Лицензия розничная продажа алкогольной продукции госпошлина Советник

О лицензии для общепита.

Розничная продажа алкогольной продукции, в том числе осуществляемая при оказании услуг общественного питания, является лицензируемым видом деятельности (п. 2 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ[1]). Причем со следующего года (изменения начнут действовать с 31 марта) «алкогольная» лицензия общепиту будет выдаваться отдельно (абз. 4 п. 4 ст.

18 Федерального закона № 171-ФЗ, введенный Федеральным законом от 03.07.2016 № 261-ФЗ). По новым правилам лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания нужно будет получить по истечении срока действия прежней лицензии (ст. 7 Федерального закона № 261-ФЗ).

Уплата госпошлины.

Статьей 10 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что за предоставление и переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах, то есть Налоговым кодексом.

При этом плата за осуществление самого лицензирования не взимается. Размер государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции составляет 65 000 руб. за каждый год срока действия лицензии (пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). На основании пп. 6 п. 1 ст. 333.

18 НК РФ госпошлину в размере, определенном исходя из предполагаемого срока действия лицензии, нужно уплатить до подачи заявления и иных документов в лицензирующий орган. На то, что размер государственной пошлины за предоставление уполномоченными органами лицензии на розничную продажу алкогольной продукции зависит от срока действия данной лицензии, Минфин указал в Письме от 14.07.

2015 № 03-05-04-03/40376. Таким образом, с целью получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции сроком, предположим, на пять лет следует уплатить единовременно до подачи документов в лицензирующий орган госпошлину в размере 325 000 руб. (65 000 руб. х 5 лет). Пример от финансистов: размер государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции сроком действия 9 месяцев составляет 48 750 руб. (65 000 руб. / 12 мес. x 9 мес.).

Отказ в предоставлении лицензии.

Если предприятию общепита откажут в предоставлении «алкогольной» лицензии, уплаченную госпошлину не вернут, так как данное основание в п. 1 ст. 333.40 НК РФ не названо в качестве случая, когда уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью. (Отсутствие неопределенности в этом моменте подтвердил КС РФ в Постановлении от 23.05.2013 № 11-П.

В случае отказа уполномоченного органа в предоставлении (продлении срока действия) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплаченная сумма государственной пошлины возврату и, соответственно, зачету не подлежит.

Других таких же примеров более чем достаточно.

Арбитражный суд

Судебный акт

АС МО

Постановление от 17.12.2015 № Ф05-15369/2015 по делу № А40-135827/14

АС ПО

Постановление от 10.09.2014 № Ф06-15223/2013 по делу № А65-4390/2014

АС СЗО

Постановление от 12.09.2016 № Ф07-6059/2016 по делу № А05-11152/2015

АС СЗО

Постановление от 30.06.2016 № Ф07-4721/2016 по делу № А13-12122/2015

АС СКО

Постановление от 03.10.2016 № Ф08-6995/2016 по делу № А32-2892/2016

АС ЦО

Постановление от 07.11.2014 № Ф10-3579/2014 по делу № А68-535/2014

В то же время, если, допустим, отказ спровоцирует недостоверная информация о состоянии расчетов предприятия с бюджетом, предоставленная лицензирующему органу налоговой инспекцией, оно (предприятие) может взыскать убытки в виде уплаченной госпошлины с РФ в лице ФНС. Это следует из положений ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, п. 1 ст. 35 НК РФ и подтверждается арбитражной практикой.

ПОДРОБНЕЕ:  Процесс принятия федерального закона конституция Советник

Арбитражный суд

Судебный акт

АС ДВО

Постановление от 04.09.2015 № Ф03-3591/2015 по делу № А51-22862/2014

АС МО

Постановление от 22.10.2014 № Ф05-9062/14 по делу № А40-110822/13 (в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.02.2015 № 305-КГ14-8579)

АС УО

Постановление от 20.10.2014 № Ф09-6812/14 по делу № А60-4462/2014

Нужно учитывать, что в иске откажут, если предприятие не сможет доказать наличие вины налогового органа в возникновении спорных убытков, как это произошло при рассмотрении материалов следующих дел.

Номер дела

Судебный акт

А55-2989/2015

Постановление АС ПО от 01.02.2016 № Ф06-5310/2015

А56-72393/2012

Постановление ФАС СЗО от 31.10.2013 № Ф07-7697/2013 (в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано Определением ВАС РФ от 11.02.2014 № ВАС-455/14)

А09-1621/2014

Постановление АС ЦО от 25.09.2015 № Ф10-4021/2014 (в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 25.01.2016 № 310-КГ15-17978)

Налоговый учет.

Расходы, возникающие в связи с уплатой госпошлины, являются, по сути, затратами на приобретение «алкогольной» лицензии (к ним еще может добавиться стоимость консультационных и юридических услуг, если предприятие в решении вопроса с получением лицензии прибегает к помощи сторонних лиц). Для того чтобы понять, каким образом должен быть организован учет указанных расходов, следует определиться, отвечает ли право, которое возникнет у предприятия в связи с получением лицензии, понятию актива.

Ведь одним из фактов признания в отчете о финансовых результатах расходов является возникновение обязательств, не обусловленных признанием соответствующих активов (п. 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации»[2]). Исходя из п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации[3] в качестве активов в бухгалтерском балансе (и, соответственно, в бухгалтерском учете) отражаются затраты, которые, с одной стороны, произведены в отчетном периоде, а с другой – относятся к следующим отчетным периодам.

Не все статьи, указанные в пункте 9, отвечают определению нематериального актива, а именно критериям идентифицируемости, контроля над ресурсом и наличия будущих экономических выгод. Если статья, находящаяся в сфере применения настоящего стандарта, не отвечает определению нематериального актива, затраты на ее приобретение или создание собственными силами признаются в качестве расходов при их возникновении.

Понятие актива можно найти в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России[5].

В свою очередь, считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

  • использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, предназначенных для продажи;
  • обменен на другой актив;
  • использован для погашения обязательства;
  • распределен между собственниками организации.

Как видим, ключевыми моментами для признания в бухгалтерском учете актива являются перспектива получения экономических выгод и контроль над активом. В том же МСФО (IAS) 38 (п. 17) отмечено, что к будущим экономическим выгодам, проистекающим из нематериального актива, могут относиться выручка от продажи продукции или услуг, снижение затрат или другие выгоды, возникающие от использования актива организацией.

Закупка, хранение, использование и как результат продажа алкогольной продукции, законность осуществления которых зависит от наличия соответствующей лицензии, по сути, указывают на то, что лицензия может принести организации экономические выгоды. Однако есть еще один момент, касающийся контроля над ресурсом.

Согласно п. 13 МСФО (IAS) 38 организация контролирует актив, если обладает правом на получение будущих экономических выгод от лежащего в его основе ресурса, а также на ограничение доступа других лиц к этим выгодам. Наличие у предприятия общепита лицензии на розничную продажу алкогольной продукции никак не влияет на возможность осуществления такой продажи другими лицами, поэтому условие о контроле над активом не выполняется.

ПОДРОБНЕЕ:  Транспортный налог в кемеровской области сроки Советник

Следовательно, затраты в виде уплаченной госпошлины включаются в бухгалтерском учете в состав расходов (причем расходов по обычным видам деятельности) в момент их возникновения (вне зависимости от того, будет получена лицензия или нет). Для их учета следует использовать счет 44 «Расходы на продажу», предназначенный для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг (Инструкция по применению Плана счетов[6]).

Если организации общепита в предоставлении лицензии откажут по вине налогового органа, что ей удастся доказать, убытки в виде уплаченной госпошлины подлежат включению в состав прочих доходов в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании (п. 7, 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации»[7]).

Если быть точнее, данный доход следует признавать на дату вступления в силу решения суда. Согласно Инструкции по применению Плана счетов поступления в возмещение причиненных организации убытков отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы», в корреспонденции со счетами учета расчетов.

О переоформлении старой лицензии.

Соответственно, продлить ранее выданную лицензию можно только в том случае, если заявление о продлении подано в лицензирующий орган до 31.03.2017. Как и прежде, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общепита, выдают органы исполнительной власти субъектов РФ, если только соответствующие полномочия не переданы субъектом РФ органам местного самоуправления.

Напомним, согласно п. 17 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ лицензия на розничную продажу алкогольной продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет. При этом срок действия лицензии может быть продлен на срок, не превышающий пяти лет, по просьбе лицензиата, который представляет в лицензирующий орган в письменной форме соответствующее заявление (подается не ранее чем за 90 календарных дней до истечения срока действия лицензии).

Лицензия продлевается при условии уплаты государственной пошлины (составляет 65 000 руб. за каждый год продления срока действия лицензии – абз. 24 пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) и отсутствия задолженности по уплате налогов и сборов (лицензирующий орган делает межведомственный запрос в налоговый орган).

Предположим, организация представила до 31.03.2017 в лицензирующий орган заявление о продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в которой указаны обособленные подразделения, осуществляющие как розничную продажу алкогольной продукции, так и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания («двойная» лицензия).

В этом случае, как указал Минфин в Письме от 20.03.2017 № 03 14 17/15653, срок действия «двойной» лицензии продлевается путем выдачи отдельных лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общепита. Добавим: речь идет о ситуации, когда лицензирующий орган принимает решение о продлении срока действия лицензии после 31.03.2017.

Причиной для переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции может стать одно из следующих обстоятельств:

ПОДРОБНЕЕ:  Госпошлина на гражданство ребенка Советник

  • изменение наименования лицензиата (если данное изменение связано с реорганизацией организации, переоформление лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения);
  • изменение места нахождения лицензиата или указанных в лицензии мест нахождения его обособленных подразделений;
  • окончание срока аренды складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • изменение иных обозначенных в лицензии сведений;
  • утрата лицензии.

В силу п. 12 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ при указанных обстоятельствах (за исключением реорганизации) переоформление лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата с приложением документов, подтверждающих случившиеся изменения или утрату лицензии. За переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается государственная пошлина в размере 3 500 руб. (абз. 19 пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Период, в течение которого заявление о переоформлении лицензии должно быть представлено в лицензирующий орган, – 30 календарных дней со дня возникновения соответствующего обстоятельства. При этом до переоформления лицензии деятельность можно продолжать осуществлять, но не более трех месяцев с момента возникновения причины для переоформления разрешающего документа.

В случаях, предусмотренных п. 12, лицензия переоформляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата в лицензирующий орган ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты).

Опять предположим, организация после 31.03.2017 представила в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии на розничную продажу алкоголя, в которой названы обособленные подразделения, осуществляющие как розничную продажу алкогольной продукции, так и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

* * *

С 31.03.2017 розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общепита – это не один вид лицензируемой деятельности, а два разных вида деятельности. Поэтому, если организация занимается и тем, и другим видом деятельности, она должна получить две лицензии.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

[1]Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector