Как подать кассационную жалобу

Правила написания кассационной жалобы

Гражданское судопроизводство предполагает, что жалоба:

  • Будет направлена в кассационную инстанцию, не имевшую вашего дела в производстве;
  • Подаётся только на вступивший в силу приказ (постановление);
  • Подаётся на приказы, вынесенные президиумом областного суда, мировыми судьями. Полный перечень прописан в п. 2 ст. 377 ГПК РФ.

При подаче необходимо, чтобы кассационная жалоба соблюдала два принципа: подсудность, очередность. Подача осуществляется только в вышестоящие суды относительно инстанций, вынесших решение по делу.

Законодательство РФ предполагает иерархичность судопроизводства, потому кассационная жалоба на апелляционное определение по гражданскому делу не может быть рассмотрена, если предварительно не подавалась апелляционная жалоба. Нельзя перейти к вышестоящей инстанции, минуя нижестоящую.

Кассационная жалоба – это документ, который составляется и подается в суд соответствующей инстанции для пересмотра решения. Цель такого обращения – восстановление своих прав, если лицо уверено в том, что при рассмотрении дела они были нарушены. Подать жалобу такого типа можно как по гражданскому, так и уголовному делопроизводству. Однако следует отметить, что в первом случае обращение подается гораздо чаще.

Нормы, процесс подачи, а также порядок составления таких обращений регламентируется главой 41 Гражданского процессуального кодекса РФ. А статья 378 этой же главы точно регулирует структуру такого документа.

В кассационный суд вправе обращаться следующие лица:

  • стороны рассматриваемого дела – истец или ответчик;
  • лица, права которых нарушаются вынесенным решением суда;
  • сотрудники органов прокуратуры, если в рассмотрении дела судом первой инстанции принимал участие прокурор.

Другими словами, подача такого обращения может осуществляться только участниками судебного процесса и лицами, которых затрагивает решение суда.

Прежде всего, следует отметить, что кассационная жалоба на решение суда может подаваться только после того, как была оформлена и отклонена судом апелляционная жалоба. Иными словами, кассация – это последняя возможность обжалования решения суда.

Заявления такого типа принимаются как в письменном, так и печатном виде, существенной роли это не играет, но подпись самого истца или же его уполномоченного представителя должна быть обязательно.

В обращении обязательно должно быть указано следующее:

  • название суда, адрес;
  • ФИО заявителя;
  • процессуальный статус дела;
  • перечисление судов, в которых дело уже рассматривалось;
  • данные обо всех участниках дела (ФИО, паспортные данные, место проживания);
  • перечисление судебных постановлений, которые, по мнению заявителя, подлежат обжалованию;
  • указание причин, которые, по мнению заявителя, являются основанием для обжалования решения.
  • основная часть или мотивировочная — данная часть обращения должна быть максимально полной и конструктивной, поскольку именно здесь следует убедительно и основательно изложить нецелесообразность решения вынесенного судом первичной инстанции. Обязательно претензии должны быть подкреплены законодательными нормами;
  • запрос о рассмотрении жалобы и принятии правомерного решения относительно дела;
  • перечень прилагаемых документов;
  • подпись заявителя или его уполномоченного представителя.
ПОДРОБНЕЕ:  Жалоба на услуги адвоката

В мотивировочной части жалобы также следует указать (если они есть), процессуальные ошибки. К таковым относится:

  • неправильно сформированный состав суда;
  • не извещение всех участников судебного дела о заседании;
  • неведение протокола заседания;
  • нарушение права на защиту;
  • нарушение хода судебного расследования, судебных дебатов и так далее.

К самому обращению следует приложить такие документы:

  • ксерокопия паспорта гражданина РФ;
  • копия всех судебных актов, которые вынесены по делу;
  • постановление апелляционного суда;
  • документы, которые подтверждают неправомерность решения предыдущих судебных инстанций;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • доверенность на предоставление интересов в суде.

Кассационная жалоба по уголовному делу составляется таким же образом, регламентируется статьей 401. 15 УК РФ.

Жалобу такого типа нужно подавать в строго оговоренные законодательством сроки. Причем, важно помнить следующее – отсчет срока обжалования начинается ровно на следующий день с того момента, как было вынесено решение апелляционным судом, так как кассация может подаваться только после этого.

Согласно статье 376 ГПК РФ у заинтересованного лица есть только шесть календарных месяцев с того момента, как обжалуемое решение вступило в законную силу. Однако есть два момента, которые обязательно нужно учесть.

Если кассация подается на основании решения апелляционного суда, то отсчет начинается с момента вынесения решения. Но, в некоторых случаях, что является скорее исключением из правил, жалоба может подаваться на основании решения суда первой инстанции. Это возможно в тех случаях, когда срок апелляционного решения был пропущен, и в его восстановлении было отказано.

В таком случае отсчет начинается на следующий день с момента вступления в силу вынесенного решения. Согласно гражданско-процессуальному кодексу с момента вынесения решения и до вступления его в действие проходит месяц. Например – постановление было вынесено 16.04.18. Следовательно, отсчет начинается с 17.05.18г.

Отдельно следует сказать о подаче жалобы при уголовном судопроизводстве:

  • для ответчика  и лиц, которые предоставляют его интересы – бессрочно;
  • для прокурора и потерпевшего – в течение 12 календарных месяцев с момента вынесения приговора.

При арбитражном процессе срок обращения составляет два месяца.

Что такое кассация и чем она регламентируется

Смысл процедуры заключается в прошении о пересмотре либо отмене судебного приказа более высшей инстанцией, из-за нарушений в процессуальном и материальном праве. Согласно п. 2 ст. 376 ГПК РФ составить обращение можно в течение 6 месяцев после того, как постановление вступит в силу.

ПОДРОБНЕЕ:  Жалоба в Конституционный суд РФ от граждан в 2019 году и другие инстанции

Сроки рассмотрения обращений регламентированы статьей 382 ГПК РФ.

Подать обращение в указанные сроки имеет право любой участник процесса низших апелляционных и первых инстанций.

В этот круг входят:

  • Истцы;
  • Ответчики;
  • Осужденные;
  • Пострадавшие (уголовный процесс);
  • Третьи лица, чьи интересы затрагивает вынесенное решение;
  • Генеральный прокурор РФ и его замы;
  • Прокуроры республик, краев, и так далее в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 377 ГПК РФ.

Нормативная регуляция процесса осуществляется по-разному, в зависимости от характера дела (Арбитражный спор, уголовный процесс, гражданский и т.д.).

Составление жалобы

Все аспекты содержания регламентированы статьёй 378 ГПК РФ:

  • Наименование суда, где будет производиться обжалование;
  • Ф.И.О., адрес постоянного места проживания/регистрации заявителя, включая данные его процессуальной роли в нижестоящих инстанциях;
  • Перечень имен и адресов прежних участников процесса;
  • Список инстанций, рассматривавших дело, краткое описание вынесенных постановлений, решений, приказов нижестоящими судами;
  • Перечень оснований жалобы.

Отличие кассации от апелляции

Кассация Апелляция
Направляется в кассационный суд Направляется в суд, который принял решение по делу (районные, городские)
Срок подачи обращения – 6 месяцев Срок подачи обращения – месяц, с момента вынесения решения
Подается после решения апелляционного суда (в исключительных случаях после решения суда первой инстанции). Подается после решения суда первичной инстанции
Нельзя включить в дело дополнительную информацию. При возникновении новых обстоятельств нужно открывать новое судопроизводство. Судебное расследование может дополняться новыми фактами. При необходимости может возвращаться на повторное досудебное расследование.

Таким образом, делать равнозначными эти понятия нельзя.

Как и куда направлять кассацию?

Для того чтобы кассационное обращение было рассмотрено, его следует правильно подать. В первую очередь составляется само обращение, а также формируется пакет документов. Если срок обращения вышел, то дополнительно должно быть включено ходатайство о продлении срока и рассмотрении обращения.

Собранный пакет документов подается в кассационный суд, при арбитражном процессе в инстанцию, которая и вынесла спорное решение:

  • в Президиум суда, куда направляются получившие юридическую силу мировые и районные акты;
  • в арбитражный суд федерального округа;
  • в судебную коллегию Верхового суда РФ.
ПОДРОБНЕЕ:  Жалоба на советникa - как и куда жаловаться

Перед тем, как отправить документацию, следует проверить:

  • правильно ли составлена жалоба (в данном вопросе лучше обращаться к юристу);
  • все ли документы есть в пакете, а также достаточное количество копий;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Если, по каким-то причинам, жалоба с пакетом документов подается не лично, а по почте, то обязательно нужно отправлять все заказным письмом с ценным описанием и уведомлением о получении адресатом.

Составлять заявление, как и пакет документов, нужно очень внимательно, поскольку при наличии даже малейших ошибок она не будет рассматриваться судебной коллегией – ее туда просто не допустят.

После того, как пакет документов будет направлен по назначению, он рассматривается судьей соответствующей инстанции. Если ошибок нет, то в течение последующих трех дней жалоба рассматривается коллегией на заседании, куда приглашаются и заинтересованные в процессе лица. При наличии ошибок дело возвращается обратно или же его рассмотрение приостанавливается, а заявитель получает время на устранение ошибок.

Заключение

В целом, процедура подачи кассационной жалобы, не столь затруднительна, как это может показаться на первый взгляд. Главное, делать все последовательно:

  • правильно составить заявление, предварительно собрав доказательную базу;
  • сформировать пакет документов;
  • оплатить государственный сбор;
  • выяснить, куда нужно подавать кассацию;
  • подать документы и дождаться решения судебной коллегии.

Как подать кассационную жалобу

При условии правильного подхода можно без существенных временных и нервных затрат разрешить ситуацию в законодательной плоскости. Но, лучше всего доверить это дело адвокату – это исключит вероятность ошибки уже на этапе обращения,  а также ускорит сам процесс рассмотрения обращения.

Макарова Наталья Николаевна

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector