Расчет износа автомобиля по ОСАГО

Какими законодательными актами регулируется

На данный момент основополагающим документом, который осуществляет регулирование возмещения убытков и в том числе порядок вычисления величины возмещения является Федеральный закон №40-ФЗ от 25.04.02 г. (в редакции от 28.11.15 г.).

○ Износ по ОСАГО.

Многие пострадавшие в ДТП, получая выплату по ОСАГО, сталкиваются с тем, что ее недостаточно для полного восстановления машины. Одной из причин этого выступает тот момент, что размер компенсации обязательно включает в себя степень износа транспортного средства.

Верховным судом было подтверждено, что расчет степени износа транспортного средства является вполне законным мероприятием, хотя и не очень справедливым для обычного автолюбителя, который пострадал в аварии.

Определение степени износа транспортного средства по ОСАГО регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • 1.ФЗ «Про обязательно страхование гражданской ответственности транспортных средств.

Износ по ОСАГО – причина выплат, которых не хватает на ремонт ...

Ст. 12, пункт 19. «Сумма страховой выплаты 2.2… стоимость расходов на запасные детали, а также материалы должна устанавливаться при учете степени износа комплектующих изделий (сюда относятся детали, узлы и агрегаты), которые подлежат замене либо восстановительному ремонту)».

  • 2.«Положение про единую методику определения суммы расходов на восстановительный ремонт автомобиля, поврежденного в результате аварии.

Ст. 3.4. «Сумма расходов на восстановление авто будет устанавливаться при учете степени износа комплектующих деталей, которые могут быть заменены в процессе восстановительного ремонта ТС. Показателями износа при этом считаются относительная потеря стоимости комплектующих деталей авто, а также их характеристик в процессе использования.

Согласно нормам законодательства РФ процент износа не может быть больше половины от цены на детали, узлы и агрегаты авто (ФЗ «Про обязательную страховку ответственности владельца транспортного средства»).

Уберечь себя от износа автомобиля по ОСАГО поможет специальная услуга под названием «ДТП не по моей вине» (у нее есть ряд ограничений, подробнее можно узнать, позвонив по номеру 7(909) 286-28-59).

На данный момент для каждого отдельного узла автомобиля существует специальная формула вычисления величины износа.

Икуз=100×(1-e^(-(4*Tкуз)/(20 4*Тск))),

Икуз – количественная величина износа кузова;Е – основание натурального логарифма;Ткуз – возраст конкретного транспортно средства;Тск – представляемая заводом-изготовителем гарантия от производителя (АМТС).

Иш=(Нн-Нф)/(Нн-Ндоп)*100%,

Иш – количественная величина износа шины;Нн – высота проектора новой шины конкретной модели;Нф – высотка протектора старой шины;Ндоп – минимальная возможна для нормальной эксплуатации резины величина.

Иак=Так/(Т_ак^н )*100%,

Иак – износ аккумуляторной батареи;Так – возраст аккумуляторной батареи;Тнак – каков установленный законодательством срок службы конкретной батареи.

Формулы рассматриваемого типа разработаны Государственной Думой для каждого узла автомобиля, который может пострадать каким-либо образом в аварии.

Потому если расчет выплат по ОСАГО с учетом износа конкретный гражданин желает осуществить самостоятельно, то ему необходимо будет в обязательном порядке использовать специализированные формулы. Сами по себе они не сложны. Следует лишь правильно подбирать коэффициенты.

Пример

И=Иост (Ипр-Иост)*Р/Рпр,

И – величина физического износа ТС;Иост – размер износа детали остаточный;Ипр – предельно возможный допустимый износа;Р – уже израсходованный износ системы;Рпр – предельная величина ресурса определенной детали системы.

20% (80%-20%)*5%/100%=23%

При заданных условиях получаем, что величина износа составляет всего 23%. Потому страховая компания в данном случае должна будет возместить ущерб в размере оставшихся 77% от стоимости поврежденного имущества.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Купить е-ОСАГО в РЕСО-Гарантия онлайн

Обозначенная выше формула является универсальной, применить её возможно к любым деталям транспортного средства.

Российское законодательство не содержит понятия износа для целей расчета стоимости ремонта или замены поврежденных частей автомобиля. Однако нормативный акт отечественного Центробанка содержит правовую норму, фиксирующие основные признаки данного понятия.

Абз. 1 п. 3.4 Положения о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденного Банком России 19.09.2014 № 432-П (далее – Положение):

  • «Размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства. Относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации характеризуется показателем износа.»

Из указанной нормы следует вывод о том, что износ есть характеристика, определяющая размер потери элементом автомобиля его первоначальной стоимости, технических характеристик и срока дальнейшей эксплуатации.

Необходим же данный расчет для того, чтобы определить размер компенсации в случае повреждения какого-либо конструктивного элемента машины. Иными словами, с точки зрения закона, стоимость ремонта машины при конкретном виде повреждения равняется стоимости ремонта нового автомобиля за минусом такого параметра, как износ.

В ходе эксплуатации происходит физическое старение автомобиля. Это старение оценивается как количественный показатель, который отображает степень износа автотранспорта.

Данный показатель не характеризует общее состояние авто либо его узлов, комплектующих и т.п. Он используется для оценки уменьшения стоимости запасных частей, подлежащих замене. На степень износа влияет срок эксплуатации, пробег и класс, к которому относится автомобиль.

Это — расчетная математическая величина.

Единая методика ЦБ РФ определяет порядок расчета износа для легковых машин и других транспортных средств, застрахованных по программам КАСКО. Методика учитывает ряд показателей и коэффициентов, расчет выполняется с использованием сложных формул.

Вам не обязательно использовать положения Единой методики ЦБ РФ. Вы можете использовать калькулятор для расчета износа автомобиля от компании «Инвест Консалтинг», представленный на этой странице. Введите следующие данные:

  • тип транспортного средства;
  • страну-производителя;
  • пробег авто в км;
  • год начала эксплуатации (часто совпадает с годом выпуска автомобиля);
  • дату причинения ущерба авто (дату ДТП).

Результат расчета — выраженная в процентах степень износа для вашего авто.

Данный показатель рассчитывают в следующих случаях:

  • при вычислении УТС;
  • после ДТП для определения размера страховой выплаты;
  • при проведении автотехнической и других экспертиз;
  • при расчете рыночной цены автомобиля;
  • при нотариальной оценке авто и т.п.

Важно! Результаты расчета износа калькулятором на данной странице носят справочный характер. Если вам нужна точная оценка состояния вашего авто, заказать ее вы сможете, обратившись в компанию «Инвест Консалтинг».

Как рассчитывается износ по ОСАГО

Выполнение расчета износа конкретной части автотранспорта, как и проведение экспертизы стоимости восстановительного ремонта возможно лишь специализированной организацией (а равно и индивидуальным экспертом), имеющей соответствующий допуск на осуществление данного вида работ.

При наличии судебного спора сам судья назначает лицо, которое будет осуществлять данный расчет (с учетом обозначенных требований), тогда такое лицо будет называться судебным экспертом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Выплата ущерба по осаго

На износ деталей автомобиля влияют различные факторы, будь то:

  • Пробег (в соответствии с показаниями одометра).
  • Срок эксплуатации конкретной детали.
  • Проведение ремонтных работ или замена запасной части на новую.
  • Технические параметры детали (например, сплошная коррозия).
  • Качество ремонта (если таковой когда-либо проводился).
  • Дата выхода автомобиля с конвейера.
  • Категория транспортного средства.
  • Марка автомобиля и др.

Расчет износа должен производиться экспертом с учетом требований озвученного нормативного правового акта Банка России, методических рекомендаций для судебных экспертов в этой области знаний и иными официальными исследованиями и рекомендациями.

Выполнение необходимых подсчетов должно осуществляться в соответствии с утвержденными правовым актом Центробанка формулами. Они различны для деталей, узлов, агрегатов и шин транспортного средства.

П. 4.1 Положения:

  • «Износ комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) рассчитывается по следующей формуле:
  • Ики = 100 x (1 – е-(∆ТкиLxLки)),
  • где: Ики  –  износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (процентов);
  • e  – основание натуральных логарифмов (e≈2.72);
  • Т– коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) его срока эксплуатации;
  • Тки– срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (лет);
  • L– коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего (детали, узла, агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;
  • Lки– пробег транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия (тысяч километров).»

Коэффициенты из формулы берутся на основании приложения 5 указанного правового акта и зависят от марки транспортного средства и категории, к которой оно относится (В, С и др). Иные данные содержатся в технической документации машины и на ее приборах (одометре).

В связи с тем, что данная формула не может учесть некоторые индивидуальные характеристики той или иной периферии, то предусматривается возможность начисления так называемого индивидуального износа (сформировавшего, например, в результате неквалифицированного ремонта).

П. 4.5 Положения:

  • «Иш=(Ннф)/(Нндоп)*100%,
  • где: Иш – износ шины (процентов);
  • Нн – высота рисунка протектора новой шины (миллиметров);
  • Нф – фактическая высота рисунка протектора шины (миллиметров);
  • Ндоп – минимально допустимая высота рисунка протектора шины в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (миллиметров).»

При этом учитывается также показатель срока изготовления данного элемента: на 3-5-летние износ должен быть увеличен на 15%, а на шины старше пятилетнего срока начисляются дополнительные 25% износа.

На какие детали учитывается, а на какие нет

Приложение № 6 Методики оговаривает повышающий коэффициент для деталей, узлов и агрегатов, которые находятся в худшем — по отношению ко всему транспортному средству — состоянии. На практике это означает, что битые, крашеные, колотые запчасти оцениваются на порядок ниже визуально исправной. В представленной ниже таблице приведены значения таких коэффициентов.

На некоторые детали не может быть начислен износ (его значение равно нулю) в силу того, что при любом их повреждении дальнейшая эксплуатация не допускается законом, в том числе правилами дорожного движения. К таковым деталям относится большинство частей подушек безопасности и прочие детали, при повреждении которых не допускается эксплуатация транспортного средства, в том числе:

  • Ремни безопасности и их крепления.
  • Элементы тормозов пневматической и гидравлической системы.
  • Индикатор неисправности тормоза.
  • Ряд элементов рулевого механизма.
  • Детали сцепных устройств и др.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как предъявлять сотруднику ГИБДД электронный полис ОСАГО

Полный перечень таких деталей обозначен в самостоятельном приложении под номером 7 правового акта Банка России.

Максимальный

Ранее размер максимально возможного износа по ОСАГО составлял целых 80%. Что составляет достаточно существенную величину. Например, в случае рыночной стоимости автомобиля величиной в 1 млн. рублей его владелец получал только лишь 200 тыс. рублей.

Что достаточно не выгодно и с точки зрения логики, экономики в корне неверно. Именно поэтому с 01.10.14 г. были приняты определенные поправки к действующему в этом направлении законодательству.

После введения рассматриваемого типа поправки максимальная величина износа будет составлять целых 50%. Данный момент закреплен на законодательном уровне, нарушение его приводит к серьезной административной ответственности.

Большинство водителей считают данные поправки справедливыми, так как страховые компании и так получают достаточно большой доход от ведения своей деятельности.

При этом детали, которые существенно влияют на безопасность движения, оплачиваются страховщиком всегда в 100% размере – вне зависимости от наличия износа и иных факторов, влияющих на стоимость.

○ Как влияет износ на размер страховой выплаты?

Законом устанавливается формула для окончательного подсчета компенсации, подлежащей выплату застрахованному лицу в целях проведения ремонта пострадавших деталей.

  • «При расчете размера расходов на восстановительный ремонт стоимость ремонта уменьшается на величину размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).»

10000-(10000*10%) (5000-(5000*20%))=9000 4000=13000

Т.е. из стоимости ремонта каждой детали мы вычли размер износы каждой соответственно. Получившиеся по каждой детали результаты складываются.

○ Как избежать износа?

Износ запасных частей автотранспорта во многом обусловливается временем и продолжительностью эксплуатации как самой детали, так и транспортного средства. Следовательно, избежать износа, с точки зрения законодательства, на те детали, на которые он в принципе начисляется, невозможно.

Но это не означает, что износ на деталь в ходе экспертизы должен быть начислен в обязательном порядке. Существует вероятность того, что пострадавший в ходе дорожно-транспортного происшествия элемент только что был заменен в ходе ремонта. В таком случае на эту деталь износ начислен быть не может, т.к. она является новой.


Учтен факт замены будет и в иных случаях. При замене будет учитываться не общим срок эксплуатации автотранспорта, а лишь срок с момента замены. Но для этого потребуется официально подтвердить факт замены (чеки на покупку, выполнение работ в сервисе и др.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector