Водный налог перспективы развития Советник

Объект налогообложения

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

  • забор воды из водных объектов;

  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

  • использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

  • забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

  • забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

  • забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

  • забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

  • использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

  • использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

  • использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

  • использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

  • использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

  • использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

  • особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

  • забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

  • забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

  • использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

3.2 Доходы от поступлений водного налога в федеральный бюджет в 2011 — 2013 годах

Вода является важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, который обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования. Если в своей хозяйственной деятельности предприятие пользуется водными объектами, то ему придется платить водный налог в соответствии с гл.25.2 НК РФ. Давайте рассмотрим поступления по водному налогу в федеральный бюджет.

В 2007 году доходы от поступлений по водному налогу равны 14835208,5 тыс. рублей. Это составляет 0,2 % от всех доходов, поступивших в федеральный бюджет. На рис.1 видно, что водный налог составляет незначительную часть доходов бюджета страны.

В 2008 году доходы от поступлений водного налога в бюджет были равны 13016553,6 тыс. рублей. В сравнении с 2007 годом они упали на 1818654,9 тыс. рублей или 12,26 %.  Скорее всего, это связано с тем, что стало меньше водопользователей, причем организаций – пользователей водными объектами. Таким образом, в процентном соотношении, доходы от воды в 2008 году составили 0,14 % от всего дохода федерального бюджета.

В 2009 году доходы от платы за воду составили вообще 8090541,9 тыс. рублей или 0,11 % федерального бюджета. С 2009 года доходы от платежей за воду уменьшились на 37,8 % в сравнении с 2008 годом.

На рисунке 4 нам четко видно, что с каждым годом доходы от поступлений водного налога уменьшаются. Пусть это малозначительная часть бюджета, но, тем не менее с 2007 года по 2009 год суммы поступлений уменьшились на 54,5 %.

Но в 2011 году предполагаются увеличение ставок по водному налогу в связи с чем поступления по нему немного увеличатся. Увеличение ставок связано с тем, что действующие ставки водного налога не способствуют заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации рационального водопользования, поэтому и необходима индексация ставок по водному налогу.

ПОДРОБНЕЕ:  Приказ процедурный кабинет Советник

Поступление водного налога в федеральный бюджет на 2011 год прогнозируется в сумме 6 593,2 млн. рублей (0,01% к ВВП).

Прогноз поступления водного налога на 2011 год рассчитан на основе объемов водопользования, фактически сложившихся за 2010 год, и уменьшенных на объемы водопользования по договорам, заключаемым водопользователями взамен лицензий, прекращающих свое действие в 2011 году, и ставок налога по видам водопользования, установленных в главе 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2011 года.

По сравнению с уточненной оценкой поступления водного налога за 2010 год прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета на 360,3 млн. рублей или на 5,8 процента. Предполагаемое повышение с 1 января 2011 г. ставок водного налога в 1,25 раза относительно ставок, действующих в 2010 году, обеспечит рост доходов от поступления водного налога на 1349,9 млн.

Поступление водного налога в федеральный бюджет на 2012-2013 годы прогнозируется в сумме 6 501,8 млн. рублей (0,01% к ВВП) и 8 022,0 млн. рублей (0,01% к ВВП) соответственно.

Поступление водного налога в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизится на 91,4 млн. рублей или на 1,4 процента. При этом в результате перехода водопользователей от уплаты водного налога к взиманию платы за пользование водными объектами поступление доходов в федеральный бюджет снизится на 1 190,9 млн. рублей.

Поступления водного налога в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличится на 1520,2 млн. рублей или на 23,4 процента. Повышение в 2013 году ставок водного налога относительно ставок, действующих в 2012 году, в 1,27 раза приведет к росту доходов от поступления водного налога на 1 691,4 млн. рублей, при этом переход водопользователей от уплаты водного налога к взиманию платы за пользование водными объектами уменьшит поступление доходов в федеральный бюджет на 171,2 млн. рублей.

Налоговая база

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

  • При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

  • При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

  • При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

  • При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговое законодательство — 2005 год и ближайшие перспективы

Ю.М.Лермонтов Советник налоговой службы II ранга

1) увеличена ставка
налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет с 5 до 6,5
процентов, уменьшена ставка налога на прибыль, зачисляемого в
бюджеты субъектов Федерации с 19 до 17,5 процентов. Увеличена
налоговая ставка по доходам, полученным в виде дивидендов от
российских организаций российскими организациями, до 9
процентов.

Водный налог перспективы развития Советник

2) введен порядок
взимания налога на добавленную стоимость по принципу «страна
назначения» по углеводородам, экспортируемым на территории
государств-участников СНГ, а также освобождение от обложения
налогом на добавленную стоимость товаров, экспортируемых в
Республику Белоруссия и взимание налога по товарам, ввозимым из
Республики Белоруссия;

3) увеличена базовая
ставка налога на добычу полезных ископаемых на нефть;

4) снижена базовая ставка
ЕСН с 36,6% до 26% с сохранением регрессивной шкалы
налогообложения;

5) вступила в силу
глава
«Государственная пошлина» НК РФ;

6) вступила в силу
глава
«Водный налог» НК РФ;

7) проиндексированы все
специфические ставки акцизов по подакцизным товарам.Рассмотрим подробнее эти
и другие нововведения, а также перспективы развития налогового
законодательства в ближайшей перспективе.

3.1 Перспективы развития ставок по водному налогу

Действующие ставки водного налога были установлены на основе экономических показателей функционирования водохозяйственного комплекса, приведенных к уровню 2004 года, и, несмотря на происходившие изменения экономических условий развития национальной экономики, в том числе водохозяйственного комплекса, до настоящего времени не пересматривались.

В то же время, тарифы на воду, отпускаемую потребителям, за период с 2004 года по 2009 год увеличились в 6,2 раза, что привело к существенному снижению налоговой нагрузки на экономических агентов, осуществляющих деятельность по использованию водных объектов.

ПОДРОБНЕЕ:  Какие льготы положены при рождении третьего ребенка в 2019 году — пособия и льготы многодетным семьям

Действующие ставки водного налога не способствуют заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации рационального водопользования (водоемкость производства в России в несколько раз выше в сравнении с промышленно развитыми странами). При этом объемы государственных дотаций хозяйствующим субъектам, целесообразность предоставления которых не имеет экономического обоснования, увеличиваются.

Таким образом, для приведения уровня налоговой нагрузки  пользователей водными объектами в 2011-2013 годах к уровню эффективной налоговой нагрузки 2004 года необходима индексация ставок водного налога.

В настоящее время Министерство финансов подготовило новый законопроект на 2011-2013 гг. в связи, с которым должны быть введены новые поправки в Налоговый Кодекс РФ. Нововведения предусматривают увеличение ставок по водному налогу уже с 2011 года.

Учитывая фактическую динамику изменения индекса потребительских цен за 2006-2009 годы и их прогноз на 2010-2013 годы: 1,097 (2006 год), 1,09 (2007 год), 1,141 (2008 год), 1,1166 (2009 год), 1,061 (2010 год), 1,074 (2011 год), 1,069 (2012 год), 1,065 (2013 год) ставки водного налога с 2011 года необходимо увеличить в 1,74 раза.

Однако значительное одномоментное увеличение размера ставок водного налога окажет негативное влияние на  экономическое состояние хозяйствующих субъектов и экономики Российской Федерации в целом.

В связи с этим законопроектом предусматривается поэтапная индексация  ставок водного налога: с 1 января 2011 года с учетом коэффициента 1,25 к ставкам водного налога, действующим в 2010 году, с 1 января 2012 года – с учетом коэффициента 1,26  к ставкам, действующим в  2011 году,  и с  1 января 2013 года – с учетом коэффициента 1,27 к ставкам водного налога, установленным на 2012 год.

В целях  предотвращения роста тарифов ЖКХ для населения  предлагается в 2011 году не индексировать ставки водного налога и ставки платы за пользование водными объектами  за забор (изъятие) водных ресурсов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Повышение ставок водного налога и ставок платы  за пользование водными объектами предлагается с 2012 года  в 1,26 раза и с 2013 года в 1,27 раза.

Дифференциация коэффициентов индексации ставок водного налога  и ставок платы за пользование водными объектами для различных категорий водопользователей  необходима для  более объективного отражения особенностей ведения деятельности различными категориями водопользователей, учета различий в уровне фискальной нагрузки на водопользователей, различий в уровне конкурентоспособности предприятий различных отраслей, а также  в целях недопущения роста тарифов за водопользование и водоотведение для населения.

С учетом опережающих темпов роста средних отпускных цен предприятий гидроэнергетики (за последние 3 года средние отпускные цены на электроэнергию, вырабатываемую ГЭС,  выросли в 1,3 – 2,8 раза) ставки водного налога и ставки платы за пользование водными объектами для предприятий гидроэнергетики предлагается повысить в 2,5 раза  (1,34 (2011 год), 1,36 (2012 год), 1,38 (2013 год)).

Коэффициент индексации ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами в отношении использования акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, устанавливается на уровне 10 (2,15 (2011 год), 2,16 (2012 год), 2,17 (2013 год)).

Причина – объективно низкий текущий уровень ставок. На сегодняшний день большинство водопользователей используют участки акватории, территория которых не превышает 0,1 кв. км. Плата за использование участков акватории площадью  0,1 кв.км. составляет 3-3,5  тыс.руб. в год. В условиях  существующих ставок администрирование многих договоров обходится дороже, чем размер платы, поступающей в рамках этих договоров.

Как показывал проведенный анализ, фискальная нагрузка на основные  категории водопользователей («Производство электроэнергии», «Обрабатывающие производства», «Сбор, очистка и распределение воды» -совокупные платежи этих категорий водопользователей составляет 80 % от общей  суммы платежей за водопользование, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации),  является незначительной.

Например, доля платежей за пользование водным объектом в себестоимости  производства электроэнергии в гидроэнергетике в среднем не превышает 3-4 %,  в выручке  предприятий гидроэнергетики  — не более 1,5-3%. При этом рентабельность реализации продукции предприятий гидроэнергетики находится в динамике от 52 до 115 %.

Доля платежей за пользование водным объектом в себестоимости производства электроэнергии компаниями тепловой генерации (ОГК, ТГК) варьируется в диапазоне 0,6-2,1%,  рентабельность производства электроэнергии на таких предприятиях составляет 10-14%.

Доля платежей за пользование водным объектом в себестоимости  производства обрабатывающих производств не превышает 0,4-0,5%, производственная рентабельность предприятий отрасли варьируется в диапазоне от 15,3 до 43,8%.

ПОДРОБНЕЕ:  Закон рф 231 фз Советник

Доля платежей за пользование водным объектом в себестоимости предприятий ЖКХ составляет в среднем 1-3% при среднем уровне рентабельности в отрасли 5-7%.

Таким образом, предлагаемая поэтапная индексация ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами не приведет к негативным экономическим последствиям, не скажется на снижении конкурентоспособности предприятий или росте ЖКХ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Одновременно в целях обеспечения рационального использования водных объектов  устанавливаются ставки водного налога и ставки платы за пользование водными объектами в отношении забора (изъятия) воды из водных объектов для рыбоводства (заполнения рыбоводных наливных прудов) на уровне 100 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта, соответственно, а к ставкам водного налога для водопользователей, осуществляющих учет воды, забранной из водного объекта, на основании показателей водоизмерительных приборов,  применяется  коэффициент Кп=0,95.

Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

  • при заборе воды мира;

  • при использовании акватории;

  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

  • при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

  • при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

  • с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector