Кто виноват в аварии? Автотехническая экспертиза после ДТП

Законодательство

Право автовладельца осуществить исследование машины предусмотрено в Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

В нем содержатся общие нормы, отсылающие к специальным правовым актам.

Сам процесс осуществляется на основании Положения Банка России от 19.09.2014 г. № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (далее – Правила НТЭ). В документе подробно указан порядок действий, что позволяет проконтролировать правильность проводимой процедуры.

Для того чтобы определить, имеет ли право техник проводить работу, можно воспользоваться Приказом Минтранса от 22.09.2016 № 277 «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств».

Порядок установления размера восстановительного ремонта или замены запчастей, произведения расчетов с указанием формул регламентируется Положением о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного ТС, утвержденным Банком России 19.09.2014 № 432-П.

фото2

Содержащиеся в методике правила и рекомендации должны соблюдаться всеми оценщиками.

Что проверяют при автотехнической экспертизе

Автотехническая экспертиза помогает решить множество вопросов о техническом состоянии транспортного средства, его узлов и агрегатов, механизма ДТП. Экспертиза позволяет ответить на вопросы:

  • имело ли транспортное средство какие-либо неисправности до ДТП,
  • могли ли они быть его причиной,
  • какова была скорость транспортного средства непосредственно перед происшествием,
  • мог ли водитель предотвратить аварию.

Выводы эксперта автотехнической экспертизы чрезвычайно важны для решения вопроса о том, есть ли в деяниях участников движения состав преступления или административного правонарушения, и для определения лица, виновного в ДТП.

Автотехническая экспертиза в общем случае – это проводимая специалистом диагностика автомобиля, в том числе необходимая для выяснения причин дорожной аварии с участием исследуемого транспортного средства. Проведение экспертизы при ДТП требует специальных навыков и опыта, поэтому проводится уполномоченными лицами и организациями. Круг задач не относится лишь к сфере автоаварий.

При экспертизе машины после ДТП проверяют:

  • состояние пострадавшего автомобиля, его узлов и агрегатов, качество деталей, сборки авто;
  • причины поломки узла машины;
  • качество обслуживания или ремонта авто, поскольку неправильно проведенные над ТС работы могут привести к аварии;
  • обстоятельства ДТП и причины, приведшие к аварии;
  • оценивают стоимость ремонта машины и устранения дефектов после ДТП;
  • устанавливают цену авто в том или ином состоянии на некоторый момент времени.

Что это такое и для чего она проводится?

Нередко бывают случаи, когда страховые компании занижают стоимость полагающейся к выплате компенсации. Делается это при помощи сотрудничества с СТО, неправильно оценивающего требуемую сумму для ремонта. Поэтому каждому водителю стоит знать о своем праве на независимую экспертизу, которая даст реальную оценку ситуации.

  • «1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.
  • 2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.
  • 3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России. (ст.12.1 Федерального закона «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 №40-ФЗ)».

Независимая экспертиза оплачивается заказчиком и требуется, если:

  • Водитель хочет проверить, насколько правильно страхования оценила нанесенный ущерб.
  • Возникли подозрения о наличии скрытых дефектов, которые не были учтены при оценке.
  • Водителю нужно узнать точную сумму, в которую обойдется ремонт.
  • Планируется обращение в суд.

Чтобы хоть как-то снизить ущерб от аварии и сберечь свои нервы, необходимо знать основные моменты проведения независимой экспертизы после ДТП (ее еще называют независимая автоэкспертиза).

Независимая автоэкспертиза необходима, если:

  • собственник хочет проверить правильность начисленных страховщиком выплат по возмещению ущерба при дорожном происшествии;
  • есть подозрение, что при оценке страховщиками не учтены скрытые дефекты;
  • автовладелец хочет знать точную сумму восстановительного ремонта;
  • владелец планирует подать иск в суд.

На сайте есть отдельная статья «Независимая автоэкспертиза».

Автоэкспертиза представляет собой осмотр пострадавшего авто и других объектов ДТП, оценку повреждений, выдачу заключения, на основании которого в дальнейшем будет произведен ремонт машины.

Согласно ст. 12.1 Закона об ОСАГО, цели данной процедуры автомобиля после ДТП следующие:

  1. Определить, при каких обстоятельствах повреждена машина.
  2. Установить, какие из имеющихся повреждений являются следствием аварии.
  3. Перечень необходимых ремонтных работ и их стоимость.

Кто проводит?

Провести исследование может как государственное, так и коммерческое предприятие, соблюдая правовые нюансы квалификации сотрудников. К проведению экспертизы может быть допущен только специалист (техник-эксперт), внесенный в государственный реестр.

Требования к таким сотрудникам, с учетом требований к их профессиональным навыкам устанавливаются Приказом Минтранса России от 22.09.2016 № 277.

Эксперты несут ответственность за предоставление некорректной информации и в случае, если результаты недостоверной экспертизы повлекут за собой убытки, технический эксперт обязан их возместить в соответствии с 5-м пунктом статьи 12.1 ФЗ №40.

Компании, проводящие независимую экспертизу после ДТП должны являться членами саморегулируемой организации оценщиков и иметь полис обязательного страхования ответственности оценщика (согласно ст. 15.1 ФЗ №135 «Об оценочной деятельности в РФ»). В противном случае результат экспертизы будет считаться недействительным.

Экспертизу может проводит частный специалист, так и экспертная компания. Образование и сертификация эксперта должны соответствовать требованиям, подтверждением чего является его включение в государственный реестр экспертов-техников.

Решение о профессиональной аттестации кандидатов принимается Межведомственной аттестационной комиссией для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу ТС.

Различают виды экспертиз при ДТП по критериям поставленных задач, обследуемых объектов, применяемых методик исследования:

  • транспортно-трасологическая экспертиза (ТТЭ);
  • выяснение обстоятельств ДТП;
  • диагностические мероприятия – определение технического состояния машины (ОТС);
  • инженерно-психофизиологическое исследование;
  • автотовароведческая (стоимостная) экспертиза аварийного ТС после аварии.

Анализом следов на автомобиле и месте ДТП занимается транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП. Это комплекс специальных мероприятий по установлению траектории движения всех участников происшествия, поиску следов воздействий на машине и окружающих объектах, определению места наезда, опрокидывания или удара. Частично она пересекается со следующим типом экспертизы.

Это комплекс мероприятий, включающий трасологическую экспертизу, оценку условий на месте случившейся аварии и состояние дорожного полотна. Эксперт по ДТП исследует качество покрытия участка трассы, где случилось происшествие, фактические дорожные условия, делает экспертизу конструктивных элементов ТС, соприкасавшихся с полотном.

Исследуются общие условия в момент аварии: реальная скорость ТС во время самого ДТП и до такового, допустимая скорость движения автотранспорта на конкретном участке трассы, тормозной путь, наличие возможности предотвращения участниками аварии столкновения, соответствие ПДД действий каждого водителя.

ОТС включает диагностику экспертом техсостояния пострадавшего транспортного средства – узлов, деталей, механизмов. Техническая экспертиза при ДТП делается для определения работоспособности ТС и его конструктивных компонентов, выявления возможных неисправностей, времени возникновения неполадок автомобиля и вероятных причин таковых.

ОТС решает задачи:

  • установление технического состояния ТС и отдельных компонентов при ДТП;
  • наличие неисправностей автомобиля, установление времени возникновения и вероятных причин таковых;
  • выявление возможности обнаружения и влияния дефектов ТС на появление и развитие аварийной ситуации;
  • выяснение, есть ли взаимосвязи между ДТП и дефектом;
  • установление, могла ли быть предотвращена авария при том техническом состоянии ТС, в котором находилось оно на момент происшествия;
  • выяснения всех обстоятельств и деталей технического состояния ТС до ДТП, что, так или иначе, могли поспособствовать развитию нештатной ситуации.

Часть задач включает металловедческую экспертизу, другая – пересекается с трасологической.

Этот вид экспертизы шофера при ДТП рассматривает и анализирует ряд фактов:

  • условия, в которых вел машину человек за рулем перед началом ДТП и непосредственно во время такового;
  • особенности работы зрительного анализатора водителя авто;
  • скорость и качество реакции водителя в момент проведения оценки;
  • любые индивидуальные особенности, которые относятся к ДТП;
  • психологические факторы, условия и обстоятельства, способные посодействовать возникновению аварии.

Инженерно-психологическая экспертиза (ИПЭ) решает задачи:

  • установить, насколько персональные когнитивные возможности водителя соответствовали ситуации на дороге во время ДТП;
  • определить эмоционально-волевые характеристики участвовавшего в аварии водителя, способные подействовать на качество вождения;
  • выяснить социально-психологические характеристики, присущие водителю, которые потенциально были в состоянии поспособствовать попаданию в аварию.

Кто виноват в аварии? Автотехническая экспертиза после ДТП

Это оценка реальной рыночной стоимости поврежденного транспортного средства после ДТП. В контексте дорожно-транспортных происшествий задача такой экспертизы – оценить количество и степень повреждений ТС и рассчитать сумму компенсации за них, выяснить рыночную реальную стоимость при возможной продаже побывавшего в аварии ТС.

Нужно ли делать независимую автоэкспертизу и когда?

П. 13 ст. 12 Закона об ОСАГО устанавливает, что обращаться за независимой экспертизой необходимо, если страховщик уклоняется от осмотра автомобиля. Указанные действия СК в будущем могут повлечь необходимость обращения в суд, в котором экспертный отчет будет обязательным.

Также освидетельствование эксперта необходимо, если возник спор о характере вреда и цене ремонта. Первичную экспертизу должен назначить и оплатить страховщик, но если он отказывается это сделать, нужно провести ее самостоятельно.

Возмещение понесенных убытков, не покрытых страховкой, ложится на нарушителя правил дорожной безопасности. Назначение конкретной суммы производится судом на основании заключения эксперта-техника. Процедура может быть назначена в ходе судебного заседания, но тогда пострадавший лишается возможности независимо выбрать организацию.

При возникновении споров со страховой или виновником аварии нужно обращаться к экспертам. Они справедливо произведут расчет и определят, какие именно поломки должны быть устранены.

Самостоятельное обращение позволяет выбрать хорошую, положительно зарекомендовавшую себя организацию, избежать подлога со стороны других участников конфликта.

Существенный минус обращения к автоэкспертам – ошибка в оценке. Нужно ознакомиться с Положением о методике определения расходов от 19.09.2014 № 432-П.

В нем сказано, что при установлении сумм возмещения недостаточно учитывать стоимость запчастей и конкретных ремонтных работ. Важным является учет амортизации автомашины.

Фактически она служит понижающим коэффициентом к первоначальной цене.

Например, страховая компания установила выплату на замену бампера в 10 тысяч рублей. Однако цена за деталь и работу по ее установке составила 15 тысяч. Потерпевший за свой счет заказывает экспертизу, в отчете которой подтверждена сумма страховой. Из порядка расчета гражданин узнает, что оба эксперта при подсчете учли естественный износ детали. В итоге деньги потрачены зря.

При выборе конкретной фирмы следует обратить внимание на членство в СРО, присутствие страхования ответственности, опыт работы.

В Москве

Согласно рейтингу на сайте «гдеэксперт.рф», в Москве лучшими являются компании InHelp, InConsalt и «Лаборатория экспертных исследований».

Фирма InHelp включена в реестр экспертов-техников, имеет в своем штате дипломированных специалистов с высшим профильным образованием, состоит в СРО.

Организация занимается только независимой экспертизой авто после ДТП. Результат исследования можно получить в течение 1 дня.

InHelp расположена по адресу: Москва, ул. Гашека, д. 8-10с8.

экспертиза за сутки

Фирма InConsalt занимается различными видами экспертиз. На каждом направлении работают сотрудники с профильным образованием, которые состоят в СРО. На рынке экспертных услуг компания с 2004 года.

InConsalt имеет 7 офисов в разных частях Москвы, главный расположен по адресу: ул. Вешняковская, д. 14, кор. 2, оф. 5.

Все техники «Лаборатории экспертных исследований» аккредитованы в соответствии с требованиями закона и являются членами СРО. Работают в нескольких городах России.

Офис ЛЭИ находится по адресу: Москва, ул. Щепкина, д. 27/1.

В Санкт-Петербурге положительные отзывы получили фирмы «ДТП-АВТОЭКСПЕРТ» и «Центр оценки и экспертизы».

В «ДТП-АВТОЭКСПЕРТ» экспертизу проводят дипломированные специалисты. Аккредитованные техники постоянно повышают свою квалификацию благодаря автосервису, являющемуся частью фирмы. В нем можно отремонтировать автомашину.

За время работы организация провела более 700 автоэкспертиз.

Адрес местонахождения: Санкт-Петербург, ул. Репищева, д. 14, оф. 21.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Когда вступил в силу закон о пересдаче на права после лишения

«Центр оценки и экспертизы» предлагает услуги по осуществлению всех видов экспертиз, в том числе трасологической. Профессиональные эксперты разных направлений работают сообща. Срок исполнения составляет до 5 дней.

Обратиться в организацию можно по адресу: Санкт-Петербург, ул. Маршала Казакова, д. 26, оф. 42.

В Н-ске

Правильно пройти процедуру не всегда просто. Знание порядка действий необходимо для того, чтобы избежать ошибок, проконтролировать работу эксперта.

Если время позволяет, стоит изучить максимальное количество источников. Опираться только на красочный сайт самой компании не стоит.

Информацию можно найти:

  • на форумах;
  • на сайтах-отзовиках;
  • в рейтингах экспертных компаний;
  • в личных беседах со знакомыми.

Требование к аттестации вытекает из ст. 12.1 Закона об ОСАГО, необходимый уровень квалификации техника указан в Приказе Минтранса от 22.09.2016 № 277.

Договор заключается после обсуждения всех нюансов. Он должен соответствовать положениям Гражданского кодекса РФ о договорах на оказание услуг.

Оплачивается

Оплату можно произвести наличными денежными средствами. Тогда сразу после передачи денег клиенту должны выдать квитанцию.

Возможен безналичный способ оплаты через отделение банка или личный кабинет держателя карты. Перед перечислением средств стоит уточнить размер комиссии за перевод.

Бесплатно провести освидетельствование не удастся. Нормативными актами установлено право экспертных бюро взимать плату за свои услуги.

Дата и место осмотра устанавливаются по договоренности между автовладельцем и экспертом. В зависимости от степени повреждения авто и вида экспертизы освидетельствование может быть произведено на месте ДТП, на улице, где стоит машина, или около офиса компании, в сервисном центре.

Оповестить о времени и месте исследования стоит все заинтересованные стороны.

Можно выбрать один из удобных способов:

  • лично;
  • телеграммой;
  • заказным письмом с уведомлением.

На практике самым надежным способом является отправка телеграммы с уведомлением о вручении через отделение «Почты России».

Перед началом осмотра рекомендуется дождаться приглашенных. Если ожидание затянулось дольше, чем на 15–20 минут, можно начинать процедуру. Свои обязательства автовладелец выполнил.

Оценщику необходимо представить документы, которые были составлены инспекторами ГИБДД на месте аварии. При проведении повторной экспертизы обязательно уведомить об этом техника. Закон не обязывает предъявлять предыдущее экспертное заключение.

Во время освидетельствования специалист фотографирует автомобиль со всех сторон, а также отдельно каждое повреждение.

Итогом процедуры является акт осмотра.

Кто виноват в аварии? Автотехническая экспертиза после ДТП

Эксперт должен установить, какие именно повреждения получены в результате конкретного ДТП. В оценивание не включаются вмятины, сколы и другие поломки, которые уже были на момент аварии.

Обычно обстоятельства происшествия устанавливаются после анализа справки ГИБДД. Согласно главе 2 Положения, утвержденного 19.09.2014 № 432-П, устанавливая обстоятельства нанесения вреда, эксперт-техник должен:

  1. Соотнести поломки автомобилей пострадавшего и виновника, других участников аварии.
  2. Сопоставить повреждения пострадавшего авто с другими объектами, которые задействованы в ДТП. Например, если после удара машина врезалась в фонарный столб.
  3. Проанализировать информацию из справки о ДТП, протоколов, объяснений участников.

На каждую сломанную деталь должны быть предусмотрены работы по ремонту или замене. Во втором случае решение принимается, если восстановить элемент невозможно, нецелесообразно или запрещено производителем. Например, табу устанавливается на большинство пластиковых деталей.

Травмы пострадавших в освидетельствовании авто не рассматриваются. Могут быть упомянуты в случае, когда однозначно свидетельствуют о поломке автомашины.

Сейчас расчет осуществляется автоматически. Задача специалиста ввести данные авто и информацию о повреждениях.

Согласно главе 3 Положения, утвержденного Банком России 19.09.2014 № 432-П, размер расходов на ремонт определяется на дату происшествия. Если через несколько дней после аварии произошло повышение цен, учитываться оно не будет.

В той же главе установлено, что, рассчитывая сумму возмещения, автоэксперт учитывает износ деталей, узлов и агрегатов. Улучшения и тюнинг машины не включаются в расчеты.

Выдается отчет

Согласно пункту 8 Правил ПНЭ, процедура завершается выдачей экспертного заключения. Оно должно содержать:

  • данные об автокатастрофе и пострадавшем автомобиле;
  • сведения о рассмотренных документах;
  • вопросы, которые решает экспертиза;
  • перечень нормативного, программного и другого обеспечения;
  • описание обследований и методик расследования;
  • выводы о неоговоренных обстоятельствах;
  • общий вывод и ответ на каждый поставленный вопрос в отдельности.

Заключение подписывается тем, кто провел эксперитзу, и передается обратившемуся. Дополнительно подшиваются фотографии авто, подробно расписанный расчет ремонта, акт осмотра машины, документы, подтверждающие квалификацию оценщика, договор на оказание услуги и квитанция об оплате.

Обратиться к независимой компании, которая сможет дать объективную оценку поврежденному ТС можно в случае несогласия с расчетами, полученными от страховщиков.

Если экспертиза не была организована СК в пятидневный срок, владелец в праве обратиться в независимую компанию и предоставить в последствии ее акт осмотра, результаты которого СК должна принять безоговорочно в качестве основания для назначения выплат (п. 3.12 Положения Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Независимая экспертиза может понадобиться для:

  1. расследования причины ДТП;
  2. установления скрытых повреждений;
  3. составления списка всех необходимых работ для ремонта транспорта после аварии.

Статья 12.1 ФЗ № 40 регулирует проведение экспертизы. Закон определяет ее цели, а также уточняет квалификацию лиц, имеющих право ее осуществлять.

Судебные экспертизы при расследовании ДТП: автотехническая, автотовароведческая, трасологическая

Для проведения исследования такого характера, техническое состояние машины должно оставаться неизменным с момента дорожного происшествия.

Основания для назначения повторного комплексного исследования

Несмотря на то, что понятие «независимая экспертиза» не закреплено законодательно, оно упоминается в ФЗ № 40 об ОСАГО.

Оспорить независимую экспертизу довольно сложно. Это можно сделать если выводы, приведенные в заключении, не соответствуют фактическим обстоятельствам, а также при нарушении закона в ходе проведения экспертизы. В некоторых случаях приходится делать повторную экспертизу чтобы выявить недобросовестную работу после проведения ремонта на СТО, которое сотрудничает со страховой компанией. О проведении независимой экспертизы после ремонта автомобиля можете узнать тут.

Основания для проведения повторного исследования предусмотрены п. 2 ст. 87 АПК РФ:

  1. Наличие необоснованных выводов, недостаточной ясности заключения.
  2. Возникновение сомнений, противоречий в экспертном заключении.

Повторные действия может проводить тот же эксперт или другой специалист. В случаях, когда эксперт не имеет аккредитации в соответствии с требованиями закона, проведенное им исследование будет аннулировано.

Во время проведения независимой оценки после ДТП очень важно внимательно изучать представленные материалы и присутствовать во время диагностики. Прибегнуть к помощи самостоятельных компаний и получить объективную оценку стоимости нанесенного ущерба стоит для того, чтобы избежать недобросовестного подхода страховой компании и не оплачивать часть ремонта самостоятельно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

7 (499) 938-51-93 Москва 7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург

Для проведения автотехнической экспертизы ТС необходимо подать в суд ходатайство. Делается это либо одной из сторон ДТП либо по запросу судебной системы. Какого-либо официально бланка ходатайства не существует, заявление пишется в вольной форме. Необходимо перечислить:

  • все спорные моменты по ДТП, нуждающиеся в экспертном заключении;
  • четкую мотивацию необходимости в ТТЭ.

Сколько стоит?

Стоимость экспертизы зависит от множества факторов:

  • объема повреждений;
  • сложности процедуры;
  • сроков выполнения.

Кто виноват в аварии? Автотехническая экспертиза после ДТП

Цены в разных регионах могут отличаться.

Объем повреждений

Тяжесть вреда имеет большое значение, так как от нее зависит время, которое потратит специалист на освидетельствование, количество необходимых технических устройств, квалификация эксперта.

В центральном регионе России сложилась следующая практика определения цены:

  1. Легкий ущерб будет стоить около 3 тысяч рублей. Это небольшие поверхностные повреждения 1–3 деталей, которые не влияют на эксплуатацию автомобиля.
  2. За средний ущерб придется платить около 4 тысяч рублей. Он характеризуется поверхностными и внутренними повреждениями, машина находится на ходу, но ездить на ней нежелательно.
  3. Тяжкий вред автомашине будет стоить около 6 тысяч рублей. В данной ситуации есть серьезные повреждения наружных и внутренних узлов и агрегатов, перекос кузова. Ездить на таком автомобиле невозможно.
  4. Отдельно стоят тотальные повреждения машины, осмотр которых оценивается около 8 тысяч рублей. Они означают, что восстановление авто обойдется дороже, чем покупка такого же. Например, если в результате ДТП произошло возгорание.

Срочность

Необходимость получить заключение в меньший срок может возникнуть, например, если в ближайшее время назначено заседание суда. Большинство организаций устанавливает доплату за срочность в размере 10–15% от цены договора.

Сложность

Цена договора зависит от способа и вида осмотра. Чем больше обстоятельств необходимо изучить, тем дороже будет экспертиза.

Организации предлагают следующие виды:

  • товароведческая – стоимость устанавливается по размеру ущерба, предполагает полный осмотр автомобиля;
  • автотехническая – до 10 тысяч рублей, помимо нанесенного вреда, помогает найти виновника ДТП, определить состояние пострадавшей машины до аварии;
  • трасологическая – в среднем до 13 тысяч рублей, осуществляется на месте аварии, определяет обстоятельства происшествия и виновное лицо.

Кто оплачивает?

Первичную экспертизу, например, если стороны не согласны с суммой убытка, оплачивает страховая компания. Стоимость проведенного самостоятельно освидетельствования обязан вернуть страховщик.

Согласно п. 7 Правил НТЭ, расходы на повторную экспертизу ложатся на инициатора независимо от причин обращения.

Если конфликт сторон разрешался в суде, обычно все расходы, связанные с экспертными манипуляциями, ложатся на обязанную сторону. Для компенсации нужно предоставить договор с экспертным бюро и документ, подтверждающий оплату.

Сроки проведения

Обычно от момента обращения в фирму до получения на руки результата проходит не больше 10 дней.

Это зависит от загруженности техников, сложности осмотра и объема повреждений.

Процедура экспертизы проходит в нескольких этапов:

  • участвующие стороны уведомляют о факте будущей экспертизы, времени и месте проведения таковой;
  • проводится осмотр места аварии и пострадавшего в ДТП транспорта с целью дальнейшей экспертизы;
  • собранные сведения анализируются, специалисты готовят результат экспертизы;
  • уполномоченный эксперт составляет заключение по ДТП, предоставляемое заявителю.

Чтобы автотехническая экспертиза ТС после любого ДТП достигла поставленной цели, стала максимально точной и корректной, в ходатайстве нужно указывать правильный перечень вопросов специалисту. Далее предложен рекомендованный для автотехнической экспертизы по ДТП список вопросов эксперту.

Для проверки обстоятельств:

  • какова была действительная скорость движения ТС до начала водителем торможения;
  • протяженность тормозного и остановочного пути;
  • была ли у водителя ТС какая-либо техническая возможность избежать аварии через применение техники экстренного торможения;
  • какими нормами, требованиями и пунктами Правил дорожного движения следовало руководствоваться каждому участвовавшему водителю ТС в сложившейся ситуации;
  • действовал ли по ПДД водитель;
  • какова величина допустимой скорости передвижения ТС на участке трассы с аналогичным поворотным радиусом или видимым расстоянием;
  • минимально допустимая в конкретной ситуации дистанция движения ТС по отношению к едущему впереди;
  • соответствовали ли с технической точки зрения объяснения водителя реальному положению дел;
  • какое расстояние было, когда водитель объективно мог увидеть пешехода, вышедшего из-за неподвижного препятствия;
  • кто из участников аварии имел преимущество при движении;
  • каково расстояние, на котором должен был водитель ТС начать маневр по безопасному обгону или объезду.

фото3

Для технической экспертизы:

  • были ли у транспортного средства неисправности;
  • каковы причины имевшихся неисправностей ТС;
  • был ли дефект причиной аварии;
  • могла ли поломка ТС случиться как следствие ремонта или обслуживания;
  • каким было влияние неисправности или дефекта на устойчивость ТС, его управляемость;
  • был ли в состоянии водитель ТС, с учетом обнаруженной поломки, предотвратить аварию;
  • был ли шофер/иное лицо, ответственное за выпуск на трассу/рейс ТС, в состоянии выявить поломку до аварии;
  • являлся ли выполненный ремонт ТС качественным;
  • если ТС ремонтировалось, устранена ли была в итоге поломка;
  • полностью ли выполнены перечисленные в заказ-наряде работы.

Для трасологической экспертизы:

  • где расположено место наезда/столкновения/удара;
  • как расположены ТС на момент самой аварии относительно друг друга и проезжей части, полотна и границ таковой;
  • каков был механизм аварии;
  • какова траектория перемещения автомобилей при ДТП до удара и после него;
  • какие из документально зафиксированных повреждений пострадавших ТС могли быть нанесены в ходе аварии;
  • какими конкретно частями ТС контактировали на начало ДТП;
  • был ли при аварии неподвижен автомобиль на момент удара;
  • какой из участников произошедшего ДТП двигался, а какой – стоял неподвижно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Образец, пример: Ходатайство о замене ответчика

Для проверки дорожных условий отрезка трассы:

  • соответствие установленных в месте аварии дорожных знаков ГОСТу и ПДД;
  • состояние покрытия трассы и соответствие его ГОСТу на участке случившегося ДТП;
  • наличие разметки на рассматриваемом участке, и ее соответствие ГОСТу;
  • соответствовал ли (если применимо) режим светофора в зоне аварии предписанием ГОСТу;
  • безопасно ли организовано движение на данном участке трассы, и есть ли огрехи и недостатки в его организации.

Для автотоварной:

  • какие на ТС имеются повреждения и дефекты;
  • объемы предстоящих ремонтных работ;
  • стоимость восстановления ТС после аварии;
  • какова будет рыночная стоимость поврежденного транспорта.

Сроки проведения

С момента принятия ходатайства процедура должна быть проведена:

  • обычным порядком: экспертиза осуществляется за 15 – 30 дней;
  • в неотложных и важных случаях, за дополнительную плату, сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП могут быть сокращены до 3-5 дней.

Стоимость вопроса

Цена любой экспертизы в каждом случае рассчитываются индивидуально на договорной основе. В среднем, в 2019 году стоит ориентироваться на сумму от 15 тысяч рублей.

Все экспертизы проводятся по определенным методикам, известным лицензированным специалистам. Эти методики пересекаются с криминалистическими и заимствуют оттуда много приемов.

Так, эксперт осматривает место аварии, проводит фото- и видеосъемку, делает фиксацию и замеры следов ДТП, местоположения ТС, расположения обломков. Оценивается, в каком состоянии дорога и придорожные конструкции. Осматриваются пострадавшие ТС: их идентифицируют, фиксируют повреждения (внутренние и внешние). На основании всех фактов делается вывод о том, как развивалась авария и кто в ней виноват.

фото4

Ведется и работа с людьми: инженерно-психологическая экспертиза оценивает, насколько позволяло состояние водителя ТС осуществлять управление, были ли его действия адекватны сложившейся ситуации. В некоторых случаях требуется судебно-медицинская экспертиза, выявляющая тяжесть повреждений, характер травм и причину смерти (если применимо).

Иногда требуются дополнительные виды исследований:

  • лакокрасочная экспертиза автомобиля после ДТП, оценивающая состояние краски ТС;
  • взрывотехническая;
  • пожарная;
  • металловедческая;
  • агрегатная.

Экспертиза может производиться разными путями.

Независимая оценка

Проводится по запросу сторон ДТП, если те считают нужным обратиться к третьим лицам для разрешения спора.

В случае выплат по ОСАГО/каско экспертизу может сделать сам страховщик. Но выводы такого специалиста часто занижают степень ущерба, что ведет к обращению к независимым экспертам.

По ходатайству сторон судебного спора, представлению ГИБДД или самого суда также может быть назначена экспертиза. Если прошение удовлетворено, эксперта выбирает суд.

Что входит в заключение эксперта-оценщика

Чтобы исследование было плодотворным, важно поставить перед специалистом правильные задачи. Вопросы будут отличаться в конкретных ситуациях, но можно выделить общий список возможных. При столкновении ТС специалисту задаются следующие вопросы:

  1. С какой скоростью двигались машины?
  2. По какой траектории?
  3. Какое ТС находилось в неподвижном состоянии, а какое в движении?
  4. Какое расстояние было между автомобилями, когда создавший помеху водитель начал движение?
  5. Когда водитель начал торможение?
  6. Под каким углом машины врезались друг в друга?
  7. Кто виноват в аварии? Автотехническая экспертиза после ДТПСколько времени прошло между различными фазами аварии?
  8. Какими пунктами ПДД должны были руководствоваться водители?
  9. Какие повреждения, зафиксированные в документах, могли быть получены в результате данного столкновения?
  10. На какую дальность была видимость?
  11. Имелась ли техническая возможность предотвратить происшествие?
  12. Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?
  13. На какой скорости при данных условиях возможен занос?
  14. Имелись ли какие-либо неисправности в системах авто, какая из них стала причиной аварии, могла ли она быть обнаружена ранее?
  15. Соответствует ли расположение дорожного знака и состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги требованиям ГОСТ?

фото5

Если в ДТП произошел наезд на пешехода, эксперту задаются следующие вопросы:

  1. Какова была скорость движения ТС перед началом торможения?
  2. Какова длина тормозного пути для конкретных условий аварии?
  3. Каково расстояние от места наезда до точки, в которой находился автомобиль в момент выхода пешехода на проезжую часть;
  4. Была ли у водителя техническая возможность избежать наезда при данных обстоятельствах?
  5. Была ли у пешехода возможность безопасно перейти дорогу при заблаговременном торможении автомобиля.

Полученный вследствие аварии ущерб оценивается экспертизой. Процедура призвана помочь в составлении общей картины произошедшей аварии. Экспертиза определяет:

  • Состояние автомобиля вследствие ДТП.
  • Необходимую  для восстановления сумму компенсации.
  • Сбъективные и объективные причины произошедшей аварии.
  • Виновника ДТП, подтверждая либо опровергая версию сотрудников полиции.

В зависимости от целей и задач различают несколько видов экспертной оценки, каждый из которых будет подробно описан ниже.

Типы экспертной оценки различаются по определенным признакам.

В зависимости от подведомственности экспертной организации,  для оценки может потребоваться:

  1. Проведение служебного расследования (досудебной экспертизы).
  2. Назначение судебной экспертизы.

Судебная экспертиза.

Это процессуальное действие, в рамках которого проводится исследование всех обстоятельств дела с целью выявления сведений,  которые могут послужить доказательством в процедуре установления истины по уголовному делу. Как правило, они требуются для проверки других обстоятельств рассматриваемого дела. Главный вопрос, на который должна дать ответ подобная экспертиза – авария произошла из-за действий водителя, пренебрегшего правилами безопасности, или имел место несчастный случай.

Досудебная экспертиза.

Данный вид экспертизы проводится по желанию физических или юридических лиц, которые не согласны с выводами страховой компании либо с позицией другого участника ДТП. Цель процедуры – получение независимой оценки состояния автомобиля и требуемой для ее восстановления суммы.

Исходя из этого критерия может проводится три вида экспертной оценки.

Единоличная .

Назначается, когда обстоятельства аварии не вызывают больших разногласий между ее участниками. В данном случае не требуется присутствие уполномоченных лиц. Проблема решается между двумя водителями, попавшими в ДТП и их страховыми компаниями.

Комиссионная.

Данная экспертиза назначается, когда количество участников ДТП больше двух и при этом между ними возникают разногласия, требующие привлечения третьих лиц. В данном случае назначается комиссия из нескольких экспертов с одной специальностью. Они самостоятельно исследуют одни и те же объекты, дают ответы на одни и те же вопросы.

Комплексная.

Подобный вид экспертизы требуется в особо сложных случаях, когда необходимо мнение экспертов из разных областей. Кроме эксперта-автотехника в созданную комиссию может входить криминалист, медик и т.д. Все эксперты исследуют одни и те же объекты, решая возникающие пограничные вопросы, общие для специалистов из разных областей.

Первичная.

Это экспертиза, которая дает ответ на вопросы, поставленные следователем либо судьей. Данный вид оценки является начальной стадией проведения экспертизы.

Дополнительная.

Если заключение эксперта не дает полной ясности о произошедшей аварии или отчет является неполным, назначается данный вид экспертизы. Здесь уточняется процесс исследования обстоятельств ДТП, даются более полные объяснения поставленным заключениям. При необходимости предоставляются дополнительные аргументы в пользу тех или иных выводов.

Повторная.

  • Назначается, если возникают сомнения в:
  • Компетентности эксперта.
  • Корректности проведенного анализа.
  • Объективности сделанных выводов.
  • Достоверности первичных данных.
  • Соблюдении требований УПК.
  • Возникновении новых материалов дела, способных повлиять на его ход.

Повторная экспертиза, как правило, является комиссионной и создается из новых членов. Участвовавшие в предыдущей оценке эксперты к повторному рассмотрению дела не допускаются.

Для получения максимально полной картины происшествия, после аварии нужно провести комплекс независимых технических экспертиз. Каждая из них отвечает на конкретный перечень вопросов, давая в совокупности полное понимание обстоятельств наступившей аварии.

Цель данного вида независимой экспертизы – выявление обстоятельств и причин произошедшей аварии. Она дает ответ на комплекс вопросов, которые условно можно разделить на две группы:

  1. Определяющие техническую характеристику и параметры дорожной обстановки в момент ДТП.  Данная экспертиза определяет такие физические показатели, как параметры сцепления покрытия дороги, коэффициент ускорения/торможения/сопротивления, время движения ТС, их траекторию и т.д.
  2. Анализ водительских действий в момент аварии. В данном случае экспертиза рассматривает насколько правильными и последовательными были действия участников ДТП относительно конкретной дорожной обстановки. 

Автотехническая экспертиза назначается по заявлению органов дознания, суда, следствия, либо самих водителей, участвовавших в аварии.  В заявлении на проведение экспертизы требуется указать основания, по которым проведение анализа необходимо, а также список вопросов, на которые заявитель хочет получить ответ.

Законом не установлены конкретные сроки  для проведения данного вида анализа. Также нет фиксированной стоимости проведения оценки. Точный срок проведения зависит от:

  • Сложности ситуации.
  • Объема материалов дела.
  • Загруженности эксперта.
  • Типа ТС.

фото6

Если анализ проводится в досудебном порядке, на процедуру отводится от 10 до 60 календарных дней. Если экспертиза назначается судом, срок проведения указывается в судебном решении.

Результатом анализа является заключение эксперта, в котором подробно отражена вся выявленная информация об обстоятельствах дела.

Правильный выбор организации для проведения экспертизы играет решающее значение в определении ее качества.

  • «4. Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника.
  • Требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  • 5. Эксперты-техники несут ответственность за недостоверность результатов проведенной ими независимой технической экспертизы транспортных средств. Убытки, причиненные экспертом-техником вследствие представления недостоверных результатов независимой технической экспертизы, подлежат возмещению экспертом-техником в полном объеме (ст. 12.1 №40-ФЗ)».

Таким образом, при выборе экспертной организации, следует обращать внимание на:

  • Время ее существования.
  • Количество экспертов-техников в штате и уровень их квалификации.
  • Процент успешно проведенных экспертиз.
  • Вид используемого программного обеспечения.

Окончательное решение принимается на основе комплекса перечисленных критериев.

Обжаловать экспертное заключение можно исключительно в судебном порядке. Оспаривание производится в соответствии со следующим алгоритмом действий:

  1. Ознакомление с постановлением о проведении экспертной оценки.
  2. Анализ представленного отчета.
  3. Инициирование вызова эксперта на судебное слушание.
  4. Подача ходатайства о проведении повторной экспертизы.

Таким образом, корректно проведенная независимая экспертиза является гарантией соблюдения прав водителя-участника ДТП. Поэтому крайне важно учитывать все нюансы ее проведения и тщательно следить за процедурой на всех этапах.

Обязательный этап в разборе ДТП – установление виновника происшествия. Этому лицу (водителю, пешеходу, коммунальным службам) в дальнейшем придется компенсировать стоимость нанесенного другим сторонам ущерба, а потерпевшим нужно доказать наличие ущерба и установить его величину.

К сожалению, не всегда виновник аварии соглашается с предъявленными к нему претензиями. К тому же непосредственно на месте бывает сложно определить, чьи действия привели к ситуации или же установление виновного в ДТП происходит неправильно. Техническая экспертиза автомобиля после ДТП нужна именно для таких спорных ситуаций, когда требуется установить, кто (или что) явился причиной аварии, определить пострадавших, сумму ущерба, картину происшествия в целом.

  • определение размера убытков, причиненных в результате ДТП;
  • страховая фирма предлагает компенсацию, которая не соответствует сумме ремонта;
  • сумма полноценного ремонта превышает максимальный порог выплат по ОСАГО (400 000 рублей);
  • необходимость в объективной информации в расчетах для виновника ДТП (в случае, когда он не согласен с установленной суммой выплат).

Независимая оценка

  • автоэкспертиза после дтп
  • оценка автомобиля для наследства
  • определить ущерб в следствии аварии
  • оценка машины
  • экспертиза авто
  • оценка рыночной стоимости судов и двигателей
  • оценка рыночной стоимости мототехники
  • оценка рыночной стоимости оружия

Должен ли присутствовать виновник или представитель СК?

По закону об ОСАГО необходимо предоставлять ТС на осмотр страховщику автомобиль, но присутствие на процедуре виновника необязательно. А вот при независимой экспертизе (например, если пострадавший в ДТП отказывается от экспертизы страховой компании) виновник должен быть уведомлен о факте экспертизы письменно, с указанием даты, места и времени. Если к назначенному времени он не явился, экспертизу проводят без него.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Бесплатная юридическая консультация метро Достоевская

Прямые указания на то, что все заинтересованные стороны обязательно должны присутствовать во время проведения независимой экспертизы, отсутствуют. Однако ст. 5 ГК РФ предусматривает необходимость их уведомления в надлежащем порядке.

Поэтому рекомендуется направить письменное извещение. Если заказчик экспертизы предъявит соответствующее уведомление о вручении и в течение получаса после назначенного времени виновник ДТП не появится, экспертиза проводится без него. При этом в акте осмотра делается соответствующая отметка.

Что касается представителя СК, то его присутствие во время проведения независимой экспертизы не является обязательным, но желательно направить извещение. Согласно ст. 12 ФЗ «Об оценочной деятельности», отчет эксперта признается достоверным документом и уже представляет собой достаточное основание для обоснования материальных претензий.

Однако это не отменяет обязанности незамедлительно уведомить страховую компанию виновника о произошедшем ДТП (наступлении страхового случая). Это предусмотрено ст. 961 ГК РФ и ст. 11 ФЗ «Об ОСАГО». А также необходимости подать заявление (обычно приложено к страховому полису) о страховой выплате и приложить к нему соответствующие документы. Обычно на это отводится 15 дней с даты ДТП.

фото7

В противном случае в страховой выплате будет отказано и придется доказывать свою правоту в суде.

Согласно пункту 7 Правил НТЭ, инициатор проведения повторного осмотра должен письменно пригласить страховщика. Других указаний российские правовые акты не содержат.

На заметку: в практике сложилось, что пригласить на любой экспертный осмотр виновника ДТП и представителя страховой компании необходимо.

Это связано с последующим разрешением споров в суде. Если человек присутствовал и лично контролировал все действия эксперта-техника, вопросов о качестве и правомерности заключения будет меньше.

Отсутствие указанных лиц не влияет на освидетельствование. Автовладелец не обязан отменять процедуру из-за неявки приглашенных. Суд в ходе разбирательства признает, что пострадавший предпринял все возможные действия для участия сторон в автоэкспертизе.

Оспаривание результатов

  • разные виды диагностики самого авто, в том числе и отдельных деталей;
  • оценку места происшествия;
  • психологическую экспертизу водителя и других участников аварии (если применимо, включая судмедэкспертизу).

Рассмотрим виды экспертиз при ДТП подробнее.

В профессиональной среде встречается также термин «ситуационная экспертиза по ДТП». Это подвид автотехнической экспертизы, реконструирующий все детали аварии. Инициировать экспертизу обстоятельств аварии (ЭО) может одна из сторон ДТП или суд.

В предмет обследования входят:

  • все возможные фактические сведения о случившемся ДТП;
  • скорость перемещения участников аварии;
  • исправность транспортного средства (ТС), его загруженность;
  • особенности полотна трассы на участке ДТП, погодные условия, состояние окружающей среды;
  • оценка состояния водителей/пешеходов, соответствие их действий ситуации (инженерно-психологическая экспертиза).

Для максимальной эффективности эксперту составляется список вопросов, на которые он должен дать официальный ответ. Собрав и изучив документальную и фактическую информацию, эксперт составляет заключение, которое и станет результатом экспертизы. Заверенное печатью экспертной компании и подписью специалиста, оно может быть предоставлено суду в ходе доказательства и использовано в других случаях.

В ходе экспертизы осуществляется:

  • реконструкция обстоятельств ДТП, для чего производятся технические расчеты и трасологический анализ;
  • определяются участники аварии, их количество, скорость, с которой они двигались, анализируется тормозной и остановочный пути;
  • восстанавливаются действия лиц за рулем, устанавливается соответствие их решений регламенту ПДД и техническим требованиям;
  • выясняются факторы технического плана, способные оказать влияние на устойчивость ТС или его управляемость;
  • диагностируется ТС на предмет его исправности, наличия заводского брака и повреждений;
  • проверяются показания свидетелей и их соответствие результатам анализа места ДТП и участвовавших транспортных средств;
  • анализируются погодные условия на момент аварии;
  • исследуется состояние и качество дорожного полотна на участке;
  • восстанавливается подробная картина аварии, выясняются причины;
  • анализируется положение и передвижение других объектов и участников ДТП (например, пешеходов).

Важный момент в экспертизе ДТП – скрытые повреждения. Далеко не всегда на месте аварии видно все и сразу, например, водитель сдавал назад и немного задел соседнее ТС. Визуальные повреждения минимальны, часто виновник отделывается только небольшой суммой потерпевшему. А последний, приехав впоследствии на СТО, выслушивает вердикт, к примеру, о деформации или проседании фары, что означает несколько иной объем работ. Если найдены скрытые повреждения при ДТП, как зафиксировать их?

Если в ходе ремонта на СТО таковые обнаружились, необходимо провести дополнительную независимую экспертизу:

  • известить о ее проведении страховую компанию, виновника аварии и выбранных независимых экспертов;
  • специалисты проведут анализ повреждений и их связь с ДТП, обозначат размер компенсации.

Трасологическая экспертиза при ДТП решает задачу изучения следов на месте аварии и пострадавшем транспорте, механизма столкновения ТС, соотнесения следов с повреждениями. Устанавливаются траектории движения ТС, положение их относительно полотна трассы и друг друга до, после и на момент аварии.

Автотехническая экспертиза при ДТП – это один из родов инженерно-транспортной экспертизы.

Процедура делится на три основных подвида:

  • проверка техсостояния (например, экспертиза подушек безопасности автомобиля после ДТП);
  • транспортно-трасологическая экспертиза;
  • инженерно-психофизиологическая.

Судебно-медицинская

Такая судебная экспертиза после ДТП может назначаться по запросам следственных органов или ходатайству суда. Обязательно ее проведение в случаях, когда есть потерпевшие в тяжелом состоянии или погибшие в ДТП.

Она отвечает на вопросы о нанесенных людям повреждениях, степени и характере таковых, воссоздает аварийную ситуацию, помогает установить вину участников и возможную причину смерти погибших.

В общем случае такая экспертиза представляет собой оценку качественных характеристик объекта, выявление его дефектов и причин возникновения таковых, степени потери качества. Вычисляется итоговая стоимость товара на текущий момент и (опционально) на определенную дату.

Автотовароведческая экспертиза после ДТП нужна при:

  • досудебном решении споров;
  • судебных расследованиях аварий;
  • рассмотрении споров в арбитражных и общих судах;
  • разборе административных правонарушений.

Важна она при уже упоминавшейся ситуации, когда на СТО обнаружены незафиксированные ранее повреждения. Дело в том, что формально страховая компания не обязана оплачивать скрытые повреждения при ДТП по ОСАГО, ведь в документах их нет. Но шанс получить выплату все же есть.

  1. Указание наличия скрытых дефектов при первичной экспертизе. Если специалист даст такое заключение, то с ним можно обратиться в страховую, которая проведет дополнительный осмотр, зафиксирует дефекты и сделает калькуляцию.
  2. Независимая экспертиза. При этом придется обратиться в стороннюю лицензированную компанию, которая осмотрит ТС, опишет повреждения и выдаст заключение. С этой бумагой водитель также идет в страховую, которая обязана будет компенсировать ущерб.

Эта разновидность экспертизы проводится в ситуациях, когда у сторон возникли спорные вопросы. Привлекаются специалисты в соответствующих областях, на основании их заключений формируется итоговый обобщающий документ. Делается экспертиза скорости при ДТП, технического состояния ТС, обстоятельств, другие необходимые исследования.

Комплексный вариант позволяет более подробно оценить детали ДТП. Например, экспертиза колеса при ДТП с опрокидыванием поможет точно определить, было ли вызвано опрокидывание ТС повреждением покрышек, или чем-то иным, уточнит порядок маневров авто и действий водителя. Комплексная экспертиза при ДТП может считаться синтезом всех видов экспертиз.

При несогласии с результатами таковые могут быть оспорены. Для этого необходимо обратиться к независимым экспертам, которые:

  • напишут рецензию на заключение после первой экспертизы, в которой могут быть ошибки и неточности;
  • составят документы для суда и других инстанций.

С этими бумагами можно будет потребовать повторной экспертизы.

Если сторона не согласна с результатами экспертизы, их можно оспорить. Например, могли быть выяснены новые обстоятельства ДТП, найдены неточности в отчете, ошибки эксперта.

Для этого можно провести повторное исследование ситуации. Но если просто подать ходатайство на вторичную экспертизу, оно, скорее всего, удовлетворено не будет, поскольку у подателя отсутствуют аргументы для этого. Поэтому необходимо сначала сделать рецензию на заключение эксперта по ДТП.

Рецензия на автотехническую экспертизу ДТП – документ, составляющийся уполномоченным экспертом. Специалист анализирует отчет судебной экспертизы, выявляет возможные неточности, несоответствия процессуальным нормам, ошибки, факты некорректного расследования и неучтенные обстоятельства по рассматриваемому ДТП.

Где и как можно ее сделать?

В случае участия в ДТП, если водитель не является его виновником, возмещение ущерба должна покрыть страховая компания (СК) виновника аварии.

Страховой агент должен назначить оценочную экспертизу, осуществить которую может сама компания, если в ее штате есть эксперт-техник, имеющий специальное образование. Также страховая компания может обратиться в независимую фирму для проведения исследования. Данные действия являются частым явлением, и экспертиза проводится специалистами фирмы, с которой у СК заключен договор. Подробнее о том, чем руководствуется страховая компания при определении размера компенсации и почему занижает стоимость ремонта, читайте тут.

Осуществление осмотра или проведение независимой экспертизы должно осуществляться СК в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления (п. 3.11 Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Оценка ущерба включает в себя выявление скрытых повреждений, которые имеют отношение к ДТП. Скрытые дефекты также должны быть внесены в акт.

Согласно 12 статьи ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.02.2002 (далее ФЗ №40), в частности п. 21 после завершения экспертизы страховая компания должна осуществить страховую выплату пострадавшему в течении 20 дней (за исключением праздничных дней) или выдать направление на ремонт ТС.

Поскольку отчет о проделанной работе достаточно емкий процесс, предполагающий перечень повреждений, детальное описание скрытых поломок, расчеты и другую важную информацию, ориентироваться лучше всего на экспертов, составляющих заключения для суда. Здесь велика вероятность отсутствия каких-либо ошибок и неточностей. Также, при необходимости обращения в суд, грамотно составленное заключение будет необходимо.

Выбирать фирму, которая сотрудничает со страховой компанией не стоит, результат может быть составлен с учетом интересов страховщиков.

Критерии выбора независимой фирмы:

  1. Время существования предприятия на рынке. Чтобы избежать сотрудничества с недобросовестными фирмами, а также не стать жертвой неблагонадежных фирм (однодневок), стоит убедиться, что компания не один год занимается этой деятельностью.
  2. Возможность документального подтверждения сотрудничества. При обращении в экспертную компанию, необходимо поинтересоваться заключает ли она договоры на проведение работ и выдает ли чеки по факту их окончания. На компенсацию затрат по проведению независимой оценки можно рассчитывать только при наличии этих документов.
  3. Наличие положительной репутации среди клиентов. Можно изучить отзывы о работе компании и убедиться в ее надежности и профессионализме, а также уточнить процент успешно оконченных экспертиз.
  4. Квалификация и соответствие сотрудников установленным нормам законодательства.

Детальнее о том, как правильно выбрать независимого эксперта, мы рассказывали в этой статье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector