Налог на доходы физических лиц 2019

Налогоплательщики НДФЛ

Плательщиками НДФЛ признаются две категории физических лиц:

  1. Физические лица — налоговые резиденты РФ.
  2. Физические лица — нерезиденты, получающие доход в РФ.

Кто такие налоговые резиденты и нерезиденты?

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, следующих подряд друг за другом. Данный период не прерывается в случаях выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ или оказанием услуг на морских месторождениях углеводородного сырья.

Нерезиденты — это, соответственно, лица, которые находятся в России менее 183 дней подряд. Это могут быть иностранцы, приехавшие на временную работу, студенты по обмену, и даже граждане России, которые проживают в другой стране более 6 месяцев в год.

Важно!

Наличие или отсутствие гражданства РФ само по себе не является фактором, который играет решающую роль при определении статуса налогового резидента. Здесь важно именно нахождение на территории России в течение 183 дней или меньше.

Пункт 3 статьи 207 НК РФ говорит о том, что вне зависимости от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы страны.

Налоги индивидуального предпринимателя

Отметим, что все налоговые платежи индивидуальных предпринимателей можно разделить на категории. Их четыре:

  • фиксированные платежи ИП на обязательное медицинское и пенсионное страхование («за себя»);
  • налоги и платежи на обязательные виды страхования (отчисления с заработной платы работников);
  • налоги, предусмотренные системой налогообложения, которую применяет ИП;
  • налоги и платежи, которые являются дополнительными (зависят от вида предпринимательской деятельности).

^К началу страницы

С 1 января 2017 года все плательщики страховых взносов учитываются налоговыми органами.

При этом процедура постановки на учет (снятия с учета) в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей не претерпела значительных изменений. Так, постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем в силу специфики страховых взносов появились некоторые особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков страховых взносов.

Например, постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе международной организации, признаваемой плательщиком страховых взносов, осуществляется налоговым органом на основании заявления такой международной организации о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов.

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе арбитражного управляющего, оценщика осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков.

Постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов, в качестве медиатора осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании заявления этого физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора), представляемого в любой налоговый орган по его выбору.

Налоговым кодексом Российской Федерации

обязанность по постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов

на основании заявления

не предусмотрена

для следующих категорий физических лиц, признаваемых согласно

статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации

плательщиками страховых взносов:

  • физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое нанимает работников для своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • адвокат;
  • нотариус, занимающийся частной практикой;
  • арбитражный управляющий;
  • оценщик, занимающийся частной практикой;
  • патентный поверенный, занимающийся частной практикой;
  • медиатор;
  • иное физическое лицо

Если индивидуальный предприниматель или иное физическое лицо, относящееся к указанным выше категориям, осуществляет выплаты физическим лицам (например, няне, шоферу, садовнику и т.п.) по деятельности, не связанной с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, или иной профессиональной деятельностью, то индивидуальный предприниматель (физическое лицо иных категорий) в соответствии с пунктом 7.2

статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации

может подать заявление физического лица о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов в любой налоговый орган по своему выбору.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов).

Признать общедоступными можно как все сведения, так и отдельные их виды. Свое согласие на признание сведений общедоступными налогоплательщик предоставляет по личной инициативе.

^К началу страницы

Пунктом 3.4

отдельно выделены обязанности плательщиков страховых взносов, к которым относятся:

  1. уплата страховых взносов, установленных НК РФ;
  2. ведение учета объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения;
  3. представление в налоговый орган по месту учета расчетов по страховым взносам;
  4. представление в налоговые органы документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
  5. представление в налоговые органы в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
  6. обеспечение в течение шести лет сохранности документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
  7. сообщение в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями;
  8. иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

В статье 419 НК РФ закреплены две категории плательщиков страховых взносов:

  1. плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
    • организации
    • индивидуальные предприниматели
    • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями
  2. плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Налог на доходы физических лиц 2019

Постановка на учет медиатора осуществляется налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту его пребывания — при отсутствии у этого физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.

^К началу страницы

Расчетный период

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование

2017

— в случае, если доход плательщика не превышает 300 000 руб. — 1 МРОТ х 26% х 12 мес.
— в случае, если доход плательщика превышает 300 000 руб. — 1 МРОТ х 26% х 12 мес. 1 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 руб., но не более 8 МРОТ х 26% х 12 мес.

1 МРОТ х 5,1% х 12

2018

— в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб., — в фиксированном размере 26 545 руб.                         
— в случае, если величина дохода плетельщика превышает 300 000 руб. — в фиксированном размере 26 545 руб. 1% от суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., но не более 8х26 545 руб. = 212 360 руб.

в фиксированном размере 5 840 руб.

2019

— в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб., — в фиксированном размере 29 354 руб.    
— в случае, если величина дохода плетельщика превышает 300 000 руб. — в фиксированном размере 29 354 руб. 1% от суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., но не более 8х29 354 руб. = 234 832 руб.

в фиксированном размере 6 884 руб.

2020

— в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб., — в фиксированном размере 32 448 руб.  
— в случае, если величина дохода плетельщика превышает 300 000 руб. — в фиксированном размере 32 448 руб. 1% от суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., но не более 8х32 448 руб. = 259 584 руб.

в фиксированном размере 8 426 руб.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ) уплачивают соответствующие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ.

Размер страховых взносов для самозанятой категории плательщиков

Важно!

^К началу страницы

^К началу страницы

Пунктом 3.4

^К началу страницы

Таким образом, независимо от размера доходов глава КФХ уплачивает страховые взносы в фиксированном размере без взимания 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется за расчетный период как произведение фиксированного размера страховых взносов, составляющего 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рубля за расчетный период 2019 года, 8 426 рублей за расчетный период 2020 года, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

В случае если предпринимательская или иная профессиональная деятельность самозанятых плательщиков осуществляется не с начала расчетного периода или прекратилась до его окончания, то в этом случае сумма страховых взносов определяется пропорционально отработанным месяцам.

Для самозанятых плательщиков статьей 430 НК РФ предусматривается освобождение от уплаты страховых взносов за период:

  1. прохождения ими военной службы по призыву;
  2. ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  3. ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  4. проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  5. проживания за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  6. в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Вместе с тем в НК РФ закреплена норма о том, что в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов самозанятыми плательщиками в установленный срок (31 декабря текущего календарного года — для фиксированного платежа и 1 июля года, следующего за расчетным – для 1 % с сумм дохода свыше 300 000 рублей) налоговый орган в установленном порядке определяет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет недоимку по страховым взносам и взыскивает ее в установленном порядке.

Фиксированные платежи ИП на обязательное страхование («за себя»)

Оплаченные квитанции фиксированных страховых взносов обязательно сохраните. Отчетность с 2012 года для ИП без сотрудников (оплачивающих взносы только за себя) — отменена!. Чтобы узнать дошли ли Ваши платежи до места назначения — позвоните в свою налоговую инспекцию или воспользуйтесь сервисом «Личный кабинет индивидуального предпринимателя».

Выше приведена информация для индивидуальных предпринимателей без сотрудников. Для ИП с сотрудниками и ООО пригодится информация на странице о персонифицированном учете.

Индивидуальный предприниматель может нанимать работников по трудовым и гражданско-правовым договорам (договор подряда, договор на оказание услуг и другие, для разовой работы или работы, не требующей выполнения внутреннего распорядка).

Налог на доходы физических лиц 2019

Важно понимать, что нанимая к себе работника, ИП берет на себя дополнительные расходы и обязанности:

  • Исчисляет и удерживает НДФЛ с доходов выплачиваемых своим сотрудникам. Один раз в месяц (на следующий день после выплаты заработной платы) индивидуальный предприниматель обязан перечислять НДФЛ по ставке 13% в пользу налоговой инспекции, выступая в роли налогового агента.
  • Платит страховые взносы во внебюджетные фонды. Отчисления во внебюджетные фонды за работников платятся каждый месяц, исходя из размера тарифов страховых взносов, умноженных на заработные платы сотрудников.

Более подробно про налоги и страховые платежи за работников.

Обратите внимание, с 2017 года все страховые взносы, как фиксированные, так и за работников, уплачиваются по реквизитам ФНС РФ. Связано это с переходом администрирования страховых взносов в введение Федеральной налоговой службы с 2017 года.

Осуществление некоторых видов деятельности подразумевают уплату дополнительных налогов. К ним относятся:

  • Налог за производство и реализацию подакцизных товаров.
  • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
  • Водный налог за использование водных объектов.

ИП, имеющие специальные разрешения и лицензии, помимо дополнительных налогов должны также осуществлять:

  • Регулярные платежи за пользование недрами.
  • Сборы за пользование объектами животного мира.
  • Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Примечание: дополнительные налоги, платежи и сборы необходимо платить независимо от системы налогообложения, на которой находится индивидуальный предприниматель.

В 2019-2020 году, как и в предыдущие годы, индивидуальные предприниматели продолжают платить страховые взносы на обязательные виды страхования. Страховые взносы ИП платит вне зависимости от системы налогообложения. Причем не имеет значения, есть доход или нет. Ответственность за уплату страховых взносов начинается с даты регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В 2019-2020 году ИП необходимо произвести платежи в в ИНФС по месту его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ежеквартально или один раз за весь год).

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Размер фиксированных страховых взносов в 2019 году, при доходе менее 300 000 рублей следующий:

  1. Взнос в ИФНС на обязательное пенсионное страхование — 29 354 рублей.
  2. Взнос в ИФНС на обязательное медицинское страхование — 6 884 рубля.

Всего за 2019 год индивидуальный предприниматель должен оплатить обязательные взносы за себя на сумму 36 238 рублей, при годовом доходе менее 300 000 рублей.

В 2020 году суммы страховых взносов в фиксированном размере увеличатся на 4 636 рублей и составят:

  1. Взнос в ИФНС на обязательное пенсионное страхование — 32 448 рубля.
  2. Взнос в ИФНС на обязательное медицинское страхование — 8 426 рублей.

Всего за 2020 год индивидуальный предприниматель должен оплатить обязательные взносы за себя на сумму 40 874 рубля, при годовом доходе менее 300 000 рублей

Нанимая работников, индивидуальный предприниматель берет на себя дополнительные обязательства и расходы, а именно:

  • ИП исчисляет (и удерживает) НДФЛ (с доходов, выплачиваемых работникам своей организации) в размере 13% в качестве налогового агента;
  • ИП вносит платежи во внебюджетные фонды ежемесячно за работников, рассчитывая их, исходя из зарплаты наемных работников.

Общая система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями не слишком часто. Использование ОСН предполагает уплату следующих налогов ИП:

  • НДФЛ или налог на доходы физических лиц (который уплачивается со всех доходов индивидуального предпринимателя);
  • НДС или налог на добавленную стоимость;
  • налог на имущество (которое ИП использует в предпринимательских целях);
  • налог на землю.
icon

Находясь на Общей системе налогообложения (ОСН), ИП оплачивает НДС и НДФЛ «за себя».

Таким образом, находясь на ОСН, индивидуальный предприниматель платит минимум два налога.

С 2013 года переход на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД) носит добровольный характер. Размер данного налога определяется по специальной формуле. Для расчета суммы налога ЕНВД берется величина базовой доходности ИП, которую устанавливает орган власти субъекта РФ. В формулу расчета налога входят также коэффициенты, отражающие специфику работы ИП.

Единый налог на вмененный доход подходит предпринимателям, которые имеют постоянный и стабильный доход.

При применении ЕНВД размер уплаты налога не зависит от фактического дохода ИП. Поэтому если предполагаемый доход невысок, лучше не применять ЕНВД, а воспользоваться другой системой налогообложения.

icon

Обратите внимание, что с 2020 года ЕНВД будет отменен для тех предпринимателей, которые торгуют маркированными товарами (мехами, одеждой, обувью, лекарствами и т.п.). А с 2021 года ЕНВД планируют полностью отменить.

Этот режим налогообложения предусматривает уплату фиксированного налога индивидуальным предпринимателем. ИП оплачивает стоимость патента на оказание услуг (на определенный период времени).

Стоимость патента и перечень видов деятельности, которые подпадают под действие ПСН, устанавливают органы власти субъекта РФ.

Упрощенная система налогообложения или УСН — наиболее популярная среди представителей малого бизнеса система налогообложения. Данная система налоггобложения предусматривает уплату налога ежеквартально.

Индивидуальный предприниматель вправе сам выбирать объект налогообложения:

  • доходы (ставка по налогу — 6%);
ПОДРОБНЕЕ:  Регистрация автомобиля в ГИБДД для юридических лиц

Налог на доходы физических лиц 2019

Стоит отметить, что в соответствии с подписанным главой государства федеральным законом от 13.07.2015 № 232-ФЗ «О внесении изменений в ст. 12 части I и часть II Налогового кодекса» изменения коснутся ставок УСН. Так, региональное правительство вправе утвердить соответствующий закон субъекта Федерации и установить ставку от 6% до 1% для различных налогоплательщиков. Т.е. регулирование ставок теперь возможно на региональном уровне, и некоторые регионы уже уменьшили эти ставки.

  • доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка по налогу — 15%).

Налог ИП в этом случае является налогом на прибыль. Субъекты Федерации могут устанавливать пониженные ставки (но не ниже 5%) для различных групп налогоплательщиков и/или видов деятельности.

На сегодняшний день существуют некоторые виды предпринимательской деятельности, подразумевающие уплату дополнительных налогов. Среди таких видов деятельности следующие:

  • водный налог (за использование водных объектов);
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • налог за производство (реализацию) подакцизных товаров.

Индивидуальные предприниматели, которые имеют лицензии (специальные разрешения), кроме уплаты налогов должны осуществлять платежи за пользование недрами, оплачивать сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов и объектами животного мира.

Повышение страховых взносов в 2019-2020 году

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Напомним, с 2018 года размер фиксированных взносов для ИП не рассчитывается от МРОТ, установленного на начало года. Законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ, внесены изменения в НК РФ. Ст. 430 НК РФ определено, что в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, то фиксированный размер взносов на пенсионное страхование составляет:

  • 26 545 рублей за расчетный период 2018 года;
  • 29 354 рублей за расчетный период 2019 года;
  • 32 448 рублей за расчетный период 2020 года.

Таким образом, увеличение нагрузки на фиксированные взносы в 2019 году по сравнению с 2018 годом составляет 2 809 рублей. А в 2020 году необходимо заплатить фиксированных взносов уже на 3 094 рубля больше, чем в 2019 году.

Страховые взносы на медицинское страхование в фиксированном размере независимо от дохода предпринимателя составят:

  • 5 840 рублей за расчетный период 2018 года;
  • 6 884 рублей за расчетный период 2019 года;
  • 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
icon

Обратите внимание, в случае превышения годового дохода (более 300 000 рублей), ИП дополнительно оплачивает 1% от превышенной суммы. Оплату необходимо произвести не позднее 1 апреля следующего года.

Доходы, освобождаемые от налогообложения

Объектом налогообложения признаются доходы физических лиц:

  • налоговых резидентов — от источников в РФ и за ее пределами;
  • налоговых нерезидентов — от источников в РФ.

Напомним, что доходом физического лица признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме (об этом говорится в статье 41 НК РФ). Эта экономическая выгода признается доходом тогда, когда соответствует трем условиям:

  • она подлежит получению деньгами или иным имуществом;
  • ее размер можно оценить;
  • она может быть определена по правилам гл. 23 НК РФ.

Виды налогооблагаемых доходов, полученных от источников в РФ и за ее пределами:

  • дивиденды и проценты;
  • страховые выплаты;
  • доходы от использования авторских и иных смежных прав;
  • доходы от сдачи в аренду или другого использования имущества;
  • доходы от реализации недвижимого имущества, акций и ценных бумаг, долей в уставных капиталах, прав требования, иного имущества, принадлежащего физическому лицу;
  • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу или оказанную услугу, совершение определенных действий, а также вознаграждение директоров и выплаты, получаемые членами органа управления организации;
  • пенсии, стипендии и иные аналогичные выплаты;
  • доходы от использования любых транспортных средств, а также штрафы и санкции, полученные за их простой;
  • иные доходы, получаемые от деятельности в РФ и за ее пределами.

Виды налогооблагаемых доходов, полученных на территории РФ:

  • вознаграждение и иные выплаты за исполнение трудовых обязанностей, получаемые членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ;
  • доходы от использования трубопроводов, линий электропередачи, иных средств связи, включая компьютерные сети;
  • выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц.

Некоторые доходы освобождены от налогообложения НДФЛ — их список указаны в статьях 215 и 217 НК РФ. Подробнее о доходах, освобождаемых от обложения налогом на доходы физлиц, читайте ниже.

Как правило, вопрос о том, облагать или не облагать налогом выплату, решается источником этой выплаты. Однако если этот источник – не организация, то знать, какие доходы освобождены от налогообложения, нужно обязательно.

Не облагаются налогами, в частности, следующие виды доходов физлиц:

  • государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;
  • пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия;
  • суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых, например:
    • работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи;
    • работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка.
  • стипендии;
  • доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц, продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде;
  • доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • доходы, получаемые физлицами-резидентами РФ, от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в этом имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более (либо пяти лет), а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более (это не касается продажи ценных бумаг);
  • доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физлиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;
  • доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физлиц в порядке дарения, кроме случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев. Любые подарки (в том числе квартиры и машины) освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами одной семьи и (или) близкими родственниками (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
  • призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами;
  • суммы платы за обучение налогоплательщика;
  • доходы, не превышающие 4 тыс. руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:
    • стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или ИП;
    • стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях;
    • суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
    • возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих расходы на покупку этих медикаментов;
    • стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг);
    • суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов;
  • средства материнского (семейного) капитала;
  • доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов;
  • суммы частичной оплаты за счет средств федерального бюджета стоимости нового автотранспортного средства в рамках эксперимента по стимулированию приобретения новых ТС взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию;
  • взносы работодателя на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме уплаченных взносов, но не более 12 тыс. руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателем.

Полный перечень доходов, освобождаемых от налогообложения содержится в ст. 217 НК РФ.

Последняя актуализация: 12 марта 2019 г.

^К началу страницы

В соответствии со статьей 420 НК РФ для плательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и т.п.):

  1. в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
  2. по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
  3. по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Для плательщиков физических лиц, производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателя, адвокатам, нотариусам и т.п.).

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, а в случае, если величина дохода такого плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, объектом обложения страховыми взносами также признается его доход.

Всего для индивидуальных предпринимателей предусмотрено пять налоговых режимов (один общий и четыре специальных):

  1. Общая система налогообложения – ОСН;
  2. Упрощенная система налогообложения – УСН;
  3. Единый налог на вмененный доход – ЕНВД;
  4. Патентная система налогообложения – ПСН;
  5. Единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН.

Более подробно ознакомиться с каждым действующим в России налоговым режимом вы можете на этой странице.

Разграничение полномочий между ФНС России и государственными внебюджетными фондами при осуществлении полномочий по администрированию страховых взносов

^К началу страницы

С 2017 года налоговые органы осуществляют полномочия по:

  • контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с положениями НК РФ;
  • приему от плательщиков страховых взносов расчетов по страховым взносам, начиная с представления расчета по страховым взносам за отчетный период — 1 квартал 2017 года;
  • осуществлению зачета/возврата сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 1 января 2017 г., по решениям ПФР и ФСС;
  • предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам;
  • взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС.

У ПФР и ФСС России сохранены полномочия по:

  • приему от плательщиков страховых взносов расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года;
  • контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года (камеральные и выездные проверки);
  • приему заявлений от плательщиков страховых взносов о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов за отчетные периоды до 1 января 2017 года, принятию решений по данным заявлениям и направлению указанных решений в налоговые органы для исполнения.

Кроме того, за ПФР закреплены функции по ведению индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а ФСС РФ остается администратором страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и, учитывая сохранение «зачетного» механизма в системе обязательного социального страхования, за ФСС РФ сохранены полномочия по проведению проверок правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и сообщению об итогах данных проверок в налоговые органы.

Индивидуальный предприниматель должен уплачивать страховые взносы «за себя» (фиксированные платежи) при любой системе налогообложения, даже если он не ведет никакой деятельности и не получает никакой прибыли. Если ИП работает один (без наемных работников), то платить отчисления он должен только «за себя».

На пенсионное страхование На медицинское страхование Итого
29 354 руб. 6 884 руб. 36 238 руб.

Также индивидуальным предпринимателям, годовой доход которых за 2019 год будет больше 300 000 рублей, придется дополнительно заплатить 1% от суммы доходов превысивших эти 300 000 рублей до 1 июля следующего года.

Подробнее смотрите на странице про фиксированные платежи ИП.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

^К началу страницы

База для исчисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (например, пособия, компенсации, материальная помощь и др.).

При этом база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица по истечении каждого календарного месяца с начала расчетного периода нарастающим итогом.

icon

База для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и база для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством имеет предельную величину, после которой страховые взносы не взимаются.
Исключение составляют страховые взносы, уплачиваемые основной категорией плательщиков при применении тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22 %, в этом случае страховыми взносами также облагаются выплаты сверх установленной предельной величины базы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10 % сверх указанной величины.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года исходя из роста средней заработной платы в Российской Федерации.

в 2017 году — 1,9;

в 2018 году — 2,0;

в 2019 году — 2,1;

в 2020 году — 2,2;

в 2021 году — 2,3.

^К началу страницы

Плательщики-работодатели ежемесячно производят исчисление и уплату страховых взносов. Срок уплаты страховых взносов не позднее 15-го следующего календарного месяца, в котором произведены выплаты в пользу физических лиц.

Сумма страховых взносов определяется в рублях и копейках и исчисляется отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Кроме того, с 1 января 2017 года сохраняется зачетный принцип расходования средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В связи с этим после 1 января 2017 года плательщик может уменьшить сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.

При этом если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю ФСС в этом периоде) превысит общую сумму исчисленных страховых взносов по данному виду страхования, то с 1 января 2017 года полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению ФСС в установленном порядке.

Следует отметить, что проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством закреплены за ФСС. Для проведения указанных проверок данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения направляются налоговым органом в ФСС.

ПОДРОБНЕЕ:  Прямые и косвенные налоги — Студопедия

С 1 января 2017 года уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями, имеющими обособленные подразделения, по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, за исключением организаций, имеющих обособленные подразделения за рубежом (в этом случае уплата страховых взносов и представление отчетности происходит централизовано по месту нахождения головной организации).

В связи со сменой администратора страховых взносов с 2017 г. изменились коды бюджетной классификации для перечисления страховых взносов.

Налоговая база по НДФЛ представляет собой денежное выражение доходов налогоплательщика. При определении налоговой базы учитываются все доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, а также в виде материальной выгоды. Различного рода удержания доходов, в том числе и по решению суда, не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные ставки.

Для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, которые предусмотрены ст. 218-221 НК РФ. Если доходы налогоплательщика меньше вычетов, налоговая база равна нулю.

Налоговая база всегда определяется в рублях. Доходы (расходы, принимаемые к вычету), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов).

Информацию об особенностях определения налоговой базы по различным видам доходов содержат ст. 211-215 Налогового кодекса РФ:

  • Если доход получен в натуральной форме, то применяем статью 211 Налогового кодекса РФ. Доходом в натуральной форме считаются полученные товары, имущество, услуги — все то, что физлицо получает «натурой», а не деньгами. Важно то, что доход в натуральной форме может быть получен физлицом только от организации или индивидуального предпринимателя (если доход «натурой» получен от другого физлица — не ИП, то налогом такой доход не облагается).
  • Доход в виде материальной выгоды может возникать при экономии на процентах за пользование заемными средствами (кредитом), при приобретении ценных бумаг, а также при приобретении товаров (работ, услуг) по гражданско-правовым договорам у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику. Эти вопросы регулирует статья 212 НК РФ.
  • Особенности определения налоговой базы по договорам страхования рассматриваются в статье 213 НК РФ.
  • Особенности уплаты НДФЛ по доходам от долевого участия в организации — в статье 214 НК РФ.
  • Отдельные доходы иностранных граждан и обложение их налогом рассмотрены в статье 215 кодекса.

Налоги ИП в зависимости от налогового режима

Как уже упоминалось ранее, ответ на вопрос о том, сколько налогов платит ИП, во многом зависит от выбранного им режима налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей законодательством РФ предусмотрено пять налоговых режимов — четыре специальных и один общий.

  1. ОСН или Общая система налогообложения.
  2. ЕНВД или Единый налог на вмененный доход.
  3. ПСН или Патентная система налогообложения.
  4. УСН или Упрощенная система налогообложения.
  5. ЕСХН или Единый сельскохозяйственный налог.

Теперь рассмотрим более подробно, сколько налогов платит ИП на каждой из вышеперечисленных систем налогообложения.

Тарифы страховых взносов

^К началу страницы

Для основной категории плательщиков страховых взносов установлен тариф страховых взносов в размере 30 % (22 % — на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 2,9 % — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах взносооблагаемой базы и 5,1 % на обязательное медицинское страхование). Кроме того, сверх вышеупомянутой величины базы для исчисления страховых взносов уплачиваются страховые взносы в ПФР исходя из тарифа 10 %.

Тарифы (в %)

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Страховые взносы на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС)

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ {amp}lt;*{amp}gt;

В отношении остальных выплат

В пределах установленной предельной величины базы

22%

1,8%

2,9%

5,1% {amp}lt;**{amp}gt;

Свыше установленной предельной величины базы

10%

X

X

Для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов.

Порядок и условия применения пониженных тарифов страховых взносов установлены статьей 427 НК РФ.

Пониженные тарифы по ОПС, ОСС, ОМС для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2019 год

Категория плательщиков

Обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством (ОСС)

Обязательное медицинской страхование (ОМС)

в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц

в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу граждан РФ

в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу {amp}lt;*{amp}gt; иностранных граждан; лиц без гражданства временно пребывающих в РФ

в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц

   

0,0%

0,0%

Хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности

20,0%

2,9%

1,8%

5,1% {amp}lt;**{amp}gt;

Российские организации, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ

8, 0%

2,0%

1,8%

4% {amp}lt;**{amp}gt;

Организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне

20%

2,9%

1,8%

5,1% {amp}lt;**{amp}gt;

Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов

0%

0,0%

0,0%

Некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством РФ порядке, применяющих УСНО и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).

20, 0%

0,0%

0,0%

Благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке и применяющих УСНО

20, 0%

0,0%

0,0%

Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»

либо участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

14, 0%

0,0%

0,0%

Организации и индивидуальные предприниматели, получившие статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

6, 0%

1,5%

0,1% {amp}lt;**{amp}gt;

Организации и индивидуальные предприниматели, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»

6, 0%

1,5%

0,1% {amp}lt;**{amp}gt;

Организации и индивидуальные предприниматели, получившие статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»

6, 0%

1,5%

0,1% {amp}lt;**{amp}gt;

Организации, включенные в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»

Российские организации, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции независимо от вида договора и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции. Под анимационной аудиовизуальной продукцией понимается фильм, состоящий из специально созданных и двигающихся на экране рисованных или объемно-кукольных образов и объектов, создаваемых в том числе с использованием компьютерной графики.

6, 0%

6,0%

1,5%

1,5%

0,1% {amp}lt;**{amp}gt;

0,1%{amp}lt;**{amp}gt;

{amp}lt;*{amp}gt; За исключением иностранцев, признанных высококвалифицированными работниками.
{amp}lt; **{amp}gt; Для исчисления страховых взносов на ОМС предельная величина базы не устанавливается, соответственно страховой тариф взимается с полной суммы выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.

Что касается дополнительных тарифов страховых взносов, то в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), установлен дополнительный тариф страховых взносов на ОПС в размере 9 %.

В отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, (например, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца и других полезных ископаемых, на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью в текстильной промышленности и др.), установлен дополнительный тариф страховых взносов на ОПС в размере 6%.

Однако в случае, если у плательщика-работодателя проведена специальная оценка условий и рабочие места по результатам такой специальной оценки признаны вредными и (или) опасными, то взамен вышеуказанных тарифов плательщики в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда применяются дифференцированные размеры дополнительных тарифов.

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8%

Вредный

3.4

7%

3.3

6%

3.2

4%

3.1

2%

Допустимый

2

0%

Оптимальный

1

0%

Тарифы взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников составят:

  • в отношении выплат в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации — 14 %;
  • в отношении выплат в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий — горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин – 6,7 %.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

^К началу страницы

Плательщики-работодатели ежемесячно производят исчисление и уплату страховых взносов. Срок уплаты страховых взносов не позднее 15-го следующего календарного месяца, в котором произведены выплаты в пользу физических лиц.

Сумма страховых взносов определяется в рублях и копейках и исчисляется отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Кроме того, с 1 января 2017 года сохраняется зачетный принцип расходования средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В связи с этим после 1 января 2017 года плательщик может уменьшить сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.

При этом если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю ФСС в этом периоде) превысит общую сумму исчисленных страховых взносов по данному виду страхования, то с 1 января 2017 года полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению ФСС в установленном порядке.

Следует отметить, что проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством закреплены за ФСС. Для проведения указанных проверок данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения направляются налоговым органом в ФСС.

С 1 января 2017 года уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями, имеющими обособленные подразделения, по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, за исключением организаций, имеющих обособленные подразделения за рубежом (в этом случае уплата страховых взносов и представление отчетности происходит централизовано по месту нахождения головной организации).

В связи со сменой администратора страховых взносов с 2017 г. изменились коды бюджетной классификации для перечисления страховых взносов.

Размер страховых взносов для самозанятой категории плательщиков

^К началу страницы

Расчетный период

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование

2017

— в случае, если доход плательщика не превышает 300 000 руб. — 1 МРОТ х 26% х 12 мес.
— в случае, если доход плательщика превышает 300 000 руб. — 1 МРОТ х 26% х 12 мес. 1 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 руб., но не более 8 МРОТ х 26% х 12 мес.

1 МРОТ х 5,1% х 12

2018

— в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб., — в фиксированном размере 26 545 руб.                         
— в случае, если величина дохода плетельщика превышает 300 000 руб. — в фиксированном размере 26 545 руб. 1% от суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., но не более 8х26 545 руб. = 212 360 руб.

в фиксированном размере 5 840 руб.

2019

— в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб., — в фиксированном размере 29 354 руб.    
— в случае, если величина дохода плетельщика превышает 300 000 руб. — в фиксированном размере 29 354 руб. 1% от суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., но не более 8х29 354 руб. = 234 832 руб.

в фиксированном размере 6 884 руб.

2020

— в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб., — в фиксированном размере 32 448 руб.  
— в случае, если величина дохода плетельщика превышает 300 000 руб. — в фиксированном размере 32 448 руб. 1% от суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., но не более 8х32 448 руб. = 259 584 руб.

в фиксированном размере 8 426 руб.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ) уплачивают соответствующие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется как произведение фиксированного размера, составляющего 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

Таким образом, независимо от размера доходов глава КФХ уплачивает страховые взносы в фиксированном размере без взимания 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется за расчетный период как произведение фиксированного размера страховых взносов, составляющего 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рубля за расчетный период 2019 года, 8 426 рублей за расчетный период 2020 года, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

ПОДРОБНЕЕ:  Как уменьшить транспортный налог — как платить меньше налога на автомобиль свыше 250 л.с.

В случае если предпринимательская или иная профессиональная деятельность самозанятых плательщиков осуществляется не с начала расчетного периода или прекратилась до его окончания, то в этом случае сумма страховых взносов определяется пропорционально отработанным месяцам.

Для самозанятых плательщиков статьей 430 НК РФ предусматривается освобождение от уплаты страховых взносов за период:

  1. прохождения ими военной службы по призыву;
  2. ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  3. ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  4. проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  5. проживания за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  6. в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Вместе с тем в НК РФ закреплена норма о том, что в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов самозанятыми плательщиками в установленный срок (31 декабря текущего календарного года — для фиксированного платежа и 1 июля года, следующего за расчетным – для 1 % с сумм дохода свыше 300 000 рублей) налоговый орган в установленном порядке определяет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет недоимку по страховым взносам и взыскивает ее в установленном порядке.

Представление отчетности

^К началу страницы

Форма расчета по страховым взносам утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2016 № 44141).

Плательщики, производящие выплаты в пользу физических лиц, представляют расчет по страховым взносам ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам ежегодно до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (впервые расчет по страховым взносам должен быть представлен в срок до 30 января 2018 года).

Расчет по страховым взносам состоит из титульного листа и трех разделов с приложениями.

Раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» включает расчет сумм страховых взносов, сведения о расходах плательщика по обязательному социальному страхованию, а также условия применения пониженных тарифов, и заполняется нарастающим итогом с начала года.

Раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов глав крестьянских (фермерских) хозяйств» содержит расчет сумм страховых взносов за главу и членов КФХ. Данный раздел заполняется только за расчетный период.

Раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» содержит сведения о начисленных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному лицу и заполняется за последние три месяца расчетного (отчетного).

Разделы 1 и 3 заполняются плательщиками страховых взносов, которые производят выплаты физическим лицам.

Раздел 2 заполняется плательщиками страховых взносов – главами КФХ.

В случае, если главы крестьянских (фермерских) хозяйств как имеющие, так и не имеющие членов КФХ:

  • не осуществляют наем работников, то ими представляется расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту учета до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом с указанием кода места представления «124», при этом заполняется раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) – на членов КФХ, включая главу;
  •  осуществляют выплаты наемным работникам, то ими представляется расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту учета, в сроки установленные для плательщиков-работодателей, — не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным периодом), то за отчетные периоды первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года в расчете по страховым взносам указывается код места представления «120», при этом заполняется раздел 1 с приложениями и раздел 3 (с идентификацией физических лиц) на наемных работников, а за расчетный период календарный год в Расчете указывается код места представления «124», при этом заполняется раздел 1 с приложениями, раздел 3 (с идентификацией физических лиц) на наемных работников, а также раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) – на членов КФХ, включая главу.

Когда глава КФХ в течение расчетного (отчетного) периода прекращает осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, после внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, у него возникает обязанность представить в налоговые органы расчет по страховым взносам.

Плательщики и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, превышает 25 человек, представляют расчеты по страховым взносам в электронной форме по ТКС.

Если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, 25 и менее человек, то расчет по страховым взносам может быть представлен как в бумажном, так и в электронном виде.

Для устранения плательщиком выявленных в расчете по страховым взносам несоответствий законодателем отведен пятидневный срок (для плательщиков, отчитывающихся в электронной форме) и десятидневный срок (если плательщик представляет отчетность на бумаге).

В случае, если указанный срок будет соблюден, датой представления указанного расчета будет считаться дата первоначального расчета.

Следует отметить, что у плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов и иных занимающихся частной практикой лиц), за исключением глав КФХ, обязанность по заполнению и представлению расчета по страховым взносам отсутствует.

Если в представляемом организацией расчете по страховым взносам сведения по каждому физическому лицу содержат ошибки в суммовых показателях, либо суммовые показатели по всем физическим лицам не соответствуют суммовым показателям в целом по плательщику, а также если в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.

Во избежание представления расчетов по страховым взносам с ошибками, препятствующими его принятию, плательщикам страховых взносов необходимо удостовериться в том, что расчет по страховым взносам соответствует требованиям, установленным контролями показателей формы расчета в соответствии с письмом ФНС России от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@.

Проверка корректности СНИЛС

^К началу страницы

Федеральная налоговая служба для проверки правильности заполнения плательщиками в расчете по страховым взносам значения поля «СНИЛС» в целях исключения представления в налоговый орган недостоверных (некорректных) персональных данных застрахованных лиц размещает алгоритм формирования контрольного числа страхового номера индивидуального лицевого счета (далее – СНИЛС)(проверка правильности контрольной суммы).
Контрольное число СНИЛС рассчитывается следующим образом:

  • каждая цифра СНИЛС умножается на номер своей позиции (позиции отсчитываются с конца);
  • полученные произведения суммируются;
  • последние две цифры остатка являются контрольным числом и не должны превышать значение 100

Пример:

Указанный СНИЛС – 112-233-445 95

Проверяем правильность контрольного числа:

цифры номера

1

1

2

2

3

3

4

4

5

номер позиции

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1*9 1*8 2*7 2*6 3*5 3*4 4*3 4*2 5*1=95

Контрольное число = 95-указано верно

Некоторые частные случаи:

  • 99/!101!=99
  • 100/!101!=00
  • 101/!101!=00
  • 102/!101!=01

Отчетность по фиксированным платежам

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

^К началу страницы

Форма расчета по страховым взносам утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2016 № 44141).

Плательщики, производящие выплаты в пользу физических лиц, представляют расчет по страховым взносам ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам ежегодно до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (впервые расчет по страховым взносам должен быть представлен в срок до 30 января 2018 года).

Расчет по страховым взносам состоит из титульного листа и трех разделов с приложениями.

Раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» включает расчет сумм страховых взносов, сведения о расходах плательщика по обязательному социальному страхованию, а также условия применения пониженных тарифов, и заполняется нарастающим итогом с начала года.

Раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов глав крестьянских (фермерских) хозяйств» содержит расчет сумм страховых взносов за главу и членов КФХ. Данный раздел заполняется только за расчетный период.

Раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» содержит сведения о начисленных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному лицу и заполняется за последние три месяца расчетного (отчетного).

Разделы 1 и 3 заполняются плательщиками страховых взносов, которые производят выплаты физическим лицам.

Раздел 2 заполняется плательщиками страховых взносов – главами КФХ.

В случае, если главы крестьянских (фермерских) хозяйств как имеющие, так и не имеющие членов КФХ:

  • не осуществляют наем работников, то ими представляется расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту учета до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом с указанием кода места представления «124», при этом заполняется раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) – на членов КФХ, включая главу;
  •  осуществляют выплаты наемным работникам, то ими представляется расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту учета, в сроки установленные для плательщиков-работодателей, — не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным периодом), то за отчетные периоды первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года в расчете по страховым взносам указывается код места представления «120», при этом заполняется раздел 1 с приложениями и раздел 3 (с идентификацией физических лиц) на наемных работников, а за расчетный период календарный год в Расчете указывается код места представления «124», при этом заполняется раздел 1 с приложениями, раздел 3 (с идентификацией физических лиц) на наемных работников, а также раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) – на членов КФХ, включая главу.

Когда глава КФХ в течение расчетного (отчетного) периода прекращает осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, после внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, у него возникает обязанность представить в налоговые органы расчет по страховым взносам.

Плательщики и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, превышает 25 человек, представляют расчеты по страховым взносам в электронной форме по ТКС.

Если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, 25 и менее человек, то расчет по страховым взносам может быть представлен как в бумажном, так и в электронном виде.

Для устранения плательщиком выявленных в расчете по страховым взносам несоответствий законодателем отведен пятидневный срок (для плательщиков, отчитывающихся в электронной форме) и десятидневный срок (если плательщик представляет отчетность на бумаге).

В случае, если указанный срок будет соблюден, датой представления указанного расчета будет считаться дата первоначального расчета.

Следует отметить, что у плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов и иных занимающихся частной практикой лиц), за исключением глав КФХ, обязанность по заполнению и представлению расчета по страховым взносам отсутствует.

Если в представляемом организацией расчете по страховым взносам сведения по каждому физическому лицу содержат ошибки в суммовых показателях, либо суммовые показатели по всем физическим лицам не соответствуют суммовым показателям в целом по плательщику, а также если в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Во избежание представления расчетов по страховым взносам с ошибками, препятствующими его принятию, плательщикам страховых взносов необходимо удостовериться в том, что расчет по страховым взносам соответствует требованиям, установленным контролями показателей формы расчета в соответствии с письмом ФНС России от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@.

Проверка корректности СНИЛС

^К началу страницы

Федеральная налоговая служба для проверки правильности заполнения плательщиками в расчете по страховым взносам значения поля «СНИЛС» в целях исключения представления в налоговый орган недостоверных (некорректных) персональных данных застрахованных лиц размещает алгоритм формирования контрольного числа страхового номера индивидуального лицевого счета (далее – СНИЛС)(проверка правильности контрольной суммы).
Контрольное число СНИЛС рассчитывается следующим образом:

  • каждая цифра СНИЛС умножается на номер своей позиции (позиции отсчитываются с конца);
  • полученные произведения суммируются;
  • последние две цифры остатка являются контрольным числом и не должны превышать значение 100

Пример:

Указанный СНИЛС – 112-233-445 95

Проверяем правильность контрольного числа:

цифры номера

1

1

2

2

3

3

4

4

5

номер позиции

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1*9 1*8 2*7 2*6 3*5 3*4 4*3 4*2 5*1=95

Контрольное число = 95-указано верно

Некоторые частные случаи:

  • 99/!101!=99
  • 100/!101!=00
  • 101/!101!=00
  • 102/!101!=01

Налог на имущество

До 1 января 2015 года ИП, применяющие специальные режимы налогообложения, были освобождены от уплаты налога на имущество. С 1 января 2015 такая обязанность у них появилась. 

В абзац 1 пункта 3 статьи 346.11 НК РФ вносится уточнение, что предприниматели не платят налог на имущество кроме случаев, когда их имущество включено в кадастровый список региона. 

Таким образом, если ИП владеет имуществом, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и использует его в предпринимательской деятельности, он обязан уплачивать налог на имущество, независимо от того, какую систему налогообложения он применяет.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определена, как кадастровая стоимость, должен быть размещен на официальном сайте ФНС или на официальном сайте субъекта РФ. Ответственность за это возложена на уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, согласно п.7ст.378.2 НК РФ.

  • административно-деловые центры;
  • торговые центры;
  • отдельные помещения в административно-деловых и торговых центрах;
  • нежилые помещения, назначение которых, в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.  

Налог на землю

ИП уплачивают налог на землю, так же как и физические лица на основании налогового уведомления. Налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление в срок не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В уведомлении должен быть указан расчет налоговой базы, размер налога, подлежащего уплате, срок его уплаты.

Если по каким-то причинам Вы не получили такое уведомление, обратитесь в инспекцию лично, чтобы не пропустить срок уплаты. Срок уплаты до 1.10, исключения составляют Москва и Санкт-Петербург, власти которых вправе сами устанавливать срок и порядок оплаты налога на землю.

icon

Все дополнительные налоги (платежи, сборы) индивидуальный предприниматель оплачивает вне зависимости от системы налогообложения, на которой он находится.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Материал отредактирован в соответствии с изменением законодательства, актуальным на 03.09.2019

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector