Правоохранительные органы виды и полномочия Советник

Из чего складывается понятие

Что следует считать правоохранительными органами, а что не следует? Этот термин используется довольно активно и законодателями, и далёкими от юриспруденции людьми. Это словосочетание не расшифровывается в нормативных актах ни разу. Составить понятие «правоохранительные органы» помогут характерные признаки, выделяющие это социальное образование из общей массы прочих.

Первый признак — цель деятельности, которую можно увидеть уже в названии — охрана прав. Что здесь подразумевается?

  • Восстановление нарушенных прав.
  • Наказание нарушителя прав.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Как видим, данное толкование подразумевает, что охрана прав возможна лишь тогда, когда права нарушены: до совершения преступления судить никого невозможно. Значит, сама суть охраны прав данными задачами вовсе не исчерпывается. Понятие «правоохранительные органы» значительно шире. Оно не только наказывает нарушителя и восстанавливает человека в правах, но и создаёт такие условия, которые правонарушению препятствуют.

Охраняются сами правовые устои, и в этом состоит главная цель деятельности правоохранительных органов. Таким образом, нормально функционирует не только сама личность, но и всё общество, государство со многими своими объектами, в том числе и вся окружающая среда. Проводится работа по профилактике правонарушений, но если всё-таки нарушитель объявится, то после установления обстоятельств последует и реакция вкупе с санкциями.

Второй признак — правоохранительные органы всегда государственные, именно государством они создаются, им же и финансируются. Работа в правоохранительных органах доступна не каждому: здесь собраны специалисты по особым требованиям, которые имеют специальное образование и должную подготовку. Тем не менее частные адвокатские или юридические, охранные или следовательские (детективные) агентства к правоохранительным органам не относятся.

СК и Прокуратура РФ

Следственный комитет Российской Федерации — обязательный государственный орган, чьи полномочия лежат в сфере законодательства и уголовного судопроизводства. Образован в 2011 году при прокуратуре РФ. Это организация военизированная, наделена правами ведения дознания и предварительного следствия. Так же, как и Прокуратура РФ, Министерство внутренних дел, МЧС РФ, Следственный комитет Российской Федерации, это гражданская государственная служба вкупе с правоохранительной и военной. Руководит всей сферой деятельности Следственного комитета президент РФ.

Прокуратура Российской Федерации — централизованная государством единая система органов, которая выполняет надзор за соблюдением Конституции РФ, чтобы законы выполнялись и неутомимо действовали на всей территории РФ. У неё много функций помимо надзора. Федеральный закон установил порядок её деятельности, структуру организации и полномочия.

ПОДРОБНЕЕ:  Электросварщик льготный стаж Советник

Соответственно недавно принятым (2007-2011) нормативным правовым актам процесс руководства следствием из полномочий прокурора исключён. Следственный комитет, следовательно, несмотря на принадлежность к органам прокуратуры, стал самостоятельным ведомством. Таким образом, была совершена попытка создания условий для повышения объективности следствия, для пущей законности в уголовном судопроизводстве и наилучшего соблюдения прав граждан согласно Конституции РФ.

Функции организации правоохранительных органов

Основными направлениями деятельности, то есть функциями правоохранительных органов, с присущими им компетенцией, структурой, организацией, являются: осуществление правосудия, конституционный контроль, расследование преступлений, оперативно-разыскные мероприятия, исполнение решений суда, прокурорский надзор, административная деятельность.

Такова структура системы правоохранительных органов. Определённые подразделения этой структуры могут осуществлять правоохранительные функции только конкретного плана. Прокурорский надзор никак не касается представителей МЧС РФ, например. Однако взаимодействие правоохранительных органов почти всегда сплетается тесно, поскольку все они взаимосвязаны.

Правоохранительные органы виды и полномочия Советник

Например, результаты предварительного расследования передаются непосредственно в суд, и только после судопроизводства следует функция, исполняющая судебные решения. Правосудие является наиболее значимой функцией правоохранительных органов. Многие другие являются лишь обслуживающими функциями относительно свершения правосудия.

Рассредоточение

Когда в одном органе сосредоточены несколько правоохранительных функций, это отрицательно влияет на законность деятельности всей системы. История развития государства очень ясно это показывает. Именно поэтому в последнее время мы наблюдаем процесс, в котором правоохранительные функции отдаются различным органам.

Ставится вопрос и о дальнейшем выделении в самостоятельное ведомство, например, предварительного следствия, а также и другие перестановки в структуре правоохранительных органов тоже возможны. Расследование правонарушений, как считают сведущие люди, будет отделено в самом ближайшем времени. Это необходимо для того, чтобы был строжайшим образом соблюдён закон. Охрана порядка правоохранительной деятельности обеспечивает реализацию гражданами своих прав, отстаивает государственные интересы.

Характеристика

Правоохранительная деятельность может быть рассмотрена в узком и широком смыслах. Широкий смысл — это все госорганы во всей их деятельности, которая обеспечивает соблюдение свобод и прав граждан, их законность, а затем реализацию и правопорядок. Узкий смысл этого понятия заключается в деятельности специальных правомочных органов, для которых охрана порядка от нарушений — главное, но ещё важнее форма, установленная законом, а также рамки собственной компетенции.

ПОДРОБНЕЕ:  Закон один за полтора второе чтение Советник

Выявлять, пресекать и предупреждать правонарушения — вот основная задача каждого подразделения, какой конкретикой его функции ни были бы снабжены. Общая характеристика правоохранительных органов строится сугубо на этом основании. Специального перечня органов, относящихся к правоохранительным, пока нет, но эту принадлежность вполне можно определить по вышеперечисленным признакам. Также не существует и конкретное понятие — «правоохранительные органы», поскольку оно полностью истекает из характера действий.

Признаки

  • Правоохранительные органы обязательно уполномочил закон осуществлять любую деятельность, он посвящён задачам данной организации и конкретно каждому виду правоохранительной деятельности.
  • Форма деятельности правоохранительного органа не произвольна, здесь чётко соблюдаются установленные законом процедуры и правила. За любое нарушение сотрудники несут уголовную, материальную, административную или дисциплинарную ответственность.
  • Правомочность применения мер государственного принуждения к правонарушителям в зависимости от тяжести преступления и компетенции данного правоохранительного органа.
  • Обязательность исполнения гражданами и должностными лицами законных и обоснованных решений, принятых правоохранительными органами. В случае неисполнения образуется ещё одно правонарушение, которое влечёт за собой дополнительную ответственность.

Структура

По традиции правоохранительным органам принадлежат прокуратура и суд, ОВД и следственные органы, а также юстиция. Система эта развивается, в последнее время сюда добавились органы таможенные, налоговой полиции и налоговой службы, обеспечения безопасности. Достаточно часто авторы статей относят к правоохранительным органам негосударственные.

Иногда встречается мнение, что в силу исключительности государственного места суд тоже не имеет отношения к правоохранительным органам. Это не так. Суды всем вышеперечисленным признакам отвечают. Организация судебной системы во всех трёх её ипостасях — Конституционного суда Российской Федерации, арбитражных и судов общей юрисдикции, сам правовой судейский статус — самое верное доказательство этой принадлежности.

понятие правоохранительные органы

Нужно помнить, что все, буквально все правоохранительные органы осуществляют ту или иную функцию из списка (или несколько функций): осуществление правосудия — прерогатива суда. Ни прокурорского надзора, ни конституционного контроля, ни расследования правонарушений он не ведёт. Также суд не обеспечивает безопасность, не охраняет общественный порядок, никого оперативно не разыскивает, юридическую помощь не оказывает, и профилактикой правонарушений тоже не занимается. Суд даже не исполняет свои же решения. Он только судит. И ни один правоохранительный орган не сделает это за него.

ПОДРОБНЕЕ:  Госпошлина за оформление дарственной Советник

Требования к специалистам

Законом закреплены пределы полномочий специалистов правоохранительных органов. Это обязательный признак. Законами же и регулируется вся их деятельность: «О Прокуратуре Российской Федерации», например. Каждое подразделение органов имеет посвящённые рамкам их деятельности законы.

Чтобы государство нормально функционировало, существуют не только методы поощрения и стимулирования юридических и физических лиц. Есть и негативные рычаги воздействия. Все правоохранительные органы могут применять меры принуждения. Никакие другие государственные структуры таких прав не получили. Если хоть один из четырёх признаков отсутствует, это означает, что организация (даже и государственная) не относится к правоохранительным.

Признаки из второго ряда даже не все правоохранительные органы имеют. Их так и называют: признаки второй очереди. Их два. Это, прежде всего, право применять нормы уголовного закона. А во-вторых, осуществлять полномочия строго в определённой процессуальной форме (это касается суда, где существуют разные виды судопроизводства: гражданское, уголовное, конституционное, арбитражное, административное).

Конституционная инициатива

Правоохранительные органы тесно взаимодействуют между собой, от этого более всего зависит качественное решение общей задачи. Помимо правоохранительных, очень часто (почти всегда) в работе участвуют и другие государственные подразделения. В ведении правоохранительных только исполнительная и судебная власти.

Но законы, предписывающие этим органам их полномочия, тоже довольно часто терпят изменения. С законодательной властью правоохранительные органы общаются чаще всего — через действующее и перспективное законодательство, не критикуя законы и воздерживаясь от политических оценок. Они только исполнители.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

На ниве обеспечения безопасности, законности и правопорядка правоохранительные органы взаимодействуют буквально со всеми подразделениями на всех уровнях государственных и общественных структур. Это охрана жизни, здоровья и имущества граждан, чем и занимаются сотрудники правоохранительных органов. Также есть и взаимодействие аналогичных структур других государств с российскими, которое подтверждено договорами и имеет конкретно прописанные пункты относительно всех видов деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector