Грязнова А.Г. Финансы Фонд социального страхования Российской Федерации, его значение.

Социальное страхование и его роль в реализации государственных социальных гарантий

Прошедший век ознаменовался большими преобразованиями в социальной сфере. Развитие экономики, появление новых технологий способствовали росту рисков (потеря трудоспособности в результате травм, заболевания, безработица).

Важно заметить, что одновременно с индивидуальными способами защиты от таких рисков на базе договоров личного страхования, индивидуальных накоплений и благотворительной деятельности религиозных организаций, государство постепенно начало брать на себя обязанность по гарантии компенсации последствий данных рисков.

Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его функционирования

Материал опубликован на http://зачётка. рф.

Пенсионный фонд Российской Федерации будет государственным социальным внебюджетным фондом, средства кᴏᴛᴏᴩого не входят в состав федерального бюджета, не могут использоваться на другие цели и изъятию не подлежат.

Фонд социального страхования Российской Федерации, его значение

Фонд социального страхования Российской Федерации — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей (ст. 143 БК РФ).

Следует подчеркнуть, что за счет средств данного фонда финансируется только часть рисков государственного социального страхования. Пенсионное и медицинское страхование, являющиеся частью социального страхования, осуществляются за счет средств других социальных внебюджетных фондов.

История создания Фонда социального страхования Российской Федерации, как и история Пенсионного фонда Российской Федерации, берет ϲʙᴏе начало в 1991 г., когда из состава Бюджета социального страхования СССР, являвшегося составной частью Государственного бюджета СССР, были выделены Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Сегодня через Фонд социального страхования Российской Федерации проводится два вида социального страхования: социальное страхование на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти, а также социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Первый из названных видов социального страхования на данный момент законодательно полностью не оформлен, выплаты по нему регламентируется разрозненными правовыми актами, включая Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 № 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию».

Страховое обеспечение в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определено Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Основными правовыми актами, регулирующими формирование доходной части Фонда социального страхования Российской Федерации будут Налоговый кодекс Российской Федерации , а также ежегодно принимаемый федеральный закон о тарифах страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

ПОДРОБНЕЕ:  Как страховая компания проверяет страховой случай

Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются в форме федерального закона. С 2003 г. показатели бюджета ϶ᴛᴏго Фонда, как и других внебюджетных фондов, разрабатываются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Доходы Фонда социального страхования Российской Федерации.

С 2001 г. доходная часть Фонда формируется посредством следующих поступлений:

  • отчислений от единого социального налога;
  • отчислений от сельхозналога;
  • отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;
  • отчислений от единого налога на вмененный доход;
  • страховых взносов субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • средств федерального бюджета для покрытия расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим в результате радиационных аварий и их последствий, а также в других установленных законодательством случаях;
  • доходов от размещения временно ϲʙᴏбодных средств Фонда;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • прочих поступлений.

Таблица 15.3

Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, их формирование и использовани

Основное назначение территориальных фондов обязательного медицинского страхования — финансовое обеспечение программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системы на базе выравнивания условий финансирования территориальных программ и для финансирования отдельных мероприятий в области обязательного медицинского страхования.

В бюджетном законодательстве фонды обязательного медицинского страхования определены как денежные фонды, в то время как в Законе РФ «О медицинском страховании граждан

Российской Федерации» Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования определяются как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования как учреждения осуществляется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с его Уставом, территориальных фондов — в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с положениями о фондах, утвержденными исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

К правовым актам, регулирующим формирование и использование фондов обязательного медицинского страхования (так же, как и других внебюджетных фондов), ᴏᴛʜᴏϲᴙтся Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, законодательство и подзаконные акты в области здравоохранения и медицинского страхования, законы о бюджетах ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих фондов и их исполнении.

Доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

ПОДРОБНЕЕ:  Что такое страховой стаж для пенсии?

Доходная часть Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 2001 г. формируется за счет:

  • отчислений от единого социального налога;
  • отчислений от единого налога при упрощенной системе налогообложения;
  • отчислений от сельхозналога;
  • отчислений от единого налога на вмененный доход;
  • доходов от размещения временно ϲʙᴏбодных средств Фонда и нормированного запаса;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц.

Поступление единого социального налога будет основным видом доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования (например, в 2004 г. — 96,8% общей суммы доходов). Порядок расчета сумм единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, аналогичен порядку, применяемому для Пенсионного фонда Российской Федерации.

С 2005 г. основная ставка единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, изменена с 0,2% до 0,8%.
.


Относительно небольшой удельный вес в доходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования (менее 1%) занимают доходы от размещения временно ϲʙᴏбодных денежных средств и нормированного страхового запаса. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Уставом ϶ᴛᴏго Фонда временно ϲʙᴏбодные средства размещаются в банковские депозиты и высоколиквидные государственные ценные бумаги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector