Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, предмет экспертизы

  1. осаго ингосстрах москва адреса
  2. страховка для путешественников сбербанк
  3. оформление наследства на участок

Понятие экспертизы

Она представлена разновидностью судебных экспертиз, которые требуется проводить для получения доказательств по тому или иному делу. Автотехническая экспертиза назначается, если произошло серьезное ДТП, а также отсутствует возможность воспользоваться показаниями свидетелей или непосредственных участников. Нередко назначается процедура, если показания водителей расходятся.

Основным назначением процесса выступает выявление важных обстоятельств аварии. После его проведения формируется экспертом специальное заключение, на которое всегда обращает внимание судья. Нередко именно на основании сведений из этого документа принимается соответствующее судебное решение.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП

Такое исследование призвано выявить несколько важных факторов. К ним относится:

  • определяется механизм развития аварии;
  • устанавливается, где перед столкновением находились машины;
  • выявляется скорость, с которой двигались автомобили;
  • рассчитывается время, которое бы понадобилось потратить автовладельцам для полной остановки авто;
  • определяется, соблюдали ли водители ПДД;
  • решается, могли ли граждане избежать столкновения;
  • устанавливается причина ДТП и его виновник.

Такая автотехническая экспертиза считается достаточно сложной. Она требует изучения состояния машин и самого места, где произошло столкновение.

С точки зрения судебного эксперта, независимая экспертиза обстоятельств ДТП в колонке прочих автотехнических экспертиз обоснованно считается наиболее сложным и трудоемким и наукоемким видом исследования обстоятельств ДТП.
Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП требует от эксперта особой глубины экспертных познаний, т.е. для этого для проведения данного вида судебной экспертизы требуется первоклассное судебно-экспертной образование, доступное не многим.

Так в штате НП «Федерация Судебных Экспертов» работают эксперты, имеющие высшее судебно-экспертное образование, полученное в единственном ВУЗе страны, где производится подготовка экспертов-автотехников высшей категории, а именно в МГТУ им. Баумана.

На текущий момент, к сожалению, только в данном ВУЗе страны подготавливаются по настоящему первоклассные эксперты, которые на предельно высоком научно-техническом уровне могут провести автотехническую экспертизу / исследование обстоятельств возникновения ДТП, исследовать причины и условия возникновения ДТП, определить скорость автомобиля по тормозному пути, исследовать дорожные условия и иные параметры, повлиявшие на возникновение ДТП.

Узловым элементом автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является установление скорости автомобиля по тормозному пути, либо определение скорости в момент ДТП, т.к. именно определение скорости автомобиля является одним из важнейших элементов, служащих основанием для установления наличия или отсутствия в действиях водителя вины в результате возникшего ДТП.

  • автотехническая экспертиза по определению скорости движения и других параметров транспортного средства(ТС);
  • автотехническая экспертиза по определению тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
  • автотехническая экспертиза по установлению удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные следствием (судом) моменты;
  • автотехническая экспертиза по установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные следствием (судом) моменты;
  • автотехническая экспертиза по определению взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
  • автотехническая экспертиза по определению времени преодоления ТС определенных участков пути;
  • автотехническая экспертиза по установлению момента возникновения опасности для движения, требующего принятия мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • автотехническая экспертиза по определению взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  • автотехническая экспертиза по исследованию того, как должен был действовать водитель в сложившейся дорожно-транспортной ситуации (ДТС) с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
  • автотехническая экспертиза по исследованию того, какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями правил дорожного движения (ПДП) они регламентированы;
  • автотехническая экспертиза по определению соответствия действий водителя ТС требованиям ПДП, и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
  • автотехническая экспертиза по установлению технической возможности у водителя ТС в момент, указанный лицом, назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
  • автотехническая экспертиза по определению причинной связи между действиями (бездействиями) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  • автотехническая экспертиза по установлению технической возможности предотвращения ДТП не только но исходным данным, указанным лицом назначившим экспертизу, но и полученным экспертом расчетным путем, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из представленных материалов. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
  • автотехническая экспертиза по определению причин и условий, связанных с организацией дорожного движения способствующих совершению ДТП.
Юридическая консультация онлайн

Бесплатная ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:

Мск 7 (499) 938 5119

Спб 7 (812) 467 3091

Фед 8 (800) 350 8363

С развитием транспортной инфраструктуры количество происшествий на дороге в разы увеличилось. Однако не всегда обстоятельства и причины аварии можно установить на глаз, без привлечения специалистов. Судебная экспертиза обстоятельств ДТП помогает установить точную причину аварии, виновника, а также ряд факторов, способствующих ее совершению.

В статье представлена информация об особенностях экспертизы обстоятельств ДТП, ее задачах и предметах исследования. Помимо этого, вы сможете узнать, что именно позволяет определить техническая экспертиза при ДТП и в каких случаях требуется ее проведение.

Что может исследоваться?

Несмотря на то, что ГПК РФ предусматривает возможность заявления устных ходатайств, прошение о назначении экспертизы подается только в письменном виде. Мало заявить о необходимости автоэкспертизы. В ходатайстве сторона должна определить примерный список вопросов, а также предложить экспертное учреждение.

Подать заявление с просьбой о назначении экспертизы может любая сторона по делу.

Остальные участники судопроизводства вправе предлагать свои вопросы, высказывать пожелания по определению бюро для ее проведения.

фото2

Окончательный список вопросов и выбор учреждения либо конкретного лица подготавливает суд.

По ходатайству стороны выносится определение с указанием оснований для проведения экспертизы, вопросов, подлежащих разрешению, наименования специального учреждения. Суд определяет срок проведения оценки.

Судебная автотехническая экспертиза представлена комплексным исследованием, поэтому специалист, занимающийся данным процессом, должен обладать уникальными знаниями и опытом в разных областях деятельности. Сюда входят знания о разных транспортных средствах, криминалистике и медицине.

Проводится экспертиза в отношении разных транспортных средств, к которым относятся:

  • личные автомобили граждан или машины, принадлежащие разным компаниям;
  • мотоциклы;
  • техника, используемая в сельском хозяйстве;
  • общественный транспорт.

Обязательно судом назначается профессиональная экспертиза, так как только при таких условиях имеется возможность получить достоверные и актуальные сведения. Если один из участников процесса не соглашается с результатами процедуры, то им может быть заказана независимая экспертиза. Если по двум документам сведения расходятся, то суд может принимать во внимание результаты второй проверки.

При проведении данного исследования эксперт не только должен изучать сами автомобили, но и осматривать место аварии, оценивать сведения, имеющиеся в протоколе, а также опрашивать участников или свидетелей. Существует несколько видов экспертиз, каждая из которых имеет свои особенности, причем наиболее актуальной считается комплексная проверка, предполагающая привлечение сразу нескольких экспертов.

Автотехническая экспертиза ДТП может осуществляться одновременно с несколькими другими исследованиями. К ним относится:

  • трассологическая экспертиза;
  • оценка психического состояния водителей.

Результаты, полученные после проведения данных исследований, позволят полностью оценить нюансы возникшего происшествия.

Что проверяют при автотехнической экспертизе

Проведение судебной экспертизы позволяет установить точную причину аварии путем детального исследования движения ТС, участвующих в происшествии, а также других лиц (пешеходов).

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП

К основным задачам исследования относят:

  1. установление скорости ТС во время столкновения и непосредственно перед ним, а также других параметров автомобилей, имеющих отношение к делу;
  2. установление точного момента остановки авто и его тормозного пути;
  3. выявление путей удаления транспортных средств и пешеходов с места происшествия;
  4. установление наличия технической вероятности предотвращения аварии;
  5. предоставление данных о расположении ТС в определенные моменты дорожно-транспортного происшествия;
  6. установление точного момента возникновения опасности для участников движения;
  7. предоставление предположительного расчета действий водителя, которые последний должен был выполнить во избежание столкновения;
  8. установление соответствия или несоответствия действий водителя ПДД;
  9. предоставление информация относительно ого, имел ли водитель техническую возможность предотвратить нарушение ПДД и совершение наезда;
  10. выявление причинно-следственной связи между действиями нарушителя ПДД и последствиями дорожно-транспортной ситуации;
  11. анализ условий организации дорожного движения в месте аварии, а также факторов, способствующих созданию аварийной ситуации.

Во время проведения анализа эксперт рассчитывает основные параметры ТС, а также исследует поведение лица, действия которого повлекли за собой столкновение. По итогам процедуры специалист выдает отчет, содержащий детальные ответы на вопросы, касающиеся ДТС. Процесс достаточно трудоемкий и требует специальных знаний, опыта и надлежащей подготовки, поэтому к претендентам на должность аналитика предъявляются достаточно высокие требования, в числе которых наличие Свидетельства, соответствующих сертификатов.

Результат исследования содержит такие сведения:

  1. с какой скоростью двигался автомобиль в момент аварии. Для этого эксперт изучает тормозной путь, в частности его длину;
  2. на каком расстоянии друг от друга находились ТС, принимавшие участие в ДТП;
  3. была ли техническая возможность не допустить создания аварийной ситуации;
  4. какие обстоятельства способствовали совершению происшествия, когда они возникли;
  5. какие действия выполнил нарушитель, а какие должен был выполнить;
  6. какова причина повышенной опасности на исследуемом участке дороги.

Исследование предполагает осмотр транспортного средства, а также его составляющих. Процедура анализа происходит в следующем порядке:

  1. установление повреждений в двигателе, коробке передач, кузове и приборах. При наличии явных дефектов специалист должен предоставить сведения о моменте их возникновения. Когда они появились до аварии или после и связаны ли данные изъяны с произошедшим ДТП;
  2. при наличии заводских дефектов в задачи оценщика входит установление их связи с причиной столкновения;
  3. анализ дефектов, появившихся вследствие происшествия, установление объекта наезда, характерных поломок;
  4. определение связи между возникшими в результате столкновения неисправностями и самим наездом.

Основными задачами трассологической экспертизы является:

  1. восстановить события, происходившие в момент столкновения;
  2. установить параметры движения ТС;
  3. определить место нахождения авто в момент аварии и после нее.

Правом заказать проведение автотехнической экспертизы обладают:

  • виновник происшествия;
  • следователь;
  • судья;
  • физлица и юрлица, заинтересованные в исходе расследования и имеющие к нему отношение.
  • между сторонами происшествия существует спор относительно, того, кто из участников виновен в произошедшем;
  • обвинение предъявленное одной из сторон необоснованно и не соответствует действительности;
  • схема ДТП требует детализации и уточнения;
  • для установления точного размера убытков, причиненных наездом. Как правило, такая информация необходима для предъявления страховщику и компенсации вреда;
  • перед продажей ТС.

Во время проведения исследования специалиста обращает внимание на такие параметры, как:

  • степень видимости;
  • степень обзорности;
  • условия на дороге;
  • наличие внешних факторов (помех), способствующих столкновению;
  • наличие особо опасных участков.

Автооценочная экспертиза определяет текущую рыночную стоимость автомобиля в том виде, в каком он направлен на проведение исследования. Эксперт исчисляет цену, ориентируясь на среднерыночные показатели. В результате данного вида автотехнической экспертизы также можно установить объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства в результате случившейся аварии.

Экспертиза дорожных условий анализирует состояние того отрезка дороги, на котором произошла авария. Исследование оценивает состояние дорожного полотна, наличие на нем повреждений, правильность нанесенной разметки, а также корректность установленных дорожных знаков. Любой из перечисленных аспектов в случае имеющихся нарушений может привести к столкновению, при этом вина с граждан, управляющих автомобилями, должна быть снята.

ПОДРОБНЕЕ:  Независимая экспертиза сроки проведения

Экспертиза состояния транспортных средств устанавливает техническую пригодность автомобиля к эксплуатации. Специалист, проводящий данный вид автотехнической экспертизы, исследует имеющиеся в автотранспортном средстве поломки, недостатки производственной сборки, преднамеренно нанесенные повреждения. Подобный анализ может выявить непригодность автомобиля к эксплуатации, а также определить причины данного состояния машины.

Экспертиза обстоятельств ДТП является одним из самых объемных и трудоемких по исполнению разновидностей автотехнической экспертизы. Исследование определяет множество факторов, сопровождавших ДТП и устанавливает их влияние на механизм нанесенных повреждений. Данный вид экспертизы учитывает направление движения автомобилей, погодные условия, состояние граждан, управлявших транспортными средствами, особенности дорожного покрытия и другие показатели.

В первую очередь при возникновении необходимости в проведении автотехнической экспертизы, инициатор исследования направляется для получения предварительной консультации с экспертом. Консультация проводится с целью определения конкретного вида автотехнической экспертизы, ее стоимости и сроков проведения, постановки цели и задач исследования, а также формулирования списка вопросов эксперту. На предварительной консультации также определяется, будет ли экспертиза проведена одним специалистом или комиссией экспертов.

При принятии положительного решения о производстве автотехнической экспертизы, инициатор исследования заключает с экспертным центром договор на проведение данного анализа. В договор в обязательном порядке включается информация о стоимости и сроках осуществления предстоящей экспертизы, цели и задачи, поставленные перед экспертом, перечень вопросов, на которые он должен будет ответить.

После заключения договора, заказчик представляет эксперту все имеющиеся у него материалы. В каждом конкретном случае проведения исследования, список материалов оговаривается отдельно. В большинстве случаев для производства автотехнической экспертизы необходимо передать эксперту следующие документы:

  • Технический паспорт, содержащий сведения о типе, марке автомобиля и других его характеристиках.
  • Документы, подтверждающие личность владельца и его право на обладание данным транспортным средством.
  • Сведения о произошедшем инциденте – количество пассажиров, скорость передвижения транспортного средства, состояние дороги, наличие дорожной разметки и дорожных знаков и так далее.
  • Показания свидетелей, справку о дорожно-транспортном происшествии (если имеются и если необходимы).
  • Другие документы – по требованию эксперта, проводящего исследование.

После получения всех необходимых документов и материалов эксперт приступает к производству автотехнической экспертизы. В первую очередь он тщательно изучает все имеющиеся сведения, потом осуществляет другие необходимые экспертные мероприятия – анализы, исследования и так далее. Изучив полученные результаты исследования и решив поставленные перед ним задачи, специалист формулирует свое экспертное мнение и отвечает на заданные вопросы.

На последнем этапе эксперт составляет экспертное заключение, в которое заносит описание произведенных действий, копии полученных документов, экспертный вывод и ответы на вопросы. После передачи заключения инициатору экспертизы, специалист, проводивший исследование, может быть вызван в суд для дачи показаний или разъяснений относительно вынесенного им экспертного заключения.

Обязанности и права эксперта, осуществляющего производство автотехнической экспертизы, закреплены в Федеральном законе № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года (статья 16 и 17 соответственно).

Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, предмет экспертизы

Статья 25 того же Закона регламентирует порядок формирования экспертного заключения и его содержание.

  1. Каковы причины произошедшего столкновения?
  2. Каково было состояние дорожного полотна в момент аварии?
  3. Соответствовало ли нанесение дорожной разметки требованиям нормативных документов?
  4. Какова текущая стоимость исследуемого автомобиля?
  5. Каков объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства?

Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

  • производство судебных автотехнических экспертиз по заданию суда, органов прокуратуры, внутренних дел, нотариусов, должностных лиц, наделенных правом назначения судебных экспертиз, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
  • производство платных автоэкспертиз (автотехнических экспертиз) по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях;
  • производство автотехнических экспертиз по заявлениям граждан и юридических лиц.
  • автотехническая экспертиза по определению механизма ДТП (дорожно-транспортного происшествия);
  • автотехническая экспертиза по установлению механизма взаимодействия ТС при столкновении с другим ТС или пешеходом;
  • автотехническая экспертиза по установлению механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
  • автотехническая экспертиза по установлению угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения с пешеходом или другим ТС;
  • автотехническая экспертиза по установлению взаимного расположения ТС относительно границы и осевой линии проезжей части;
  • автотехническая экспертиза по установлению координат места столкновения ТС или места наезда на пешехода;
  • автотехническая экспертиза по установлению факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первичного контакта с пешеходом;
  • автотехническая экспертиза по установлению части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим пешеходом;
  • автотехническая экспертиза по определению характера повреждений на ТС, места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
  • автотехническая экспертиза по установлению частей ТС контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
  • автотехническая экспертиза по установлению наличия, времени и причины повреждения автошин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений ТС;
  • автотехническая экспертиза по установлению факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП;
  • автотехническая экспертиза по установлению взаиморасположения человека и частей ТС в момент ДТП;
  • автотехническая экспертиза по оценке особенностей функционального состояния пострадавших людей ко времени взаимодействия их с частями ТС;
  • автотехническая экспертиза по выявлению признаков, характеризующих действия водителя;
  • получение объективной информации об условиях травмирования для сопоставления её с показаниями свидетелей.
  • определение и установление скорости движения и других параметров транспортного средства / автомашины;
  • определение и установление тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени транспортного средства / автомашины;
  • определение и установление удаления транспортного средства / автомашины, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение и установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение и установление взаимного расположения транспортного средства / автомашины в различные моменты ДТП;
  • определение и установление времени преодоления транспортного средства / автомашины определенных участков пути;
  • определение и установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения транспортного средства / автомашины, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • определение и установление взаимного положения транспортного средства / автомашины и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  • определение и установление того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
  • какие именно и установление действия водителя по управлению транспортного средства / автомашины, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
  • определение и установление соответствия действий водителя транспортного средства / автомашины требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
  • определение и установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избегания происшествия;
  • определение и установление технической возможности у водителя транспортного средства / автомашины предотвратить ДТП путем снижения скорости транспортного средства / автомашины или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
  • определение и установление причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению транспортного средства / автомашины и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  • определение и установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
  • определение и установление причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

Транспортно-трасологическое исследование

  1. Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.

    Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.

    Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.

  2. Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.

    Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.

    Основная цель — ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.

    В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.

    Статьи в помощь:

    Ответственность и наказание за оставление места ДТП

    Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП

    а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.

    Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.

    Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.

    б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.

    В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.

    Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.

    Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.

    В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.

    Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.

    Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.

    Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).

Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным — КРФ об АП, уголовно- процессуальным — УПК РФ, гражданским процессуальным — ГПК РФ, арбитражным процессуальным — АПК РФ.

ПОДРОБНЕЕ:  Экспертиза качества телевизоров

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП

Независимая экспертиза после ДТП

По общему правилу, проведение автотехнической экспертизы назначается по инициативе органов дознания, следствия, суда или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц.

Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, предмет экспертизы

В ходатайстве о назначении экспертизы приводятся доводы и основания, по которым сторона считает необходимым проведение экспертизы.

Также формулируются вопросы, которые заявитель просит поставить перед экспертом, указывается экспертное учреждение для проведения исследования.

К ходатайству могут быть предоставлены дополнительные материалы – фотографии, видеозаписи, ответы на запросы из государственных, муниципальных и иных органов, содержащие сведения, относящиеся к исследуемому происшествию.

Ходатайство подписывается заявителем или его представителем и подается должностному лицу для рассмотрения по существу.

При удовлетворении ходатайства назначается экспертиза.

Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в предусмотренном законом порядке.

Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения) о назначении автотехнической экспертизы.

Этот процессуальный документ, в числе прочего, содержит в себе совокупность исходных данных необходимых для экспертного исследования, к которым относятся:

  • сведения о дорожной обстановке (параметры дороги и ее элементов, вид и состояние дорожного покрытия, наличие и степени уклона, состояние видимости и др.);

  • сведения о техническом состоянии транспортных средств (степень работоспособности систем управления автомобилем, состояние и тип шин, осветительных приборов и пр.);

  • сведения о параметрах и расстояниях расположения транспортных средств, направление и скорость их движения, временные диапазоны движения пешехода, траектории движения автомобилей и пешеходов, расстояния от автомобиля до места столкновения (наезда) к моменту возникновения опасности, наличие и характеристики следов на месте происшествия и пр.

Автотехническая экспертиза при ДТП

Схема ДТП

Осмотр места происшествия при ДТП

Протокол осмотра места ДТП образец

Специфика дорожных происшествий, обусловленная составом его участников, определяет совокупность исходных данных для автотехнической экспертизы.

Например, при расследовании обстоятельств происшествий, связанных с наездом на пешехода, в постановлении отражается возраст пешехода, его пол, темп и траектория его движения, относительно дороги и автомобиля.

Заключение автотехнической экспертизы при наезде на пешехода читайте в статье, размещенной на сайте.

Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

Судебная экспертиза дтп

При ознакомлении с постановлением о назначении автотехнической экспертизы предельно важно удостовериться в полноте и достоверности исходных данных.

Если в постановлении о назначении экспертизы при описании обстоятельств происшествия отражена только одна из версий его участников, то и заключение эксперта будет носить односторонний характер.

Искажение либо отсутствие какого-либо параметра ДТП, может стать основой для неверных выводов о причинах происшествия и повлечь за собой привлечение к ответственности невиновного лица.

При выявлении несоответствий и ошибок в постановлении, необходимо добиться от должностного лица их исправления, либо отразить письменно свои замечания в постановлении об ознакомлении с назначением автотехнической экспертизы.

При ознакомлении с постановлением следователя (дознавателя) о назначении автотехнического экспертного исследования не позволяйте ограничивать себя во времени.

Процессуальное законодательство, регламентирующее порядок назначения экспертиз, не лимитирует во времени лиц, участвующих в деле при ознакомлении с материалами и процессуальными документами.

Поэтому, при необходимости, не стесняйтесь напоминать служителям закона и представителям Фемиды об их обязанностях по соблюдению законных прав и интересов граждан, участвующих в производстве по делу.

Требуйте от лица, производящего расследование, предоставления возможности для ознакомления со всеми материалами дела, содержащими сведения для автотехнического экспертного исследования.

В виду высокой степени значимости автотехнической экспертизы при расследовании дел о ДТП и большого объема информации, касающейся обстоятельств происшествия, перед ознакомлением с постановлением о назначении экспертизы Вы должны знать содержание всех материалов дела, являющихся источником исходных данных, предоставляемых эксперту для исследования.

Источниками сведений, которые необходимы для экспертного автотехнического исследования являются данные, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, схеме места происшествия, в протоколах проверки технического состояния транспортных средств, участвующих в автотранспортном происшествии, в допросах (объяснениях) участников исследуемого события, в протоколах следственных экспериментов и проверки показаний, а также в других документах.

Заявляя ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, ответственно подходите к выбору экспертного учреждения.

В настоящее время на рынке экспертных услуг появилось множество организаций и экспертов с различной организационно — правовой формой деятельности.

Вместе с тем, соотношение количества экспертов значительно превышает уровень качества, оказываемых ими услуг.

Основным критерием при выборе экспертной организации, является наличие в ее штате экспертов с длительным опытом работы и высоким уровнем квалификации.

фото3

Практическую помощь в данном вопросе, на мой взгляд, могут оказать практикующие автоюристы и адвокаты, специализирующиеся по соответствующему профилю.

Основной целью рассматриваемой стадии является оценка заключения эксперта.

Само заключение состоит из вводной, исследовательской и заключительной частей, содержащей ответы на поставленные вопросы.

Вводная часть включает в себя сведения об эксперте, содержит информацию о разъяснении ему предусмотренной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные и формулировку вопросов, поставленных перед экспертом.

Исследовательская часть представляет собой развернутое и обоснованное аналитическое исследование, подтвержденное инженерными расчетами, основанными на положениях законов физики и теории устройства транспортных средств.

  • автотехническая экспертиза по установлению технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
  • автотехническая экспертиза по установлению причин и времени возникновения неисправностей, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
  • автотехническая экспертиза по установлению причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;
  • автотехническая экспертиза по установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.п.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов, в момент ДТП;
  • автотехническая экспертиза по установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.
  • определяется место, где произошла авария;
  • выявляется, по какой траектории двигались автомобили до непосредственного столкновения;
  • устанавливается, было ли неподвижным одно из двух транспортных средств;
  • перечисляются все повреждения, которые были получены машинами или людьми при ДТП.
  • детально восстанавливается картина аварии;
  • определяется, в каком направлении и с какой скоростью двигались автомобили;
  • выявляется точное место, где находились машины уже после столкновения.

Зачем проводится трассологическая экспертиза?

Вместе с автотехнической экспертизой проводятся дополнительные исследования, позволяющие получить более четкое представление о происшествии.

К таковым относят:

  1. трассологическую экспертизу;
  2. оценка психологического состояния участника, пострадавшего вследствие аварийной ситуации.

Остановимся более детально на перечисленных видах анализа.

Порядок проведения

После назначения экспертизы суд подготавливает полный пакет документов для предоставления его в бюро. Эксперт не может самостоятельно выбирать материалы для исследования, поэтому ему изначально нужно предоставить все необходимое. Это материалы административного дела, предыдущие технические исследования и акты осмотра, фотографии, сам автомобиль.

Если автомобиль не восстановлен, он должен быть предъявлен к осмотру, и эксперт вызывает обе стороны. Если машина отремонтирована либо нет необходимости определять ущерб, анализируются документы.

Тщательно изучив предоставленные материалы, эксперт пишет заключение. Это конечный документ, в котором излагается результат, полученный специалистом.

Далее материалы дела вместе с оценкой направляются в суд для дальнейшего рассмотрения.

Конкретный период, в который должно быть сделано заключение, законом не определен. Суды дают примерный срок на осуществление всех необходимых действий – месяц. Само проведение осмотра автомобиля занимает небольшое количество времени, от одного дня до недели.

Основная часть работы, исследование обстоятельств и составление заключения занимают наибольший период времени. Общий срок зависит от степени загруженности экспертного учреждения.

Оценка ущерба

Существуют виды заключений, которые должны ответить не только на вопросы об обстоятельствах ДТП, но и определить размер причиненных транспортному средству повреждений.

Проведя осмотр машины, эксперт устанавливает перечень повреждений. Далее путем проведения исследований эксперт определяет, были ли они причинены в результате данного ДТП или уже имелись на момент его совершения. После проводит оценку затрат на их устранение.

Заключение

После проведения необходимых исследований эксперт выдает заключение. Этот документ состоит из нескольких частей. Во введении делается ссылка на образование проводившего лица, наличие квалификации, опыт в экспертном деле, а также кратко описываются обстоятельства получения материалов.

В основной части эксперт описывает, какие исследования проводились.

В заключении эксперт обязан ответить на все вопросы, поставленные судом. Нельзя пропускать ни одного. Если ответить на один из пунктов невозможно, эксперт указывает это в заключении.

При установлении судом неполноты технического исследования может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза.

Заказчик должен позаботиться о том, чтобы необходимые документы и материалы были переданы специалисту для изучения. В обязанности эксперта не входит самостоятельный сбор разных доказательств, поэтому он только занимается обработкой полученных сведений.

Инженерно-психофизиологическая экспертиза

фото4

Основным ее назначением выступает изучение психического состояния обоих водителей. На основании полученных результатов могут быть получены ответы на разные вопросы:

  • оценивал ли водитель адекватно дорожную ситуацию;
  • мог ли своевременно среагировать на опасность;
  • определяется промежуток времени, в течение которого отреагировал автовладелец на определенное препятствие;
  • выявляется, мог ли водитель предотвратить аварию, для чего учитываются все факторы, которые влияли на него.

Такое исследование предполагает взаимодействие эксперта с водителями автомобилей.

Как составляется ходатайство?

Необходимость в проведении автотехнической экспертизы возникает при наличии многочисленных вопросов, на которые может ответить исключительно специалист. Процесс подачи ходатайства отличается некоторыми особенностями:

  • его можно подавать до непосредственного судебного заседания или уже при проведении судебного процесса;
  • обычно подается оно судьей или следователем, а также настаивать на такой процедуре может адвокат одного из участников ДТП;
  • допускается подавать ходатайство устно, но желательно оформить его в письменном виде, так как в ином случае может быть оспорена информация из заключения.

Нередко результаты проведенного исследования приводят к возникновению споров или появлению новых разногласий. При таких условиях может назначаться повторная автотехническая экспертиза или дополнительное исследование.

В рамках расследования проведение разных исследований обеспечивается выполнением некоторых процессуальных действий. Без наличия законного и правильно составленного ходатайства результаты независимой экспертизы признаются незаконными, поэтому заключение не обладает юридической силой.

Отсутствует четко определенная форма ходатайства в законодательстве, поэтому применяются при его формировании стандартные правила делопроизводства. При создании документа учитываются некоторые требования:

  • ходатайство должно состоять из трех частей;
  • вводная часть включает информацию о сторонах ДТП, а также реквизиты лица, составившего документ;
  • описательная часть состоит из причин, на основании которых требуется проведение экспертизы, причем здесь же указывается, какой именно вид исследования должен реализоваться;
  • приводятся вопросы, на которые придется ответить эксперту при проведении оценки и изучения материалов и документов, передаваемых ему судом или работниками ГИБДД;
  • если проведением экспертизы будет заниматься частный эксперт, то важно указать все его данные в заявлении;
  • прописывается, кто будет оплачивать исследование.

фото5

В конце ставится дата составления документа, а также человек, занимающийся формированием ходатайства, обязательно подписывает его.

ДТП с пострадавшими

Если в результате столкновения пострадали люди, их здоровье или жизнь, требуется проведение не только автотехнической экспертизы, позволяющей восстановить обстоятельства происшествия, но и судебно-медицинского исследования. Последнее необходимо для установления степени тяжести физических повреждений, полученных пострадавшим лицом вследствие аварии.

Если участник ДТП погиб в результате наезда, заказать проведение оценочных исследований вправе родственники погибшего.

ПОДРОБНЕЕ:  Режим работы медико-социальной экспертизы Советник

Если в дорожно-транспортном происшествии ущерб причинен не только автомобилю, но и здоровью участников, то обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза. Она призвана оценить тяжесть вреда здоровью. В этом же исследовании предоставляется вывод о действиях водителя во время столкновения.

Сроки и стоимость процедуры

Многие эксперты уверяют, что смогут провести исследование в течение нескольких дней, но на практике для изучения многочисленных документов и материалов приходится потратить специалистам около двух недель.

Стоимость экспертизы зависит от разных факторов, но минимально придется заплатить эксперту 5 тыс. руб. Если он отвечает на многочисленные вопросы и изучает много материалов, то сумма может увеличиваться до 20 тыс. руб.

Чтобы провести оценку специалисту потребуются следующие сведения:

  1. модель транспортного средства, год выпуска, марка, количество пассажиров, пребывающих в авто во время ДТП;
  2. дорожное покрытие в том месте, где произошло столкновение;
  3. параметры тормозного пути;
  4. качество видимости;
  5. скорость ТС;
  6. действия участников аварии;
  7. расстояние между авто до столкновения и сразу же после него;
  8. количество пострадавших.

Положение экспертизы обстоятельств ДТП в системе автотехнических экспертиз

  • состояние пострадавшего автомобиля, его узлов и агрегатов, качество деталей, сборки авто;
  • причины поломки узла машины;
  • качество обслуживания или ремонта авто, поскольку неправильно проведенные над ТС работы могут привести к аварии;
  • обстоятельства ДТП и причины, приведшие к аварии;
  • оценивают стоимость ремонта машины и устранения дефектов после ДТП;
  • устанавливают цену авто в том или ином состоянии на некоторый момент времени.

Обязательный этап в разборе ДТП – установление виновника происшествия. Этому лицу (водителю, пешеходу, коммунальным службам) в дальнейшем придется компенсировать стоимость нанесенного другим сторонам ущерба, а потерпевшим нужно доказать наличие ущерба и установить его величину.

К сожалению, не всегда виновник аварии соглашается с предъявленными к нему претензиями. К тому же непосредственно на месте бывает сложно определить, чьи действия привели к ситуации или же установление виновного в ДТП происходит неправильно. Техническая экспертиза автомобиля после ДТП нужна именно для таких спорных ситуаций, когда требуется установить, кто (или что) явился причиной аварии, определить пострадавших, сумму ущерба, картину происшествия в целом.

Автотехническая экспертиза служит для следственных и судебных органов инструментом выявления виновника ДТП и раскрытия всех обстоятельств события. Это крайне важно, ведь некоторые детали ДТП могут смягчить степень ответственности водителя ТС, усугубить таковую или указать на других виновных. Например, на некачественно проведенные в автосервисе работы, дорожную службу, не содержащую покрытие в должном качестве, забывшую установить знаки при ремонте. А на основании оценки ущерба от ДТП предъявляются требования к виновному водителю и его компании-страховщику.

В некоторых источниках встречается название «дорожно-транспортная экспертиза». Ряд профессиональных экспертов считает этот термин более верным, поскольку в объекты экспертного исследования входит не только автомашина, но и состояние трассы, различных дорожных конструкций, действия в сложившейся ситуации каждого из водителей, прочие обстоятельства и нюансы случившегося ДТП.

Для проведения автотехнической экспертизы ТС необходимо подать в суд ходатайство. Делается это либо одной из сторон ДТП либо по запросу судебной системы. Какого-либо официально бланка ходатайства не существует, заявление пишется в вольной форме. Необходимо перечислить:

  • все спорные моменты по ДТП, нуждающиеся в экспертном заключении;
  • четкую мотивацию необходимости в ТТЭ.
  • участвующие стороны уведомляют о факте будущей экспертизы, времени и месте проведения таковой;
  • проводится осмотр места аварии и пострадавшего в ДТП транспорта с целью дальнейшей экспертизы;
  • собранные сведения анализируются, специалисты готовят результат экспертизы;
  • уполномоченный эксперт составляет заключение по ДТП, предоставляемое заявителю.

Чтобы автотехническая экспертиза ТС после любого ДТП достигла поставленной цели, стала максимально точной и корректной, в ходатайстве нужно указывать правильный перечень вопросов специалисту. Далее предложен рекомендованный для автотехнической экспертизы по ДТП список вопросов эксперту.

Для проверки обстоятельств:

  • какова была действительная скорость движения ТС до начала водителем торможения;
  • протяженность тормозного и остановочного пути;
  • была ли у водителя ТС какая-либо техническая возможность избежать аварии через применение техники экстренного торможения;
  • какими нормами, требованиями и пунктами Правил дорожного движения следовало руководствоваться каждому участвовавшему водителю ТС в сложившейся ситуации;
  • действовал ли по ПДД водитель;
  • какова величина допустимой скорости передвижения ТС на участке трассы с аналогичным поворотным радиусом или видимым расстоянием;
  • минимально допустимая в конкретной ситуации дистанция движения ТС по отношению к едущему впереди;
  • соответствовали ли с технической точки зрения объяснения водителя реальному положению дел;
  • какое расстояние было, когда водитель объективно мог увидеть пешехода, вышедшего из-за неподвижного препятствия;
  • кто из участников аварии имел преимущество при движении;
  • каково расстояние, на котором должен был водитель ТС начать маневр по безопасному обгону или объезду.

Для технической экспертизы:

  • были ли у транспортного средства неисправности;
  • каковы причины имевшихся неисправностей ТС;
  • был ли дефект причиной аварии;
  • могла ли поломка ТС случиться как следствие ремонта или обслуживания;
  • каким было влияние неисправности или дефекта на устойчивость ТС, его управляемость;
  • был ли в состоянии водитель ТС, с учетом обнаруженной поломки, предотвратить аварию;
  • был ли шофер/иное лицо, ответственное за выпуск на трассу/рейс ТС, в состоянии выявить поломку до аварии;
  • являлся ли выполненный ремонт ТС качественным;
  • если ТС ремонтировалось, устранена ли была в итоге поломка;
  • полностью ли выполнены перечисленные в заказ-наряде работы.

Для трасологической экспертизы:

  • где расположено место наезда/столкновения/удара;
  • как расположены ТС на момент самой аварии относительно друг друга и проезжей части, полотна и границ таковой;
  • каков был механизм аварии;
  • какова траектория перемещения автомобилей при ДТП до удара и после него;
  • какие из документально зафиксированных повреждений пострадавших ТС могли быть нанесены в ходе аварии;
  • какими конкретно частями ТС контактировали на начало ДТП;
  • был ли при аварии неподвижен автомобиль на момент удара;
  • какой из участников произошедшего ДТП двигался, а какой – стоял неподвижно.

Для проверки дорожных условий отрезка трассы:

  • соответствие установленных в месте аварии дорожных знаков ГОСТу и ПДД;
  • состояние покрытия трассы и соответствие его ГОСТу на участке случившегося ДТП;
  • наличие разметки на рассматриваемом участке, и ее соответствие ГОСТу;
  • соответствовал ли (если применимо) режим светофора в зоне аварии предписанием ГОСТу;
  • безопасно ли организовано движение на данном участке трассы, и есть ли огрехи и недостатки в его организации.

Для автотоварной:

  • какие на ТС имеются повреждения и дефекты;
  • объемы предстоящих ремонтных работ;
  • стоимость восстановления ТС после аварии;
  • какова будет рыночная стоимость поврежденного транспорта.

Сроки проведения

С момента принятия ходатайства процедура должна быть проведена:

  • обычным порядком: экспертиза осуществляется за 15 – 30 дней;
  • в неотложных и важных случаях, за дополнительную плату, сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП могут быть сокращены до 3-5 дней.

Стоимость вопроса

Цена любой экспертизы в каждом случае рассчитываются индивидуально на договорной основе. В среднем, в 2019 году стоит ориентироваться на сумму от 15 тысяч рублей.

фото6

По результатам проведенной экспертизы ДТП специалист выдает отчет, в котором приведены ответы на все вопросы, поставленные при ходатайстве. Важно понимать, чем для суда является заключение экспертизы ДТП: такая бумага – официальный документ, на его основании будут разрешаться спорные вопросы о вине сторон, размере нанесенного в ДТП ущерба и величине компенсаций, другие обстоятельства.

Судебная автотехническая экспертиза представлена в нескольких разновидностях. Она представлена комплексными исследованиями, на основании которых выявляются все обстоятельства аварии.

Выбор конкретной разновидности исследования зависит от того, какие именно сведения надо получить, а также каковы нюансы ДТП.

  • специалисты проверяют все повреждения, которые имеются в коробке передач, двигателе, тормозной системе или других важных элементах автомобиля, так как если выявляются серьезные дефекты, то оценивается, появились ли они до аварии или после нее;
  • нередко разные дефекты и нарушения в целостности разных значимых систем машины выступают причиной аварии;
  • если выявляются заводские дефекты, то эксперт выявляет, повлияли ли они каким-либо образом на произошедшее ДТП;
  • анализируются разные нарушения, появившиеся уже после происшествия, а также устанавливается, куда именно пришелся удар другой машиной;
  • определяются все характерные поломки;
  • выявляется связь между неисправностями, имеющимися до аварии, и теми, которые появились в результате происшествия.

Для проведения данного процесса эксперт должен обладать действительно разносторонними знаниями о разных машинах. При необходимости им могут привлекаться другие специалисты. Комплексная экспертиза считается наиболее эффективной и достоверной, так как при использовании знаний и опыта несколько профессионалов можно выявить действительную причину ДТП.

Перед подачей ходатайства на проведение исследования суд должен определить, на какие вопросы следует ответить специалисту. Наиболее часто эксперт должен найти ответы на вопросы:

  • определяется, в каком техническом состоянии находились автомобили до ДТП;
  • выявляется причина появления неисправностей;
  • оценивается, какие факторы повлияли на возникновение происшествия;
  • рассчитывается, с какой скоростью и в каком направлении двигались машины перед ДТП;
  • определяется, могли ли водители избежать столкновения, если бы оперативно сориентировались и предприняли определенные меры для предотвращения аварии;
  • выявляются все остальные факторы, которые способствовали возникновению происшествия.

Нередко при проведении исследования эксперты находят другую важную информацию, которая обязательно передается суду даже при отсутствии соответствующего вопроса.

фото7

Рецензия на автотехническую экспертизу должна составляться самими специалистами. В заключении должны содержаться ответы на все поставленные судом вопросы. К правилам формирования документа относится:

  • составляется в письменном виде;
  • в водной части содержатся основные сведения о самом эксперте и заказчике;
  • в описательной части приводятся ответы на все вопросы;
  • в конце указывается, кто именно является виновником ДТП.

Правильно составленный документ обладает юридической силой, поэтому без проблем принимается судом.

Автотехнические экспертизы требуются для нахождения ответов на многочисленные вопросы относительно дорожного происшествия. Необходимость в них возникает, если имеются сложности в определении виновника аварии, а также если последствия аварии являются тяжкими, поэтому проводится судебное заседание.

  • научно-исследовательские, методические работы в области автотехнической экспертизы, с использованием специальных экспертных знаний;
  • консультации по вопросам автотехнической экспертизы;
  • занимаются обучением и повышением квалификации специалистов в области автотехнической экспертизы;
  • рецензирование заключений экспертов сторонних экспертных учреждений (подразделений) других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и иностранных государств.
  • независимая автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП (экспертиза ДТП, оценка ущерба ДТП);
  • независимая автотехническая экспертиза технического состояния автомобиля (экспертиза автомобиля);
  • независимая автотехническая экспертиза следов транспортного средства и места ДТП (транспортно-трасологическая экспертиза);
  • оценка автомобилей (оценка ущерба автомобиля, оценка стоимости восстановительного ремонта, утраты товарной стоимости, «годных остатков» автотранспортного средства);
  • оценка ущерба причиненного автотранспортному средству в результате ДТП.
  1. медицинская страховка для шенгенской визы сбербанк
  2. как проверить баланс тройки удаленно
  3. офисы страхования ингосстрах москва
  4. карта втб 24 привилегия дебетовая
  5. как проверить баланс карты тройка по номеру
  6. тинькофф страхование промокод форум
  7. проверка баланс карта тройка
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector