Механизмы реализации международного права

Процесс реализации международно-правовых норм

1. По сфере действия: универсальные, региональные, локальные (партикулярные).

В политике широкое распространение получила точка зрения, отрицавшая возможность существования универсальных норм. Однако сама жизнь доказала, что даже в условиях холодной войны универсальные нормы могут быть достаточно эффективными, без универсального международного права глобальная система международных отношений функционировать не может.

Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм.

Главными отличительными признаками универсальных норм являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Основной формой существования служит обычай. Универсальные нормы образуют общее международное право. (например, Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961г.)

Механизмы реализации международного права

Существуют нормы, которые принимаются ограниченным числом государств, но имеют всеобщее значение. Такие нормы устанавливают международный режим (например, для Антарктики, для космического пространства, для океанских проливов и др.). Нормы создаются наиболее заинтересованными государствами и постепенно находят признание со стороны других государств

Региональные нормы исторически предшествовали универсальным. Последние создавались на базе первых, используя их опыт. Этот процесс продолжается и поныне. Вместе с тем универсальное международное право содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт как более развитых региональных систем, так и универсальной системы.

Регионализм приобретает новое измерение с развитием интеграционных процессов. В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Общее международное право обеспечить такое регулирование не может.

Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Договор о Европейском союзе 1992 г. Печатное издание. Документы Европейского союза в 2Т.: М.- Межд.изд.группа «Право». 1994. (от 07.02.92г. № б/н1)

Сегодня не только региональные, но и национальные правовые системы должны приводиться в соответствие с универсальными международными стандартами, содействовать их реализации.

Партикулярные или локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев — на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

Локальные нормы по численности существенно превосходят универсальные. Они выполняют важные функции в отношении последних, а именно: служат средством их конкретизации применительно к частным случаям; способствуют их реализации в этих случаях; регулируют отношения, не охватываемые общим международным правом.

Немаловажно, что локальные нормы легче принимаются, изменяются и прекращаются. Они прокладывают путь общему международному праву, накапливая опыт регулирования. Таким образом обеспечивается динамизм международно-правового регулирования. В целом локальные нормы служат интересам повышения уровня международно-правового регулирования и роли права в международной жизни.

Поэтому общее международное право открывает значительный простор для регулирования на локальной основе (например, Устав Содружества Независимых Государств 1993г. Принят Постановлением ВС РФ от 15.04.93г. № 4799-1 / Бюллетень международных договоров. 1994.№1. стр.4(от 20.07.93г.), Договор по открытому небу 1992г. СЗ РФ №6. 11.02.02 (от24.03.92г.), и др.)

Локальные нормы не обладают качеством всеобщности и потому не входят в общее международное право. Однако они с этим правом прочно связаны, черпают в нем юридическую силу, действуют в его рамках. Не являясь элементами общего международного права, локальные, партикулярные нормы образуют вместе с ним более крупную и менее единую систему международно-правовых норм.

2. По юридической силе: императивные и диспозитивные

Одной из характерных черт современного международного права является наличие в нем комплекса императивных норм, обладающих особой юридической силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы.

Без императивного регулирования не могли обойтись и международные отношения в прошлом. Оно императивно определяло порядок создания норм — только соглашением. Императивным был принцип «договоры должны соблюдаться», без которого нет международного права. Императивными были запреты пиратства и работорговли, а также некоторые правила ведения войны.

Предпосылки для становления императивного права создал Устав ООН, который заложил основы нового миропорядка, определив его цели и принципы. Стала очевидной неприемлемость неограниченной свободы договоров. Устав закрепил преимущественную силу вытекающих из него обязательств. Новым шагом явилась Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г, Вестник Высшего Арбитражного Суда (специальное приложение к № 3, 1999 года)(от 23.05.69г.) которая впервые в позитивном праве четко закрепила концепцию императивных норм.

В случае нарушения этих норм возникают и универсальные правоотношения ответственности: не только непосредственно пострадавшее, но и любое другое государство вправе поставить в юридическом плане вопрос об ответственности правонарушителя. Приведенные положения нашли выражение в практике Международного Суда ООН и были подтверждены Комиссией международного права.

Еще одной особой формой ответственности за нарушение императивных норм является уголовная ответственность должностных лиц государства. Проект статей Кодекса преступлений против мира и безопасности, подготовленный Комиссией международного права, дает представление об императивных нормах, охраняемых в таком порядке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Понятие амнистии в уголовном праве

Внедрение в практику механизма обеспечения императивных норм будет означать вступление международного права в новую фазу своего развития.

Диапозитивные нормы — это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. В этом находит свое выражение высокий уровень индивидуализации международно-правового регулирования.

Диспозитивные нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

3. По характеру воздействия: запрещающие, разрешающие (обязывающие) и управомочивающие.

Механизмы реализации международного права

Запрещающие нормы обязывают государства воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое и химическое оружие).

Обязывающие нормы устанавливают обязательство государства совершить указанные в норме действия (например, оповестить другие государства о ядерной аварии или ядерном инциденте)

Управомочивающие нормы признают за многими (всеми) субъектами международного права возможность осуществлять какие-либо действия (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства в мирных целях Международное право. Учебник / Под ред. Проф. Г.В.Игнатенко.- М.: Проспект, 1995. с.85-86.).

4. По функциям в системе: материальные и процессуальные

Нормы материального права устанавливают права и обязанности субъектов международного права по конкретным правоотношениям (например, нормы, устанавливающие права и обязанности государств — участников Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970г. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР. Выпуск XXVII. Ст.1947(от16.12.70))

Первые непосредственно регулируют поведение субъектов. Вторые — определяют последствия невыполнения обязательств, вытекающих из первичных норм. Понятие вторичных норм еще более ограничено, чем понятие процессуального права в узком смысле. Но важно другое, а именно деление норм на первичные и вторичные.

Процессуальные нормы обладают специфической санкцией. Создание или осуществление материальных норм в нарушение норм процессуальных в зависимости от степени нарушения влечет за собой оспоримость или недействительность созданных норм или результатов неправомерного применения норм. (например, порядок деятельности различных международных судебных органов и др.)

Механизмы реализации международного права

5. По источнику: обычные, договорные и нормы решений международных организаций.

В международном праве существуют два вида обычных норм.

К традиционному виду относятся сложившиеся в практике неписаные правила, за которыми субъекты признают юридическую силу. К новому виду относятся нормы, которые также являются неписаными правилами, признаваемые юридически обязательными, но создаются они не длительной практикой, а в результате признания одного или нескольких прецедентов.

Кодификация норм международного права

Вопрос о реализации норм данной отрасли права имеет не только юридическое, но политическое значение. Социально-экономическое состояние общества, особенности государственного строя и отношений с соседними странами – все это оказывает влияние на эффективность использования тех или иных международных соглашений.

В юридической науке выделяют следующие формы реализации правовых норм:

  1. соблюдение;
  2. исполнение;
  3. использование.

Соблюдение – это способ реализации запрещающих норм. Например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года ограничивает государства в гонке вооружений.

Исполнение предполагает активную деятельность субъектов международного права. Так, статья 2 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года обязывает страны принимать соответствующие меры для борьбы с данным видом противоправной деятельности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Проект закон о недвижимости Советник

Использование – это осуществление возможностей, содержащихся в нормах международного права.

Формы реализации международно-правовых норм в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При реализации норм международного права должны соблюдаться следующие принципы:

  1. суверенное равенство всех государств;
  2. невмешательство во внутренние дела другой страны;
  3. мирное урегулирование возникающих разногласий;
  4. добросовестное выполнение взятых на себя обязательств;
  5. сотрудничество государств во имя мира.

Особое значение при осуществлении данной деятельности имеет принцип добросовестного выполнения взятых на себя обязательств. Он распространяется на все нормы международного права, независимо от их функций и назначения.

Механизмы реализации международного права

Каждое государство обязано следовать всем вышеназванным принципам.

Рисунок 1. Формы реализации международно-правовых норм в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для реализации норм международного права на наднациональном уровне используются два взаимосвязанных механизма: конвенционный и институционный.

Конвенционный механизм включает в себя следующие компоненты:

  1. правообеспечительное нормотворчество;
  2. толкование;
  3. международный контроль;
  4. правоприменение.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных компонентов более подробно.

  1. Правообеспечительное нормотворчество выступает в форме конкретизации международных договоров и соглашений. Высокая степень обобщенности этих декларативных документов может затруднить реализацию их положений, что делает необходимым принятие дополнительных актов, гарантирующих соблюдение международно-правовых норм. Например, статья 2 Устава ООН перечисляет принципы, которыми должны руководствоваться национальные правительства. Конкретное их содержание раскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 года.
  2. Толкование, как средство реализации международного права, может использоваться и в процессе нормотворчества, и в правоприменительной практике. Неверное толкование тех или иных положений договоров, заключенных странами, способно привести к возникновению конфликтов.
  3. Международный контроль призван давать оценку соответствия деятельности субъектов данной отрасли права установленным нормам и требованиям. Отдельные документы содержат специальные нормы о контроле соблюдения их положений и требований.
  4. Правоприменение представляет собой деятельность, направленную на принятие государствами или соответствующими организациями юридически обязательных индивидуальных нормативных актов, основанных на нормах международного права.

Институционный механизм реализации норм международного права предполагает осуществление следующих мер:

  1. переговоры;
  2. консультации;
  3. встречи;
  4. конференции;
  5. рассмотрение различных вопросов в согласительных комиссиях;
  6. судебные разбирательства.

В рамках институционного механизма государства и другие субъекты данной отрасли права (комиссии, комитеты, судебные органы) обсуждают реализацию действующих норм международного права и стратегию совместного реагирования на выявленные нарушения.

Деятельность органов государственной власти и иных организаций, осуществляемая в соответствии с нормами и требованиями международного права, является реализацией его положений на национальном уровне.

Основным внутригосударственным механизмом осуществления данной деятельности выступает совокупность правовых актов, обеспечивающих выполнение требований и положений международных договоров и соглашений.

Такие правовые акты либо носят общий характер, либо принимаются для реализации конкретного договора.

Акты общего характера применимы ко всем международно-правовым нормам. Они содержат:

  1. основополагающие правила, относящиеся к реализации международного права;
  2. подтверждение непосредственного действия норм международного права;
  3. условие, что в случае противоречия с положениями национального законодательства по какому-либо вопросу должны применяться правила международного договора;
  4. требование к органам государственной власти о принятии мер, необходимых для выполнения норм международного права;
  5. положение о необходимости контролировать исполнение международных обязательств.

Правовые акты, принимаемые для реализации конкретных договоров, обычно конкретизируют и расшифровывают содержащиеся в них нормы.
Еще одним внутригосударственным механизмом реализации международного права является система институтов, осуществляющих организационную и правовую деятельность в целях обеспечения нормативных предписаний, содержащихся в международных документах. В эту систему входят высшие органы власти в стране:

  • Президент и Правительство России,
  • Федеральное Собрание РФ,
  • Министерство иностранных дел,
  • другие ведомства.

Органы государственной власти и должностные лица принимают решения о заключении или ратификации международно-правовых договоров, обеспечивают их неукоснительное соблюдение на территории всей страны.

Механизмы реализации международного права

Обычная норма общего международного права принимается большинством государств, представляющим главные формы цивилизации и основные правовые системы мира, т.е. международным сообществом в целом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Право послепользования патентом Советник

Региональные и локальные обычные нормы принимаются с согласия всех непосредственно заинтересованных государств или организаций. Согласие субъекта на обязательность для него обычной нормы общего международного права может быть изъявлено путем ясно выраженного или молчаливого признания (отсутствие протеста). Согласие с региональной или локальной обычной нормой должно быть ясно выраженным.

Обычная норма необязательна для признавшего ее субъекта в отношении любого действия или факта, которые имели место до признания. Обычная норма должна толковаться добросовестно в свете ее объекта и цели, с учетом всех доказательств ее содержания, в духе основных целей и принципов Устава ООН. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключ. СССР. Вып. ХII., М.,:1956г.(от26.06.45г.)

Прекращение обычной нормы общего международного права может иметь место с согласия международного сообщества в целом. Отказ отдельного субъекта от принятой им обычной нормы допустим лишь в том случае, если такая возможность вытекает из ее характера. Существенное нарушение обычной нормы общего международного права одним из субъектов дает другим субъектам право по согласованию приостановить ее действие в своих отношениях с правонарушителем.

Договорная или конвенционная норма представляет собой правило, которое содержится в международно-правовом договоре, придающем ей юридическую силу. В соответствии с общим международным правом договорная форма презюмирует, что все ее содержание обладает юридической силой, если иное не будет доказано. Поэтому важно отличать политические договоренности от международно-правовых договоров. Решающим фактором является намерение сторон, а судят о нем прежде всего по форме акта.

Роль договоров неуклонно растет.

Основная особенность договорных норм заключается в их форме. Они обладают преимуществами писаного права и уже в силу этого представляют собой незаменимый инструмент международно-правового регулирования. Усложнение международных отношений и интенсификация их регулирования предъявляют повышенные требования к точности, конкретности норм.

В результате регулирование все большего объема международных отношений можно гарантировать лишь при помощи договорных норм, которые обеспечивают четкое регулирование нередко при помощи географических карт, графиков, цифр, формул и т. п. Многие важнейшие области сотрудничества вообще немыслимы без договорных норм, например сокращение вооруженных сил, вопросы безопасности, мирное урегулирование и др.

Важным качеством договорных норм является стабильность их содержания. Поэтому они обеспечивают достаточно высокий уровень предсказуемости поведения участников. Большинство обычных норм в этом плане менее надежны. Процесс создания договорных норм отличается демократизмом. В нем на равной основе участвуют все заинтересованные государства, отстранение от участия любого из них неправомерно.

Все более высокие требования предъявляются к качеству, к научной обоснованности норм. В этом отношении кодификационные конвенции как источник общего международного права не имеют себе равных, поскольку готовятся при непосредственном участии большого числа ученых и опытных юристов.

При определении соотношения договорных и обычных норм ссылаются на ст. 38 Статута Международного Суда ООН, Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключ. СССР. Вып. ХII., М.,:1956г.(от26.06.45г.) которая на первое место поставила конвенции. Думается, что в данном случае это объясняется тем, что конвенция четко формулирует норму, неоспоримо доказывает ее принятие сторонами и, наконец, является как бы специальной нормой, которая подлежит применению при расхождении с нормой общей.

Договоры служат средством осуществления норм обычного права. Они укрепляют их авторитет, придают им четкую форму, конкретизируют содержание, определяют способы проведения в жизнь.

Представляется, что в качестве общего правила договорная норма должна изменяться и дополняться в той же ясно выраженной форме, в какой она была принята, т.е. конвенционным путем

Изменение или замена обычной нормы договорной происходит не автоматически, а осуществляется в порядке, присущем изменению обычных норм вообще. Договор, в том числе и кодификационный, выступает в таких случаях как практика и как доказательство намерения участников изменить соответствующие обычные нормы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector