Статут международного суда ООН

Содержание

Статьи 2—33 Статута регламентируют организацию Суда.

Суд состоит из 15 членов, при этом «в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства». Выдвижение кандидатов производится не государствами, а национальными группами Постоянной палаты третейского суда. Выборы членов Суда независимо друг от друга производят Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Суда.

Судьи избираются на 9 лет и могут быть переизбраны (ст. 13). Им не разрешается исполнять какие-либо политические или административные обязанности, они «не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера». При исполнении своих судебных обязанностей судьи пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Суд избирает своего Председателя и Вице-председателя на три года; впоследствии они могут быть переизбраны (ст. 21).

Местопребыванием Суда устанавливается Гаага, однако Суду не запрещается «заседать и выполнять свои функции в других местах во всех случаях, когда Суд найдёт это желательным» (ст. 22). Суд может заседать либо в полном составе, либо образовывать камеры в составе трёх или более судей.

Статья 31 содержит постановления относительно права стороны (государства) быть представленной в Суде судьёй, состоящим в её гражданстве. Если в составе Суда уже имеются судьи, состоящие в гражданстве как одной, так и другой стороны, то эти судьи «сохраняют право участвовать в заседаниях по производящемуся в Суде делу».

Статья 32 регулирует вопросы, связанные с денежным содержанием членов Суда и его Председателя, Вице-председателя и Секретаря, а статья 33 определяет, что расходы Суда несут Объединённые Нации.

Статьи 34—38 Статута регламентируют компетенцию Суда.

Статья 34 устанавливает общее положение, согласно которому только государства могут быть сторонами дела, разбираемого судом. Отсюда, в частности, следует, что ООН не имеет права выступать с жалобами перед своим главным судебным органом.

Статья 36 регулирует вопросы юрисдикции Суда по конкретным спорам. В п. 1 и п. 2 данной статьи указаны три способа, с помощью которых в Суде может быть возбуждено дело. К таковым относятся:

  • Возбуждение дела по согласию сторон.
  • Возбуждение дела на основании ранее заключённого договора, предусматривающего передачу споров определённой категории на рассмотрение Суда путём одностороннего заявления одной из сторон.
  • Возбуждение дела на основании заявления государства-участника Статута Суда о признании юрисдикции Суда обязательной в отношении любого другого государства, взявшего на себя такое же обязательство.

Вместе с тем статья 36, п. 6 Статута поясняет, что «в случае спора о подсудности дела Суду вопрос разрешается определением Суда».

Статья 38, которую полагают одной из самых важных в Статуте[8], в п. 1 указывает источники права, применяемые судом. В дополнение к ним ст. 38, п. 2 предоставляет Суду право «разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны»[Комм 6].

Слушания в Суде производятся публично, если «не последовало иного решения Суда или если стороны не требуют, чтобы публика не была допущена» (ст. 46), а совещания Суда от публики закрыты и сохраняются в тайне (ст. 54, п. 3). При этом «все вопросы разрешаются большинством голосов присутствующих судей» (ст. 55, п. 1), причём в случае равенства количества голосов «голос Председателя или замещающего его Судьи дает перевес» (ст. 55, п. 1).

Статья 60 устанавливает, что решение Суда окончательно и обжалованию не подлежит. В то же время допускается обращение к Суду с просьбой о пересмотре решения, но «лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре, при том непременном условии, что такая неосведомленность не была следствием небрежности» (ст. 61, п. 1).

Статут международного суда ООН

Статья 41 своим содержанием выделяется среди остальных статей главы III, касаясь вопроса более важного, чем вопрос процедуры. Данная статья предоставляет Суду право указать «временные меры, которые должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон» с немедленным доведением сообщения о предлагаемых мерах до сведения сторон и Совета Безопасности.

ПОДРОБНЕЕ:  Международные преступления: понятие и виды || Международные преступления - ответственность виды понятие состав уголовная ответственность за международные преступления

Статьи 65—68 содержат предписания относительно того, что может быть предметом консультативных заключений Суда. Статья 65 утверждает общий принцип, состоящий в том, что «Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом Объединенных Наций или согласно этому Уставу»[Комм 7].

ГЛАВА V: Поправки

Статьи 69 и 70, составляющие главу V, говорят о поправках к Уставу. Так как Статут представляет собой неотъемлемую часть Устава ООН, ст. 69 определяет, что поправки к Статуту вводятся в том же порядке, что и поправки к Уставу. Кроме того, учитывая, что участниками Статута могут быть государства, не состоящие членами ООН, ст.

Заключительная статья Статута (ст. 70) предоставляет Суду право самому́ предлагать поправки к Статуту, внося их в письменном виде Генеральному секретарю ООН.

История

Первым международным судебным органом, предназначенным для мирного разрешения споров, была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учреждённая в 1920 г. под эгидой Лиги Наций.

Палата была создана и финансировалась Лигой Наций, тем не менее, Палата не являлась частью Лиги, а её Статут не был частью Статута Лиги. Государство, ставшее членом Лиги, не становилось автоматически стороной статута ППМП. С другой стороны, было подписано несколько сотен договоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами[3].

В период с 1922 по 1940 г. ППМП вынесла решения по 29 спорам государств и приняла 27 консультативных заключений, из которых почти все были выполнены. Палата также внесла существенный вклад в развитие международного права. Её деятельность была прервана Второй мировой войной, а затем, в 1946 г., вместе с Лигой Наций Палата была распущена. Преемником Палаты стал Международный суд ООН[1].

9 октября 1944 по завершении Думбартон-Окской конференции были приняты «Предложения относительно создания всеобщей международной организации», содержавшие в том числе положения об учреждении в рамках такой организации международного судебного органа. Для подготовки проекта статута будущего судебного органа Соединенные Штаты Америки от имени четырёх государств, представленных в Думбартон-Оксе, в апреле 1945 года созвали в Вашингтоне Комитет юристов Объединенных Наций, состоявший из представителей 44 государств.

На этой Конференции было принято решение создать новый судебный орган, который в соответствии с окончательно принятой статьей 92 Устава Организации Объединенных Наций «является главным судебным органом Организации Объединенных Наций» и
действует в соответствии со своим Статутом. В соответствии с тем же положением Статут Международного Суда, прилагаемый к Уставу Организации Объединенных Наций, образует неотъемлемую часть Устава.

ПОДРОБНЕЕ:  Как получить международное водительское удостоверение в 2019 году

Впервые Суд собрался 3 апреля 1946 года во Дворце мира и 6 апреля избрал своего Председателя, Вице-председателя и Секретаря. Первым Председателем Суда был избран судья Хосе Густаво Герреро (Сальвадор), который был Председателем ППМП вплоть до её роспуска. 18 апреля 1946 года Международный Суд провёл своё первое публичное заседание[4].

Постоянная палата международного правосудия (ППМП)

Первым международным судебным органом, который предназначен для мирного решения споров, являлась Постоянная палата международного правосудия (ППМП), которая учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций.
Палата создавалась и финансировалась Лигой Наций, но Палата не представлялась элементом Лиги, а её Статут не являлся элементом Статута Лиги.

В период с 1922 по 1940 годы ППМП выносила решения по 29 спорам государств и принимала 27 консультативных заключений, из которых практически все исполнялись.

Палата также привнесла важнейший вклад в международно-правовое развитие. Её деятельность прерывалась Второй мировой войной, а позже, в 1946 году, совместно с Лигой Наций Палату распустили. Преемником Палаты становится Международный суд ООН.

Учреждение Международного суда ООН

В октябре 1944 г. по завершении Думбартон-Окской конференции принимались «Предложения относительно создания всеобщей международной организации», которые в том числе содержали положения об учреждении в границах такой организации международного судебного органа. Для приготовления проекта статута будущего судебного органа США от имени четырёх стран, предоставленных в Думбартон-Оксе, в апреле 1945 года созывали в Вашингтоне Комитет юристов ООН, который состоял из представителей 44 стран.

На той Конференции принималось решение по созданию нового судебного органа, который по соответствию с окончательно принятой 92 статьей Устава ООН «представляется главным судебным органом ООН» и осуществляет действие в соответствии с собственным Статутом. В соответствии с названным положением Статут Международного Суда, который прилагается к Уставу ООН, формирует неотъемлемый элемент Устава. Статут принимался единогласно совместно с Уставом по завершении Конференции 25.06.1945 года и обрел силу 24.10.1945 года.

Статут международного суда ООН

Изначально Суд собрался 03.04.1946 года во Дворце мира и 6 апреля выбрал собственного Председателя, Секретаря и Вице-председателя. Первым Председателем Суда избирался судья Хосе Густаво Герреро (Сальвадор), который являлся Председателем ППМП до её роспуска. 18.04.1946 года Международный Суд проводил собственное первое публичное заседание.

Устав ООН о Международном Суде

Устав ООН содержит Главу XIV «Международный Суд», состоящую из пяти статей (статьи 92 — 96), в которых определены общие наиболее важные положения, касающиеся Суда.

Статья 93 п.1 определяет, что все государства — члены ООН являются ipso facto участниками статута Суда[Комм 1]. В этом состоит существенное отличие от того положения дел, что существовало при Лиге наций, когда государство — член Лиги могло не быть участником статута ППМП[Комм 2].

Согласно статье 93 п.2, государство, не являющееся членом ООН, также может стать участником статута на условиях, которые определяются в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности[Комм 3].

Статья 94 обязывает государства выполнять решения Суда по тем делам, в которых они являются сторонами. В тех случаях, когда какая-либо сторона в деле не выполнит решение Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который в свою очередь может сделать рекомендации или принять меры для приведения решения в исполнение.

ПОДРОБНЕЕ:  Международная подсудность в интернет‑спорах

Статья 96 предоставляет Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности право запрашивать от Международного Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Другие органы и специализированные организации ООН, получившие соответствующее разрешение Генеральной Ассамблеи, также могут запрашивать консультативные заключения, но лишь по таким юридическим вопросам, которые возникают в пределах их круга деятельности[Комм 4].

Судопроизводство

Суд обычно исполняет свой функционал в полном составе, кворумом является 9 судей. Но он может также образовывать временные или постоянные камеры. С целью ускорения решения дел Суд каждый год формирует камеру в составе пяти судей, которая по просьбе сторон может решать дела в порядке упрощённого производства.

Суд не обладает правом рассмотрения споров меж международными организациями, заявления корпораций или частных лиц, также не имеет права принимать в производство дела, которые касаются международного уголовного права.

Печать Суда

Страны-участницы Статута Международного суда ООН в любое время могут заявить, что они признают без особенного об этом соглашения «ipso facto», то есть в силу самого факта, по отношению к любому иному государству, принявшему такое же обязательство, юрисдикцию Суда по всем спорам правового характера, касающимся:

  • толкования договоров;
  • всякого вопроса, касающегося международного права;
  • наличия факта, представляющего собой нарушение международных обязательств;
  • размеров и характера возмещения, которое причитается в случае нарушения международных обязательств.

Международный суд ООН может заниматься рассмотрением дела только в том случае, если соответственное государство определённым образом выразит согласие на то, чтобы становиться стороной разбирательства в Суде:

  • посредством подписания специализированного соглашения;
  • включения статьи в договор, в которой государство заблаговременно признает юрисдикцию Суда при возникновении спора по поводу использования этого договора;
  • заявлением одностороннего характера по признанию обязательной юрисдикции Суда по отношению к любому другому государству.

Суд разрешает отданные ему споры на основах международного права и использует притом: международные конвенции, как общие и специальные, которые устанавливают правила, определённым образом признанные спорящими государствами; международные обычаи как доказательство всеобщей практики, которая признана в образе нормы права;

общие правовые принципы, которые признаны цивилизованными нациями; решения суда и доктрины более квалифицированных специалистов в сфере публичного права разнообразных государств в форме вспомогательного средства для определения норм права. Но эти условия не ограничили права Суда решать дело «ex aequo et bono», то есть по справедливости и по добру, если стороны с этим соглашаются.

Статут международного суда ООН

Структура и состав Статута

Статут делится на 5 глав и содержит в общей сложности 70 статей.

Остальные 69 статей сгруппированы в 5-ти главах:

  • Глава I: Организация суда (статьи 2-33)
  • Глава II: Компетенция суда (статьи 34-38)
  • Глава III: Судопроизводство (статьи 39-64)
  • Глава IV: Консультативные заключения (статьи 65-68)
  • Глава V: Поправки (статьи 69-70).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector