Налог на нефтепродукты Советник

Ставки акциза на нефтепродукты в 2019 – 2021 годах

Акциз на нефтепродукты в 2019 году

Акциз на нефтепродукты в 2019 году

Статьей 181 НК РФ установлен следующий перечень нефтепродуктов, отнесенных к подакцизным товарам:

  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей;
  • авиационный керосин;
  • средние дистилляты;
  • прямогонный бензин;
  • бензол, параксилол, ортоксилол.

Акциз на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол начисляется организацией, которая имеет  лицензию на переработку нефтепродуктов по факту наступления первого из событий:

  • получение прямогонного бензина, бензола, параксилола, ортоксилола путем его приобретение на основании договора с российской организацией;
  • оприходование подакцизного товара в целях последующей переработки.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Акциз на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла начисляется:

  • производителем при передаче подакцизного товара структурному подразделению для последующей переработки, реализации, собственного использования.
  • продавцом нефтепродуктов по факту передачи подакцизного товара на торговую точку (АЗС) для реализации.

Акциз на авиационное топливо начисляется лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта, по факту получения авиационного керосина с связи с приобретением на правах собственности у российской организации.

В июне 2019 году Правительство пошло на встречу нефтяных компаний и снизило акцизные ставке на бензин и дизтопливо на 3.000 руб. и 2.000 руб. соответственно. Субъекты рынка нефтепродуктов, в свою очередь, в ответ на фискальные послабления пообещали властям сдерживать рыночную цену на бензин и дизтопливо для конечных потребителей.

№ п/п Подакцизный товар Ставка акциза на 1 тонну подакцизного товара
с 01.07.2019 года 2019 год 2020 год 2021 год
1 Автомобильный бензин 5 класса 13.100 руб. 13.100 руб. 13.100 руб. 13.624 руб.
2 Автомобильный бензин, не соответствующий 5 классу 8.213 руб. 12.314 руб. 12.752 руб. 13.262 руб.
3 Дизельное топливо 5.665 руб. 8.541 руб. 8.835 руб. 9.188 руб.
4 Моторные масла 5.400 руб. 5.400 руб. 5.616 руб. 5.841 руб.
5 Авиационный керосин 2.800 руб. 2.800 руб. 2.800 руб. 2.800 руб.
6 Средние дистилляты 6.665 руб. 9.241 руб. 9.535 руб. 9.916 руб.
7 Прямогонный бензин 13.100 руб. 13.100 руб. 13.100 руб. 13.100 руб.
8 Бензол, параксилол, ортоксилол 2.800 руб. 2.800 руб. 2.800 руб. 2.800 руб.

Акцизнефтепродукты = ПодакцизТов * Ставканефтепродукты – Вычеты,

где Акцизнефтепродукты – сумма акцизного сбора, уплачиваемая налогоплательщиком при реализации/передаче/импорте бензина и нефтепродуктов (за исключением прямогонного бензина);ПодакцизТов – количество подакцизного товара в тоннах;Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ;Ставканефтепродукты – ставка акциза, действующая в отношении бензина и нефтепродуктов.

Рассмотрим пример. В сентябре 2019 АО «Нефтепром» произвел автомобильный бензин и дизельное топливо. 14.09.18 «Нефтепром» передал нефтепродукты структурному подразделению для реализации:

  • автомобильный бензин 5 класса – 3 тонны;
  • автомобильный бензин 4 класса – 6 тонн;
  • дизтопливо – 8 тонн.

Рассчитаем сумму акциза для начисления и уплаты в бюджет:

  • автомобильный бензин 5 класса – 3 т * 13.100 руб. = 39.300 руб.;
  • автомобильный бензин 4 класса – 6 т * 8.213 руб. = 49.278 руб.;
  • дизтопливо – 8 т * 5.665 руб. = 45.320 руб.

Общая сумма акцизного сбора, которую «Нефтепрому» надлежит уплатить в бюджет, составляет 133.898 руб.

Экспортная пошлина и НДПИ

Подобная нестабильность характерна не только для решений по акцизам, экстренно сниженным из-за быстрого роста цен на бензин. Схожим, пусть и обратным по направлению, было решение отказаться в 2016 году от снижения экспортной пошлины на нефть с 42% до 36%, которое планировалось произвести в обмен на повышение базовой ставки НДПИ.

Такой «размен» должен был стать частью налогового маневра, начатого в 2015 году с понижения экспортных пошлин с 59% до 42% и повышения базовой ставки НДПИ с 493 до 766 рублей за тонну. В 2016 году базовую ставку НДПИ увеличили до 857 рублей за тонну, тогда как пошлины остались на уровне 42% — фактический рост налоговой нагрузки правительство обосновало девальвацией, увеличившей рублевые доходы нефтяников, получающих валютную экспортную выручку. Однако решение, целесообразное с фискальной точки зрения, не поспособствовало стабильности налоговых условий.

Риск налоговой нестабильности присущ и механизму обратного акциза, который, согласно предложению Минэнерго, должны будут получать НПЗ с глубиной переработки свыше 65%. Этому критерию не отвечают, к примеру, Куйбышевский НПЗ «Роснефти» с глубиной переработки в 60,2% (по данным самой компании) и Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза» с 54,8% (согласно данным Минэнерго).

ПОДРОБНЕЕ:  Список документов, необходимых для получения субсидии ЖКХ

Регуляторы с неизбежностью столкнутся с недовольством участников отрасли при администрировании обратного акциза, конфигурация которого, скорее всего, год от года будет меняться. Результатом станет все та же фискальная неопределенность.

Принятые поправки предполагают постепенное уменьшение экспортной пошлины на нефть вплоть до ее обнуления за шесть лет, с 2019 года до 2024 года. Для обеспечения постепенного обнуления пошлины на нефть вводится специальный корректирующий коэффициент, который будет уменьшаться год от года в течение шести лет.

Так, в 2019 году предельные ставки пошлины (выше которых не может быть установлена пошлина, рассчитываемая по формулам правительства) предлагается умножать на корректирующий коэффициент 0,833, в 2020 году — 0,667, в 2021 году — 0,5, в 2022 году — 0,333, в 2023 году — 0,167, в 2024 году — 0. Таким образом, с 2024 года экспортная пошлина на нефть в РФ будет отменена.

Одновременно будет продолжено плановое постепенное повышение НДПИ. Для этого еще в 2017 году в одну из формул, лежащих в основе расчета НДПИ, был введен повышающий коэффициент, который плавно повышался в 2017-2021 годах. Одобренные Госдумой в третьем чтении поправки сохраняют все ранее принятые размеры повышающих коэффициентов, однако увеличивают срок их действия на год — до конца 2021 года. Так, в 2018 году он достигает 357, в 2019-2021 годах — 428. С 2022 года этот повышающий коэффициент будет равен нулю.

Каким будет НДПИ на нефть после 2021 года, Минфин и Минэнерго пока ведут споры. Повышающие коэффициенты вводились в 2015 году для наполнения бюджета. Тогда правительство обещало нефтяным компаниям, что это будет временная мера.

Все льготы по экспортной пошлине на нефть, которые получали нефтяные компании, будут зеркально трансформированы в НДПИ, следует из законопроекта.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Отказываться до конца от механизма заградительной экспортной пошлины на нефтепродукты правительство не намерено. В законе предусмотрена возможность экстренного введения повышенной ставки пошлины на топливо в случае, если в течение месяца мировые цены на нефть выросли на 15%. Ее размер составляет 60% от повышенной ставки экспортной пошлины на нефть, которая, в свою очередь, равна не 30% как принято на 2018 год, а 45%.

Акциз на нефть с учетом логистики НПЗ

Система обнуления экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при одновременном повышении НДПИ может привести к риску роста внутренних цен на нефтепродукты на уровне мировых. Кроме того, ситуация ухудшается наличием акциза на нефтепродукты, которые уплачивают НПЗ. Акцизы на нефтепродукты идут в бюджет РФ для наполнения дорожных фондов.

Несмотря на риски роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поправки сохраняют рост акцизов на топливо. В 2019 году акцизы на бензин должны вырасти с нынешних 8,2 тыс. рублей за тонну до 12,3 тыс. рублей на тонну, в 2020 году — до 12,75 тыс. руб./т, в 2021 году — до 13,26 тыс. руб./т. Акцизы на дизельное топливо должны вырасти с нынешних 5,67 тыс. руб./т до 8,54 тыс. руб./т в 2019 году, затем до 8,83 тыс. руб./т в 2020 году и до 9,19 тыс. руб./т в 2021 году.

ПОДРОБНЕЕ:  Пошаговая инструкция оплаты налогов через Сбербанк онлайн

Чтобы избежать резкого роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поправки предполагают введение принципиально нового для нефтяной отрасли РФ механизма — акциза на нефть с так называемой демпфирующей составляющей. Он будет выплачиваться компаниям, перерабатывающим нефть на российских НПЗ, в том случае, если мировые цены на нефтепродукты превышают стоимость топлива на внутреннем рынке.

Акциз на нефть вводится для НПЗ, имеющих свидетельство о регистрации, или для компаний, перерабатывающих нефть по давальческой схеме. Акциз на нефть рассчитывается по формуле в зависимости от цен на нефть, объемов переработки нефти и производства разных видов нефтепродуктов, курса рубля и логистического коэффициента в зависимости от удаленности НПЗ.

Логистический коэффициент вводится в формулу расчета непосредственно акциза на нефть. Всего было выделено шесть региональных групп, к которым будет применяться данный коэффициент. НПЗ, подпадающие под логистические коэффициенты, удалены от рынков сбыта, в первую очередь, экспортных, и не могут в случае необходимости быстро компенсировать выпадающие объемы производства за счет других НПЗ.

Самый большой логистический коэффициент в размере 1,5 будет применяться к НПЗ, расположенным в Хакасии и в Красноярском крае. В эту группу попадает Ачинский НПЗ «Роснефти» .

Коэффициент 1,4 будет применяться к перерабатывающим мощностям в Туве и Иркутской области. В эту группу попадает Ангарский НПЗ «Роснефти».

Коэффициент 1,3 распространяется на НПЗ в Ямало-Ненецком, Ненецком автономных округах, в республике Коми, в Якутии и Бурятии. Этот коэффициент может получить Ухтинский НПЗ «ЛУКОЙЛа» .

Коэффициент 1,1 применяется к НПЗ в Тюменской, Новосибирской и Томской областях, а также в Забайкальском крае. Этот коэффициент может быть применен к нефти, перерабатываемой на Антипинском НПЗ компании «Новый поток» и Коченевском НПЗ компании «ВПК-Ойл». Проектная мощность последнего заявлена в объеме 1 млн тонн, а текущая переработка — в размере 600 тысяч тонн.

Налог на нефтепродукты Советник

Коэффициент 1,05 будет применяться к заводам, расположенным в Омской области, Алтайском крае и республике Алтай. Под его действие подпадает Омский НПЗ «Газпром нефти» .

В отношении остальных регионов России будет применяться коэффициент 1.

В формулу возврата акциза на нефть нефтеперерабатывающим компаниям вводится демпфирующий коэффициент. Он рассчитывается как разница цен экспортной альтернативы и цен на внутреннем рынке. При этом цена экспортной альтернативы рассчитывается по формуле в зависимости от цен на бензин и дизельное топливо на роттердамском рынке, затрат на транспортировку, размера экспортной пошлины и акциза на нефтепродукты, курса рубля и налога на добавленную стоимость.

А внутренняя цена на бензин и дизельное топливо устанавливается нормативно. Согласно законопроекту, средняя оптовая цена на бензин Аи-92 принимается равной 56 тыс. рублей за тонну в 2019 году, 58,8 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 61,74 тыс. рублей за тонну в 2021 году. Средняя оптовая цена на дизельное топливо устанавливается в размере 50 тыс. рублей за тонну в 2019 году, 52,5 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 55,125 тыс. рублей за тонну в 2021 году.

Если внутренние оптовые цены на бензин и дизельное топливо отклоняются от установленных в законопроекте цен на 10% или более, то демпфирующий коэффициент обнуляется. Такой подход позволит компаниям компенсировать со следующего года до 60% роста экспортных цен на нефтепродукты.

Расчет акциза на прямогонный бензин

https://www.youtube.com/watch?v=channelUCfDRQ2aF8e5dCY0DFcfcT-Q

Акцизпрямогонный бензин = ПодакцизТов * Ставкапрямогонный бензин – Вычеты,

где Акцизпрямогонный бензин – сумма акцизного сбора, уплачиваемая налогоплательщиком при реализации/передаче/импорте прямогонного бензина;ПодакцизТов – количество подакцизного товара в тоннах;Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ;Ставкапрямогонный бензин – ставка акциза, действующая в отношении прямогонного бензина и нефтепродуктов.

Ставкапрямогонный бензин = 13.100 руб. 4.865 руб. * Коэфф.

АкцизБПО = ПодакцизТов * (2.800 руб. 774 руб. * Коэфф) – Вычеты,

ПОДРОБНЕЕ:  Налоговый вычет при обмене квартиры
Отчетный период 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год С 01.01.2024 года
Значение корректирующего коэффициента (Коэфф) 0,167 0,333 0,5 0,667 0,833 1

Рассмотрим пример. АО «ЮгНефть» занимается переработкой нефтепродуктов, имеет соответствующую лицензию. В феврале 2019 года «ЮгНефть» приобрела и оприходовала следующие нефтепродукты:

  • прямогонный бензин – 6,315 тонн;
  • бензол и параксилол – 4,8 тонн.

По итогам февраля 2019 года «ЮгНефть» обязана оплатить в бюджет акциз  в следующем размере:

  • акциз на прямогонный бензин
    (13.100 руб. 4.865 руб. * 0,167) * 6,315 = 87.857,15 руб.
  • акциз на бензол и параксилол
    (2.800 руб. 774 руб. * 0,167) * 4,8 = 14.060,43 руб.

Общая сумма акциза, подлежащая уплате «ЮгНефтью» по итогам февраля 2019 года, составляет 101.917,58 руб.

Как подтвердить право на налоговый вычет по акцизам

Налог на нефтепродукты Советник

Производители и импортеры бензина и нефтепродуктов оплачивают акциз по итогам отчетного периода – календарного месяца. Срок уплаты акциза – до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Субъекты, совершающие подакцизные операции с нефтепродуктами, обязана подавать в ФНС налоговую декларацию по акцизам, составленную по форме КНД 1151039. Срок подачи декларации – ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Свидетельство о регистрации НПЗ

Получать возвратный акциз на нефть могут только нефтеперерабатывающие компании, имеющие свидетельство о регистрации. Закон подробно прописывает, какие компании имеют право на получение данной регистрации.

Свидетельство о регистрации могут получить компании, имеющие в собственности НПЗ, перерабатывающие собственную нефть или нефть по давальческой схеме. Право получить такую регистрацию имеют нефтеперерабатывающие компании, подпавшие на 1 января 2018 года под санкции, либо нефтеперерабатывающие компании, производящие из нефти 10% бензина класса 5 и продающие его на внутреннем рынке в объеме не менее 5 тыс. тонн.

Кроме того, регистрацию могут получить компании, перерабатывающие более 600 тыс. тонн нефти и заключившие с государством до 1 июня 2019 года соглашение о модернизации НПЗ при условии, что данное соглашение является действующим и сроки, указанные в нем, не срываются. При этом компания, заключившая с государством соглашение о модернизации, либо обязана в итоге выйти на производство из нефти не менее 10% бензина класса 5, либо должна инвестировать в ремонт НПЗ в период с 2016 года по 2024 год не менее 60 млрд рублей.

Кроме того, акциз на нефть может быть обнулен для компаний, которые не смогли произвести из общего объема перерабатываемой нефти более 75% всех видов нефтепродуктов, включая бензин, кокс, мазут, битум и так далее.

Налог на нефтепродукты Советник

Как пояснил ранее заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, по расчетам Минэнерго, в конечном итоге, под систему возвратных акцизов нефть могут не подпасть небольшие НПЗ с общим объемом нефтепереработки в 15-17 млн тонн. Некоторые из этих НПЗ могут, в конечном итоге, закрыться.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

«В первый год работы влияние «налогового маневра» на нефтеперерабатывающий сектор будет минимальным. Необходимо, чтобы прошло два-три года, чтобы мы увидели реальный эффект от налогового маневра на сектор нефтепереработки и объемы переработки нефти», — сказал он тогда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector