Урегулирование страховых споров

Требования закона к процедуре

Досудебное урегулирование не только возможность клиенту отстоять свои права, но обязательная процедура в случае несогласия с размером выплаты по ОСАГО. С 01.09.2014 года в закон об обязательном страховании внесено требование досудебного решения споров по полисам ОСАГО. Данное требование касается всех договоров ОСАГО, заключённых после 01.09.2014 года.

Согласно статье 16. 1 исковое заявление в суд подаётся только после составления претензии и обращения с нею в страховую компанию.

Если данное требование не соблюдено клиентом, то суд на законных основаниях может дать отказ в приёме заявления. Выявление факта отсутствия досудебной претензии может стать причиной остановки уже рассматриваемого в суде дела (ст.222 ГПК).

Документ, подтверждающий попытки добровольно решить конфликт со страховой компанией, согласно ГК РФ, клиент обязан приложить к исковому заявлению в суд (ст. 132).

В связи с этим клиент, не удовлетворённый действиями компании, должен составить досудебную претензию по ОСАГО и направить её страховщикам. Практика показывает, что составление досудебной претензии – действенный способ разрешения конфликтов по ОСАГО, поскольку последующее обращение в суд приносит страховщикам ещё большие затраты по сравнению с запрошенными клиентами выплатами.

Состав пакета приложений к претензии

При наступлении страхового случая по полису ОСАГО выплата ущерба имуществу или здоровью производится на основании экспертизы, проведённой страховщиком. Не всегда размер выплат соответствует реальной стоимости нанесённого ущерба, и застрахованное лицо в этом случае может выразить собственное несогласие с расценками компании.

Строгой формы претензии по ОСАГО не существует, но определённый порядок составления и обязательное содержание есть. Документ составляется в официально-деловом стиле, без витиеватых и слишком длинных предложений, перегруженных сложными речевыми оборотами.

Претензия должна содержать следующие пункты:

  • Сведения о сторонах страхового договора, реквизитах документа и обстоятельствах его заключения.
  • Данные клиента (ФИО, адрес регистрации, паспортные данные).
  • Реквизиты для перечисления средств.
  • Подробное описание сути претензии со ссылками на нарушенные пункты договора, заключения экспертов. Эта часть претензии является наиболее важной, поэтому к её составлению нужно подойти с особенной ответственностью.
  • Обоснование суммы, указанной в претензии.
  • Требования по выплате и сроки их исполнения.
  • Изложение последствий невыполнения требований.
ПОДРОБНЕЕ:  Авария на парковке - страховой ли это случай по ОСАГО

СОВЕТ. Для того чтобы претензия была составлена с соблюдением законодательных норм целесообразно обратиться за помощью к квалифицированному юристу. Образец досудебной претензии по ОСАГО можно скачать в начале статьи.

Правильное составление текста претензии – это полдела. Чтобы соблюсти процессуальные нормы, требуется тщательно подготовить пакет прилагаемых документов. В состав пакета входят:

  • Копия паспорта.
  • Копии документов на авто.
  • Справка с ДТП ( или извещение о ДТП при оформлении без ГИБДД).
  • Постановление о нарушении.
  • Медсправка об ущербе здоровью.
  • Заключение трассологической экспертизы плюс квитанция на оплату.
  • Реквизиты счёта для взыскания денежных средств.

досудебные формы урегулирования страховых споров

В случае последующей подачи искового заявления в суд пакет приложения к нему идентичен.

ВАЖНО. Проведение независимой экспертизы и выдача ею заключения, соответствующего требованиям Центробанка РФ – обязательное условие подачи претензии страховой компании. Если этого документа в пакете нет, страховщики на законных основаниях оставляют досудебную претензию по ОСАГО без рассмотрения.

Сегодня для общеобязательной автогражданки направление досудебной претензии является обязательным шагом. Для урегулирования конфликта по договору КАСКО и другим видам имущественного страхования направить претензию тоже не помешает, это увеличит шансы разрешить вопрос мирным путем.

Обычному гражданину очень сложно разобраться во всех законодательных нормах и даже если это ему под силу, то противостоять опытным юристам в суде сможет не каждый. Разрешение споров со страховыми компаниями желательно проводить при помощи юриста.

Опытный юрист составит документы по всем правилам. Специалист знает, как нужно себя вести на основании судебной практики. Кроме всего, расходы, которые страхователь понес на выяснение вопроса в суде должен будет возместить страховщик.

В суде в ходе рассмотрения дела стороны могут договориться о мирном разрешении конфликта, на это отводится месяц после проведения первого заседания. При достижении мирного соглашения дело будет закрыто.

Порядок выплат должен быть зафиксирован в отдельном документе. Переговоры об урегулировании конфликта должен вести юрист, он также должен будет проследить за тем как страхователь выполняет обязательства.

Состав пакета приложений к претензии

Данное письмо лучше писать на специально отпечатанных бланках, но при их отсутствии допускается и произвольная письменная форма.

Претензия состоит из нескольких частей:

  • «Шапка», содержащая основные сведения о страхователе (паспортные данные, адрес, контакты и пр.) Там же рекомендуется сделать отметку о наличии копий, отправленных в надзорные органы.
  • Описательная часть. В ней содержится четкое описание всех действий страхователя, предпринятых с момента совершения ДТП. В этой части необходимо указать ссылки на законодательные нормы, регулирующие данную отрасль правоотношений.
  • Суть требований, предъявляемых к страховой компании. Обычно они заключаются в выплате всей суммы компенсации, причитающейся страхователю или доплате недостающей.
  • Намерения потерпевшей стороны в случае отклонения заявленных претензий. Обычно это обращение в суд с просьбой о выплате положенной компенсации и пени, за халатное исполнение СК своих обязательств.
  • Перечень документов, прилагаемых к претензионному письму:
    • заключение независимого эксперта о сумме причиненного ущерба имуществу страхователя;
    • квитанция, подтверждающая факт оплаты услуг эксперта;
    • номер банковского счета страхователя.
ПОДРОБНЕЕ:  Страховая часть трудовой пенсии по старости

Стоит помнить, что заключение, данное независимым экспертом о сумме нанесенного ущерба, является одной из главных частей претензионного письма. В случае его отсутствия, страховщик вправе вообще оставить претензию без рассмотрения.

Решение споров со страховой компанией в суде

Становление института финансового уполномоченного в Российской ...

Помимо претензионного письма положительного результата можно добиться путем обращения в надзорные органы ‒ ЦБ, РСА, а также Роспотребнадзор.

ЦБ в данном случае исполняет функцию страхового надзора. ЦБ принимает любые жалобы, касающиеся страховых споров. Так как этот орган выдает лицензии на осуществление страховой деятельности, то его влияние на подобные организации чрезвычайно велико.

В вопросах, когда страховая компания преднамеренно нарушает права клиента нужна грамотная правовая помощь. Страховщик может обещать рассмотреть претензию и затягивать сроки только ради того, чтобы истек исковый срок давности по делу.

Сроки ответа страховой компании

На рассмотрение претензии по ОСАГО законодательные нормы отводят 5 рабочих дней. В данные сроки претензия удовлетворяется или отклоняется, но только путём направления в адрес заявителя ответного письма.

При нарушении сроков ответа со страховой компании в процессе последующего судебного разбирательства можно потребовать уплаты неустойки в размере половины разницы сумм выплаченной и требуемой компенсации. Взыскание этих средств возможно только в случае решения суда в пользу клиента.

СПРАВКА. Клиент, не удовлетворённый ответом страховщиков на досудебную претензию может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, Центробанк и РСА.

По заявлениям граждан данные организации обязаны проверить обстоятельства дела и дать оценку действиям страховой компании. Дело в этом случае может разрешиться в пользу клиента ещё до обращения в суд.

Контролирующие организации имеют право лишить страховую компанию лицензии в случае выявление нарушений ими законодательных норм, поэтому обращение к ним является действенной мерой.


Уверенный в своей правоте клиент страховой компании имеет право добиваться возмещения причинённого ему ущерба всеми описанными путями. Но по закону начать он должен с подачи досудебной претензии по ОСАГО непосредственно к компании, с которой у него заключён договор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector