась замена кузова (полная или частичная, включающая замену несъемных частей).
  5. Необходим ремонт съемных кузовных деталей.
  6. Нарушено качество заводской сборки после полной разборки салона.

Основанием для назначения выплаты УТС может стать только такое повреждение автомобиля, которое компания признала страховым случаем, а степень их сложности должна быть выше первой. Первый уровень сложности включает устранение повреждений и ремонт небольших повреждений с заменой деталей автомобиля.

Как быть, если в полисе КАСКО указан ремонт на СТО?

Страховые агенты, следую уставу своей компании, составляют договора страхования таким образом, чтобы страховые выплаты были минимальными. Поэтому заключая договор страхования КАСКО, следует выбрать оптимальный вариант получения страхового возмещения:

  1. денежными выплатами;
  2. направлением на станцию техобслуживания.

После этого в полисе делается соответствующая пометка.

Если при заключении договора КАСКО был выбран ремонт транспортного средства на СТО, то при таком условии писать заявление на денежные выплаты по УТС нельзя. Если же в страховой компании в сроки, прописанные в договоре, не выписывают направление на ремонт, то после обращения в суд можно потребовать возмещение полученного ущерба в денежном эквиваленте.

Порядок взыскания УТС по каско

Выплата не назначается по решению страховой компании, такое указание дается страховщику только после судебного заседания и вынесения соответствующих результатов.

Но в суд сегодня следует обращаться исключительно только после того, как будет проведена процедура досудебного урегулирования.

Поэтому необходимо сначала произвести правильный расчет утерянной стоимости, затем подать в страховую компанию заявление, а уже после этого можно писать иск в суд.

Всем автомобилистам, вознамерившимся стребовать со своего страховщика утраченную стоимость автоимущества, придется запастись изрядным терпением и настойчивостью, чтобы добиться своей цели.

Когда автовладелец задается вопросом: «Могу ли я получить УТС по КАСКО, если я виновник ДТП?» – то ему откажут однозначно в выплате потому, что таких «привилегий» для виновников нет даже по добровольному виду страхования.

Порядок обращения в страховую компанию потерпевшим и сам процесс взыскания утраченной имущественной стоимости должен быть следующим:

  1. Сначала подается заявление на выплату страховки по наступившему страховому случаю.
  2. Компания проведет свою экспертизу места аварии.
  3. Затем машина становится на осмотр экспертным оценщиком.
  4. За это время уже можно подать заявление на получение УТС.
  5. Компания обязана дать письменный ответ на ваше заявление с отказом, либо одобрением.
  6. Если поступил отказ, тогда клиент может писать досудебную претензию, ссылаясь на статьи законов, в том числе и ГК РФ, а не только Обзора Верховного Суда, действующего сейчас еще с 2013 года.
  7. Если отклонена была и претензия письменным отказом, тогда уже следует подавать иск в суд.
  8. После удовлетворения судом иска, ожидать получения от страховщика денежных средств на счет, указанный в заявлении.

Точно также нужно будет постараться взять у страховщика акт о наступлении страхового случая, копию которого тоже прилагают затем к иску, либо справку за №154.

Нужно будет к иску также приложить и все документы на машину, полис КАСКО, бумаги по ДТП (если случай был именно авария на дороге), а также документацию от экспертного оценщика.

О том, как получить УТС по каско, подробно сказано в правилах страхования. Если договором предусмотрены такие выплаты, то страховщик будет обязан их осуществить. Для получения компенсации обращаться в страховую компанию нужно с заявлением (претензией). Причем заявление должно быть в двух экземплярах:

Утеря товарной стоимости автомобиля по КАСКО

первый — для владельца автомобиля, второй — для страховой компании. Распространенными остаются ситуации, когда страховщики убеждают владельцев авто в том, что не принимают заявления такого рода. В этих случаях целесообразно воспользоваться услугами опытного юриста, который в рамках закона сможет помочь решить этот вопрос.

После подачи заявления о возмещении утраты товарной стоимости нужно предоставить автомобиль на экспертизу в сертифицированный автосервис для объективной оценки рыночной цены, а также, при возможности, оценки степени ущерба и внешнего вида машины. Основным правоустанавливающим этапом для компенсации УТС по каско является урегулирование вопроса через суд.

При аварии машина может получить повреждения, ухудшающие ее функционирование и имущественную ценность. Автовладельцы, которые с этим сталкивались, утверждают, что страховые компании по полису страхования возмещают только стоимость ремонта (так сказать возможность авто быть «на ходу»), при этом стоимость имущества уменьшается в несколько раз, и полученная разница не выплачивается.

В этой ситуации владельцу машины можно дать только один совет: ни при каких обстоятельствах не пускать возникшую проблему на самотек и не ждать, что возмещение УТС будет подано на блюдечке.

Страховые агенты заинтересованы в том, чтобы выплаты были минимальными, поэтому потерю товарной стоимости постараются быстро скрыть или замаскировать. Для защиты своих интересов и получения полагающихся выплат владельцу поврежденного транспортного средства необходимо выполнить следующие действия:

  1. Написать заявление на возмещение по УТС и направить его в страховую организацию, оформлявшую КАСКО. Оформляется заявление в двух экземплярах. Также рекомендуется потребоваться у страховщиков расписку о том, что заявление принято на рассмотрение.
  2. Обратиться к техническим экспертам в независимую компанию для расчета ориентировочной суммы УТС и пометить части автомобиля, которые уменьшают продажную цену и должны быть возмещены.

    Внимание! Не следует обращаться к экспертам, на которых указывают представители страховой организации, так как они специально искажают результаты проверки и уменьшают сумму выплаты.

  3. В том случае, если ответа на запрос от страховщиков не последовало или был прислан отказ (как это чаще всего бывает), требуется подать иск, в котором обозначены все повреждения, в суд. Рекомендуется приложить к заявлению ссылки на нормативные акты, которые определяют УТС.
  4. Если был произведен какой-нибудь ремонт, то к исковому заявлению необходимо приложить документы с полным списком всех осуществленных работ и квитанцию об оплате услуг сотрудников СТО.
  5. Также в страховой компании требуется взять справку формы No154. Если машина побывала в ремонте после ДТП, то потребуются документы из ГИБДД, подтверждающие тот факт, что ТС было в аварии.

Повреждение авто не должны наноситься намерено, так как они не попадают под определение страхового случая и не будут возмещены.

Взыскание УТС по КАСКО

Если исковое заявление было заполнено без ошибок и к нему были приложены все необходимые документы, секретарь суда принимает их и отдает на рассмотрение в установленном законом порядке.

Ввиду крайнего нежелания страховщика осуществлять данные выплаты, и несмотря на ясные указания со стороны законодательства, процедура возмещения утраты товарной стоимости, как правило, сопряжена с судебным разбирательством со страховой компанией и необходимостью обращения в суд. Общая процедура взыскания состоит из следующих этапов:

  1. Владелец поврежденного автомобиля оповещает о своем намерении получить возмещение по УТС, если транспортное средство соответствует предъявляемым в таких случаях требованиям. Оповещение происходит письменно, в виде заявления, один экземпляр которого вручается страховщику, а второй остается у клиента. На данном этапе страховая компания не вправе отказать в получении данного заявления.
  2. Проведение экспертной оценки по определению размера УТС. Ввиду возможных препятствий со стороны компании, лучше воспользоваться услугами независимых оценщиков, не являющихся партнерами компании.
  3. При отсутствии удовлетворения требований страхователя и получении письменного отказа в возмещении от компании, подается иск в суд с уплатой госпошлины.

Требуемые документы

В ходе взыскания страхового возмещения по КАСКО от страхователя потребуется подготовить следующие документы:

  1. Документы, подтверждающие права собственности на автомобиль.
  2. Договор, регламентирующий процесс и условия добровольного страхования КАСКО.
  3. Для страховой компании — составляется заявление, описывающее ситуацию страхового случая, с указанием всех обстоятельств, повлекших утрату транспортным средством товарной стоимости.
  4. Для подачи в суд — потребуется еще одно заявление, в котором будет описана текущая ситуация с отказом в выплате со стороны страховщика, а также приведена подробная информация об обстоятельствах, повлекших ущерб автомобилю и УТС.

Исковое заявление о взыскании УТС со страховой компании должно быть составлено по следующим правилам:

  1. Иск должен быть адресован на имя мирового судьи с указанием номера участка и города.
  2. Истцом указывают владельца автомобиля, подающего заявление.
  3. Ответчиком выступает компания, выдавшая полис.
  4. В описании ситуации страхового случая необходимо указать номер гос.регистрации транспортного средства, его марку, дату ДТП, адрес, а также все стороны-участники происшествия. Для подтверждения слов истца прикладывают протокол, составленный на месте ДТП, со схемой и отметкой всех его участников.
  5. При описании причины возникновения иска указывают информацию по имеющемуся полису, договору и название организации, его выдавшей, а также размер определенного страховщиком возмещения и стадию исполнения принятого страховщиком решения.
  6. В описании сути претензии указывают факт отсутствия выплаты по УТС, несмотря на признание реального ущерба. Для обоснования суммы претензии к возмещению, указывают размер, в который оценен ущерб по УТС независимой экспертизой и поясняют, в чем конкретно выразилась утрата товарной стоимости (снижение прочности узлов, агрегатов, систем автомобиля, ухудшение внешнего вида и эксплуатационных свойств).
  7. В заключительной части заявления указывают требуемый размер компенсации с пояснением ее составляющих (непосредственно УТС, расходы на оценочную экспертизу, госпошлину).

Срок исковой давности

Возмещение УТС может осуществляться двумя путями:

  1. ремонтом на СТО;
  2. в виде денежной компенсации.

Но следует помнить, что сроки возмещения ущерба по КАСКО в разных страховых организациях различаются. К тому же не существует нормативных документов регулирующих точный период выплат.

Вся информация, чаще всего, указывается в договоре или правилах компании. Отсчет начинается со дня подачи документов. В среднем сроки возмещения УТС по КАСКО варьируются от двух недель до месяца.

Если точные сроки в страховом договоре не прописаны, то по истечении 30 дней можно подавать досудебную претензию о компенсации в течение недели.

Мужчина у разбитого авто

Если после этого дело не сдвинулось, можно смело подавать в суд заявление-иск, документы и дополнительное требование на уплату неустойки.

Сроками исковой давности можно только лишь отложить рассмотрение дела на некоторое время, если это выгодно страховой компании. Но подачу иска можно возобновить и попытаться добиться своей цели еще раз.

Следует обратить внимание на временные ограничения – заявление на расчет УТС и выплату, а также иск о взыскании УТС по КАСКО следует подавать не позднее 2-х лет со дня ДТП.

Все аварии регистрируются как в ГИБДД, так и у страховщика, у которого страхователь покупал свой полис, поэтому определять с какого момента будет истекать срок исковой давности – 2 года, будет несложно.

ПОДРОБНЕЕ:  Восстановление документов на машину при утере

Для сравнения, сроки исковой давности по делам ОСАГО определены в 3 года.

УТС при ремонте на станции ТО

По правилам страхования после наступления страхового случая страховщик обязан возместить страхователю полученный ущерб в установленный срок. Каким будет это возмещение — денежным или натуральным — определяют уже условия договора. Если компенсация должна осуществляться путем ремонта на СТО, то получение выплаты окажется под вопросом.

  • Замена частей кузова или их восстановление;
  • Замена внутренней отделки салона;
  • Лакокрасочное покрытие частей кузова или иных деталей;
  • Восстановление формы кузова;
  • Внесение изменений в заводскую сборку в ходе восстановительных работ.

Проблемы с получением выплаты связаны с тем, что страховая компания должна вернуть клиенту машину в том же состоянии, в каком она была до дорожно-транспортного происшествия или иного страхового случая. После проведения ремонта рабочие характеристики машины будут восстановлены, но восстановить стоимость авто страховщику не под силу.

Заключение

Потеря товарной стоимости является реальным ущербом и убытками владельца авто. При наличии полиса КАСКО можно смело требовать возмещения ущерба, но необходимо учитывать определенные факторы, такие как возраст машины, пробег, степень повреждений и износ.

Если компенсация УТС не предусмотрена договором КАСКО, то его получение от страховой компании возможно только через суд.

Взыскание УТС по КАСКО

Получить деньги вполне реально, но для этого придется приложить определенные усилия (составить иск в суд, оплатить услуги юристов и пр.). Добиваться возмещения УТС имеет смысл только в том случае, если вы действительно планируете в будущем продавать машину.

Во всех остальных случаях, особенно при небольшой сумме ремонта, процесс взыскания со страховой компании УТС может занять слишком много времени. Проще изначально выбирать программу КАСКО с возможностью компенсации УТС, которую предлагают многие лидеры страхового рынка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

7 (499) 653-52-46 Москва 7 (812) 313-26-17 Санкт-Петербург

На рынке современного российского автострахования компенсация по УТС всячески замалчивается менеджерами страховщиков, а обратившимся за выплатой владельцам могут устно отказывать в самой категоричной форме. Однако даже включение в договор пункта о неприменимости выплаты УТС не защитит страховщика от своих обязанностей по возмещению ущерба через суд.  Поэтому вопрос получения выплаты УТС полностью зависит от активных и грамотных действий застрахованного лица.

Страхователь получает право на компенсацию УТС по каско, если такое условие прописано в договоре страхования или правилах страхования. Если по правилам УТС является отдельным риском, а по договору машина от него не застрахована, то страховщик имеет полное право не осуществлять возмещение за утраченную стоимость, а страхователь вряд ли сможет решить этот вопрос в судебном порядке даже с помощью опытного юриста.

Примерная стоимость УТС составляет от 7% до 20% цены ремонта автомобиля. Точную сумму вам рассчитают профессиональные оценщики. Чтобы вам не говорили представители страховой компании, утрата товарной стоимости вам полагается по закону как при ремонте вашего авто так и при получении вами денег на этот самый ремонт авто.

Даже если вы не собираетесь ремонтировать автомобиль, а хотели бы его продать, вы все равно претендуете на выплату.

Примеры судебной практики

Утрата товарной стоимости по каско является одной из часто рассматриваемых ситуаций в суде. Практика рассмотрения таких дел довольно противоречива и иногда чтобы добиться справедливого решения и клиент и его страховая компания вынуждены обращаться в Верховный суд для урегулирования такого вопроса. Решения ВС РФ также нельзя назвать однозначными, поскольку в одних случаях судьи придерживаются мнения, что утраченную стоимость нужно отнести к размеру реального ущерба и выплатить полную сумму компенсации, в других — остаются на стороне страховых компаний, поскольку правилами добровольного страхования возмещение за УТС не предусмотрено.

Пример решения суда по делу о взыскании выплаты по УТС

Клиент СК обратился с иском в компании «Альфастрахование» о взыскании утери товарной стоимости машины и дополнительных расходов (в том числе на юриста) в сумме 17 600 рублей. В обосновании исковых требований он заявил, что в ноябре 2015 года его транспортное средство попало в дорожно-транспортное происшествие и получило значительный ущерб. Страховщик направил транспорт на ремонт, но возместить УТС отказался. Суд первой инстанции требования истца удовлетворил, апелляция также не повлияла на решение.

В 2018 году страховщик обратился с иском в Президиум областного суда с просьбой отменить предыдущие решения и взыскать с клиента сумму госпошлины. В обосновании своего иска страховая компания отметила, что по условиям договора УТС является отдельным риском по полису каско, от которого истец застраховать свою машину отказался. Поэтому у компании нет оснований выплачивать ему возмещение.

По материалам дела стало известно, что между истцом и ответчиком в 2014 году был заключен договор страхования по программе «Полное каско» с рисками «ущерб» и «угон». Размер страховой суммы составил 363 000 рублей. В мае 2016 года истец обратился в компанию с заявлением о выплате возмещения по страховому случаю (дорожно-транспортное происшествие). Страховщик в установленный срок направил машину на ремонт и выполнил свои обязательства в рамках заключенного договора.

Суд первой инстанции посчитал утраченную стоимость реальным ущербом и постановил взыскать со страховой компании требуемые средства. Президиум с этим решением по иску не согласился, опираясь на положения Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» и Гражданского кодекса. Согласно им правоотношения при добровольном страховании между страхователем и страховой компанией регулируются условиями договора, которые утверждаются сторонами в равной степени. Поскольку договором в этой ситуации не предусмотрена выплата возмещения по УТС, страховщик не обязан ее производить. Суд своим постановлением № 44г-25/2018 отменил решения первой судебной инстанции и постановил взыскать с истца госпошлину в размере 3000 рублей.

Более ранние случаи из судебной практики в основном содержат положительные решения судов, поскольку еще в 2013 году Верховный суд своим Постановлением №20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» назвал утрату стоимости автомобиля реальным ущербом. Это демонстрирует и пример выше, согласно которому суд первой инстанции назвал УТС ущербом.

Бывают случаи, когда размер страховки вместе с УТС сильно завышает лимит, установленный по договору страхования. Тогда получается, что УТС придется взыскивать уже с самого виновника, а не со страховой компании.

Кроме нехватки средств от страховщика можно еще взыскивать с виновника утраченную стоимость имущества потерпевшего в ДТП и тогда, когда случаи не соответствуют требованиям, при которых обычно страховщиками допускается выплата УТС.

Досудебные заявки в целом страховые компании удовлетворяют лишь треть от всех поступающих к ним, вот почему также приходится еще обращаться в судебную инстанцию.

В суде иски удовлетворяются по-разному. Для каких-то случаев суд вынужден отказывать потерпевшему в выплате УТС, а для каких-то случаев выносит решение, чтобы страховщик обязательно перечислил сумму УТС потерпевшему.

Иск не удовлетворен Иск удовлетворен
Федеральным арбитражным судом Вологодского района было отказано в удовлетворении иска о получении УТС со страховой компании «ЖСК», поданного ООО «Вологдапромсоль» еще в 2014 году. Виновником был водитель, работающий на Вологодской птицефабрике. В ДТП пострадало авто Toyota Corolla, находящееся на балансе ООО «Вологдасоль». Суд вынес решение только об удовлетворении страховой выплаты, а не возмещения утраченной товарной стоимости. Мотивируя свой отказ тем, что автомобиль был изношен более чем на 50% и по возрасту считается не новым (7 лет), суд не признал запрашиваемый истцом УТС реальным ущербом по данному случаю. В марте 2015 года решением суда №А60-6977/2015 было удовлетворено прошение пострадавшего в ДТП о компенсации УТС в Свердловском суде. Все параметры случая, автомобиля и сами действия владельца машины – все указывало на то, что УТС может быть признана реальным ущербом, подлежащим к выплате страховой компанией. Судебная инстанция ссылалась не только на Обзор Верховного Суда, но еще и на некоторые пункты стразового договора, где допускалась услуга включения УТС в расчеты возмещения при наступлении страхового случая.

Самым лучшим способом, который может гарантировать получение УТС сразу после наступления страхового случая, является предварительное обсуждение этого со страховщиком при самой сделке.

Только договор имеет при страховании КАСКО первичную силу в спорных вопросах, а потому достигнутое соглашение даст еще больше прав клиенту компании при наступлении случая.

В последние годы ситуация с правомерностью взыскания УТС прояснилась, а мнение судей в данном вопросе едино. В случае, если факт утраты товарной стоимости очевиден, а автомобиль соответствует предъявляемым требованиям, судебные разбирательства заканчиваются в пользу истца. Основанием для этого служит постановление Верховного Суда о признании недействительным включенного в договор страхования пункта об исключении выплаты УТС.

Утеря товарной стоимости автомобиля по КАСКО

Как правило, страховая компания будет чинить препятствия и замалчивать вопрос выплаты по УТС ввиду невыгодности для себя. Тем не менее вопрос легко разрешается через суд, всегда принимающий сторону застрахованного автовладельца. Потраченные на проведение экспертизы и уплату государственной пошлины денежные средства вернутся владельцу поврежденного автомобиля, с дополнительным назначением компенсации по УТС и возможной компенсации морального ущерба. А значит, риск по данному судебному разбирательству минимален.

Ситуации, когда происходит взыскание

Кроме того, УТС возможно определить как преждевременное понижение оценочной цены автомобиля после ДТП. Отталкиваясь от судебно-методических рекомендаций для осуществления экспертиз транспортных средств, наблюдаются такие признаки УТС:

  • Падение рыночной цены автомобиля.
  • Падение эксплуатационных характеристик, а также значительно ухудшившийся внешний вид.
  • Ставшее результатом ДТП, а также последовавшего восстановления ухудшившееся состояние узлов, элементов и агрегатов.
  • Возникнувшие вследствие физического воздействия необратимые повреждения.

Реально понесенные финансовые расходы при этом превышают сами непосредственные затраты на ремонт автомобиля. Если продавать восстановленный после аварии автомобиль на открытом рынке, то, возможно, снижение цены будет зафиксировано на величину значительно ниже, чем затраты на его реставрацию. Цена его страхования зависит от этой величины.

В результате утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) производит большее влияние на размер страховых взносов на следующий год большее, чем на оценочную стоимость автомобиля. Расчет УТС приносит эффект, длящийся больше года, при этом расчет ведется отдельно для каждой детали, получившей повреждения. При этом следует учесть тот факт, что не все виды запчастей могут претендовать на замену.

Поскольку финансовый эффект от расчета УТС длится больше года, то и рассчитывается он отдельно для каждой поврежденной детали, но далеко не все виды запчастей могут претендовать на замену. Так, к примеру, не влияют на величину товарной стоимости:

  • Не окрашенные пластиковые детали;
  • фонари, а также фары;
  • детали трансмиссии.

А это значит, что стоимость вышеуказанных деталей не подлежит компенсации. Возместить УТС возможно лишь тогда, когда повреждены узлы и элементы, непосредственно влияющие на ходовые характеристики автомобиля. А также кузовные детали, подлежащие окраске, оказывающие влияние на экстерьер автомобиля. Еще следует помнить о 20% лимите компенсации от полного реального ущерба.

Только крупные российские страховщики включают УТС в перечень рисков по ущербу автомобиля. Большинство не торопятся возмещать утрату стоимости, и если страхователь не инициирует дело в суде, то выплаты обычно не происходит.

Если же компания признает утрату страховым событием, то нужно будет соблюсти процедуру информирования компании о страховом случае и подать все требующиеся документы для подтверждения ущерба.

  1. Составление заявления о страховом событии и подача документов в страховую компанию.
  2. Получение от страховщика направления на ремонт.
  3. Оценка УТС у независимого оценщика (срок подготовки заключения или отчета может составить 1-2 недели).
  4. Подача заявления в СК с просьбой возместить УТС с приложением отчета оценщика.
  5. В течение месяца получает ответ от страховой компании о выплате или об отказе в возмещении убытков.

Обращаем внимание: соблюдаются все сроки привычной процедуры получения выплаты по риску «Ущерб», но уже после восстановительного ремонта страхователь подает дополнительное заявление и просит компенсировать ему УТС в добровольном порядке.

Как рассчитать?

УТС рассчитывается по разным методикам с учетом целого ряда коэффициентов и значений. Размер коэффициентов зависит от объема восстановительных работ и стоимости машины. Наиболее популярные формулы для расчета предлагает Минюст. Но сами оценщики предпочитают ему формулу Хальбгевакса, которую используют только для машин, попадавших максимум в два ДТП, но не более. В среднем УТС составляет от 4 до 15% стоимости машины.

Методика Минюста

Эта методика применяется в основном для ОСАГО, а не КАСКО. Называется документ: Методические рекомендации «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки». В нем есть целая таблица коэффициентов, которые используются для определения УТС. Показатели, предусмотренные государством, не превышают 0,1–0,5%. Они складываются, а УТС определяется как суммарный коэффициент, умноженный на стоимость ТС.

Стоимость

УТС= С × Σ К утс / 100% (руб.)

, где:

  • С – стоимость машины на момент повреждения, руб.
  • К утс – коэффициент УТС по элементу, ремонтному воздействию, %.

Величина УТС зависит от вида, характера и объема повреждений (ремонтных воздействий).

Значение коэффициента по позиции «Перекос кузова» не должно превышать 50% установленного значения, если при осмотре машины в поврежденной части кузова были обнаружены следы устранения перекоса (документально установлен факт устранения перекоса), не относящегося к данному происшествию.

Формула методики Минюста довольно сложная и ее используют в основном судебные эксперты.

Онлайн калькулятора подсчета УТС по этой методике пока не предусмотрено.

Это несложная формула, с которой справится любой автовладелец. Для того, чтобы ей воспользоваться нужно знать стоимость ремонта, деталей, всего автомобиля на момент ДТП.

Без проблем можно рассчитать показатель УТС в онлайн калькуляторе, которые есть на сайтах профессиональных оценщиков.

УТС=(К:100) х (ЦР=СО)

, где:

  • СО – это стоимость ремонта.
  • ЦР – рыночная цена.
  • К – коэффициент УТС.

Ответственность страховщика по утрате товарной стоимости автомобиля определяется одной из трёх существующих методик:

  • Министерства Юстиции (официальная и сложная, применяемая в судебной экспертной практике);
  • руководящего документа (необходимы глубокие знания материальной части и математики);
  • таблица Хальбгевакса (наиболее простой способ предварительной оценки).

Состоятельность последней методики определения размера выплаты УТС при страховании многими экспертами подвергается справедливой критике. Она учитывает лишь общие финансовые показатели, поэтому точность конечной суммы вызывает определённые сомнения. Суды к такой оценке относятся сдержано.

При решении вопроса как мирным, так и судебным путём, предпочтительнее обратиться к официальным независимым экспертным организациям. Они должны иметь опыт проведения товарно-транспортных исследований и работать на рынке услуг значительное время.

Падение товарной стоимости транспортного средства осуществляется согласно одной из двух существующих методик.

Применяемая для описания процедуры возмещения УТС методика должна быть четко отражена в договоре страхования. Рассмотрим обе:1-ый метод. Способ Минюста.По данной методике размер УТС вычисляется в процентах оценочной стоимости до момента аварии. Проводятся действия по оценке стоимости восстановления автомобиля и оценке (согласно постановлению Минюста РФ в редакции от 22.01.2015 года).

  • УТС (в рублях) = Оценочная стоимость на мом. повреждения. x (∑ КУТСi / 100%)

КУТСi – коэффициент УТС по i-му ремонтному воздействию.2-ой метод. Способ по известной формуле Хальбгевакса.

  • УТС (в рублях) = (К / 100%) х (РС СР)
  • стоимость ремонта – СР.
  • Определяемый по таблице Хальбгевакса коэффициент – К.
  • Цена всего транспортного средства к моменту ремонта – РС.

Сразу стоит обратить внимание, что расчет коэффициента Хальбгевакса дает весьма слабую объективность и представляет большую сложность, так как учитываются крайне разноплановые показатели. Сюда входят: общая стоимость ремонта автомобиля, стоимость деталей, подлежащих замене, срок эксплуатации.

Одна из вышеуказанных методик обычно применяется компанией-страховщиком. Владелец пострадавшего автомобиля, как правило, не обладает специализированными знаниями, приблизительную величину УТС он может рассчитать на любом интернет-сервисе, который предоставляет услуги расчета показателя в режиме онлайн.

ПОДРОБНЕЕ:  На сколько делается каско при автокредите

Для этого достаточно обратиться к поисковой системе сети интернет с запросом «расчет УТС онлайн». При посещении сайта итоговый расчет будет доступен после внесения всех известных данных в отведенные для этого поля. Необходимо помнить, в случае оспаривания расчета, произведенного компанией-страховщиком, в судебных инстанциях, расчеты, произведённые в онлайн режиме, юридической силы иметь не будут. Они имеют только ознакомительный характер.

Есть несколько способов расчета УТС. Когда вы обратитесь к профессиональным оценщикам они выполнят правильный расчет и тот который будет выгоден клиенту. Проведут тщательный осмотр авто и составят полный перечень поврежденных элементов, которые впоследствии и повлияют на конечную цену.

Рассмотрим автомобиль примерной стоимостью 600 тыс. руб., у которого требуется заменить заднюю дверь, заменить задний бампер и отремонтировать заднюю панель:

  1. Заменить и покрасить заднюю дверь – 0,5%
  2. Заменить и покрасить задний бампер – 0,35%
  3. Отремонтировать и покрасить заднюю панель – 0,3% 0,35%

Итого УТС = 600000 * (0,5 0,35 0,3 0,35) = 11025 рублей.

Для определения можно также применять Методику Министерства Юстиции PФЦCЭ от 24 октября 2007г. под названием: «Исследование автотранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки». Здесь вы можете отыскать значения, по которым определяют утрату товарной стоимости.

Еще экспертные организации используют методику Р.Д 37.009.015-98. Этот документ основан на методике Хальбгевакса, который широко используется в Европе, и не всегда учитывает российский рынок страхования. Если применять данную методику, стоимость получается намного выше.

Величину расчета УТС принято считать условной. При расчете и возмещении утраты товарной стоимости учитывают следующие нюансы:

  • добровольно страховщик не будет возмещать величину, на которую снижен товарный вид автомобиля, поэтому следует им дать правомочность на такие действия путем решения суда;
  • объем расчета УТС всегда будет зависеть от количества испорченных деталей и участков, элементов поверхности для окрашивания;
  • фундаментом для начислений УТС на страховку всегда будет являться рыночная стоимость самого авто – другими словами, чем дороже будет ваш автомобиль, тем больше будет объем начислений УТС (специалисты подтверждают, что в их практике были такие случаи, когда стоимость ремонта была около 250 тысяч рублей, тогда УТС начислялась 200 тысяч рублей. Согласитесь, такие деньги на дороге не валяются);
  • в случае если уже ваш автомобиль отремонтирован по направлению вашего страховщика на СТОА, вы все равно можете получить возмещение УТС;
  • утрату товарной стоимости рассчитывают при помощи нескольких методик, однако, право выбора способа расчета величины принадлежит специалисту вашей страховой компании.

Утеря товарной стоимости автомобиля по КАСКО

Расчеты утраты оценочной стоимости обычно проводят оценочные фирмы или компании, где специалисты занимаются проведение экспертиз и оценок состояния транспортных средств. Максимально объективный результат оценки можно считать у независимых экспертов.

 методика Минюста РФ  ее принято считать «официальной» поэтому судебные эксперты обращаются так часто на нее внимание
 методика РД или руководящего документа  применяется иногда
  методика Хальбгевакса  считается самым простым методом расчета, которым может пользоваться любой водитель, обладающий базовыми знаниями школьной алгебры

Простота последней методики позволяет производить расчеты самостоятельно. Используя при этом формулу и специальную таблицу.

 К  коэффициент наибольшей (макс.) величины утраты товарной стоимости автомобиля, который берется из таблицы Хальбгевакс
 ЦР  рыночная стоимость автомобильного транспорта, учитывается с износом;
 СО  общая стоимость ремонтных работ.

Для примера можно вкратце описать еще один из способов расчета УТС для авто без ДТП или после ДТП – методику Руководящего Документа, чтобы иметь представление о сложности таких расчетов.

 Уэл.  цена ремонта съемных элементов кузова
 Укар.  цена ремонта несъемных элементов кузова или каркаса кузова
 Уокр.  цена окрашивания кузова
 Укуз.  цена ремонтных работ кузова, которые могут нарушить его геометрию, или его полной замены
 К1  коэффициент, который показывает, что размер УТС менялся по мере изменений ремонтных работ
 К2  коэффициент, показывающий степень износа деталей
 Цi  стоимость детали в розницу в рублях, которая подверглась ремонтным работам
 m  количество съемных элементов, что требуют ремонта

Благодаря тому, что Верховный Суд позаботился о клиентах страховых компаний, у каждого водителя, на руках которого имеется страховой полис КАСКО, теперь может в судебном порядке получить возмещение утраты товарной стоимости своего транспортного средства.

Если бы не вмешательство законодательных органов в этот нюанс, то до сих пор страховики спокойно могли бы ничего не доплачивать потерпевшим. Ведь они же действуют строго в рамках договора страхования, который они заключают со своими клиентами.

Какие машины могут получить возмещение УТС по КАСКО

Рассмотрим примеры, при которых практикуется вычисление величины товарной стоимости.

  • Нанесенные автомобилю повреждения стали результатом аварии и других обстоятельств, связанных со стихийными бедствиями, спонтанными возгораниями, а также падением деревьев.
  • Не относящиеся к страховому случаю повреждения автомобиля.
  • Во время производства работ, связанных с действиями, направленными на восстановление работоспособности транспортного средства, был нанесен ущерб или автомобиль утратил свой первоначальный вид.

Рассчитывать возместить УТС смогут владельцы транспортного средства иностранного производства, находящегося в эксплуатации не более 5 лет, с износом, находящимся в пределах 40%, имеющих пробег не выше 100 000 км. Для автомобилей, выпущенных отечественными производителями, соответственно: эксплуатация 3 года, износ 35%, с пробегом в пределах 50 000 км. При этом автомобиль не имеет неисправностей, которые предполагают проведения ремонта первой сложности.

Необходимые документы

В целях оформления возмещения УТС перед посещением страховой компании необходимо собрать такой пакет документов:

  • Техпаспорт на транспортное средство и регистрационные документы.
  • Справка с места ДТП или извещение о ДТП.
  • Документ, подтверждающий проведение ремонтно-восстановительных работ.

Чтобы принудить страховщика к выплатам компенсаций, возмещения УТС в порядке рассмотрения дела в суде, автовладельцу понадобится собрать следующий перечень документов:

  • Страховой полис КАСКО;
  • Документ, подтверждающий оплату полиса;
  • Техпаспорт на саму машину;
  • Справка из места, где случилось ДТП;
  • Акт осмотра транспортного ср-ва;
  • Заключение насчёт административного правонарушения;
  • Подсчет величины ремонтных затрат;
  • Расчёт УТС;
  • Копия иска для ответчика.

Это основная часть документов, которые надлежит собрать. При обращении к компании, имеющей право на предоставление услуги по подсчёту УТС, заявителю необходимо собрать дополнительно ещё вот что:

  • Документ, подтверждающий оплату услуг для расчёта УТС;
  • Договор адвокатской поддержки.
  • Нотариально заверенные копии указанных документов следует прикрепить к иску.

Не стоит бездействовать, когда ваш автомобиль внешне и по состоянию внутреннего устройства не соответствует требованиям взысканий по УТС. Не нужно выжидать или думать, что вам на блюде подадут начисления на страховую выплату.

Необходимо быть решительными в отношениях со своим страховщиком, а для этого изучите следующие шаги, которые вам необходимо будет сделать:

  1. Напишите заявление на возмещение УТС вашего транспортного средства в свою страховую компанию, что выдавала вам полис КАСКО – сделать заявление следует в письменной форме, 2-х экземплярах и проследить, чтобы их официально зарегистрировали.
  2. Нужно обязательно обратиться к экспертному оценщику, чтобы была установлена причина и величина УТС вашей машины. Конечно же, специалисты рекомендуют проводить экспертизу обязательно у независимо экспертного оценщика, но если у вас установились доверительные отношения со своим страховщиком, можете воспользоваться их экспертизой.
  3. Обязательно написать исковое заявление в суд, где прописываете претензию на то, что ваша страховая компания не хочет следовать требованиям законодательства. Заявление, которое, по сути, будет выглядеть больше как претензия, должно упоминать в тексте сокращенные ссылки на Закон – п.2 ст.15, п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств», а также ст.1082 ГК РФ.
  4. Страховой полис КАСКО.
  5. Водительские права или доверенность от лица, которому доверили автомобиль и чья фамилия вписана в полис.
  6. Наряд-заказ и акт с перечнем проведенных ремонтных работ вашего транспортного средства, указанием всех необходимых деталей для ремонта – в перечне необязательно указывать стоимость ремонта.
  7. Справку формы № 154, которую выдает ваш страховщик после того, как вы в своей страховой компании подали заявление на УТС.
  8. Если ваша машина ремонтировалась после аварии, тогда необходимо в оценочную компанию снова подать все копии документов из ГИБДД. Можно даже отсканировать все документы, чтобы легче было их множить.

Обратите внимание на очень важный факт – все повреждения, которые были нанесены вашему автомобилю, не должны быть умышленными. В противном случае они не будут рассматриваться как страховой случай.

Как написать заявление

В иск, подаваемый на рассмотрение суда, нужно внести следующие данные: фамилия, имя, отчество и адрес, где проживает истец, наименование судебного органа, название организации, выступающей ответчиком. Обязательно необходимо указать регистрационные реквизиты ответчика: физический и юридический адрес, ИНН и ОГРН с указанными датами регистрации.

Указать сумму иска. Подать данные обо всех участниках аварии, а также данные на принадлежащие им транспортные средства согласно ПТС. Указать повреждения, причинённые автомобилю истца в документально подтвержденном списке. Дать документальное подтверждение проведения независимой экспертизы. Указать в отдельности весь перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению.

В шапке заявления указывается, кто и кому его подает. Далее идет описание страхового случая с указанием даты, обстоятельств, а также времени и места, где и когда произошло ДТП. Должны быть даны подробные сведения о машине с указанием возраста, пробега, модели, стоимости на момент ДТП, и оценочной стоимости после аварии.

Указать реквизиты для перечисления суммы УТС, подлежащей компенсации. В нижней части заявления нужно прописать перечень вложений, к которым относятся заключение экспертного оценщика, копия полиса, копия первичного заявления о страховом случае. В самом низу указывается дата подачи заявления и ставится подпись заявителя.

В заявлении на возмещение УТС по КАСКО обязательно должны присутствовать следующие пункты:

  1. В шапке обозначаются стороны – кто кому подает заявление.
  2. Подробное описание случая со всеми датами и точным указанием деталей происшествия, времени, места.
  3. Сведения о машине – ее возрасте, пробеге, марке, модели и стоимости на время ДТП и стоимости после столкновения.
  4. Счет, куда следует перечислить сумму утраченной стоимости автомобиля.
  5. Контактные данные клиента.
  6. Приложение или перечень бумаг, прилагающихся к заявлению – это заключение экспертного оценщика, копия полиса, копия первичного заявления о страховом случае.
  7. Подпись и дата.

Взяв его за основу и переделав текст по компенсацию УТС, вполне допустимо составить нормальное заявление, имеющее юридическую силу.

Вывод

После попадания в ДТП машина, как правило, теряет былой внешний вид и лоск экстерьера. Значительно снижаются технические характеристики. Проведенный за счет страховых выплат ремонт не может помочь в этой ситуации. Как результат, продажа за ту же цену становится невозможной, следует утрата товарной стоимости.

Подобную ситуацию следует рассматривать как явное сокращение коммерческих возможностей, это сродни упущенной прибыли в бизнесе. Вполне логично в подобном случае требовать компенсацию от страховой компании. То есть возмещение УТС можно назвать справедливым и экономически оправданным элементом страховой выплаты.Важно: нельзя откладывать начало процедуры взыскания УТС по КАСКО.

Утеря товарной стоимости автомобиля по КАСКО

Затягивая сроки подачи документов, вы даете возможность страховщику аргументировать свой отказ в компенсации. По ОСАГО УТС не подлежит возмещению.

УТС по КАСКО при условии ремонта на СТО

Если договор страхования предусматривает восстановление автотранспорта после дорожного происшествия на станции технического обслуживания страховщика, то компенсировать утрату товарной стоимости автомобиля по КАСКО можно в следующих случаях.

  1. Восстановлена прежняя форма кузова с соблюдением геометрических параметров после повреждений, близких к фатальным.
  2. В процессе ремонта произведено снятие прикреплённых деталей транспортного средства для восстановления их формы, а равно как их полная замена.
  3. Съёмные и несъёмные детали кузова подвергались восстановительному ремонту.
  4. Применялось полное или частичное окрашивание деталей кузовной части автотранспорта.
  5. Работы по ремонту сопровождались нарушением заводской сборки автомобиля для капитального восстановления, в том числе окрашивания отдельных деталей.

Такого рода работы существенно снижают стоимость автомобиля после ремонта. Их выполнение даже высококлассными специалистами не защищает от негативных последствий и проявления недостатков во время последующей эксплуатации. При продаже автомобиля покупатель несложной проверкой выявит факт проведённого ремонта.

Приглашая экспертного оценщика, чтобы она определил стоимость ремонта и расчеты по УТС, нужно помнить, что страховая компания также пришлет своего специалиста. И тот, и другой сегодня называются независимыми автоэкспертами.

Однако в связи с новшествами, пришедшими в Правила страхования по ОСАГО, где экспертизу непременно должен проводить оценщик, согласованный (или присланный) от страховой фирмы, выходит, что независимым может быть по сути тот, кого вы приглашаете (с согласования страховщика).

В любом случае вызов экспертного оценщика необходим, ведь он рассчитает не только стоимость ремонта, но и утраченную стоимость машины.

В целом перед оценщиком при осмотре машины и расчетах будет стоять задачи:

  • посчитать стоимость поврежденных деталей;
  • определить наличие повреждений деталей, агрегатов и конструкций до аварии на дороге;
  • указать стоимость ремонтных работ;
  • сделать подетальную разбивку – калькуляцию деталей вместе с их рыночными ценами;
  • выявить скрытые повреждения в результате ДТП;
  • найти разницу между стоимостью машины до аварии и после (УТС);
  • подготовить все необходимые отчетные бумаги, в которых будут отражены все параметры исследования.

Повреждения экспертом будут оцениваться только те, которые напрямую касаются проведения ремонтных работ, технических характеристик автомобиля и которые влияют на его внешний вид.

На основании калькуляции от экспертного оценщика будет составляться заказ-наряд для мастеров ремонтного автосервиса. УТС может быть возмещена автовладельцу, если выравнивался кузов авто, проводилась частичная, либо полная замена деталей, как съемных, так и несъемных, окрашивание, рихтовка, а также разборка салона с повреждением обшивки и ее последующим восстановлением.

После случившегося ДТП или вынужденного ремонта автомобилю возвращается лишь только его рабочая способность, но имущественная стоимость не будет возвращена.

Такого рода возмещения распространяются на автомоторные транспортные средства (АМТС) при следующих ремонтных работах:

  • если производилось возобновление геометрии кузова, который был перекошен;
  • неполная или полная замена несъемных частей кузова;
  • ремонт отдельных как съемных, так и несъемных частей кузова;
  • полное или неполное окрашивание внешней стороны кузова, также окрашивание деталей из пластмассы (спойлеры, бампер, корпуса зеркал и др.);
  • капитальная разборка салона, которая может повредить заводскую сборку.

Эти ремонтные работы могут существенно снизить товарную стоимость автомобиля, поэтому подобные ремонты распространяются на транспорт как после аварии, так и вне дорожных происшествий.

Ведь авто, не попавшее в аварию, но которое подверглось вышеобозначенным ремонтным работам, также попадает под страховые расчеты по УТС.

Неустойка

При случаях, когда страховщик игнорирует письменный ответ на досудебную претензию, его может оштрафовать по законам Общества Защиты потребительских прав в размере 50% от стоимости всего договора, то есть страховки.

При этом такой процент будет начисляться за каждый день просрочки, что в итоге выльется в кругленькую сумму. Поэтому страховым компаниям невыгодно игнорировать решения суда по КАСКО, они стараются сразу их исполнять.

Взыскание неустойки проходит тоже через подачу иска в суд, по истечении срока, назначенного к исполнению в решения суда по взысканию УТС со страховщика.

  1. переход долга по наследству
  2. тинькофф страхование промокод
  3. пополнить карту тройка онлайн с карты
  4. полис путешественника втб
  5. страховка для путешествий сбербанк
  6. офис ингосстрах на белорусской
  7. visa platinum втб 24 привилегии
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector