Функциональная компетенция речи. Правила построения высказываний

20. Как держать паузу?

• 1. Помните, что дыхание должно быть незаметным, поэтому делайте короткий вход

носом или ртом. Выдох же должен быть длинным, во время которого нужно

говорить. Следующий вдох сделайте во время речевой паузы, быстро и

непринужденно.

2. Не старайтесь говорить чересчур быстро – это может вызвать «проглатывание»

отдельных кусков текста. Учитесь рассказывать с интонацией, обдуманно и не

спеша.

3. Паузу включайте до и после слов, на смысл которых хотите обратить внимание

Функциональная компетенция речи. Правила построения высказываний

собеседника.

4. Помните, фраза не должна длиться более 1,5 минут.

5. Делайте небольшие паузы перед тем, как высказываете какую-либо информацию.

Например, «Меня зовут (мини-пауза) Елена». Люди склонны считать, что

информация — это скучно, поэтому всегда стремятся поскорей с ней разделаться.

Прежде чем представиться или назвать номер телефона, сделайте паузу, чтобы

придать информации больше значения.

Говоря… говорите с ритмичными паузами… так… вас будет… легче понять… и

приятнее слушать.

02.07.2018

21. ЗАДАНИЯ

• 1. Попробуйте перечислить, какие средства есть помимо слов. Подумайте

над этим применительно к себе.

2. Выполните упражнение «изложение» и запишите себя на диктофон.

Определите, есть ли у вас «громкая» пауза и как часто вы используете

паузу для того, чтобы рассказ звучал интересно.

3. Спросите своих друзей, умеете ли вы слушать собеседника, не

перебиваете ли в самый важный момент? Обычно паузу хорошо держит

только тот, кто умеет слушать.

4. Задайте вопрос, но после ответа посмотрите внимательно в глаза

собеседнику и продолжайте молчать. Вы должны добиться того, чтобы

человек начал сам давать более подробные объяснения.

5. Если во время вашего выступления кто-то некстати рассмеялся или

вдруг вынул из сумки включенный телефон — резко, на полуслове,

замолчите и держите паузу до наступления полной тишины.

02.07.2018

22. Описание

• Констатирующая речь, имеет целью всесторонне охарактеризовать предмет

речи через перечисление его признаков: количественных, качественных,

структурных, функциональных. В построении такого дискурса обращает на

себя внимание относительно свободный порядок следования частей, единый

ПОДРОБНЕЕ:  Православный телеканал союз молитвенное правило

временной план (чаще – настоящее вневременное), обилие согласованных

именных сказуемых, разного рода определительных конструкций, в том числе

сравнений, сопоставлений и т.д.

• Описание «предоставляет» слушающему статистическую и статичную

картину: в нем объект, явление не развиваются.

• Пример: описание в судебной речи места инцидента.

• Правило места Правило порядка следования Правило функции

23. Повествование

• Динамика повествования – постоянная смена времени.

• Описываемые события носят характер уточнения либо хронологического развития.

• Временная логическая последовательность действий.

экспозиция – вступительная часть;

завязка – событие, ставшее началом действия;

развитие действия – непосредственно сами события;

кульминация – итог сюжета;

развязка – пояснение смысла произведения.

02.07.2018

Как и у любого типа речи, у повествования существуют свои характерные черты. Среди

• цепочка семантически связанных глаголов, которые представлены в тексте в порядке

последовательности действий;

• разные временные формы глаголов; использование глаголов, для которых характерно

значение последовательности действий;

• различные глагольные формы, обозначающие возникновение действий либо

признаков;

• даты, цифры, обстоятельственные и любые другие слова, которые демонстрируют

временную последовательность действий;

• союзы, обозначающие чередование, сопоставление или возникновение событий.

02.07.2018

25. Рассуждение

• В рассуждении предметы или

явления раскрываются с точки

зрения их внутренних признаков,

доказываются некоторые

положения. Это своего рода

процесс получения нового знания о

предметах, событиях, явлениях и

сообщения этого знания в форме

вывода. Поэтому установление

причино-следственных отношений

между фактами, указание на

условно-уступительные, целевые

взаимосвязи событий, строгая

логичность мысли, четкое

построение – ключевые

характеристики рассуждения.

вывод

введение

аргумента

антитезис

тезис

02.07.2018

02.07.2018

02.07.2018

1. Э. Г. Азимов, А. Н. ЩукинНовый словарь методических терминов и понятий (теория и прак

тика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. 2009.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector