Памятка о правилах поведения в театре Советник

Дресс-код в театр

Лет 200 назад почтеннейшая театральная публика, занимающая места в партере и ложах, была разряжена во всё самое лучшее, самое новое, самое яркое. В бинокли рассматривались не только актёры. На сцене шло действо, а в зале – демонстрация богатства, нарядов и украшений.

Со временем в театр был допущен разночинный народ, привилегии стёрлись, и, с учётом удобства для артистов и зрителей, театральный дресс код перестал быть официальным.

Дресс-код – форма одежды, предписанные нормы в гардеробе для того или иного мероприятия. Дресс-код бывает служебным и событийным. К первому типу относятся школьная и студенческая форма, а также деловой стиль в одежде. Дресс-код второго типа зависит от времени и торжественности мероприятия и всегда указывается в официальном приглашении.

Одежда

В театре применение дресс-кода возможно на закрытых театральных премьерах или вручении театральной премии. Приглашённые мужчины должны надеть чёрные смокинги, белые рубашки и чёрные галстук или бабочку. А женщины надевают длинные вечерние платья и туфли на каблуке. Вот и все обязательные случаи «правильной одежды» (так переводится сочетание «дресс-код»).

на нём нет больших декольте и разрезов;

оно не прозрачно, не блестит, не сверкает;

цвет ткани спокойный и сдержанный;

длиной от колена до щиколотки;

элегантно, удобно, красиво.

Не бросается в глаза и мужской костюм. Классический вариант с галстуком или джинсы с пиджаком не должны быть яркими, мятыми, рваными.

О требованиях к одежде можно узнать на официальных сайтах театральных площадок. Большой театр в Москве, например, не пропустит в зал зрителя в шортах. Мариинский театр и другие театры Санкт-Петербурга – в пачкающей (грязной) одежде.

Причёски

Театральный этикет гласит – всем должно быть удобно. Это относится и к причёскам зрителей. Считается дурным вкусом приходить в театр с длинными распущенными волосами, цепляющимися не только за спинки кресел, но и за одежду зрителей. Пышная причёска, как и высокие начёсы у женщин мешают смотреть спектакль тем, кто сидит позади.

С короткими волосами проблем нет. Оптимальный вариант для длинноволосых – аккуратная невысокая укладка с использованием заколок.

Памятка о правилах поведения в театре Советник

Голос артиста нужно беречь не только от холода, но и от пыли, поднимающейся с пола. По этой причине в театрах лежат ковровые дорожки, а перед входом установлены автоматы, очищающие обувь зрителей от грязи, снега, песка. Нет автоматов? Есть обувная губка. Нет губки? Есть сменная обувь. А уличная – складывается в пакет и сдаётся в гардероб вместе с пальто.

Обувь должна быть удобной, комфортной для ног в течение всего времени просмотра спектакля, который может идти от 2 до 6 часов. Так же, как и одежда, она не должна быть яркой и сверкающей.

Неприемлемы для театра:

  • шлёпанцы,
  • пляжные тапочки,
  • вьетнамки,
  • футбольные шиповки.

Аксессуары

Украшения из драгоценных камней и меховые палантины редко встретишь в современных театрах. А вот скромные золотые колечки, серёжки, браслеты, качественная бижутерия часто подчёркивают индивидуальность своих хозяев.

С помощью шейных платков и шарфов костюм вышедшего из офиса менеджера можно в считанные секунды превратить в элегантную и праздничную одежду.

У опытных театралок в руках всегда маленькая сумочка-клатч.

Хорошо, что сейчас на билетах ставится возраст, на который ориентирован спектакль. Поэтому дети на взрослых спектаклях встречаются редко, да и взрослые не пойдут на спектакль от 6 . По многолетним наблюдениям лучший возраст для восприятия театрального действа начинается не раньше 5 лет. 

Хотя в угоду мамам и папам, считающим своё чадо умным не по возрасту, появились театры, ориентированные на зрителя от года до 3 лет. Это ещё не спектакли, а скорее игровые развивающие программы по сюжетам сказок для малышей. Здесь ещё рано говорить о правилах поведения. Главное для ребёнка – мама рядом, значит всё хорошо.

С трёх лет детей можно повести на кукольное представление, если оно ориентировано на этот возраст.  Не зря в детских садах на утренниках для детей до 5 лет нет Деда Мороза и Бабы Яги. А вот с 5 лет начинается настоящий театр.  Почти все театры имеют в своём репертуаре детские спектакли, обычно проводимые в первой половине дня.

  • Не покупайте билет на спектакль, не подходящий по возрасту Вашему ребёнку. Ему будет непонятен спектакль, созданный режиссёром для другой возрастной категории. Скучающий ребёнок – самый неблагодарный зритель, вызывающий раздражение и у тех, кто пришёл смотреть спектакль и у тех, кто его создал.
  • Если Вы хотите воспитать настоящего театрала, превратите поход в театр в праздник. Сообщите о предстоящем спектакле, как о чудесном подарке. Подберите наряд, в котором ребёнок пойдёт в театр. Отмечайте в календаре оставшиеся до спектакля дни. Все эти небольшие дела останутся в памяти ребёнка, закрепив уважительное и внимательное отношение к посещению театра.
  • Хорошо, если разговор о правилах поведения в театре для детей, произойдёт у Вас с ребёнком  в домашней обстановке. Спокойная беседа позволит задать ребёнку все интересующие его вопросы, а Вы сможете подробно на них ответить.
  • После посещения театра поговорите с ребёнком о спектакле, похвалите его достойное поведение, обратите внимание на ситуации, где он или кто-то из детей-зрителей вёл себя неправильно.
  • Не забывайте обсуждать с ребёнком каждое последующее посещение театра. 

После такой подготовки ребёнок сам расскажет о том, как должны вести себя дети в театре.

Каким должен быть внешний вид?

К походу в театр нужно готовиться заранее, чтобы подобрать правильную одежду, которая должна соответствовать обстановке. Ведь не зря театр называют храмом искусства. В современной действительности это сделать не так уж трудно, так как надевать женщинам вечернее платье, а мужчинам смокинг уже не требуется. Но тем не менее выглядеть более нарядными, чем обычно, все же нужно.

Мужчинам подойдет костюм спокойных тонов, светлая рубашка, красивый галстук. А женщинам – нарядное, но не кричащее платье, дополненное аксессуарами, но опять же не слишком громоздкими. Здесь лучше уж одеться более скромно, чем переусердствовать. Одним словом, как и всегда, целесообразно придерживаться золотой середины.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как сделать загранпаспорт без личного присутствия: оформление и получение в 2019 году

Соблюдать меру необходимо также и при пользовании духами. Это касается как женщин, так и мужчин. Излишнее увлечение парфюмом рассматривается как моветон. Тем более что при большом скоплении слишком «благоухающих» особ, где смешивается масса различных ароматов, у кого-то может закружиться голова или даже произойти аллергическая реакция.

Этикет для противоположных полов

Театральное заведение – это место, где приветствуется соблюдение этикета между мужчиной и женщиной.

  • При входе в здание мужчина должен опережать женщину. Он открывает дверь своей спутнице.
  • В гардеробе мужчина помогает раздеться женщине, только потом снимает свое пальто или куртку. Номерки остаются также в кармане у спутника. Он же их передает гардеробщику по окончании театрального представления. Покидая театр, наоборот, сначала одевается мужчина, а потом он помогает одеться своей девушке.
  • При входе в зал, где будет проходить спектакль, билеты дает контролеру мужчина. Они должны храниться у него.
  • К местам, указанным в билетах, мужчина проходит первым, показывая путь своей спутнице.
  • Найдя нужные сиденья, мужчина должен подождать, когда устроится женщина, а затем сесть самому.
  • Если во время перерыва женщина остается в зале, то мужчине рекомендуется остаться рядом с ней. Если же ему все-таки необходимо выйти, то он может это сделать, предварительно извинившись.

Мужчина, который пришёл в театр с дамой, должен обеспечить ей максимальное удобство. Поэтому именно он:

  • открывает перед дамой все двери и предъявляет билеты на входе;
  • помогает спутнице снять пальто, а потом снимает своё, и наоборот при уходе;
  • к сохраняемым билетам добавляет гардеробные номерки;
  • предлагает даме посетить театральный буфет;
  • покупает ей программку;
  • ведёт к местам в зале, как проводник, чуть впереди;
  • усаживает свою спутницу справа от себя;
  • не оставляет свою даму одну ни перед спектаклем, ни в антракте.

Если в театр идёт компания, мужчины занимают крайние места, а женщины садятся в середине.

Ну а женщина:

  • благосклонно принимает оказываемые мужчиной услуги;
  • соглашается с предложением или отказывается от посещения буфета;
  • если ей не нравится место, меняется с мужчиной местами.

Как вести себя перед спектаклем?

Согласно правилам поведения в театре, на входе билеты контролеру предъявляет мужчина (даже если он приглашен на спектакль женщиной). Входную дверь перед дамой открывает также он. Появляться в театре нужно заблаговременно. Это мероприятие праздничное, поэтому спешка здесь крайне неуместна.

Ведь перед спектаклем всегда совершаются какие-либо действия, например, может понадобиться:

  • сдать верхнюю одежду в гардероб;
  • купить программку;
  • взять напрокат бинокль;
  • прогуляться по фойе, знакомясь с информацией о театре или о спектакле;
  • поприветствовать знакомых.

Если вы появитесь в театре примерно за полчаса до начала представления, это будет наиболее оптимальным вариантом.

Приходить лучше заранее

Настоящие театралы приходят в театр минут за 30 до начала. Полчаса времени перед спектаклем позволяют:

  • спокойно раздеться, если надо, переобуться;
  • найти туалетную комнату, поправить причёску и макияж;
  • прогуляться по фойе и холлам театра, посмотреть фотографии труппы и выставки;
  • узнать, где находится буфет, и попробовать театральный кофе с классическим бутербродом;
  • купить у капельдинера программку и выяснить, с какой стороны лучше пройти к своему месту;
  • если места находятся в середине ряда, занять их пораньше, чтобы не заставлять вставать большое количество зрителей.

Что нужно учесть в гардеробе?

Следуя правилам поведения в театре, мужчина должен постоянно заботиться о своей спутнице, в том числе и в гардеробе. Он обязан помочь ей снять верхнюю одежду, а уже затем раздеться сам. После этого он сдает вещи в раздевалку и берет номерок, оставляя его при себе. При этом носить его на пальце не следует, нужно спрятать в карман сразу же.

После того как одежда сдана, обычно человек смотрит на себя в зеркало, оценивая свой внешний вид. И если он заметил в нем какие-то нежелательные штрихи, исправлять их прямо в фойе будет неправильным. Для этого необходимо пройти в туалетную комнату.

Аксессуары

Воспитанный зритель, прежде, чем снять пальто, осмотрится и определит, где ему лучше раздеться. В маленьких театрах гардероб один. В более крупных их несколько.

Памятка о правилах поведения в театре Советник

Вещи аккуратно передаются через барьер гардеробщику. В гардероб сдаются и имеющиеся на руках громоздкие сумки и пакеты.

С шуршащим пакетом, каким бы он ни был красивым и маленьким, в зал театра не пропустят.

Если нужен бинокль, его берут за определённую плату в гардеробе. Кстати, это прекрасная возможность получить свои вещи после спектакля без очереди.

Как правильно вести себя на месте?

Первым в зрительный зал входит мужчина. Он указывает даме дорогу к месту (если этим не занимается театральный служащий). Вдоль ряда следует продвигаться лицом к сидящим людям, в случае необходимости извиниться тихим голосом, не привлекая излишнего внимания, и идти дальше.

В том случае, если проход между рядами является очень узким, тот, кто сидит, должен встать, чтобы пропустить проходящего. Первым идет мужчина, который, дойдя до места, должен остановиться и дождаться, пока сядет его дама, а затем сесть сам. Места необходимо занять до того, как прозвенит третий звонок. Если места расположены в середине ряда, то лучше проследовать на них заранее, чтобы лишний раз не беспокоить сидящих по бокам.

Если же места находятся по бокам, то стоит, наоборот, не спешить, чтобы не пришлось все время пропускать зрителей в середину ряда. Если вдруг оказалось, что ваши места кто-то занял, нужно предъявить сидящим на них людям свои билеты. А затем очень вежливо выразить просьбу об их освобождении. В случае когда куплены «двойные» билеты, нужно обратиться к служащим театра, в обязанности которых входит разрешение данной проблемы.

После того как места в зале благополучно заняты, не стоит думать, что можно полностью расслабиться и не соблюдать правила театрального этикета. Вот памятка правил поведения в театре во время спектакля:

  1. Класть руки на оба подлокотника не нужно, так как это может помешать соседям. Даже если в зале душно, не рекомендуется обмахиваться программкой. Не нужно рассматривать находящихся в зале людей в театральный бинокль. А также во время просмотра нельзя есть и шуршать фольгой от шоколада.
  2. Не рекомендуется сидеть очень близко, склонив друг к другу головы, чтобы не мешать смотреть на сцену сидящим сзади.
  3. Не следует сидеть, закинув ногу на ногу, широко расставлять ноги, опираться на спинку стоящего впереди кресла, упираться ногами в него или же засыпать, опираясь на спинку своего стула (даже если вам скучно).
  4. Требуется соблюдать полную тишину, не забыв выключить заблаговременно телефон, не обсуждая актерскую игру и поведение окружающих. Если последние ведут себя нескромно, нужно очень тихо сделать им замечание, а если оно не помогло, обратиться к представителям театра за помощью.
  5. Дурным тоном считается выражать чрезмерное удовольствие от спектакля. Аплодисменты не должны быть слишком громкими и продолжительными во время просмотра, обычно это откладывается на конец представления. Так же, как и вручение актерам цветов. А тем более недопустимыми являются топот ног, крики и свист. В театре не принято кричать «бис», так как здесь, в отличие от концерта, повторение какой-либо сцены невозможно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развод, расторжение брака в суде или через ЗАГС в 2019 году

Эти основные 5 правил поведения в театре во время просмотра спектакля помогут вам проявить свою культуру и, что называется, не ударить лицом в грязь.

В фойе

Памятка о правилах поведения в театре Советник

В каждой гардеробной секции всегда расположены зеркала. В них можно взглянуть на себя, чтобы определить, всё ли в порядке. Долго стоять перед ними не стоит, чтобы не мешать прибывающему потоку зрителей.

Фойе перед гардеробом предназначено для удобного раздевания. На его скамейки можно присесть, чтобы сменить обувь, или поставить сумку, положить одежду в ожидании, например, своей спутницы.

Рядом с гардеробным фойе всегда располагаются другие фойе, с выставками или удобными креслами для беседы.

Когда вас могут не пустить в зал?

Опоздание в театр – проявление неприличия. После того как свет в зале погас, входить можно только в ложу. Во всех других случаях служащие имеют полное право до антракта перекрыть вам доступ к месту. Если же ими проявлена лояльность и вам позволили пройти в зал, нужно сделать это как можно тише и сесть на первое же свободное место. Пробираться на места, обозначенные в билете, если они находятся в середине ряда, в такой ситуации недопустимо. Это можно сделать только в антракте.

Как зайти в зрительный зал

Бывает так, что двери в зрительный зал закрыты, хотя времени до начала спектакля осталось немного. Такие ситуации происходят при непредвиденных обстоятельствах: неожиданной замене актёра, сбоях в работе техники. Театр – искусство живое. В закрытые двери зала ломиться не стоит. По знаку ведущего спектакль режиссёра они откроются капельдинером. Он же подскажет, где находятся места, указанные на билете.

Как не нужно одеваться

В зал входят спокойно, не создавая помех для других зрителей. Люди, пришедшие в театр большой компанией, идут к своим местам парами или по одному. Не нужно надолго останавливаться по центру прохода, для того, чтобы уточнить ряд и место. Не возбраняется вежливо спросить о ряде и цифре на кресле у сидящих зрителей. Проходя к своему месту, расположенному в середине ряда, поворачиваются лицом к зрителям, спиной к сцене.

  • Заняв своё место допустимо спокойно оглядеть сцену и зал.
  • Увиденным знакомым не стоит махать руками и кричать, лучше просто кивнуть и улыбнуться, отложив разговор до антракта.
  • Если знакомые оказались в одном ряду, и возникло обоюдное желание сесть вместе, можно предложить зрителям-соседям свои более комфортные места.
  • До начала спектакля разрешается переговариваться со спутниками, не раздражая соседей громкой речью и смехом.
  • В случае отсутствия программки спектакля невежливо просить её у соседей.
  • Не ожидая предупреждения стоит выключить телефон или перевести его в режим вибрации.
  • Все жевательные манипуляции нужно закончить до третьего звонка и лучше в буфете, а не в зрительном зале.
  • А вот кашляющему зрителю, пришедшему в театр, настоятельно рекомендуется подготовить леденцы для рассасывания во избежание приступа сухого кашля.

Как правильно уйти?

Завершая обзор правил поведения в театре для взрослых, целесообразным будет сказать о том, как правильно его покинуть. Если человек покидает зал во время действия, он тем самым демонстрирует плохое воспитание. Даже если спектакль совсем не нравится, нужно дождаться антракта, чтобы уйти.

Но даже когда спектакль уже окончен, не следует стремглав нестись в гардероб за одеждой. Ведь нередко артисты выходят на поклон неоднократно, поэтому нужно дождаться, когда занавес будет опущен, и не спеша направиться к выходу. Если есть уважительные причины, по которым зрителю нужно уйти из театра пораньше, то на этот счет также существует негласное правило. Для этого последний акт смотрят с балкона, после чего тихо уходят, никого не беспокоя.

Теперь перейдем к правилам поведения в театре для детей.

Если вдруг опоздали

Бывают ситуации, когда зритель приходит в театр с опозданием. Если это произошло до того, как был дан третий звонок, есть шанс успеть занять свои места. В этом случае надо слушать капельдинера и чётко выполнять его указания. Только после информации от всех дежурных по секторам, что зритель в зале, раздаётся последний третий звонок.

Если же спектакль начался, опоздавшие зрители увидят его первое отделение с балкона или верхнего яруса. В худшем случае – стоя, в лучшем – с крайних свободных мест партера. Свои места согласно купленным билетам можно будет занять после первого акта.

Вход после третьего звонка в зал маленьких театров или в партер, амфитеатр, бельэтаж больших – не разрешается! 

В фойе прогуливаются

— обычные стулья или кресла;

— лавки или банкетки без спинок;

— полукруглые деревянные или мягкие скамьи со спинками и без подлокотников;

— специальные театральные кресла с откидными сиденьями.

— не сидеть нога на ногу,

— не качаться на краешке,

— не разваливаться, вытянув ноги,

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Какая сумма пособия матери одиночки 2018 Советник

— не облокачиваться о спинку сиденья переднего ряда,

— не крутиться, разглядывая через бинокль зрителей в зале,

— не закидывать ноги на подлокотник.

Если театральное кресло имеет общие с другими зрителями подлокотники, хозяину места принадлежит тот, что находится справа.

Чему следует научить ребенка?

Опираясь на театральный этикет для взрослых, можно порекомендовать и детям 2 класса правила поведения в театре. Вот самые основные из них:

  1. Нельзя опаздывать в театр.
  2. Мобильный телефон должен быть выключен – недопустимо ни разговаривать по нему, ни играть в игры.
  3. Проходить к своему месту нужно лицом к сидящим людям.
  4. На месте следует сидеть спокойно, не вертеться, не мешать окружающим, сильно раскидывая руки или ноги.
  5. Во время концерта нельзя: играть, жевать, шуметь, болтать с соседями.
  6. Сильно хлопать и дарить цветы можно только в конце спектакля.
  7. Запрещается раньше времени убегать в гардероб к концу представления или в буфет перед антрактом.

Соблюдайте тишину в зале

В зрительном зале

Дан третий звонок, гаснет свет в зале, открывается занавес. И начинается то, чем театр отличается от кино – неповторимый процесс творчества, в котором сиюминутная игра актёра зависит не только от реплик партнёров, но и от атмосферы, царящей в зале. Поэтому зрителя просят перед спектаклем выключить телефон, поэтому запрещены фото- и киносъёмки, поэтому нельзя ёрзать в кресле, кашлять, шуршать конфетными фантиками. Внимательная тишина в зале способствует полному раскрытию актёрского таланта и удовольствию зрителей.

Этикет во время антракта

Обсуждать спектакль и игру артистов начинают в антракте. В это же время можно посетить буфет, выйти на свежий воздух (не забыв при этом билет), встретиться со знакомыми, которых увидели в зале перед спектаклем.

До начала спектакля, а ещё лучше до похода в театр, следует уточнить его длительность и количество запланированных антрактов. Есть спектакли, где антракта нет. Есть спектакли, чаще всего это опера, где антрактов несколько.

Ну а если (бывает и такое) первое действие спектакля не понравилось, в антракте можно уйти из театра, не доставив неудобства зрителям и не обидев актёрскую труппу.

Во время игры артистов нельзя мешать присутствующим разговорами, шуршать пакетами или оберткой от конфет.

Не стоит обсуждать выступление актеров и поведение присутствующих людей. Не забывайте, что следить за порядком и делать замечание шумным зрителям – это обязанность театральных служащих.

Театральный бинокль предназначен только для наблюдения за игрой на сцене, поэтому никогда не рассматривайте в него окружающих людей.

Даже если в зрительном зале очень жарко, не используйте программку в качестве веера. Если вы неважно себя чувствуете, то лучше перенести на другой день посещение театра. Ведь кашель и насморк будут доставлять большой дискомфорт публике.

Выход из зала в середине спектакля считается моветоном. Постарайтесь дождаться антракта.

В антракте кто-то предпочитает подождать следующее действие, не выходя из зала, а кто-то прогуляться к буфету. В перерыве между театральными действиями допускается обмен впечатлениями, но делать это лучше в полголоса, практически шепотом. Если женщина во время антракта решила быть в зале, то джентльмен должен остаться с ней. Если возникла необходимость выйти, то мужчине положено извиниться и только после этого на какое-то время отлучиться.

Аплодировать положено после того, как поднимут занавес, после сложных партий, при выходе знаменитого актера, а также после завершения каждого действия.

Если театральная сценка не произвела ожидаемого впечатления, то все равно важно отблагодарить актеров своими аплодисментами. Если же спектакль понравился, то эмоции выражают длительными аплодисментами и овациями. Нередко после впечатляющей театральной постановки восторженные зрители просят артистов выступить «на бис» и повторить танец или арию. Это уместно в музыкальном и оперном театре.

Когда можно аплодировать

Аплодисменты – оценка работы актёра, режиссёра и всех, кто работал над спектаклем. Поэтому аплодисментами можно высказывать своё одобрение

  • после удачной сцены, арии, танца;
  • после окончания первого действия;
  • по окончании спектакля.

Проявляют своё восхищение и криками «Браво!» А вот «бисировать», то есть просить повторить выступление, можно только на музыкальных представлениях: балете, опере, мюзикле или концерте.

Если представление вызвало неподдельный восторг, аплодировать можно долго и стоя, в знак глубочайшего уважения к спектаклю и всем его создателям.

После окончания

Выразить благодарность деятелям искусств можно, подарив цветы после окончания спектакля. К букету дозволяется добавить поздравительную открытку с пожеланиями. Букет цветов передается сотруднику театра, который вручает его артисту на сцене либо относит в гримерную комнату. Преподносить букеты от анонимных дарителей является не совсем приличным жестом и нарушением этики.

Если вы знаете, что из-за определенных обстоятельств вам нужно будет покинуть театр раньше окончания постановки, то последнее театральное действие смотрят с балкона. Таким образом, вы уйдете, никому не помешав.

Нередко после завершения спектакля у гардероба образуется большая очередь. Чтобы время в ожидании своей одежды прошло с пользой, можно отправиться в фойе и там дождаться свою очередь, беседуя о прошедшем мероприятии. Получив одежду, мужчина изначально надевает пальто, следом подает даме плащ или шубу. После спектакля галантный кавалер должен сопроводить спутницу домой.

В момент последних аплодисментов артистам вручаются цветы. В каждом театре свои правила их вручения. В больших театрах корзины и букеты передаются капельдинеру, который относит их за кулисы и вручает артисту на последних поклонах. В небольших театрах зритель дарит букеты сам, подойдя к сцене. Вручение букета сопровождается словами благодарности за прекрасную игру.

Пока артисты получают букеты и аплодисменты, покидать зал невежливо. В случае необходимости уйти раньше, стоит в антракте поменять место на то, что ближе к выходу. Если спешить некуда, из зрительного зала выходят спокойно. Самая длинная очередь в театральный гардероб рассасывается в течение 5-7 минут.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector