Ремонт по ОСАГО или выплата деньгами сроки возмещения ущерба, направления на восстановление

Ремонт вместо денег – как работает новый закон об ОСАГО: видео

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным;

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным;

Ранее в законе существовало понятие «страховая выплата», однако начиная с 28 апреля 2017 года оно будет повсеместно заменено на понятие «страховое возмещение». Страховое возмещение может быть осуществлено в двух вариантах:

  • в виде страховой выплаты, которая и существовала ранее;
  • в виде восстановительного ремонта транспортного средства.

151. Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 161 настоящей статьи) в соответствии с пунктом 152 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 153 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).

Итак, физические лица, владеющие легковыми автомобилями, по умолчанию будут получать возмещение в виде восстановительного ремонта. Давайте рассмотрим этот пункт подробнее.

1. Это требование распространяется только на автомобили, владельцами которых являются физические лица. Т.е. если автомобиль принадлежит юридическому лицу, то для него восстановительный ремонт не имеет приоритета. Юридические лица, также как и раньше, могут выбрать или ремонт, или денежную компенсацию.

2. Требование распространяется только на легковые автомобили и не распространяется на другие типы транспортных средств (мотоциклы, автобусы, грузовые автомобили). Владельцы указанных транспортных средств также могут выбрать по своему желанию либо денежную выплату, либо ремонт.

Например, это относится к владельцам грузовых автомобилей категории B, которые зачастую не сильно отличаются от легковых. Т.е. при повреждении в ДТП пикапа Volkswagen Amarok его владелец сможет получить выплату вместо ремонта, если он этого захочет.

3. Требование распространяется только на автомобили, зарегистрированные в Российской Федерации. Владельцы иностранных автомобилей могут выбрать ремонт или выплату по собственному желанию.

Обратите внимание, есть несколько случаев, когда владелец легкового автомобиля может получить выплату вместо ремонта, они будут рассмотрены ниже.

161. Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:

а) полной гибели транспортного средства;
б) смерти потерпевшего;
в) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;
г) если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;
д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;
е) выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в соответствии с абзацем шестым пункта 152 настоящей статьи или абзацем вторым пункта 31 статьи 15 настоящего Федерального закона;
ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

ПОДРОБНЕЕ:  Выплата страховки военнослужащим при травме

Существует перечень ситуаций, в которых вместо восстановительного ремонта владелец легкового автомобиля обязательно получит денежную выплату:

  • Уничтожение автомобиля. Если купить новый автомобиль оказывается дешевле, чем ремонтировать поврежденный.
  • В случае смерти потерпевшего (владельца автомобиля).
  • Если стоимость ремонта автомобиля превышает 400 000 рублей (либо 50 000 рублей при оформлении ДТП без сотрудников полиции) и потерпевший не согласен оплатить недостающую стоимость ремонта.
  • Если все участники ДТП признаны его виновниками, т.е. имеет место обоюдная вина и потерпевший не согласен оплатить недостающую стоимость ремонта.
  • Если ни одна из станций по ремонту, с которыми сотрудничает страховая компания, не соответствует следующим требованиям: срок проведения ремонта не более 30 дней, расстояние от места жительства или места ДТП до места ремонта не более 50 километров, сохранение гарантии поврежденного транспортного средства. Перечисленные требования подробно рассмотрены в следующей статье.
  • При наличии соглашения между водителем и страховой компанией.

Ситуации, в которых владелец легкового автомобиля может выбрать между восстановительным ремонтом и денежной компенсацией:

  • Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
  • Если потерпевший является инвалидом (любой группы, либо ребенком-инвалидом).
  • Если владелец автомобиля в заявлении при заключении договора ОСАГО указал станцию технического обслуживания и возможность ремонта на указанной станции отсутствует.

Обратите внимание, если Вы категорически не хотите ремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, то Вы всегда можете попытаться заключить соглашение о получении выплаты (в соответствии с абзацем ж). Страховая не обязательно согласится на это, но попытаться все же стоит.

31. В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

При подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме.

Это довольно интересное нововведение, на которое следует обратить внимание. Начиная с 28 апреля 2017 года у водителя появится возможность заранее выбрать автосервис, где он будет ремонтировать автомобиль в случае дорожно-транспортного происшествия.

Автовладелец может либо выбрать станцию техобслуживания из списка, предложенного страховой компанией, либо предложить страховой компании собственный вариант автосервиса. Так что если Вы заинтересованы в ремонте в какой-то определенной фирме, например у официально дилера, то рекомендую заявить об этом непосредственно перед покупкой страхового полиса.

ПОДРОБНЕЕ:  Продление ОСАГО онлайн: продление полиса ОСАГО в 2019

4. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции настоящего Федерального закона) применяется к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Обратите внимание, восстановительный ремонт будет иметь приоритет над денежными выплатами только в том случае, если договор ОСАГО заключен после 28 апреля 2017 года. На «старые» страховые договоры это требование не распространяется.

При этом значение имеет именно дата заключения договора, а не дата начала его действия.

Например, если срок действия Вашего договора ОСАГО завершается 1 мая 2017 года и Вы хотите сохранить возможность выбора между страховыми выплатами и восстановительным ремонтом, то можно поступить следующим образом. До 28 апреля 2017 года обратитесь в страховую компанию и приобретите новый полис ОСАГО.

Важно!Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно

Задать вопрос

или позвонить по бесплатному номеру

8 800 350 02 51

Обязан ли страховщик обеспечить ремонт

Немаловажно отметить, что качество ремонта также под большим вопросом. Если вашей машине больше двух лет, то вы не можете быть уверенным, что страховщик, стремясь сэкономить, не направит вас на СТОА, где ремонт будет проведен дешево и некачественно.

Некоторые страховые компании и вовсе не выдают направление на ремонт из-за дороговизны ремонта и стремления сэкономить. Дешевле выплатить с учетом износа, чем оплатить полноценный ремонт с заменой на новые детали. То есть сама идея приоритета натурального возмещения теряет всяческий смысл.

По состоянию на январь 2018 года в Санкт-Петербурге ситуация следующая.

Понятно, что автовладельцев интересует, выплачивают ли сейчас страховые компании деньги по ДТП. Обратимся к законодательству. В п.15 ст.12 №40-ФЗ сказано, что способ возмещения может определяться выбором потерпевшего между:

  • Восстановлением ТС на станции технического обслуживания (СТО) из числа предложенных страховщиком.
  • Выплатой через кассу или перечислением средств на указанный счет.

Однако это не касается авто в собственности россиян и зарегистрированных в РФ.

В следующем пункте статьи слово «выбор» отсутствует, а в п.16.1 сказано, что выплата для россиян возможна в случае:

  • полной гибели ТС;
  • смерти потерпевшего;
  • причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, если в заявлении он выбрал такую форму страхового возмещения;
  • если потерпевший является инвалидом (его группа должна быть упомянута в первом абзаце пункта 1 ст. 17 ФЗ №40) и в заявлении выбрал данную форму страховой компенсации.

Если такой вариант возмещения при оформлении ОСАГО указан потерпевшим в договоре, это сработает.

Может случиться, что выбора не будет и у страховщика. За два нарушения, зафиксированных в течение года, Банк России может ограничить возможность СК возмещать ущерб посредством ремонта на срок до 1 года (п.17.1 закона No40). В других ситуациях СК не возмещает ущерб деньгами, а обязана обеспечить ремонт.

Когда требуется независимая экспертиза

В ст. 12.1 №40-ФЗ сказано, что независимая экспертиза используется для установления обстоятельств, размеров, причин, методов устранения повреждений и стоимости восстановления ТС. Проводится проверка только по методологии, утвержденной Центробанком.

В течение 5 дней после подачи заявления на возмещение согласуются место и время проведения экспертизы. СК оформляет направление в экспертную организацию, имеющую хотя бы одного эксперта-техника в штате. Ответственность за недостоверность результатов проверки (возмещение вызванных экспертизой убытков) в полном объеме несут эксперты.

ПОДРОБНЕЕ:  Как оформить транзитный полис ОСАГО в 2018 году: документы

Страхователь может провести независимую оценку, при этом требуется известить страховщика (дается 3 дня) и согласовать проведение процедуры. Если СК не удовлетворит результат проверки, она может назначить другую независимую оценку результатов последствий происшествия для ТС.

Некачественный ремонт – явление нередкое. Установить факт предоставления ненадлежащего качества услуги и правильно оформить претензию к страховщику поможет только результат независимой экспертизы. Как правило, она назначается по решению суда в следующих случаях:

  • ремонтник не признает свою вину;
  • изучение материалов дела вызывает у суда сомнения;
  • истец или ответчик неубедительны в своих доводах.

Кто производит ремонт

То место, где будет проходить бесплатная починка по ОСАГО зависит от транспорта потерпевшего, а точнее, от его возраста. Говоря проще, порядок ремонта определяется датой производства ТС. Если авто еще на гарантии, то сервисный центр должен отвечать запросам потерпевшего в ДТП, иметь возможность обслуживать именно конкретную марку, а еще иметь право на сервисное обслуживание согласно договору с производителем.

Новые автомобили проходят ремонт у дилера и его официальных СТОА. Если СК не способна предоставить подобную СТО, то за повреждение автомобиля по ОСАГО разрешено требовать возмещение в денежном выражении.

Для остальных выбор для ремонта СТО ограничивается списком, предоставленным страховой фирмой. Для починки в автосервисе, который хочет потерпевший, а не в том, что предлагает СК, нужно изначально оговорить эти моменты с агентом при подписании соглашения об «автогражданке».

Распространенные вопросы

Если у одного из участников ДТП нет ОСАГО, можно будет получить выплату деньгами?

Да, но в этом случае выплату осуществляет Российский автомобильный союз.

Вправе ли владелец авто требовать установки только новых деталей?

По Закону при ремонте должны использоваться только новые детали, поэтому если на СТО настаивают на б/у, то это незаконно.

Как доказать, что ремонт некачественный?

Если исполнитель не согласен с данным фактом, то доказать можно только путем проведения независимой экспертизы. Далее с результатом составляется претензия, которая направляется в СК. Ответ от компании должен быть получен не позже 45 дней с момента подачи. Если ответа нет, то стоит обращаться в суд.

Оформление автогражданки вызывает много споров у водителей. С 2019 года повышены штрафы за вождение без этого документа и изменены условия по выплате страховых компенсаций. Не всегда решение о компенсации выгодно для потерпевшего и чаще всего бывает наоборот, но решение все же остается за СК по закону.

Полис ОСАГО

Однако важно помнить, что в случае некачественных услуг по ремонту всегда можно провести независимую экспертизу и направить дело на рассмотрение в суд. Главное – не подписывать документы о принятии работ, пока есть хоть какие-нибудь претензии к исполнителям.

Если страховка не покрывает ремонт

Решение о виде компенсации принимается страховой компанией на основании документов, которые участник ДТП должен подать в течение 5 дней после аварии. В зависимости от случая список бумаг может изменяться, но базовый состоит из:

  • справки № 748 и документе об административном правонарушении (выдает инспектор ГИБДД);
  • извещении о дорожно-транспортном происшествии;
  • заявлении в страховую фирму для предоставления компенсации.
Авария
При наличии тяжких телесных повреждений у участников аварии на месте должны проверить водителей и выдать медицинскую экспертизу о содержании в крови запрещенных веществ, а также проверить технические характеристики машин.

Когда повреждается имущество, то к базовому перечню добавляют:

  • документ о праве собственности на авто;
  • результат независимой экспертизы, которая оценила нанесенный урон. Туда же добавляются чеки на оплату этой процедуры;
  • любые документы, которые показывают вынужденные траты из-за нанесенного ущерба (например, вызов эвакуатора).

Если нанесен ущерб здоровью, то должны быть предоставлены справки:

  • медицинские выписки и заключения;
  • выписанные лекарства и чеки об их покупке.

Если ДТП было со смертельным исходом или в результате была потеряна трудоспособность одним из его участников, то важно собрать все нужные бумаги:

  • свидетельство о смерти (копия), чеки о расходах на погребение, в случае летального исхода;
  • заявление в СК с реквизитами банковской карты члена семьи;
  • справка о потере трудоспособности и получении инвалидности именно вследствие ДТП и также заключение о том, что потерпевший нуждается в уходе из-за травм;
  • копия свидетельства о рождении ребенка, если потерпевший был единственным его кормильцем.

Если есть веские причины для просрочки в подаче документов, то можно предоставить их позже, но уже через суд. Срок исковой давности составляет 3 года.

Стоимость ремонта обсуждается заранее и если страховка не покрывает ремонт, то это оговаривается с виновником ДТП. В случае мирного согласования он оплатит превышающие расходы. Если же он отказывается, то можно подать в суд и потребовать возместить расходы.

В любом случае вариант доплаты должен быть оговорен на начальном этапе ремонта и быть вписанным в акт. Если же этого не было и доплату СТО требует после ремонта, то это будет уже незаконным.

Ремонт
Некачественный ремонт – очень частое явление, на которое жалуются водители, но в 2019 году они уже не имеют права выбора, поэтому придется разбираться с последствиями самостоятельно.

Для начала рекомендуется обратиться в автосервис и попробовать урегулировать дело мирным путем. Если ремонтники отказываются соглашаться с нарушениями, то необходимо сделать независимую экспертизу. Это может быть другое СТО, которое опишет допущенные нарушения. Далее оформляется претензия, которая направляется в СК.

Иногда в автомастерских либо восстановление укладывается в насчитанную сумму, либо мастера могут попросить доплатить за ремонт по ОСАГО. Часто это происходит с новыми авто на гарантии, ремонтируемые в дилерском центре с которым у страховой фирмы заключается контракт. Так как на новое авто нужны новые детали, то починка может превысить максимально допустимую сумму возмещения. И тогда в мастерской просят доплатить.

Но если вас не устраивает выплата по ОСАГО надо провести повторную независимую оценку ущерба. Если сумма будет отличаться от той что недосчитали оценщики СК, можно потребовать с виновника ДТП в суде. Это нужно сделать чтобы не платить из своего кармана, так как за отремонтированный автомобиль получить денег от СК больше чем положено невозможно.

Если размер выплаты кажется заниженным, потерпевший имеет право выдвинуть страховщику претензию, а затем при необходимости обратиться в суд. Требование может предъявить и страховщик потерпевшего, к которому переходит такое право (суброгация). Вопрос может решаться за счет виновника ДТП в рамках досудебного или судебного урегулирования. Согласно ст.

Стоимость предстоящего ремонта страховщик согласует с СТО. Все вопросы относительно скрытых повреждений решаются с участием потерпевшего. Это отмечается в документе при приемке ТС на станцию. По идее, клиент не обязан общаться с ремонтниками, поскольку договор у него не с ними. Не должны его волновать и реальные затраты на восстановительные работы, ведь за все платит СК. Но так бывает редко.

В ст. 4.17 правил ОСАГО говорится, что возможность доплаты страхователем должна указываться в направлении на ремонт. Там же сказано, что СК не несет ответственность, когда потерпевший согласовал сроки передачи отремонтированного ТС или принял машину, не отметив свои претензии. Именно поэтому подписывать бумаги на станции нужно осторожно.

Как и прежде, водитель сможет выбрать между денежной компенсацией и ремонтом за счет страховщика. Второй вариант более удобен, так как нет необходимости самостоятельно заниматься организацией ремонта авто. Однако и контролировать ход восстановительных работ страхователь тоже не сможет, поэтому при отсутствии доверия к предлагаемым страховщиком СТО более целесообразным будет выбор возмещения в денежной форме.

Отказываться или нет: плюсы и минусы ремонта

Выплаты или ремонт

Расчет ремонта проводится независимым экспертом по единой методике, принятой Банком России (Положение №432П от 19.09.2014г.). При этом используются средние величины стоимости деталей, материалов и нормочасов работ в регионе на дату расчета. С целью контроля автовладелец может самостоятельно рассчитать предварительную стоимость ремонта с помощью специальных калькуляторов на сайте союза автостраховщиков.

Получить вместо ремонта деньги можно только при определенных обстоятельствах. Но иногда страховщики по ОСАГО отказываются ремонтировать авто сами. Конечно, это редкость, но бывает и такое. Несмотря на то что потерпевшие водители предпочитают деньги вместо починки в сервисе, последний вариант не так плох.

Плюсы направления на починку в мастерскую:

  • Нет нужды искать сервисный центр самому;
  • Заключенный между страховщиком и мастерской договор, подразумевает выплату денег второму только после надлежащего восстановления ТС.

Некоторые недоверчивые водители думают что в мастерской им вернут старые запчасти, в целях экономии. Но на основе закона починка происходит быстро и используется для этого только новые агрегаты и запчасти. Кузовной ремонт по ОСАГО и работы по восстановлению механической части автомобиля производятся не больше одного месяца. Поскольку СК заплатит мастерской после работы, то в их интересах не затягивать починку.

Выбор мастерской кто-то может посчитать минусом, поскольку выбор ограничен СТОА аккредитованными у страховщика. Еще некоторые сервисы, желая поскорее получить прибыль, делают работу некачественно. Но в таком случае владелец ТС вправе обратиться к страховщику и добиться надлежащего восстановления.

Правила возмещения ущерба по ОСАГО таковы, что сумма возмещения не может превысить лимит в 400 тысяч рублей. Но из-за разности в цене запасных частей ремонт автомобиля по автостраховке может превысить установленную максимальную сумму. Тогда последует доплата за счет пострадавшего владельца. Законом устанавливается срок починки по автостраховке, а также основная методика расчета размера возмещения.

В основную выплату по ОСАГО входит:

  1. С учетом износа в 2019 году входит цена запасных частей и агрегатов;
  2. Оцениваются расходники;
  3. Человека часы;
  4. Оцениваются детали не подлежащие восстановлению.

Как оказалось, не все довольны новым законом, ссылаясь на то, то в автосервисах ставят некачественные запчасти, ремонтируют долго, и нет никаких гарантий на то, что все работы будут выполнены качественно. А это совершенно абсурдно, поскольку все эти гарантии есть: на проведенные ремонтные работы – 6 месяцев, запчасти согласно закону имеют право ставить только новые, а ремонт не может занять более 1 месяцы (30-и дней).

А теперь действительно объективные преимущества:

  • Натуральные выплаты – решение, которые применяется во многих современных странах.
  • Присутствую гарантии со стороны СТО и страховой компании на выполненные работы по восстановлению ТС.
  • Пострадавшему не придется самостоятельно искать СТО, где починят его автомобиль или иной транспорт.
  • Устанавливаются только новые детали.
  • Если транспортному средству менее двух лет со дня покупки, то ремонт производит дилер, но за счет страховой или по гарантии.
  • Можно избежать различных судебных разбирательств и юридической волокиты.
  • Деньги уходят действительно на ремонт ТС, а не на нечто иное, ведь ездить на поврежденном автомобиле опасно как для водителя, так и для окружающих.

И недостатки:

  • Для СТО не продуманы штрафы, которые они должны понести в случае просроченного срока.
  • Выбор довольно сильно ограничен.
  • Если автомобиль или мотоцикл был новый, то даже незначительная авария может сильно снизить его стоимость, так как данный факт будет указан в паспорте транспортного средства. Даже отлично выполненный ремонт не сможет на это повлиять, чего не скажешь о выплате наличных, которые в состоянии практически полностью возместить потерянную в результате аварии сумму при продаже ТС.
  • Новые запчасти стоят дорого, а деньги страховая компания выдает с учетом изношенности уже имеющихся на автомобиле деталей.

Посмотрите видео о натуральном ОСАГО

Но необходимо понимать, что не все компании успели (или вообще не планируют) заключить договор с автомастерской, и выбирать натуральное возмещение у них нельзя. На данный момент известно, что агентств, в которых можно выбрать ремонт как возмещение, немного: только в Москве и Санкт-Петербурге. Они вынуждены выплачивать наличные пострадавшим.

171. В случае выявления Банком России неоднократного (два и более раза) в течение одного года нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) оплате, Банк России вправе принять решение об ограничении осуществления таким страховщиком возмещения причиненного вреда в натуре в соответствии с пунктами 151 — 153 настоящей статьи на срок до одного года (далее — решение об ограничении). Страховщик, получивший решение об ограничении, в отношении потерпевших, обращающихся с заявлением о страховом возмещении вреда или прямом возмещении убытков после даты принятия решения об ограничении, осуществляет возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в форме страховой выплаты, за исключением случая, когда потерпевший, уведомленный страховщиком о принятии в отношении его решения об ограничении, подтверждает свое согласие на возмещение вреда, причиненного его транспортному средству, в натуре. В этом случае страховщик осуществляет организацию и (или) оплату восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в соответствии с пунктами 151 — 153 настоящей статьи и направляет копии документа, подтверждающего уведомление потерпевшего о принятии решения об ограничении, и заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, содержащего указание на возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в натуре, в профессиональное объединение страховщиков в течение трех рабочих дней со дня получения такого заявления.

Потерпевшим, которым на дату принятия Банком России решения об ограничении выданы направления на ремонт, страховщик организует и (или) оплачивает проведение восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств в соответствии с пунктами 151 — 153 настоящей статьи.

Порядок принятия решения об ограничении устанавливается Банком России.

Информация о принятии Банком России решения об ограничении размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия Банком России соответствующего решения.

  • жизни или здоровью потерпевшего;

  • имуществу (транспортное средство) лица, пострадавшего в ДТП.

Законодатель указывает на то, что лицу, признанному виновником аварии, компенсация не положена. Максимальные лимиты выплат отражены в ФЗ № 40 и составляют:

  • 500 000 рублей при причинении вреда здоровью третьих лиц;

  • 400 000 рублей при компенсации имущественного ущерба;

  • 50 000 рублей для ремонта автомобиля, если был оформлен Европротокол.

Важно! Если в результате аварии пострадает несколько человек, то каждый из них может претендовать на максимальную сумму выплаты.

В 2019 году компенсацию можно получить одним из двух способов:

  • в натуральной форме (ремонт авто или оплата лечения пострадавших);

  • в денежном эквиваленте.

При наступлении страхового случая для получения выплаты по ОСАГО необходимо уведомить компанию о случившемся в день происшествия. Для сбора документов и предоставления их в офис отводится дополнительное время (обычно 5 дней).

Далее возможно два варианта развития событий:

  • после получения полного комплекта бумаг компания должна рассмотреть заявление потерпевшего, принять решение о назначении выплаты и компенсировать ущерб в течение 20 рабочих дней;

  • если страховщик намерен отказать в возмещении убытков, то он должен предоставить свое решение в письменном виде в этот же срок.

Ремонт по ОСАГО или выплата деньгами сроки возмещения ущерба, направления на восстановление

Если компании были переданы не все документы, то страховщик обязан уведомить пострадавшего о недостающих бумагах. Это делается в оговоренные законом сроки:

  • в течение 3-х дней, если документы были переданы по почте;

  • в день подачи заявления и документов, если пострадавший передает бумаги лично.

Если страховщик выдает направление на ремонт поврежденного авто, то по закону восстановительные работы не могут занимать более 1 месяца. Если этот срок не соблюден, то за каждый лишний день нахождения машины на СТО компания обязана выплатить пострадавшему компенсацию. Сумма штрафа составляет 0,5% от стоимости ремонта за каждый день просрочки.

Важно: если по факту аварии было инициировано судебное разбирательство, то компания вправе отложить выплату страховки до окончания процесса.

СК может отказать пострадавшему в компенсационных выплатах. Причин для такого решения несколько:

  • один из участников аварии покинул место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД;

  • пострадавший не предъявил страховщику машину для осмотра;

  • был предъявлен недействительный полис ОСАГО;

  • у страховщика отозвана лицензия;

  • потерпевший не передал в СК полный комплект документов.

Если причиной отказа в возмещении ущерба послужил отзыв лицензии, то за получением компенсационных выплат необходимо обращаться в РСА.

Важно: в случае несогласия страхователя с решением, вынесенным компанией, он имеет право обжаловать его в судебном порядке. Для предъявления претензий отводится 10 суток после получения аргументированного отказа.

Учет износа запасных частей при восстановительном ремонте

Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 151 — 153 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Ремонт по ОСАГО или выплата деньгами сроки возмещения ущерба, направления на восстановление

1. Износ запасных частей не учитывается, если водитель выбирает восстановительный ремонт автомобиля. Т.е. в этом случае на машину должны поставить новые комплектующие за счет страховой компании.

2. Износ учитывается, если автовладелец получает денежную выплату. Т.е. при денежной выплате возмещения водитель получает лишь часть суммы, требующейся для ремонта.

В подтверждение права страхователя на возмещение убытков страховщик выдает ему направление на ремонт. В документе в обязательном порядке указываются следующие данные:

  • ФИО потерпевшего;
  • информация о поврежденном автомобиле (марка, регистрационный номер, VIN);
  • реквизиты договора страхования и полиса;
  • наименование и адрес СТО;
  • перечень подлежащих ремонту деталей.

Направление имеет ограничение по сроку действия, которое указывается на бланке (обычно 1 месяц). Поэтому медлить с посещением автосалона не стоит.

С 2017 года компании получили право самостоятельно выбирать форму возмещения убытков. Пострадавший при подаче заявления может указать, что он хочет получить – ремонт за счет страховщика или деньги. Но окончательное решение будет приниматься сотрудниками компании.

При повреждениях автомобиля приоритетным вариантом для СК является направление машины на ремонт. Однако законодатель определил ситуации, при которых страховщик обязан компенсировать убытки только в денежной форме. К ним относятся следующие обстоятельства:

  • предполагаемая стоимость ремонта превышает установленный лимит выплат;

  • страховой случай был признан «тоталом» (при полной гибели авто);

  • пострадавший скончался в результате ДТП или после него;

  • вред был причинен не только транспортному средству (а также здоровью потерпевшего);

  • невозможно заранее определить срок восстановительных работ;

  • отсутствует возможность произвести восстановительные работы в мастерской, выбранной пострадавшим и страховщиком;

  • пострадавший является инвалидом 1 или 2 группы и в заявлении указал, что он желает получить компенсацию в денежной форме.

Также пострадавший может получить деньги, если в радиусе 50 км от места его проживания или участка, где произошла авария, отсутствуют СТО, с которыми компания состоит в партнерских отношениях, и страховщик при этом отказался осуществлять транспортировку машины до ближайшей мастерской.

Ремонт по ОСАГО или выплата деньгами сроки возмещения ущерба, направления на восстановление

Если поврежденному автомобилю менее 2-х лет, то, согласно ФЗ-40, ремонт должен производиться у официального дилера. Зачастую у страховщиков отсутствуют договоры с подобными организациями, что также служит причиной для выплаты денежной компенсации.

Пройти восстановление у официального дилера если вы попали в автокатастрофу можно только тогда, когда сервисный центр аккредитован, т.е. сотрудничает со страховщиком. В иной ситуации вам нужно найти сервис самому или согласится на ремонт авто по ОСАГО там, куда предложат в страховой компании. Независимо от места проведения восстановительных работ, чтобы получить услугу надо иметь на это основание.

Сроки ремонта по ОСАГО

Часть 15.2 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО» говорит нам, что ремонт транспортного средства не может превышать 30 дней. Срок считается от даты предоставления машины на ремонт и до фактического его окончания, когда Вы можете забрать автомобиль обратно.

В некоторых случаях реальный срок может превышать этот, о чём работники сервиса сообщают водителю. Например, если нужные запасти будут идти долго, а их ещё нужно заменить и/или покрасить.

В этом случае страховая компания может предложить соглашение с продлением этого срока. Ваша задача, чтобы получить выплату деньгами — не согласиться. Тогда права на ремонт у страховщика не будет.

По правилам (та же часть 15.2 ст. 12) максимальная отдалённость сервисного центра не должна быть более 50 км от места Вашего жительства или от места ДТП. Если партнёр находится дальше, то Ваше право получить выплату, а не ремонт. Но при одном важном условии — страховая отказывается оплатить доставку автомобиля до отдалённого сервиса, потому как она всё ещё имеет право на ремонт, если организует доставку или оплатит её.

Список сервисов-партнёров каждая страховая обязана выставлять на сайте, а также предоставлять на выбор потерпевшему при обращении.

Более уточнённое условие должно быть соблюдено для владельцев авто не старше 2 лет — по закону они должны ремонтироваться только у официальных дилеров (15.2 ст. 12). Если в Вашем городе нет официального дилера, а страховщик не изъявляет желание заплатить за транспортировку машины или оплатить проезд до сервиса дилера, то требуйте выплату деньгами.

Если речь идёт вовсе не об автомобиле, то и о ремонте не может идти речи. Например, потерпевшей стороной является пассажир, у которого во время ДТП разбился телефон. В этом случае должна быть выплата деньгами (ч. 16 ст. 12).

То же касается и вещей водителя или пешехода, велосипеда, не относящихся к транспортным средствам, которым причинён вред.

Согласно части 16.1 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО», получить выплату по ОСАГО деньгами вместо ремонта после ДТП также можно, если потерпевший в результате аварии погиб или получил вред здоровью средней тяжести или тяжкий.

В тех случаях, когда потерпевший является инвалидом, которому автомобиль конкретно показан по состоянию здоровья, то речи о ремонте также идти не может (ч. 16.1 ст. 12).

В тех случаях, когда определена обоюдная вина в ДТП, то и возмещение вреда происходит в процентах от виновности. Страховым компаниям дана возможность предлагать в направлении на ремонт сумму к доплате потерпевшим (и частично виновником ДТП) в таких случаях (ч. 17 ст. 12), ведь страховая не обязана возмещать ремонт целиком.

Что выбрать выплата деньгами или ремонт по ОСАГО после ДТП

Но если потерпевший при таком ДТП не соглашается доплачивать, то страховая обязана выплатить деньгами компенсацию за ДТП, только выплата, разумеется, будет в процентном соотношении пропорционально степени невиновности в аварии (пп. «д» части 16.1 ст. 12).

Часть 15 статьи 12 говорит о том, что если речь идёт о грузовых автомобилях, находящихся в собственности граждан РФ, то тогда потерпевший вправе сам выбрать, получить выплату по ОСАГО деньгами или ремонтом.

Входя в список страхователей с полисами, оформленными «до» даты вступления нового закона, вы сами выбираете, будет ли авто проходить ремонт в сервисе предложенным СК или в своем, но за выплаченные от компании деньги.

Срок направления на ремонт составляет 20 дней, а сами сроки починки автомобиля 30 дней. Если выделенных средств не хватило на восстановление, доплату за починку по ОСАГО 2018 года пострадавший производит из своих средств. Если договор оформлен до 28 числа 2017 года, то в случае если СК предлагает только ремонт по ОСАГО, без денежных выплат ссылаясь на поправки в законе, знайте, что это незаконно.

Заключив договор от 29 апреля 2017 по сегодняшний день, по ОСАГО ПВУ убытки покрывать не будет. Проще говоря в большинстве случаев (за исключением приведенных выше исключений) СК способна предложить только ремонт вместо выплаты по ОСАГО.

фото 1

Конечно, починка по страховке часто оказывается не лучшим решением для клиента. Но новые правила выплат предусмотрены для автовладельцев. То есть страховым новый закон пришелся по вкусу.

Если виновник будет подтвержден, то согласно ОСАГО производится оценка урона экспертами СК. Когда будет установлен размер страхового возмещения вам предложат выбрать любую мастерскую из имеющегося у компании списка.

Выбрав вариант, страховая компания начинает оформление трехстороннего договора. Значит при ДТП по ОСАГО страховая возмещает убытки путем направления в мастерскую пострадавшее ТС, а мастерская обязуется произвести указанные в договоре восстановительные работы в установленные сроки.

То как производится ремонт вы вправе узнать только через СК. Она от СТО требует выполнения всех оговоренных пунктов в соглашении, в числе которых и качество ремонта, и его быстрота.

Когда вы подписываете трехстороннее соглашение там обязательно указывается какого числа оно было подписано. Но сроки ремонта по ОСАГО, которые сервисная станция должна соблюсти начинают свой отсчет только с момента поступления средства передвижения в мастерскую. Конечно, какой срок ремонта автомобиля будет определен, зависит от степени повреждения ТС, но по большей части он не превышает одного календарного месяца.

Хоть пострадавший вправе сами выбрать сервисный центра для восстановления автомобиля, наблюдать и контролировать напрямую мастеров сервиса он не может. Согласно подписываемому договору, страховка деньги не выплатит некому, пока проведение восстановительного ремонта не завершится и пострадавший не останется доволен.

Принят этот закон был, чтобы решить проблему со страховыми выплатами, которые в некоторых регионах превышали 100%. Компании повсеместно начали закрывать свои отделение, поскольку дело становится невыгодным, а права отказать как клиенту в получении услуги, так и пострадавшему в выплате они не имеют.

Страховики будут знать точно, какую сумму им необходимо выдать, а если СТО является их партнёром, то и получить некоторую скидку, поскольку они предоставляют им клиентов. Особенно важно то, что такое решение принесет серьезные проблемы мошенникам, которые наживались на авариях и выплатам по ним, поэтому этот закон выгоден именно компаниям.

Клиенты же смогут получить 6-и месячную гарантию на проведенные ремонтные работы, а на лакокрасочные и кузовные – 12 месяцев. А также им не придется искать СТО, работники которого возьмутся за починку их автомобиля.

Также хочу напомнить, что в следующей статье серии «Реформа ОСАГО в 2017 году» рассмотрены особенности проведения восстановительного ремонта.

Удачи на дорогах!

Главное нововведение касается отмены права пострадавшего водителя самостоятельно выбирать способ возмещения убытков – деньгами или восстановительным ремонтом. Теперь все в обязательном порядке получают направление на ремонт, причем только в СТО, официально сотрудничающие со страховой компанией. Подобный шаг призван защитить страховщика от завышенных счетов по ремонту в результате сговора водителя с сотрудниками СТО.

Второе серьезное новшество касается определения стоимости ремонтных работ. Ранее оценка пострадавших деталей проводилась с учетом их износа — чем старше авто, тем меньше шансы получить достойное возмещение. В 2019 году это правило больше не действует, и окончательный счет за ремонт формируется на основе среднерыночных цен на новые детали.

Давайте разберем по полочкам различные вопросы.

Проведение ремонта авто

Чтобы определить, можно ли получить деньги по старым правилам, необходимо смотреть на полис виновника ДТП.

Приоритет ремонта над выплатой был введен ФЗ от 28.03.2017г. № 49-ФЗ. Он вступил в силу 28 апреля 2017 года. Это значит, что, если виновнику ДТП полис выдан до этой даты, то на вас распространяются старые нормы, когда у потерпевшего был выбор: деньги или ремонт.

Из чего складывается простой расчет. Последний день, когда может случиться ДТП, и вы будете иметь право выбирать при наличии старого полиса – 27 апреля 2018 года.

Страховая компания выдает направление на СТОА, с которой у нее заключен договор. Перечень СТОА, с которыми у страховщика есть такие договоры, должен быть указан на его сайте.

Гражданин может провести ремонт на любой другой СТОА, только при наличии соответствующего соглашения со страховой компанией. Иными словами: выбор есть только в пределах предоставленного страховщиком.

Ремонт по ОСАГО или выплата деньгами сроки возмещения ущерба, направления на восстановление

Закон обязывает при проведении ремонта использовать новые детали и запрещает ставить на автомобиль бывшие в употреблении. Поэтому износ не учитывается. К слову сказать могут поставить новые неоригинальные (китайские) запчасти.

Доплата за ремонт предусмотрена только в случае, если у виновника старый полис и вы выбрали ремонт вместо денег (см.ответ на вопрос 1).

  • затраты на закупку запчастей и ремонт машины;
  • убытки, связанные с простоем коммерческого транспортного средства (ТС), невозможностью исполнения ранее заключенных контрактов и утратой товарной стоимости (УТС).

Требования к станции технического обслуживания

По ОСАГО станции технического обслуживания разрешено выбирать только из партнеров страховой компании. Если из списка автосервисов с которыми «дружит» СК никто не подходит под ваши критерии (находится далеко или авто на гарантии, а сервис не способен починить такие марки ТС), то вы вправе не ремонтировать автомобиль по ОСАГО, а получить страховую выплату.

В остальных же случаях, пострадавшим будут интересны требования к СТО по ОСАГО, поскольку они вынуждены чинить свои ТС именно в них.

Если от предложенной СТО вы не можете отказаться, обязателен следующий список условий, которых они должны придерживаться:

  • Сервисный центр должен быть доступен по расстоянию для потерпевшего. Расстояние не должно быть больше 50 км от места регистрации владельца ТС. Если у потерпевшего нет возможности добраться до сервиса, то СК обязана доставить авто на эвакуаторе сама;
  • Для любого сервисного центра установлены сроки. Если СТОА ремонтирует машину долго, т. е. более месяца, то надо жаловаться страховщику;
  • Когда пострадало новое ТС, находящееся на гарантии, то его починкой должен заниматься исключительно партнер дилерского центра;
  • Теперь автострахование и ремонт неразделимы, но если страховая компания неспособна обеспечить надлежащее восстановление, то она выплатит деньги.

В заключение

Даже несмотря на все подводные камни ремонта авто в СТО с которой у СК заключен договор, многие водители на сегодняшний день выбирают именно этот вариант. Но многие до сих пор предпочитают денежную компенсацию и происходит это из-за не очень лестных отзывов водителей, которые уже столкнулись с новым видом возмещения ущерба.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

7 (499) 653-52-46 Москва 7 (812) 313-26-17 Санкт-Петербург

Так как полис ОСАГО является документом, который в обязательном порядке должен быть у каждого водителя, Правительство России контролирует эту отрасль страхования. Основные моменты, касающиеся автогражданки, отражены в Федеральном Законе № 40 – ФЗ от 25.04.2002. Правилам и порядку страхового возмещения посвящена 12 глава документа. При возникновении любых разногласий в вопросе возмещения убытков пострадавший может обратиться в суд для урегулирования сложившейся ситуации.

Даже при наличии выбора иногда сложно определить, что выгоднее – возмещение убытка деньгами или ремонт. Отметим некоторые преимущества и недостатки ремонта по ОСАГО. К плюсам можно отнести:

  • Четко установленные сроки.
  • Сохранение гарантии производителя.
  • Комплексный подход к восстановлению ТС.
  • Возможность в законном порядке требовать предоставление качественной услуги.

Минус в том, что нельзя самостоятельно выбрать СТО, поэтому качество ремонта может оказаться низким.

царапина на машине

В настоящее время отказаться от ремонта по ОСАГО в пользу выплаты денежных средств нельзя. Однако в определенных случаях страховые выплаты все же предусмотрены законом.

Запрет на проведение восстановительного ремонта для страховой компании

В офисе страховой организации обязаны выдать специальный документ-направление, но до этого сам владелец ТС должен предоставить некоторые справки. Понятно, что для заявления о страховом возмещении или прямом ремонте в СТО, вам понадобятся справки, которые заполнялись на месте аварии в присутствии сотрудника ГАИ.

Чтобы знать в какую СК обращаться (если виновник скрывает компанию) нужно проверить полис ОСАГО по номеру машины инициатора аварии по базе РСА. Если водитель хочет отремонтировать автомобиль собственноручно, то закон 2019 года это не позволяет, при самостоятельном ремонте возмещения от компании не будет. Итак, для всех владельцев транспорта правила не изменяются.

Поэтому надо предоставить следующие документы для получения выплаты или для ремонта при страховании гражданской ответственности владельцев ТС:

  1. Протокол и извещение об аварии;
  2. ПТС, СТС и паспорт потерпевшего;
  3. Акт об оценке.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector