Типичные нарушения связанные с некорректной организацией и ведением бухгалтерского финансового учета в коммерческих организациях

Когда точно оштрафуют

Приблизимся к жизни и приведем несколько случаев, с которыми сталкиваются многие бухгалтеры (см. таблицу).

Тип грубого нарушения бухгалтерского учета В чем выражается
Нет нужной «первички» Бухгалтер взял на учет ценности по сделке накладных (ТН, ТТН) и договора с продавцом
Ошибка в бухгалтерском учете привела к снижению суммы налога Специалист неправильно установил первоначальную стоимость ОС. Это повлияло в итоге на налог на имущество организаций: он на 10% меньше реальной величины
По причине ошибки показатель в бухгалтерской отчетности неверен на 10% или больше Фирма не формирует в бухучете резерв по сомнительным долгам. В итоге, в балансе величина активов – неправильная
В регистрах есть мнимые объекты Бухгалтер учел затраты на строительные работы, которых вообще не проводилось
В регистрах фигурируют притворные сделки К примеру, начальство решило прикрыть аренду помещений взносами учредителей в основной капитал
Налицо разница между движением по счетам и данными в регистрах бухгалтерского учета Типичный пример «серой» и/или «черной» зарплаты
Несовпадение бухотчетности и данных из регистров Иногда такое делают, чтобы повысить шансы компании на получение в банке заемных средств
Хранение бухгалтерских документов меньше установленных законом сроков Так избавляются от ОС: списали с баланса, договор на его покупку «потерян навсегда»

Помните, что по ст. 120 НК РФ отвечает компания в целом, а бухгалтер – по ст. 15.11 КоАП РФ. Для него штраф составит от 5 до 10 000 рублей, а при очередном нарушении – до 20 000 рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Спешим успокоить: почти всегда есть возможность, что санкция за бухгалтерские нарушения будет меньше минимум в два раза. Соответствующие смягчающие факты названы в ст. 112 НК РФ. Однако не нужно держать ориентир только на них, ведь данный перечень – открыт.

Вот, что не названо в Кодексе, но почти точно сыграет в вашу пользу в случае нарушений в бухгалтерской отчетности и учете в целом:

  • нарушение случилось первый раз;
  • фирма в финансовом кризисе;
  • на бизнесе висит больной кредит перед банком;
  • бухгалтерское нарушение идет от прошлого начальства;
  • фирма оперативно и по собственной инициативе доплатила налог, пени, штрафы в соответствии с требованиями ИФНС;
  • штраф слишком велик по отношению к нарушению.

Некоторые нарушения бухгалтерского учета позволяют обойтись без штрафа. Вот несколько примеров из жизни.

Так случается, когда уже вот-вот надо сдаваться, а исходных сведений нет. В итоге – недоплата налога. Обязательно советуем сразу доплатить нужные суммы и сдать уточненную декларацию. Второй путь: если повезет, ликвидируйте все неточности до утверждения бухгалтерской отчетности.

Типичные нарушения связанные с некорректной организацией и ведением бухгалтерского финансового учета в коммерческих организациях

Справку о доходах принято делать для сотрудника, который ее попросил. На это дано три рабочих дня. Учтите: если такое заявление поступило в последний день работы, правило трех дней продолжает действовать. Можете готовить ее весь этот срок.

Также см. «Подаем заявление на получение справки 2 НДФЛ».

В этом случае штраф вообще не положен. Инспекторы могут лишь усмотреть кассовое нарушение. Пронырливые бухгалтеры в этом случае формируют приходный ордер на старый аванс, а потом расходный документ на старый и новый аванс. Учтите, что с командировочными этот номер не пройдет: там закон для отчета дает лишь три дня (с командировочными так лучше не поступать; отчитаться за них сотрудник должен за три рабочих дня после того, как вернулся из командировки).

Как таковой санкции за это нет. Но если ее итоги повлияли на отчетность, ждите штрафа на фирму и себя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Раньше существовало три состава правонарушений, действующих в отношении органов власти и организаций госсектора. Бюджетные и автономные учреждения привлекались к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ (в прежней редакции) – за нарушение требований к бухучету и отчетности. К казенным учреждениям применялись ст. 15.15.6, 15.15.7 КоАП РФ (в прежней редакции), под которые подпадали нарушения требований к бюджетной отчетности и бюджетным сметам.

Обобщим эти нормы в схематичном виде.

Теперь правила изменились. Все нормы, адресованные органам власти, казенным, бюджетным и автономным учреждениям, объединены в ст. 15.15.6 и ст. 15.15.7 КоАП РФ, а ст. 15.11 КоАП РФ распространяется на остальные экономические субъекты. Составы правонарушений дифференцированы: появилась специальная норма для органов власти (главных распорядителей бюджетных средств), а суммы штрафов в большинстве случаев поставлены в зависимость от тяжести проступка.

Например, несоблюдение требований к документам, используемым в бюджетном процессе (ст. 15.15.7 КоАП РФ), как и раньше, влечет штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб., но в данное понятие сейчас входит не только нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет. Согласно п. 1 и 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ в эту группу также включены:

  • нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований;

  • нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет обязательство.

ПОДРОБНЕЕ:  Страхование финансовых рисков юридических лиц – виды и классификация

Аналогичные штрафы предусмотрены за непредставление или представление с нарушением установленных сроков бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ).

Но основные изменения касаются содержания бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности – искажения ее показателей. Остановимся на этом подробнее.

Регистрация не имевшего место факта хозяйственной жизни

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования его деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Рассматриваемая норма корреспондирует с ч. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, согласно которой не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

При этом в силу п. 2 ст. 10 Закона № 402-ФЗ не допускается регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета – объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством РФ, и расходы на их создание.

Бухгалтер работает, прежде всего, с первичными документами. Он, например, не выезжает к месту совершения сделок (скажем, в случае поставок товара). Поэтому актуальным является вопрос, как быть, если мнимый или притворный объект бухгалтерского учета зарегистрирован на основании мнимого (притворного) первичного документа, за составление которого несут ответственность другие лица.

Рассмотрим типичную ситуацию из судебной практики (см., например, Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.08.2006 № А72-833/06-21/16). Судом был установлен мнимый характер договора на том основании, что местом передачи товара был выбран город, отличный от места нахождения организации. Сотрудник организации, подписавший документы о приемке, фактически в командировку не выезжал.

В рассматриваемой ситуации следует исходить из общих начал законодательства РФ об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Положения о формах вины приведены в ст. 2.2 КоАП РФ. При этом административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Типичные нарушения связанные с некорректной организацией и ведением бухгалтерского финансового учета в коммерческих организациях

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Если бухгалтер по объективным причинам не мог догадываться о мнимом или притворном характере операции, первичные документы по которой оформлялись иными ответственными лицами, о совершении им административного правонарушения говорить нельзя.

Следует отметить: к сожалению, новый закон не содержит ответа на вопрос, можно ли привлечь к ответственности бухгалтера, который зафиксировал один факт хозяйственной жизни вместо другого (неправильно квалифицировал хозяйственную ситуацию), допустим, отразил командировку сотрудника, которому в предусмотренном законом порядке установлен разъездной характер работ. По нашему мнению, на поставленный вопрос следует ответить отрицательно, однако многое будет зависеть от судебного толкования приведенной нормы.

Информация, отраженная на счетах бухгалтерского учета, должна обязательно корреспондировать с информацией, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета. Ведение так называемой «двойной бухгалтерии» тоже является грубым нарушением, ответственность за которое предусмотрена в ст. 15.11 КоАП РФ.

Так, по материалам одного из дел прокурор обратился в суд с иском в интересах гражданина – сотрудника одной из организаций (см. Решение Чулымского районного суда Новосибирской области от 22.03.2013 № 2-128/2013). В судебном заседании прокурор указал, что в организации велась двойная бухгалтерия, существовали две ведомости на выдачу заработной платы, о ведении двойной бухгалтерии бухгалтеру было дано устное распоряжение.

О наказании организации по КоАП РФ в данном случае речи не шло. Прокурор отстаивал право сотрудника на получение всей суммы оплаты и возмещение морального вреда. Суд же удовлетворил данные требования частично, указав, что поведение самого гражданина, получавшего заработную плату неофициальным путем в целях сокрытия ее от налогообложения, а впоследствии претендующем на ее взыскание, является злоупотреблением правом.

Искажение показателей отчетности

Раньше степень искажения показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности определялась исходя из довольно общих понятий: «грубое нарушение требований к бухучету и отчетности» (ст. 15.11 КоАП РФ в прежней редакции) и «представление недостоверной бюджетной отчетности» (ст. 15.15.6 КоАП РФ в прежней редакции).

ПОДРОБНЕЕ:  Знак 4.1.5 Движение прямо или налево с пояснениями

В итоге получалось, что одинаковые штрафы назначались и при занижении стоимости имущества на 25 тыс. руб., и при представлении недостоверной информации об объектах незавершенного строительства госсобственности стоимостью более 10 млн руб. В первом случае на учет не была поставлена немецкая овчарка (впоследствии данное имущество не было отражено в отчетности).

Причем судьи не признали такое нарушение малозначительным (см. Решение ВС Республики Марий Эл от 19.03.2018 по делу № 7Р-94/2018). Во втором случае недостоверные сведения подавались в отношении шести объектов незавершенного строительства, в том числе поликлиники, колледжа и центра единоборств (Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.08.2018 № 7-614/2018). В обеих ситуациях виновным – главным бухгалтерам казенных учреждений – был назначен штраф в размере 10 тыс. руб.

Сейчас оснований для разнообразных трактовок недостоверности бухгалтерских документов у контролеров не будет: все нарушения требований к учету, повлекшие искажение показателей отчетности, разделены по степени допущенного искажения. Признаки, позволяющие установить ту или иную степень, перечислены в примечаниях 2 – 4 к ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Степень искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Признаки искажения в отчетности

Искажение денежного показателя по активам, обязательствам или финансовому результату

Занижение сумм налогов, взносов и сборов

Незначительное

– от 1% до 10% и на сумму до 100 тыс. руб.;
– до 1% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.

На сумму до 100 тыс. руб.

Значительное

– от 1% до 10% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.;
– до 1% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб.

Грубое

– более чем на 10%;
– от 1% до 10% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму свыше 1 млн руб.

Установлены и дополнительные признаки, на основании которых искажение будет оценено как грубое:

  • искажение денежного показателя бюджетной отчетности, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;

  • включение в отчетность показателей, не подтвержденных регистрами бухгалтерского учета и первичными документами;

  • регистрация в регистрах бухучета мнимого (неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта учета;

  • ведение счетов вне применяемых регистров бухучета;

  • отсутствие первичных документов, регистров бухучета, отчетности в течение установленных сроков хранения.

Степень искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Ответственность за проступок

Совершенный впервые

Совершенный повторно

Незначительное

Предупреждение или штраф в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.

Штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.

Значительное

Штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.

Штраф в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Грубое

Штраф в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Кто ответит за нарушения?

Согласно примечанию 1 к ст. 15.15.6 КоАП РФ ответственность предусмотрена для должностных лиц организаций госсектора: государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления внебюджетных фондов и их территориальных подразделений, а также государственных и муниципальных учреждений. Но кто именно понимается под должностными лицами?

Как показывает судебная практика, сложившаяся в части применения ст. 15.11 и 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции), административная ответственность грозит прежде всего главным бухгалтерам (иным работникам, на которых возложена обязанность по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, формированию и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности).

Типичные нарушения связанные с некорректной организацией и ведением бухгалтерского финансового учета в коммерческих организациях

На это указывают, например, решения Приморского краевого суда от 02.03.2017 по делу № 7-21-177/2017, Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.08.2018 № 7-614/2018, Постановление Пензенского областного суда от 27.04.2018 по делу № 4а-167/2018. Правда, в последнем случае производство по делу было прекращено, поскольку судьи признали нарушение малозначительным.

Но отвечать за «бухгалтерские» нарушения приходится и руководителям (хотя подобная практика все же не так обширна). Например, судьи признали, что:

  • начальник управления (органа власти) был правомерно оштрафован за представление бюджетной отчетности с нарушением установленного срока (Решение ВС Республики Саха (Якутия) от 26.10.2017 по делу № 7/1-294/2017);

  • начальник казенного учреждения виновен в направлении сведений о принятом бюджетном обязательстве позднее установленного срока (Решение ВС Республики Коми от 22.11.2017 по делу № 21-909/2017);

  • глава исполкома муниципального района допустил искажение строк в бухгалтерском балансе более чем на 10% (Решение Альметьевского городского суда № 12-596/2018 от 12.11.2018 по делу № 12-596/2018).

А вот директора бюджетного учреждения, привлеченного к ответственности за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления отчетности, судьи поддержали. Они выявили несоблюдение контролерами процессуальных требований (в выписанном протоколе об административном правонарушении те не указали конкретную норму, по которой квалифицированы действия должностного лица учреждения), в связи с чем производство по делу было прекращено (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 08.06.2017 № 4а-377/2017).

Вероятно, практика привлечения к ответственности как главных бухгалтеров, так и руководителей учреждений продолжится. Косвенно это подтверждает и Минфин. Не так давно представители ведомства заявляли, что за достоверность бюджетной (бухгалтерской) отчетности все равно отвечает руководитель учреждения – независимо от того, кто составляет и подписывает данные документы (письма от 28.02.2019 № 02-07-05/13459, от 17.05.2019 № 02-07-10/35722).

ПОДРОБНЕЕ:  Учет у нарколога и водительские права

За чужие ошибки не накажут

Как сказано в примечаниях 5 и 6 к ст. 15.15.6 КоАП РФ, лиц, на которых возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета (то есть главных бухгалтеров), и лиц, с которыми заключен договор об оказании услуг по ведению учета (например, руководителей централизованных бухгалтерий), не станут привлекать в административной ответственности, если искажение отчетности допущено в результате чужих ошибок.

Кроме того, законодатели предусмотрели возможность исправить свои ошибки. Если это сделать своевременно, должностных лиц, подпадающих под действие норм ст. 15.15.6 КоАП РФ, тоже освободят от штрафов. Исправить «бухгалтерские» ошибки можно двумя способами.

1. Подать уточненную налоговую декларацию (расчет) и на этом основании перечислить в бюджет сумму налога (сбора, страхового взноса), не уплаченную вследствие нарушения требований к учету, искажения показателей отчетности, а также соответствующие пени.

2. Повторно подать отчетность, содержащую исправленные показатели. Сделать это можно в любой момент:

  • до принятия отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • после принятия отчетности одним из названных органов, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в отчетности;

  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки, по результатам которой в отчетности не были обнаружены исправленные ошибки (иными словами, при выявлении контролерами искажений показателей отчетности).

Отметим, что перечисленные послабления не распространяются на должностных лиц, которые привлекаются к ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ. То есть если, например, получатель бюджетных средств (а им может быть не только казенное учреждение, но и бюджетное, автономное учреждение, которому орган власти передал полномочия государственного (муниципального) заказчика) вовремя не поставил на учет бюджетное и (или) денежное обязательство, на должностное лицо учреждения будет наложен штраф. Избежать административной ответственности здесь не получится.

Отсутствие документов

По общему правилу организации обязаны хранить первичные учетные документы в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Рабочий план счетов, документы учетной политики, средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, должны храниться не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (ч. 1, 2 ст. 29 Закона № 402-ФЗ, Письмо Минфина РФ от 22.07.2013 № 03-02-07/2/28610).

При определении срока хранения бюджетной отчетности необходимо руководствоваться ст. 352 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558:

  • годовая отчетность – должна храниться постоянно;
  • квартальная отчетность – пять лет;
  • месячная отчетность – один год.

В случае утраты (уничтожения) документов в результате экстремальных обстоятельств (кража, пожар, авария и др.) необходимо иметь соответствующее подтверждение: например, справку органов внутренних дел, государственного пожарного надзора.  

Заключение

Теперь в отношении органов власти, казенных, бюджетных и автономных учреждений действуют две статьи, по которым проверяющие могут привлечь к административной ответственности за «бухгалтерские» нарушения, – ст. 15.15.6 и 15.15.7 КоАП РФ. Вместо трех составов правонарушений законодатели предусмотрели десять – увеличение произошло прежде всего из-за того, что нарушения дифференцированы по степени искажения отчетности. Диапазон сумм штрафов стал шире.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Но введены и послабления. Должностным лицам во многих случаях удастся избежать ответственности. Их не накажут за чужие «бухгалтерские» ошибки и при исправлении своих.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector